Leo Nocturchenko (__nocturne) wrote,
Leo Nocturchenko
__nocturne

Пять дней в Полесье, часть 2


День третий. Упщенная Селезовка.

Маршрут уже предполагался совсем не таким, как мы планировали изначально - в Селезовку мы все так же хотели заехать, но уже не пробираться сквозь сеть каналов, а по нормальной, как нам сказали лесники, дороге через Кованку. И так же из Селезовки - назад. В виду того, какие мы встречали болота и лесные дороги, кусочек пути под Белорусью в густых лесах и по слабопросматриваемым дорогам мы решили не ехать.

Сожженому селу Перга. В годы войны
Photobucket


Выдвинулись на час раньше чем прошлый день, проехали Пергу назад, свернули на Кованку. Дорога сначала была укатанной, потом по мере ухода в лес становилась все менее проезжей. Но под низом просматривалась мощеная каменная дорога, только временами уходила под песок или просто терялась. И лужи-лужи, большие рыжие лужи, которые обходить пешком часто приходилось. На многих поворотах стоят шлакбаумы с надписью “КОШКИ”. Позже я еще вычитал что ямы, засыпанные песком на этой дороге - это ничто иное как воронки от бомбежки. По этой дороге во времена вов - возили обозы с припасами и их бомбили. Дальше дорога совсем перешла в небольшую насыпь, по обоим сторонам которой - обширные открытые болота. Прямо как Гиблые Болота Мордора. Такой вот край - взять равнинный Крым, добавить немного Мордора, и вуаля - Полесье.


Ну чай же!
Photobucket

Дорожка сквозь болота
Photobucket

К краям приподнятой на насыпи дороги вплотную подходят болота
Photobucket

Photobucket

И снова брусчатка сквозь лес. И таких дорог не мало
Photobucket


И вот наконец нам открылось зеркало воды Дедового озера - погода ясная, озеро выглядело ярко синим. Проехали по дамбе вдоль него и выехали к мосту и сливу - небольшая деревянная плотина под мостом. Все это выглядело очень красиво, вода правда была все-таки чайного цвета, если смотреть вблизи. Проехали чуточку дальше - там был столик с лавками. Оставили велии там, а сами пошли к плотине. Соблазн скупаться перевесил и я полез в воду. Она оказалась намного теплее чем мы предполагали, потому накупались мы в доволь, Димону даже понырять удалось. Накупавшись, немного перекусили снова окунулись.


Мост и деревянная дамба под ним
Photobucket

Photobucket

Photobucket

Я в чае
Photobucket

Димон в чае
Photobucket

Димон ныряет в чай
Photobucket


Жалко уезжать из этого места, но путь есть путь - собрались, поехали. На Кованку от Дедового озера дорога была намного лучше и проезжей - похоже на него ездят именно по этой дороге. Кованка оказалась очень милым уединенным селом, окруженным лесом со всех сторон. А дорога к ней, ведущая от поворота главной дороги вдоль Словечанско-Овручского кряжа на Селезовку - была чем-то ужасным. Это мощеная плохо укатанная дорога из красного булыжника, обочины которой были глубоким зыбким песком. Т.е. ехать можно только по самой брусчатке... На хардтейле, да еще и с до упора накачанным задним колесом (не догадался приспустить .( ) - это было неприятно. Очень неприятно. Задницу отбил, точнее даже натер - надолго, еще два дня вспоминал потом. Димону на двухподвесе кажется было полегче.


Кованка. Уединенное в лесу село. Скромное и аккуратное, но совсем не заброшенное
Photobucket

Та самая дорога. С брусчатки не свернуть - по краям зыбучие пески. Теперь я лучше понимаю гонку Paris–Roubaix
Photobucket


И вот он, поворот на Селезовку. И вроде асфальт! Я уже зарекся ехать на Селезовку, если туда будет такая каменная дорога. Подъезжаем к лесопилке какой-то, и асфальт сворачивает к ней, а дальше - она, брусчатка... Решительность покинула меня - до Селезовки километров 30 еще, и по такой дороге их ехать - было бы насилием над собственным организмом. Свернули назад, сразу на кряж (как мы узнали позже - это была ошибка, брусчатка там шла недолго, а за ней - укатанная сыпуха).

Вдоль Кряжа - дорога отличная, ровная, машин мало. Сел несчесть - они там одно за другим идут. Мчимся-мчимся, понимаем что до Овруча долетим легко. Тут же приходит идея сразу и поселиться в Овруче на 2 ночи - чтобы четвертый день покатать налегке, оставив вещи в мотеле.


По краям дороги - райские пейзажи. В дереве что на заднем плане - немного виднеется такой же улей, как ранее
Photobucket

Photobucket

Кругом большое количество лошадей, встречается и молодняк
Photobucket

Трактор очевидно самодельный. Я вижу это по выражению лица водителя
Photobucket

А это уже не трактор, но не хуже
Photobucket

Деревянная церковь. Старенькая. Совсем рядом выстроена новая, тоже деревянная, но взгляд она не так радует
Photobucket

Такие украшенные кресты - перед каждым селом. И все они немного различаются - от самого креста, до стиля завязывания ленточек
Photobucket

Димон подтягивается - кажется мы сейчас сделаем питстоп для заливания смазки в цепь - после песка всю вымыло
Photobucket

Оглядывается на димона, наверное лайкра понравилась
Photobucket

Еще церковь. Хоть и не видно, но думаю что она тоже деревянная. Кирпичные здесь только советские постройки, а церкви совок тут бы не строил
Photobucket

Словечное!
Photobucket

Дальше так дорога и шла - только таблички сел и мелькали
Photobucket

Photobucket

Photobucket


Прикатили в Овруч, поехали селиться в мини-отель “Панская Хата”, который был за овручем в паре километров в селе Дубовый Гай. Поселились без проблем.


Photobucket


Пройдено: 88км

День четвертый. На легке.

Выкатились и поехали исследовать села в глубине под Беларусью. Среди них были Мочульня, Кораки, Заболоть, Нижняя Рудня, Средняя Рудня и Верхняя Рудня, а также Козули и много других - проще смотреть на карте 4-й день. Некоторые села почти полностью заброшены, некторые нет, но во всех дома исключительно деревянные - ровные, со свежей покраской, или же покосившееся ветхие. В одной из деревень, кажется это была Верхняя Рудня, остановились около заборчика, который оказался забором очень старого кладбища с небольшими деревянными крестами - мы таких больше не видели нигде. Там же из развалин напротив кладбища послышалось мявчание чего-то кошачьего. Я взял кусок хлеба с целью покормить. Но котенок-подросток, который собственно вопил - оказался диким, и не подпускал ближе метров 5-ти. Хлеб положил, ушел. Послышались петухи - значит в деревне кто-то еще остался, и у кота есть шансы выжить. Это хорошо, а то я уж думал что его бросили, и придется забирать его до Овруча и в Харьков .)

Еще нас останавливали пограничники на уазике - т.к. до Белорусии оствалось пара километров и дороги патрулировались. Погранцы были предельно вежливы, расспросили кто мы и чего тут катаемся, попросили документы - а паспорта мы предусмотрительно захватили с собой. А дальше их расспрашивал уже Димон. Выспросил про дороги впереди, убедился что впереди есть выезд обратно на дорогу по Кряжу (и мы можем сделать кольцо, а не вернуться той же дорогой), а таке спросил про Селезовку - и вот тут мы и узнали что брусчатки я испугался зря - она была не долго, до первого села в сторону Селезовки. А дальше - укатанная сыпуха, как та по которой мы ехали в данный момент.

В остальном, дорогу по этим деревням лучше просто посмотреть на фото.


Где-то в тех краях, ближе к цивилизации
Photobucket

Дорога после поворота с трассы по кряжу по указателю на Слободу. Ровный асфальт, густой хвойный лес вокруг.
Photobucket

Этих милых тварей кругом было пруд-пруди. Часто с ними сталкивались прямо на ходу
Photobucket

Между лесами и болотами мелькали так же лужайки, иногда просто одуванчиковые
Photobucket

Какой-то дом, красивый, не заброшенный
Photobucket

Другой дом, не менее красивый
Photobucket

Канал. Мост через него совмещен с регуривовочным шлюзом. Бывшим, сейчас створки заварены
Photobucket

Пёсик волчьей наружности. Когда протянул к нему руку - испугался и убежал. Никто на любит людей в лайкре.
Photobucket

Симпатичные домики не перестают появляться, а я не устаю их фоткать
Photobucket

Еще один канал
Photobucket

И, угадайте что? Еще один домик!
Photobucket

Некоторые указатели соответствуют состоянию самого села
Photobucket

Свобода выбора
Photobucket

А болота - все так же на месте, то тут, то там встречаются
Photobucket

Воззвание к лосям. И глухарям
Photobucket

Велосипед - основной после лошади транспорт в отдаленных селах
Photobucket

Несколько фоток со смарта Димона, где видно мою бородатую рожу
Photobucket

Photobucket

Photobucket

Дорога пустынная, мы не встретили ни одной машины кроме пограничников на ней
Photobucket


Моя натертая в прошлый день задница не давала в полной мере насладиться ездой, педалировать сидя - было тяжело, особенно тут, на хреновой дороге с множеством ямок и участков “стиральной доски”. Но после выезда на “трассу” по кряжу - стало намного легче. Мы втопили по полной и промчали весь его почти за час, скорость редко падала ниже 30. В мотеле оказались еще до захода солнца, хотя думали что может уже по темноте придется доезжать.

Пройдено: 122км

День пятый. Возвращаемся.

Крепко покушали в ресторанчике при мотеле и выехали на Овруч чтобы дальше ехать на Коростень. По пути планировали еще пару крюков чтобы не бывло слишком быстро. На выезде из Овруча увидели его основную христианскую достопримечательность - Васильевскую церковь.


Photobucket

Photobucket


Дальше трасса на Коростень, более-менее ровная, но по кряжу сельская дорога - все-равно лучше была .)


Еще канал и стенд с картой таких болото-осушительных каналов. Такой стенд попадался и раньше, намного дальше от цивилизации, но сфотографировать тогда не успел
Photobucket

Школа в одном из сел межны Овручем и Коростенем
Photobucket


Свернули чтобы навестить Повч и Рудню Повчанскую. Повч - совсем быстро - примчал в него, немного заправились в магазине, умчались.


Колокола из газовых баллонов
Photobucket


В Рудне Повчанской - зависли на речке Жерев. Подумали скупаться - а она мелкая оказалась, можно вброд перейти, не намочив плавки. Освежившись хоть так, выехали через еще один карьер, обратно на трассу. Дальше до Коростеня - рукой подать.


Речка Жерев
Photobucket

Последний карьер
Photobucket

Что тут символизирует ракета - я теряюсь в догадках
Photobucket

Нам туда
Photobucket

Но т.к. времени еще много - еще крюков поделали, по газопроводу поездили, вон какой его выход наружу нашли
Photobucket

В Коростене - самое интересное место - парк Остовского. Он вокруг ущелья с рекой Уж. У воды в ущелье - стоит памятник Ольге. А вверху над ним, огромный памятник князю Малу. Примечательно что они так соседствуют в парке, учитывая историю: князь древлян, Мал отказал Игорю платить дань, восстал против него и убил. Потом он посватался к Ольге, а та кровожадно разделалась с послами и самим Малом, после чего приехала в тогдашний Искоростень и тут еще раз устроила расправу над древлянами. А теперь так мирненько стоят статуями.


Это еще не парк Островского, это рядом, парк Победы, на той же речке - Уж
Photobucket

Все еще парк Победы, и река Уж
Photobucket

А вот это уже парк Островского
Photobucket

Князь Мал - наверху
Photobucket

Видит Мал вот что
Photobucket

А под ним в самом низу у реки - Ольга
Photobucket


Пройдено: 93км


Вот пожалуй и все. Недостаточно раскрытыми могли остаться некоторые ощущения и наблюдения, не привязанные к конкретному месту. Так, по всему Полесью очень развит гужевой транспорт использование лошадей в сельском хозяйстве. То тут, то там - на лошадях пахали, удобряли. Поля выглядят не так как наши - у нас огромное поле, которое бороздит одинокй трактор ХТЗ, а там - все поля мелкие, и на них всегда много людей и одна лошадь с плугом или повозкой, или же очень маленький почти игрушечный тракторец. И несколько человек, находящиеся на поле - чем-то заняты: кто что-то сажает что-то за лошадью/тракторцом, кто разбрасывает навоз с телеги - мимо полей проезжаешь и ощущение что работа кипит. В селах, которые поживее - куча детей, они живут там, они катаются на великах - наверное поголовно, некоторые здороваются с тобой, проходя мимо. Помимо совсем близких к Овручу окраин - деревни выглядят приятно и дружелюбно, никаких крутых хатынок, источающих пафос и неуважение к окружающим - все аккуратненько приветлево. Никаких бетонных-кирпичных заборов: где надо - деревянные изгороди, если надо охранять - могут быть с элементами колючей проволоки. И все это в бескрайних лесах, уходящих куда-то в Белоруссию. Восновном леса хвойные, с элементами березок. Березок больше там где болот больше.


В результате путь выглядит так. Он нанесен примерно, т.к. мой gps трекер скончался, несмотря на приличный запас батареек к нему (это был holux m241 - остерегайтесь). Всего накатали около 435 км. Велокомпы считали по-разному - у Димона накрутило больше, у меня - меньше, в этом отчете цифры по моему велокомпу.
Tags: вело, карты, полесье, путешествия, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments