MIxa (__mixa__) wrote,
MIxa
__mixa__

Category:
  • Music:

Радиоспоттинг

Радио-(он же радар-)споттингом нынче не занимаются только самые ленивые. Они открывают небезызвестный flightradar24.com и часами наблюдают движуху самолётов по карте. Более продвинутые покупают ADS-B приёмники, ставят себе антенны и ловят сами, и даже сливают данные на флайтрадар.
Вообще, если говорить именно про ADS-B, мне куда больше нравится radarbox24.com - там как-то и данных побольше, и в целом сайт лично у меня в браузере побыстрее работает.
Но не ADS-B единым, что называется. Самолёты излучают в эфир кучу радиоволн на разных диапазонах. В некоторых из них даже содержится полезная информация. Здесь я расскажу о двух куда более небанальных, чем ADS-B, способах радиоспоттинга, которые, судя по дрочерским статьям и форумам, соответствующий контингент практически не знает. Disclaimer: данным постом я не пытаюсь повысить своё ЧСВ.
Всем прекрасно известен авиационный голосовой диапазон 118-136 МГц. Однако в этом диапазоне можно не только слушать голоса, но и принимать цифровые данные, отправляемые в сети ACARS. Эта система использует авиационный диапазон и по факту обычную АМ модуляцию (поэтому для приёма подойдёт любой приёмник авиационного диапазона) для организации низкоскоростного цифрового канала связи между самолётом и наземными службами. По факту там передаются флайт-планы, информация о загрузке, метеоинформация. Всё это используется (в цивилизованных странах, конечно же) для общения между бортом и аэронавигационными службами/центром управления полётами авиакомпании. Кроме того, частично дублируется то, что передаётся в ADS-B, т.е. позиция, скорость, курс, высота полёта и т.п.
Для приёма ACARS я использую свой Tecsun PL-660, а в качестве программы-декодера мне крайне понравилась KG-ACARS. Данный софт написан японцем и работает по принципу "сделай сам", т.е. все данные для красивого вывода необходимо подавать самостоятельно. Т.е. все регистрации, типы самолётов, маршруты полётов рейсов, ассоциации регистрации самолёта с А/К и типом и т.п. надо делать вручную. Карту также нужно загружать вручную. Зато на выходе мы имеем огромную гибкость, да и в целом работать с программой одно удовольствие (лично для меня). Вот как это выглядит:

Как я уже говорил, программа написана японцем и для японцев же предназначена, поэтому интерфейс в английской версии винды отображается вопросиками. Обсуждать как это фиксится я тут не буду - в инете достаточно мануалов на этот счёт.
В окне справа внизу - принятые сообщения. Сообщения передаются как наземными станциями, так и бортами. В данном случае борт запрашивает погоду, а станция ему её передаёт.
Есть однако в KG-ACARS одна проблема, которая некоторых может раздосадовать. Для графического отображения пути самолёта она хочет чтобы борт передавал данные в каком-то особом формате. На картинке видно, что за без малого 4 часа наблюдения надо мной пролетел только один борт, который посылал данные в "правильном" формате, поэтому кучи треков там нет. Хотя совершенно ясно видно, что борты, в общем-то, информацию о своём местоположении отправляют: в окне с сообщениями чётко видно сообщение от B-6073 с координатами, скоростью, эшелоном, курсом, скоростью встречного ветра, температурой и т.д. Просто программа не умеет использовать эту информацию. Есть мнение, что если сильно хочется графических треков, то лучше будет юзать PlanePlotter, но я не проверял как он работает с ACARS. Возможно, он бы рисовал всё.
Конечно, пролетающие над нами борты - это хорошо. Однако хочется заглянуть и за пределы зоны прямой видимости. И на этот случай у самолётов так же есть "решение" - HFDL. Если говорить кратко и без задротств по поводу технических различий - это такая тонкая разновидность ACARS, только работающая на коротких волнах. А короткие волны, как мы знаем, могут распространятся очень далеко без особых усилий. Что нам и нужно. Собственно, факт: всего 15 (16, по некоторым данным) станций HFDL достаточно для покрытия этим типом связи всего земного шара. В то же время, станций ACARS нужно значительно больше: УВЧ сигнал распространяется только в зоне прямой видимости наземной станции и антенны, а это - километров 500-600, в зависимости от рельефа, погодных условий и высоты полёта.
Само-собой, что для приёма HFDL нужен коротковолновый приёмник, причём обязательно с поддержкой SSB. Раньше им у меня был тот же Tecsun, недавно я попробовал Icom для этих целей (что, собственно, и сподвигло меня на написание этого поста). Далее нам понадобится декодер сообщений. Перебрав несколько вариантов, я остановился на платном PC-HFDL. Пробовал также небезызвестный в радиолюбительской среде MultiPSK (декодер большого количества цифровых видов связи "для всего"), но "не осилил", что называется. Также плюсом PC-HFDL является тот факт, что его можно состыковать (через костыли, но можно) с PlanePlotter'ом. Что и было сделано. Конечно, разочаровывает тот факт, что обе софтины - платные. Но ничего не поделать, такова участь радиоспоттера по непопулярным диапазонам.
А теперь позитивный момент. Многие заметили, что на флайтрадаре Китай практически не покрыт. Хотя совершенно очевидно, что траффик там достаточно интенсивный, посмотреть его не представляется возможным. Для ADS-B приёмников. Для HFDL такой проблемы за счёт распространения коротких волн нет. Поэтому "судите сами":

Скриншот PlanePlotter + PC-HFDL за несколько часов работы. Серые следы за самолётами - их треки. Окно PC-HFDL особо ничем не примечательно, показано просто до кучи. Единственное что, истинного радиолюбителя порадует спектр сигнала сверху и разделители, показывающие таймслоты (для избежания коллизий в системе используется мультиплексирование по времени, наземная станция назначает каждому борту временной слот, в который ему следует передавать данные). Сразу говорю, что достоверные данные тут только по позиции и рейсу. Регистрации некорректны. Хотя в пакете с данными регистрация передаётся (ясно видно B-6596 в окне PC-HFDL, например), PlanePlotter в расчёт их не берёт (не умеет?) и вместо этого расставляет регистрации только по одним ему ведомым принципам. И видимо из-за необратимого наличия ошибок в принятых данных (на КВ всё же помех побольше будет, чем на УКВ), у нас возникают глупые регистрации типа RA-200734, как на картинке.
PlanePlotter также ведёт список бортов. Вот, например, я недавно радиоспоттил на айком:

Вот в этом случае некоторым регистрациям вполне даже можно верить. Допустим, я вполне готов поверить, что рейс SIA637 выполняется бортом 9V-SKM. Однако в то, что ANA966 выполняется RA-58659 - увольте. Идея в том, что данные тут на уровне "доверяй, но проверяй". Вообще да, интересно, что PlanePlotter в области испорченных регистраций тянет именно на RA- :)
Скорость, кстати, рассчитывается самим PlanePlotter'ом, равно как и курс.
Но что именно значит "дальность" в случае с HFDL? А вот что:

Да, тут нет никакой ошибки. Я действительно принимал борт, находившийся в 2000 км от меня. Спасибо коротким волнам и тому, что называется "прохождением" в радиолюбительской среде за это. Конечно, у меня есть более-менее, но коротковолновая антенна. Часть успеха в т.ч. и в её заслугах.
Чтобы не было никаких сомнений, открываем тот же самый флайтрадарчик и видим там:

Иными словами, самолёт действительно существует. И находится именно там. Однако его наличие на флайтрадаре - заслуга Федерального авиационного агентства США, в то время как я принимаю этот борт самостоятельно, на своё оборудование. И весьма успешно. И именно в этом и заключается прелесть HFDL споттинга лично для меня.
Кстати, "внимательный читатель заметил" ©, что картинка со скриншотом KG-ACARS сделана была ещё в январе прошлого года. Да, это именно столько я хотел написать этот пост.
Интересующиеся вопросом могут всю техническую информацию (частоты и т.д.) найти в интернетах. Здесь она (почти) не приводится намеренно.
Также я должен сказать отдельно очевидную вещь: ACARS и HFDL оборудованием оснащён не каждый самолёт. Ситуация примерно та же, что и с ADS-B транспондерами.
Tags: aviation, computer, how to, radio, review, spotting
Subscribe

  • Seiko SGEH42P1

    В конце января в моей жизни произошло важное изменение: после где-то десятилетнего перерыва я решил снова начать носить часы. Всю школу и большую…

  • #FR24NerdMode

    Неаккуратный выбор номеров рейсов и в итоге два рейса с одинаковым номером на растоянии менее тысячи километров. Ещё часто можно видеть…

  • Про новый Top Gear

    Я специально не стал ничего писать когда это мероприятие только началось дабы не быть предвзятым. Хотел дать новой команде полноценно показать себя и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Seiko SGEH42P1

    В конце января в моей жизни произошло важное изменение: после где-то десятилетнего перерыва я решил снова начать носить часы. Всю школу и большую…

  • #FR24NerdMode

    Неаккуратный выбор номеров рейсов и в итоге два рейса с одинаковым номером на растоянии менее тысячи километров. Ещё часто можно видеть…

  • Про новый Top Gear

    Я специально не стал ничего писать когда это мероприятие только началось дабы не быть предвзятым. Хотел дать новой команде полноценно показать себя и…