Const (__const__) wrote,
Const
__const__

Categories:

О жёлтой прессе и обидчивых жёлтых журналистах

В сообществе ufa давеча было напечатано объявление в рамках обсуждения которого я имел дискуссию с господином igors на тему «что есть жёлтая пресса и относится-ли к данному зоологическому виду газета КП».


Начнём с того, что сей господин снисходительно поименовал меня молодым человеком, который не имеет образования журналиста и потому не может судить о желтизне прессы... Возраст оставим в стороне (хотя я и постарше оппонента буду раза в полтора), а вот о желтизне охота поговорить.

Поговорить здесь, потому что ветвь дискуссии нашей оппонент заморозил, не дав мне под конец возразить. Поступочек мелкий, но интернет тем и хорош, что в нём все свободны.

Итак, в рамках дискуссии и предпринял небольшой поиск в сети. И что я нашёл о жёлтой прессе?

«Жёлтая пресса» — обозначение прессы, специализирующейся на слухах, сенсациях, скандалах, сплетнях.


Yellow journalism is a pejorative reference to journalism that features scandal-mongering, sensationalism, jingoism or other unethical or unprofessional practices by news media organizations or individual journalists.


Характерным признаком «желтой» прессы является специфика ее взаимодействия с аудиторией. Качественная пресса позиционирует себя по отношению к своему читателю как издание, побуждающее к соразмышлению и осмыслению сущностных процессов, протекающих в современной действительности. Массовая пресса ориентируется на описание максимально актуальных социально-бытовых проблем, доступных для понимания массовой аудиторией. «Желтая» пресса ориентируется прежде всего на читателя, которому нужно дать развлекательную информацию, не приглашая к соразмышлению. Взаимоотношения между адресатом и адресантом в «желтой» прессе непаритетны: автор не идентифицирует себя с читателем, он предлагает ему игру, исходя из собственных представлений о том, что нужно этому читателю. При этом уровень авторского представления об аудитории невысок.

...

1. Одной из характеристик рассматриваемого феномена является эпатирующее освещение табуированной тематики. Оно заключается в отказе от неприкосновенности любых, даже самых скрытых от публичного обсуждения сфер человеческого бытия.
...«желтая» пресса проявляет чрезмерный интерес к личной жизни людей, оказавшихся в центре общественного внимания.

...

2. Сенсационность является не менее важной чертой «желтой» прессы. Она проявляется в предварительной установке на существование из ряда вон выходящего события, нарушающего эмоциональное равновесие читателя в сторону как положительных, так и отрицательных эмоций.

...

Рано или поздно желание массовых изданий писать о сенсациях вступает в противоречие с ограниченным наличием «волнующих фактов» в реальной действительности. В процессе поиска решения данной проблемы «желтая» пресса пришла к практике обращения не только и не столько к реальным, сколько к ложным сенсациям (сообщениям об ошеломляющих фактах, не имевших места в действительности), которые обладают дезинформационной основой, неправомерно высокой степенью субъективности, «мономерностью».

...

4. Одним из ядерных элементов системы «желтой» прессы является превалирование визуальной составляющей над текстовой. Визуализация является общей тенденцией всех мировых СМИ, однако в качественных изданиях иллюстративный ряд органично дополняет текстовые материалы. В «желтой» прессе наблюдается экспансия «ярких» оформительских элементов: цвета, иллюстраций, заголовков. Именно «желтые» издания первыми в истории журналистики стали экспериментировать с этими аспектами и прежде всего с цветом, который призван выполнять две функции: во-первых, сигнализировать о значимости конкретных материалов газеты, призванных продать номер, а, во-вторых, визуально выделять саму газету среди себе подобных.

...

В зависимости от наличия типоформирующих признаков и черт, обуславливающих структуру издания, в массиве «желтой» прессы можно выделить определенные разновидности изданий по мере убывания качества анализа действительности. Это:

1. «Промежуточные» издания, которые тяготеют к качественным газетам, но имеют в наличии некоторые основные черты «желтых».

2. Бульварные издания, которые содержат в основном все черты «желтых» изданий. Они более банальны по содержанию, если сравнивать их с качественными, и более «меркантильны», чем «промежуточные».

3. Собственно «желтые». Газеты, которые имеют в наличии все основные типоформирующие особенности, отмеченные выше. Отличаются ярко выраженным пафосом гедонизма, сенсационности и откровенной вульгарности.

4. Полупорнографические и порнографические издания (для них характерно сохранение всех наличествующих черт предыдущих модификаций, но с уклоном в сторону освещения девиантных половых отношений).


Итак, какие выводы я делаю из столь пространных цитат?

1) Мой оппонент во всех своих опровержениях только подтверждал желтизну КП

2) В соответствии с приведённой в конце исследования Евгения Сазонова классификацией я склоняюсь к мысли, что КП скорее ещё не жёлтая пресса (прав ВВП!).. Это нормальное бульварное издание находящееся на этапе пути от пункта 1 классификации к пункту 3.

3) Такой вывод вынуждает меня извиниться перед Игорем. Я был неправ: КП пока ещё не совсем жёлтая газета.
Tags: вольная тема
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment