Аэн (__aen__) wrote,
Аэн
__aen__

6-13 июня, поездка на Алтай

С пятого по тринадцатое июня ездил на Алтай. Фото выложил на яндекс-фотки, вот ссылка на то, что получилось, привязанное к карте: https://fotki.yandex.ru/users/nefedov-aen/map/link/album/483892
Для того, чтобы привязать фотки, почти всю дорогу писал трек со смартфона, а потом расставил геотеги на фото программой geosetter.
А это то же самое в виде альбома:

Ехали на трёх машинах, всего было 18 человек, из них семеро детей. Главной целью была долина Чулышмана. В 1988 году мы с родителями ходили в пеший поход примерно в этих краях, и тогда это были места исключительно глухие. Но в 1989 году туда открыли дорогу, и теперь долина сплошь застроена турбазами, и трафик по выходным и праздникам весьма нехилый. В общем, цивилизация пришла и обосновалась надолго. К счастью, природные красоты приход белых людей не слишком затронул, так что впечатления получились что надо.
Ну а теперь по порядку и с иллюстрациями.

6 июня с утра на субару форестере выехала первая пятёрка участников, и к вечеру остановилась на ночёвку в Курайской степи, с красивейшим видом на Северо-Чуйский хребет. Ровная каменистая равнина с жухлой растительностью, и тут же, почти без предгорий, торчит цепь заснеженных четырёхтысячников. Эффектно.
2015 06 06-13 поездка на Алтай 077.JPG
Ночью поигрался с длинной выдержкой и заснял классический кадр со светящейся палаткой, отсветами костра, горами и звёздами:
2015 06 06-13 поездка на Алтай 083.JPG

7 июня немного вернулись по Чуйскому тракту навстречу остальным, выдвинувшимся на уазике-буханке и каком-то невнятном паркетнике, марку коего я не запомнил, потому что совершенно не увлекаюсь автомобилями. В обед заехали на очень забавное гейзерное озеро:
2015 06 06-13 поездка на Алтай 092.JPG
Круги пульсируют, зрелище весьма забавное. Не знал даже, что на Алтае есть такие странные природные образования, чай, не Камчатка.

Немножко скифских идолов:
2015 06 06-13 поездка на Алтай 052.JPG
Немножко советских идолов:
2015 06 06-13 поездка на Алтай 090.JPG
Ну и до кучи Пазырыкские курганы, чтобы закрыть тему памятников:
2015 06 06-13 поездка на Алтай 177.JPG
Некогда здесь хоронили знать пазырыкской культуры. Наиболее известной представительницей оной является так называемая принцесса Укока, которую на исходе двадцатого века нашли на плато Укок в очень хорошем состоянии. Здесь, под Балыктуюлем, состояние захоронений было несколько похуже, но всё равно находок сделали до хрена, меня особенно поразило, что едва ли не в одном абзаце перечисляется китайский шёлк, малоазийский ковёр и раковины каури - нехилый был торговый оборот у скромного скотоводческого народа в центре Азии.

Вернёмся к природным красотам. Пересёкшись с остатком группы, мы двинулись от Акташа на север по Улаганскому тракту. Тут, конечно, самое живописное место - это ущелье Красные ворота:
2015 06 06-13 поездка на Алтай 120.JPG
Вода здесь уходит в трубу под дорогой под довольно острым углом и довольно круто к вертикали, скала прорезана весьма глубоко, в общем, тут и до постройки тракта был, надо полагать, интересный каньон, а человек только добавил интересинки.

На самой высшей точке нашего путешествия - двухкилометровом Улаганском перевале - мы совершенно случайно нашли клад.
2015 06 06-13 поездка на Алтай 160.JPG
Оказалось, что в мире больше двух с половиной миллионов кладов, по крайней мере, столько обещает сайт http://geocaching.com
Они спрятаны в разных живописных местах по всему миру, их координаты зафиксированы и находятся в публичном доступе, любой желающий может найти такой клад, вынуть что-нибудь из контейнера и положить взамен что-то своё. Мы понятия не имели обо всей этой кухне, клад нашли случайно, а правила использования прочитали в описании внутри контейнера. Теперь перед поездкой куда-нибудь всегда буду проверять, что там по кладам. Дети были счастливы.

Наконец, мы выехали к перевалу Кату Ярык, дорога с которого, собственно, и была открыта в 1989 году, позволив туристам и прочим желающим относительно безопасно спускаться в весьма крутую и укромную долину Чулышмана:
2015 06 06-13 поездка на Алтай 200.JPG
Так-то здесь весьма нехилый обрыв высотой 800 метров:
2015 06 06-13 поездка на Алтай 211.JPG
Уазик не был уверен за тормоза, поэтому высадил часть народа, ну и я присоединился к ним за компанию, и с перевала мы спустились пешком. По дороге встретили поднимавшихся навстречу велотуристов из Колумбии (мы не уточнили, к сожалению, какой именно Колумбии - страны в Латинской Америке, столичного округа в США или штата в Канаде), они путешествовали из Новосибирска в Пекин, желая уложиться в три месяца.

В долине Чулышмана мы встали лагерем в одном из бесчисленных кемпингов, которыми уставлена вся долина, и далее три дня совершали радиальные выходы.
Первым делом сходили на водопад Учар. Для этого нужно было переправиться через Чулышман, для чего у нас была заготовлена резиновая лодка:
2015 06 06-13 поездка на Алтай 278.JPG
Владелец лодки сделал десять ходок через реку утром на пути туда, и столько же вечером, когда переправлялись назад. Не уверен, что я бы управился с подобной нагрузкой, хотя вроде весьма не дурак помахать вёслами. Можете судить сами, как у Юры, владельца лодки, с мускулами, я обычно смотрюсь пожиже.
Путь до водопада и обратно составил 19.5 км. Туда шли по жаре, обратно под дождём. Долина весьма крутая, кое-где весьма живописные скальные прижимы:
2015 06 06-13 поездка на Алтай 352.JPG
В общем, будь мы не налегке, а в нормальном пешем походе под полновесными рюкзаками, переход в одну сторону легко занял бы весь день.
Водопад Учар - самый высокий в Сибири, правда, каскадный, что несколько скрадывает впечатление:
2015 06 06-13 поездка на Алтай 374.JPG
Утверждается, что снизу его верхнюю точку не увидеть, там перегиб, и дальше снова каскад в половину видимой снизу высоты. Проверить не было возможности.

Во второй день отдыхали - никуда не ходили, только съездили на южный берег Телецкого озера.
2015 06 06-13 поездка на Алтай 413.JPG
Вода стояла очень высоко. Мы остановились на песчаной косе, к северу было озеро, а к югу этакий лягушатник:
2015 06 06-13 поездка на Алтай 427.JPG
Там даже была относительно тёплая вода, в отличие от озера, где она даже в самую жаркую погоду выше десяти градусов почти не прогревается. Так что я нашёл место почище и поглубже, и купнулся.

На третий день мы снова переправились через Чулышман (по правому берегу проходит граница заповедника, так что там нет никаких кемпингов, можно только зайти и выйти) и сходили на каменные грибы.
2015 06 06-13 поездка на Алтай 451.JPG
Это очень эфемерное образование, которое разрушается по геологическим меркам почти мгновенно. Думаю, лет через двести-триста никаких грибов уже не будет. Гриб образуется, когда селевые отложения размываются дождями, а под крупным камнем они оказываются несколько лучше защищены от эрозии.
На грибах мы снова нашли геокэшеровский клад: на сей раз целенаправленно шли туда по карте, которую нам вручила попавшаяся навстречу группа:
2015 06 06-13 поездка на Алтай 444.JPG

Наконец, 12 июня мы двинулись обратно. Перед перевалом Кату Ярык стоит самый пафосный и нарядный кемпинг. Так, например, выглядит кафе на его территории:
2015 06 06-13 поездка на Алтай 516.JPG
Здесь мы в третий раз переправились через Чулышман и по быстрому метнулись на ещё один водопад: Куркуре. Это, доложу я вам, нечто:
2015 06 06-13 поездка на Алтай 533.JPG
Сфотографировать что-то вблизи оказалось совершенно нереально, метрах в пятидесяти от водопада в воздухе висит водяная пыль, мгновенно покрывающая объектив. Так что пришлось ограничиться видом издалека. Самые мощные впечатления возникают, если встать на камушек, где на фото стоит Ира, и развернуться лицом к водопаду. Ветер в лицо, брызги в лицо, солнце тоже в лицо, дыхание перехватывает, вокруг гремит, ни хрена не слышно, и вокруг тебя яркая двойная радуга.

Наконец, выехали обратно на Чуйский тракт, там переночевали и ещё за день добрались до Бийска.

Вся поездка, считая дорогу из Нска и обратно, обошлась мне в 6800 на двоих с Артуром. Если бы не участвовал в распитии спиртного, сэкономил бы ещё 650р. В общем, весьма умеренный ценник за неделю отдыха.
Tags: Алтай, отчет, поездки, фото

• Митинги 26 марта

Вчера по всей стране прошла серия митингов против коррупции в высших эшелонах власти. Поводом стало молчание правительства в ответ на публикацию…

• Remember, remember the fifth of november...

В день Гая Фокса, когда все благонамеренные подданные британской короны жгут чучело означенного парня, а неблагонамеренные пересматривают "V for…

• ФСЛ в Уфе, отчёт

29 октября в Уфе состоялся Форум Свободных Людей. Присутствовало 18 человек. К сожалению, люди подходили постепенно, так что первые доклады собрали…