Нэл
  • laiya

(no subject)

Очень часто лучше всего работает то, что максимально просто.

Хочешь жить - замечай Живое. Смотри, как смеются дети. Как распускаются листья. Прикасайся к шершавым стволам. Слушай пронзительный писк стрижей. Гладь нежные лепестки цветов. Любуйся иссиня-чёрными плотными перьями грачей. Закутывайся в тончайшее покрывало цветущей сирени.

Трудно дышать - начни замечать пустоту. Ненаполненные чашки. Безлюдные улицы. Чистые столы. Бесконечное синее небо. Просветы между ветвями.

Устал от суеты - начини замечать неспешность. Вальяжные кошачьи движения. Медленные облака. Дубы, что не торопятся разворачивать по весне листья. Яблоки, висящие на ветвях, что созреют в свой срок.

Если не рождается что-то важное - начни замечать тишину. Паузы между порывами ветра. Танцующий над ладонью снег. Молчаливые провода. Притихшие по ночам человеческие жилища.

Если забыл, что у тебя есть голос - начини замечать звук. Хриплое карканье врановых. Щебет звонких маленьких воробьиных. Голоса людей. Стук когтей по полу. Непонятные шорохи, всплески, вздохи.

...хочешь жить - замечай живое.
мы становимся тем, что начинаем видеть.

Психологические этюды. Принятие.

Я думаю, многие наши переживания и проблемы от неумения принять ситуацию. #Принятие - очень важный момент. Но принять не означает смириться. Принять - это активный процесс, а смирение - пассивный.

На мой взгляд, это хорошо видно в притче о двух лягушках, упавших в кувшин с молоком (моя любимейшая притча). Та лягушка, которая утонула, смирилась с ситуацией, мол, выхода нет, зачем дергаться, все там будем - и мирно утонула. А вторая приняла ситуацию и начала активно действовать - шевелить лапками, в итоге сбила масло и спаслась. Предположим, что там была еще и третья лягушка, которая не смирилась, но и не приняла ситуацию. Она бы переживала, просчитывала все возможные варианты, строила модели... И теряла бы силы и время.

Мозг так устроен, что он лучше реагирует на опасность, на плохое. Это важно для выживания. Потому в первую очередь нам приходят ужасные мысли - вроде как предостережение, активация инстинкта "бейся или беги". Но в то же время у нас любезно подключается неокортекс с его способностями к умозаключению, и начинается бесконечное "пережевывание" вариантов из серии "а что будет, если...". Это очень ресурсозатратный процесс, мозг на свою деятельность расходует 25% поступающей в организм энергии. Это в обычном спокойном состоянии. А если он при этом активно работает, моделирует?

Люди часто путают принятие и бездействие. Принятие никак не отменяет правильных действий по исправлению неприятных ситуаций и улучшению собственной жизни. Принятие не означает: покорность, готовность подчиняться чужой воле; терпимость или равнодушие; самообман и уход от реальности; остановку в развитии, бездействие.

нашла картинку в интернете, очень мне понравилась:
Доктор в области молекулярной биологии, профессор медицины, основатель и директор Клиники работы со стрессом Медицинского центра Университета Массачусетса Джон Кабат-Зинн так пишет о принятии:

«Принятие – это исключительно активный процесс. В принятии нет ничего пассивного. Это не пассивное подчинение, а акт распознавания того, что вещи таковы, какими они являются. Иногда они не такие, какими мы бы хотели их видеть. Принятие не означает, что мы не можем работать над тем, чтобы поменять мир или изменить те или иные обстоятельства. Но это означает, что пока мы не примем вещи такими какие они есть, мы будем пытаться заставить вещи быть тем чем они не являются, и это может породить многочисленные трудности.

Если мы распознаем, чем вещи являются в данный момент, у нас появляется возможность применить мудрость в этой ситуации, сдвинуть наше взаимодействие с тем, что происходит, таким образом, что взаимодействие может стать глубоко исцеляющим и трансформирующим. Но без принятия ситуации очень сложно понять где мы находимся, а без знания того где мы находимся сложно сделать первый шаг.

Некоторые вещи тяжело принять, например, иногда вы испытываете боль в теле и не знаете отчего это происходит. Это очень и очень тяжело принять, потому что в первую очередь вы хотите знать в чем причина происходящего. И если у вас нет ответа на вопрос о причине боли, может быть очень и очень трудно принять это. Но что мы обнаружили при работе с пациентами с хроническими болями, так это то, что прежде чем по-настоящему работать с болью и страданием нужно развернуть для боли и страдания ковровую дорожку с надписью «Добро пожаловать» и принять их такими какие они есть. Потому что иногда, медицина может сделать все возможное, но вы все равно живете с определенным уровнем боли. И когда к нам попадают пациенты с хронической болью они узнают, что существует огромное множество способов работать с болью, но первый шаг – это расстелить перед ней «ковровую дорожку» с надписью «Добро пожаловать». Это очень трудно сделать, когда вы страдаете. Но в реальности это врата, которые ведут к свободе от страдания. Так что, это один из самых мощных путей, как можно принятием исцелять и трансформировать чью-то жизнь. Принятие – это очень-очень могущественный фактор и мощная установка в развитии осознанности».


Виктор Франкл так говорил о выживании в концлагере:
«Что было делать? Мы должны были пробуждать волю к жизни, к продолжению существования, к тому, чтобы пережить заключение. Но в каждом случае мужество жить или усталость от жизни зависела исключительно от того, обладал ли человек верой в смысл жизни, в своей жизни. Девизом всей проводившейся в концлагере психотерапевтической работы могут служить слова Ницше: «Тот, кто знает, „зачем“ жить, преодолеет почти любое „как“».

Так вот, именно «мужество жить» и означает на мой взгляд принятие. Принять и жить дальше, не скатываясь в бессмысленные переживания.

Джон Кабат-Зинн: "Жизнь - это то, что есть прямо сейчас".

P.S. на рассуждение о принятии меня натолкнули те, кто:

  • не спит ночами от мыслей, а потом днем разбитый;

  • сидит на лекциях но мыслями витает далеко;

  • своими переживаниями нагоняет себе давление;

  • выстраивает умопомрачительные модели у себя в голове.

Не переживайте! Жизнь полна неожиданностей и сюрпризов, все не промоделируете ;).

#мысликаждыйдень #психология

Почему КПТ не годится для работы с детской/комплексной травмой

Janina Breidaka очень емко разложила по полочкам, что нужно для исцеления комплексной травмы и почему когнитивно-поведенческая (когнитивно-бихейвиоральная) терапия для этого не подходит:

Очень упрощённо говоря - ведь что такое комплексная травма? Это последствие того, когда на протяжении длительного времени человек сталкивался с травмирующими событиями, которые превышали возможности его психики эти события переварить. Это неспособность психики справиться с чрезвычайными по нагрузке событиями и это отсутствие необходимой поддержки извне, которая бы этой психике помогла.


Под чрезвычайными событиями мы понимаем не только природные и технические катастрофы и военные действия, но и многократное физическое и сексуальное насилие, а также эмоциональный, вербальный абьюз и неглект, с которым ребёнок сталкивается в раннем возрасте (здесь можно упомянуть семьи алкоголиков и наркоманов, семьи с психически больными родственниками и просто семьи, где токсичность всех членов зашкаливает).

Главное последствие травмы - это отчуждение человека от его ЧУВСТВ. При чрезвычайных событиях чувства у человека тоже чрезвычайные. В отсутствие навыка переваривать чувства такой силы (а у детей нет такого навыка) и в отсутствие поддержки (взрослые должны помочь и научить ребёнка проживать эти чувства без страха), человек не справляется с эмоциональной нагрузкой и эти чувства подавляет и видоизменяет с помощью тех психологических защит, которые наиболее близки его темпераменту и психическим особенностям.

[читать дальше]Наиболее распространённые защиты от травмы - это, в том числе, все подвиды отыгрывания, интеллектуальных и диссоциативных защит. "Раз я не могу справиться с ужасом посредством чувств, я отрежу все чувства и обесценю их и попробую справиться с ними с помощью действий и интеллекта." Обсессивно-компульсивные люди бегут от своих чувств посредством навязчивых мыслей и действий, зависимые люди прибегают к алкоголю, наркотикам и перееданию, истеричные люди хаотично суетятся, шизоидные люди вообще живут только в голове.

По сути, что делает человек с травмой - он вынужденно использует когнитивно-поведенческую стратегию, чтобы справиться с невыносимыми чувствами и чтобы удалить их из сознания. Понятно, к чему я клоню, да? Аппелировать к когнитивно-поведенческим способностям человека при проработке травмы - это по сути повторять и усиливать те стратегии выживания, которые у него и так есть и которые у него и так чрезмерно развиты.

Что не развито у человека с травмой? Способность чувствовать, способность дифференцировать чувства и способность эти чувства проживать, не разрушаясь и не прибегая к подавляющим чувства защитам.

У человека с травмой будет много замороженных и невыраженных чувств, которые нужно по кусочкам размораживать и присваивать через непосредственное проживание в присутствии поддерживающего лица. Таким образом, компетентный и эмпатичный терапевт временно берёт на себя роль устойчивого взрослого, который (как родитель) контейнирует тяжёлые чувства клиента, давая им место быть безо всякой оценки и интеллектуализации.

Ну и как это помогает? Какой смысл бередить старые раны и утопать в слезах?

Помогает это таким образом:
- происходит разрядка аффекта, он проживается, завершается и теряет свою силу
- в силу того, что аффект разряжен и чувство присвоено, исчезает потребность тратить энергию на подавление этого чувства (тут у клиента может исчезать телесная и психическая симптоматика, например, могут прекратиться панические атаки или навязчивые мысли, а также может появиться больше физических сил)
- но наиболее важное, что происходит благодаря проживанию и присвоению чувств, - это построение более целостной картины самого себя и более целостной и непрерывной картины своей жизни: в моей жизни было это и это, и я тогда чувствовала это и это, я могу быть и такой и такой, в зависимости от ситуации, я больше не раздроблена, теперь я цельная и принимаю себя со всеми своими чувствами, реакциями и опытом (уважение ко всем свои чувствам -> уважение и любовь к себе -> цельная устойчивая личность)

Соответственно, человеку с комплексной травмой наиболее подойдут методы психологической помощи, где большое внимание уделяется детскому опыту и работе с чувствами. (Копаться в травмах и плакать, всё верно.) Насколько мне известно, таким критериям отвечает психодинамическая терапия и гештальт-терапия. С интересом поглядываю на схема-терапию (однако говорить, насколько каждый терапевт сумеет сбалансировать её когнитивную и гештальтистскую часть, я не берусь). В качестве не самостоятельных, но вспомогательных и целительных средств выступаю всеми руками за EMDR терапию, телесную терапию, танцевальную терапию и все виды арт-терапий.

Подытожив: не учите меня думать, просто послушайте, как я плачу. "Как ты? Что ты чувствуешь? Я сейчас с тобой и я полностью на твоей стороне," - это те слова, которые человек с комплексной травмой не слышал примерно никогда. И это то, что исцеляет.
Хло
  • hloflo

Из ЖЖ-архивов: "САМЫЙ КОРОТКИЙ ДЕВОЧКОВЫЙ ТРЕНИНГ В МИРЕ ПО ПОИСКУ ДЕЛА ЖИЗНИ.

На почту пришла рассылка. Всего за один день и три десятка тыщ мне предлагают раскрыть мое женское предназначение раз и навсегда, с гарантией. Такие котики:) Сходила по ссылке - как и предполагалось, это про "мур-мур-мур и новое платьице". Значит, так. Не слушайте никого. Единственное женское предназначение - плести небылицы. Все! Это и есть ключевая женская компетенция: творить то, чего не было раньше, причудливо соединяя разные нити и потоки собственным способом. Нити и потоки чего? Слов, нот, родов, ходов и выходов, отношений, мнений, судеб, красок и пр.

Просто плести свои небылицы своим узором - вот и вся петрушка с экзистенциальными поисками предназначения и смысла бытия для девочек.


Как определить, что назначено плести именно вам?
1. Археологи на раскопках места обитания первобытного племени нашли странный камень, который несомненно был в пользовании. Вы — этот камень. Представьте этот камень, вообразите. И ответьте на вопросы. Что это за камень? Где ему место? Для каких целей его использовали? Когда в нем возникала необходимость? Что он изменял — или что случилось бы, если его не было.

2. Вы — часть механизма башенных часов на городской площади. Представьте, вообразите. И ответьте на вопросы. Что вы за деталь? Где место этой детали? Каково ее устройство, как она взаимодействует с другими частями механизма? Какую функцию она выполняет? Когда в ней возникает необходимость? Что она изменяет — или что случилось бы, если ее не было.

3. Вы — предмет на кухне, мебель или утварь (посуда, столовые приборы и прочие кухонные приспособления). Какой вы предмет? Представьте. И ответьте на вопросы. Где место этому предмету? Каково его устройство, как он взаимодействует с другими предметами? Какую функцию он выполняет, чему помогает? Когда в нем возникает необходимость? Что он изменяет — или что случилось бы, если его не было.


На вопросы лучше отвечать развернуто и письменно. Когда у вас будут даны все ответы, найдите закономерности, неожиданные параллели. Это игропрактики на определение ведущего процесса (ведь «предназначение - это глагол»). Важно найти ту функцию, которая повторяется у вас в ответах на вопросы с архетипическими образами.

Кому-то это даст подсказку, в каком направлении вам "творить то, чего не было раньше".