___lin___ (___lin___) wrote,
___lin___

Крымские каникулы.

Вот я и дома. До сих пор не вериться что за такое короткое время можно увидеть столько настоящих чудес! Опасения насчет Крыма оказались напрасными, а ожидания заниженными.
За эти неполные две недели:
Я увидел настоящие скалы и море, поднялся в горную крепость и побывал в горном монастыре и церкви на скале, видел генуэзские крепости, базу подлодок, побывал на настоящем военном корабле. Выступил в античном театре :) Собственноручно отчеканил монету, побывал в различных дворцах и прошел по голицынской тропе, два раза катался на катере и два раза на теплоходе, гулял среди экзотических растений, кормил лам и яков, спускался в пещеры, видел дельфинов в море и дельфинарии, и зачем-то сфотографировался с вараном. Эх да… еще похудел на 4 кг ))
В общей сложности по крымским дорогам мы проехали более 1000км.
К сожалению, не раз подводило здоровье и не удалось полностью выполнить программу наблюдений в новый телескоп. Но главное – Крым это чудеса каждый день! И это место, куда хочется вернуться!
P.S. Солнечные очки с камерой и MP3 плеером – это здорово. Кроме парадных фоток – есть еще 1000 жизненных, сделанных очками! Здорово вспоминать поездку просматривая их. Почувствовал себя киборгом :) А MP3 плеер в очках помогал коротать время в дороге.
День первый – 18 мая.
Собирался я в поездку с трудом – делать решительно ничего не хотелось. Кое-как завершил дела и наспех сложил вещи. Как оказалось впоследствии – все это неспроста. Путь до Домодедова занял всего час на электричке – удобный все же аэропорт! Регистрация по электронному билету и протаскивание через кордон штатива, телескопа и лазера (все в ручной кладе) никаких проблем не вызвали. В самолете меня укачало (вернее я тогда думал, что просто укачало). В Симферополе я вылез “зеленый и плоский” (насчет второго это я мечтаю так :) Из-за моего прямо скажем хренового состояния прохождение таможни затянулось – но вот выход и нас встречает заранее заказанное такси! Первое впечатление от пребывания на крымской земле – как же солнечно! И как много зелени! И просто срыв шаблона – непонятные (часто смешные) слова написанные кириллицей. Как будто попал в Россию из параллельного мира. Добраться до санатория “Мисхор” без приключений не удалось – такси стало глохнуть. Потом довольно долго таксист искал главный вход санатория – но все же нашел (в 18 часов по местному времени). Поездка из Симферополя потянула на 350 гривен (в рублях сумма *5, за 100$ дают 755 гривен). А дальше началась Бюрократия! Для получения доступа к услугам санатория, оказалось необходимо получить санаторную карту – а для получения карты сдать анализы, сделать кардиограмму, флюорографию и пройти терапевта! Это еще не все :) Были выданы бумажки на стол в столовой, на получение ключа от номера и инструктаж. Причем все временные – на следующий день выходил бухгалтер – и только он мог оформить постоянные путевки и документы для столовой. Одно хорошо – заселились куда хотели – номер с видом на парк и море (такого классного вида не было не в одной поездке). Вечером после ужина мы вырвались в парк (тут и фонарик пригодился). Как же здорово – море, зелень, горы и “всюду жизнь” – птицы, кошки, собаки и даже лягушки и улитки. Но, увы, первый день отдыха завершился двумя катастрофами – БОЛЬШОЙ и малой. Малая заключалась в том, что фотоштатив не выдерживал вес телескопа (дрожание и поворот по вертикале). С трудом удалось поймать Сатурн. Увеличение телескопа с оптикой идущей в комплекте х100, а не 160 как обещали. Кольцо увидел отчетливо – красиво, но обширную программу наблюдений (брал даже набор звездных карт) пришлось свернуть! Очень обидно!
А БОЛЬШАЯ катастрофа – “укачивание” оказалось кишечной инфекцией, которую я подхватил еще в Москве… и первую ночь в Крыму я провел в позе “кормления Ихтиандра”…

День второй – 19 мая.
Проснулся совершенно разбитый и с жуткой слабостью, но Лена вытащила меня на сдачу кардиограммы. В результате удалось немного изучить окрестности, оценить размеры территории санатория и понять, что перемещаться вверх-вниз по различным лестницам и дорогам придется ооочень много. Мне вроде даже стало немного лучше и на радостях я не только плотно отобедал, но и записался на массу экскурсий, одна из них должна была состояться сразу после обеда. Кстати, цены на них просто смешные 250-500р. Несмотря на мое периодическое желание свалиться в обморок, мы поехали по маршрутку “Ласточкино Гнездо”-водопад “Учан-су”. Странно, но “гнездо” не сильно впечатлило, видимо сказалось плохое самочувствие и заезженность этого символа южного берега Крыма. А вот растения в парке, скалы и море – выше всяких похвал. Водопад вообще настоящий ))) вода в горах падает с высоты почти 100м – красиво и торжественно! Впечатляет! И торговцы сувенирами не хватают за руки как в Египте и Тунисе – как же это здорово!
К сожалению, день завершился отвратно – по приезду в санаторий я провалился в сон и через пару часов проснулся с высокой температурой. Дальше тянуть было нельзя – Лена побежала на ресепшен и вызвала медсестру. Сестра диагностировала отравление и выдала аспирин для снятия температуры, и на такой невеселой врачебной ноте завершился второй день крымских каникул.

День третий – 20 мая.
Просыпался я долго, с чувством дикой слабости. Лена бегала по врачебным делам (квест по сбору анализов) и даже протестировала бассейн – а я уныло валялся в номере и встречал врача. Удивительно, врач пришел сам по вызову сестры. Рекомендовал мне сухарную диету.
Все же ближе к обеду Лена вытащила меня на улицу. Я посетил своего терапевта (сразу чувствуется не в отеле каком-то живет, а в санатории) и он навыписывал таблеток от кишечной инфекции… можно было начинать лечение – что и было незамедлительно выполнено после посещения местной аптеки. А день тем временем пропадал… Пафосно превозмогая болезнь мне удалось выбраться к морю и посмотреть две Мисхорские достопримечательности – Русалку и фонтан с девушкой и Али-бабой. Ужасно проходить мимо пахлавы находясь на сухарной диете. Пару слов про санаторий – в советские времена все это было, наверняка, невероятно круто! Фонтаны, переходы между корпусами, свой пляж с лежаками и скамейки-качели под навесами у моря. Сейчас на всем какой-то след запустения. Но только след – все очень-очень здорово, на уровне 3 звезд, но лоска не хватает. Ну почему, почему нельзя чаще менять белье, давать нормальное количество туалетной бумаги и мыла? Затрат минимум – а звездатость сразу возрастет! Но я отвлекся… Пинаемый во все бока Леной, согласно второму закону Ньютона, я стал приобретать ускорение, вектор которого был направлен в сторону Ялты. 20 минут стоя в адской маршрутке на “серпантине” и мы в этом настоящем советском курорте. В мае полное ощущение уехавшего цирка – полупустая набережная и закрытые кафешки. Сам город имеет вертикальную планировку – центр то что ближе к морю. Ялта просто утопает в зелени. Немного погуляв, мы набрели на канатную дорогу, на которой немедленно и прокатились. Забавный маленький вагончик на двух человек ехал вверх-вниз целых 20 минут. И тут же в Ялте внезапно :) завершилась моя сухарная диета - благо на набережной расположился Макдональдс.

День четвертый – 21 мая.
Прямо с утра (и на целый день) началась экскурсия в Чуфут-Кале и Бахчисарай. Честно говоря, я очень боялся укачивания на горном “серпантине” и заранее запасся валидолом (половинку под язык перед поездкой). В принципе, боялся не то что бы совсем зря, но то что страх был сильно преувеличен это уж точно! Путь до Чуфут-Кале не близкий – пришлось доехать почти до Севастополя (была виден монумент на Сапун-Горе). Какие красивые места! В Крым можно влюбиться! Скала Дракон и озера в долинах, луга и домики на склонах гор. Трудно поверить, что это не картинка из игры или фильма. В общем – если кто-то хочет подарить мне домик в какой ни будь уютной крымской долине – я только за :) Но вот мы прибыли к Чуфут-Кале и начался Подъем! Хорошо что в начале пути я не представлял сколько предстоит пройти )) иначе силы бы покинули меня досрочно. Сначала пологий подъем в древний горный монастырь – основанный еще византийцами! А потом все выше и выше к старой горной крепости.
Около тропинки – братская могила советских солдат. Совсем недалеко от офицерского кладбища времен первой обороны Севастополя. Не менее сотни советских воинов нашли последний покой в монастырской земле (во время войны в монастыре был госпиталь). Так тихо там… птицы поют… шелестят кроны деревьев… Пронзительное место – оставляет рубец в сознании.
На удивление легко мы поднялись к крепости – в этом заслуга проводника, он очень умело давал людям время для отдыха, заполняя паузы интересными рассказами. Не устаю повторять – красиво ОЧЕНЬ! Виды открываются – словами не передать. Излюбленное место киношников – что только там не снимали! А воздух! А ветер! Слова вольный ветер обретают смысл. В общем – впечатлен!
Спускаться оказалось едва ли не труднее чем подниматься – ноги так и норовили соскользнуть. Но старания были вознаграждены – после спуска обед в чайхане. Порции ооо! Вкусно – во! В благостном настроении (обед вроде больше не пытался начать собственное путешествие) я отправился в Ханский Дворец. Хм… не впечатляет. Какая-то сильно увеличенная дача. Чистенько и бедненько. Понятное дело – был пожар + последний хан вывез все что мог, но все равно – как-то очень бедно! А фонтан слез по настоящему грустный!
На обратном пути в санаторий я протестировал солнечные очки в режиме MP3 плеера. В дороге очень удобная штука.

День пятый – 22 мая.
Так как очередная экскурсия (Массандра + Ливадия) должна была начаться только после обеда, с утра нам хватило времени на посещение пляжа. Море на вид такое теплое )) но стоит попробовать воду и желание пропадает. Хотя, кое-кто не выдерживал и залезал в воду… Правда, тут же выскакивал. Волны накатываются на берег, чайки планируют – ляпота! Сидишь на берегу и никаких проблем и забот.
После принятия солнечных ванн – бассейн с морской водой. Бассейн не простой, а с гидромассажем – водяной горб, джакузи и даже специальная галерея с искусственным круговым течением. Вплываешь в неё и дрейфуешь… а в открытых окнах сосны – фитотерапия на плаву! Даже сейчас все это очень здорово – в Египте и Тунисе такого не было (правда, был бар в бассейне). Представляю, каким раем казался санаторий раньше. Отдых в Крыму начинал нравиться все больше – жаль море было “закрыто”, но зато на экскурсиях не жарко.
После обеда мы поехали осматривать царские резиденции. Осмотр начался с Массандры – дворец красив, но странно холоден и неуютен. Не удивительно, что в нем не останавливались на ночь, а только использовали в качестве охотничьего домика. Экскурсовод был просто замечательный – пожилая женщина души не чаявшая в царской семье. Конечно, частенько она перегибала палку – уж больно золотым веком по её словам были времена до Октября.
Перед дворцом в фонтане громко квакали лягушки, летали бабочки и расстилались такие пейзажи что даже придраться было не к чему )))
Второй пункт программы – Ливадия. Этот дворец царская семья любила. Очень светлое, и какое-то доброе место! Кстати, именно там проходила Ялтинская Конференция. Поэтому не только дух Императора витает над дворцом… Генералиссимус туда тоже заглядывает. Я вообще-то не любитель изучать интерьеры – но экскурсия была столь интересной, что заскучать просто не успел. Жаль только не хватило времени на прогулку по парку перед дворцом.

День шестой – 23 мая.
Сразу после завтрака мы отправились на автобусную станцию, ведь в 9:15 отходила маршрутка в город-Герой Севастополь. Не спроста было решено не брать экскурсию, в Севастополе нас ожидал “персональный гид” – авиабазовец Capt(N)! Экскурсии в группе это конечно интересно – но и свобода в таких экскурсиях чувствуется гораздо меньше чем в “свободном плаванье”. Добрались с опозданием – маршрутку тормознул местный ГАИшник и долго проверял документы. При въезде в Севастополь – первое впечатление – а где город? Кругом холмы покрытые зеленью! Мне город почему-то представлялся чем-то вроде Питера – набережные, гранит, корабли. Встретились мы с Captом на автостанции и сразу последовав его мудрому совету купили обратный билет в Мисхор. Как оказалось не зря – так как потом просто не было времени возвращаться на автостанцию. Передвижение по городу осуществлялось в основном на маршрутках (цена по московским меркам смешная – 7,5р) и на машинах знакомых Captа! Преимущество небольшого города – всюду знакомые )) Первая наша севастопольская цель – панорама обороны Севастополя 1854-1855г. Пришлось немного подождать начала экскурсии – но ожидание было вознаграждено – впечатляет, хотя увы – панорама воссоздана – подлинная была почти полностью уничтожена в годы Великой Отечественной Войны. Отдельного упоминания достойна бабуля экскурсовод – уж очень эмоционально она рассказывала. Вышли мы с Леной из панорамы с одной мыслью – как хорошо что нет войн и у России есть атомное оружие!
По дороге к следующему (сверх эксклюзивному) пункту нашей программы, мы осмотрели памятники Э.И. Тотлебену (очень интересная композиция) и Ф.Ф. Ушакову. И вот мы на пристани, пожалуй такой морской (а не курортный) дух ощущался только в Питере, а немного в Александрии и Венеции…
Я договаривался с Captном о возможности посетить военный корабль, но не мог даже представить , что все будет обставлено с таким шиком! За нами подали командирский катер – чуть ли не с почетным караулом :) Просто феерическая морская прогулка получилась! Спасибо! Сначала по Южной бухте, а потом на корабль в Севастопольскую. По пути на “Гетман Cагайдачный” (то еще название для фрегата) удалось увидеть массу интересного – крейсер “Москва”, ракетные корабли на воздушной подушке “Бора” и “Самум”, и конечно сам город Севастополь.
Посещение корабля – это просто праздник какой-то :) облазили его весь – причем с подробными комментариями Capt(N)а! Я конечно более-менее представлял сложность устройства военных кораблей и насыщенность их различными системами вооружения, но одно дело представлять, а другое увидеть собственными глазами. Передвигаться на корабле нужно очень осторожно - иначе есть большой шанс переломить ноги или голову ;) Интересно было абсолютно все! А уж возможность посидеть в капитанском кресле или залезть на самый верх – к антеннам! Супер, что и говорить! Подобного я не ожидал )) Пожалел я что не являюсь “флотофилом” – пожалуй надо восполнить этот пробел.
Командирский карет доставил нас на причал и насыщенная Севастопольская программа продолжилась – следующая глобальная цель Херсонес Таврический. Не мог я его пропустить – собираю античненькие места )) Но перед Херсонесом – прогулка по центру и обязательное фотографирование с одним из символов города – памятником затопленным кораблям.
Что касается Херсонеса, там спокойно можно застрять на пол дня – есть что посмотреть и пофотографировать – древний театр, руины, туманный колокол. Я поучаствовал в забавном действие – в чеканке монеты по древней технологии, сначала весело лупишь молотом куда скажут, а потом получаешь собственноручно сделанные деньги и грамоту ))) Когда мы выбрались их Херсонеса, шел уже шестой час нашей севастопольской одиссеи!
Приближался час Х (отбытия на маршрутке) и никуда мы больше не успевали. Жаль конечно, но за один день все посмотреть просто невозможно, зато есть хороший повод вернуться. Оставшиеся время потратили тоже с пользой – посидели в кабаке на набережной. Официанта 2 раза просили повторить ))) А потом был неожиданный подарок (еще один!) от Capt(N)а – банка с севастопольским воздухом ))
Время как-то неожиданно закончилось и до маршрутки бежали бегмя – успели буквально за минуту до отбытия … хм… забежав неинтеллигентно по пути в придорожные кустики )) отклониться от курса ведь уже не могли – не хватало времени.
Завершилось по-настоящему незабываемое посещение Севастополя! Спасибо Capt(N)у!
Эта поездка стала своего рода зенитом, полднем всего отпуска!

День седьмой – 24 мая.
С самого утра, буквально натощак, мы собрались в дорогу. Нас ждал самый отдаленный от санатория объект за все время пребывания в Крыму – Генуэзская крепость в Судаке. Прямых дорог на ЮБК почти нет – поэтому путь в одну сторону занял почти 3 часа. Зато удалось насладиться прекрасными видами, открывающимися с “серпантина”. По дороге состоялась одна остановка около очень необычной церкви –маяка. Она оснащена всем необходимым для маяка оборудованием, но пока не занесена в лоции.
На всем протяжении пути экскурсовод очень интересно рассказывал про все окрестные достопримечательности – в том числе про историю “лимон за миллион”. По команде Сталина на склонах гор начали посадку лимонов. Но зимой в тех местах температура опускается ниже нуля и с тысяч деревьев удалось получить урожай всего в один лимон.
Интересно отметить две вещи, замеченные в пути. Первое – очень много заброшенных советских санаториев. Некоторые разрушенные, некоторые недостроенные. Грустно все это наблюдать, столько труда было вложено. Второе – бизнес на побережье развивается – активно идет строительство частных домов-отелей, вилл… но ведь не санаториев - крупные проекты частнику пока видно не потянуть. Хотя в том же Мисхоре есть парочка крупных отелей новоделов.
И вот мы прибыли в Судак. Генуэзская крепость это как не странно вовсе не замок )) А руины длинной стены – пожалуй сотни метров длиной. Сохранились ворота, несколько башен. Интересное и очень красивое место – видно залив, горы… Там бы погулять часок другой… было очень обидно что экскурсия проходит так быстро. Места “как в кино”! Немного подустав мы отправились к следующей цели – нас ждал Новый Свет. А это не только Винзавод )) но и знаменитая голицынская тропа вырубленная в скалах над морем. Разноцветные бухты, десятки видов растений, скалы и гроты. Смотришь и не можешь поверить что все это наяву )) Очень здорово! Всем рекомендую этот маршрут. Теперь читая описания горных троп в различной фантастике буду вспоминать как оно на самом деле )) Тропа закончилась практически у дегустационного зала. Где мы не только немножко попробовали вина, но и купили бутылочки в качестве сувениров. Я взял на работу “Черного Полковника”. Потом был вкусный обед и путь назад в санаторий. MP3 плеер в очках снова помог ускорить время ))