___lin___ (___lin___) wrote,
___lin___
___lin___

Category:

Сентябрьский номер «Новостей космонавтики»



Из-за загруженности в «Лин Индастриал» я практически забросил свой блог. Да и ЖЖ как-то опустел, все сбежали в Facebook. Но там формат не подходит для больших постов и нормального обсуждения, поэтому я останусь с ЖЖ до последнего :) Продолжаю, хоть и с некоторым опозданием, публиковать анонсы НК. А сентябрьский номер получился очень интересным – новый «Союз МС», много статей о межпланетных станциях, «Течение Ангары».

Пилотируемые полеты
- «Иркуты» на первом «Союзе МС» - корабль новой модификации стартовал 7 июля. Он стал первым представителем девятой модификации кораблей «Союз». До него с 1966 г. было запущено 150 кораблей семейства «Союз» двух поколений, в том числе 127 – в пилотируемом режиме. В подсчет вошли: 16 изделий 7К-ОК (11Ф615), 33 7К-Т (26 11Ф615А8 и семь 11Ф615А9) и пять 7К-ТМ (11Ф615А12) первого поколения, 20 7К-С/7К-СТ (11Ф732), 34 «Союза ТМ» (11Ф732А51), 22 «Союза ТМА» (11Ф732А17) и 20 «Союзов ТМА-М» (11Ф732А47) второго поколения.
Итак – изменения в системах «Союза МС»:
- Единая командно-телеметрическая система ЕКТС-ТКА (вместо командной радиотехнической системы «Квант-В»).
- Радиотехническая система взаимных измерений параметров движения «Курс-НА» (вместо системы «Курс-А»).
- Аппаратура спутниковой навигации АСН-КС (вместо системы радиоконтроля орбиты 38Г6).
- Цифровая телевизионная система (вместо аналоговой).
- Модернизированная система записи информации СЗИ-М (вместо СЗИ).
- Дополнительная противометеороидная защита.
- Изменение схемы размещения двигателей причаливания и ориентации.
- Повышение мощности солнечных батарей и увеличение емкости буферных батарей.
- Цифровой блок управления резервным контуром БУРК (вместо аналогового блока управления перемещением и ориентацией БУПО-1).
- Модернизированный блок датчиков угловых скоростей БДУС-3А (вместо БДУС-3М).
- Светодиодная фара СФОК (вместо светильника СМИ-4).
- Модернизированная система телефонно-телеграфной связи «Рассвет-3БМ» (вместо «Рассвет-М»).
- Дублирующие электродвигатели в системе стыковки и внутреннего перехода.
- Цифровой корректор гамма-лучевого высотомера «Кактус-2В» (вместо аналогового).
- Доработанный электронный формирователь импульсов расхода топлива.
- Доработанный прибор УКТ-98.
Кроме того, РКК «Энергия» по контракту с Федеральным космическим агентством от 1 декабря 2014 г. предстоит внедрить блок интегрирования угловых скоростей на «Союзе МС-05» (запуск 29 мая 2017 г.).
- Полет экипажа МКС-48 (июль 2016 года)
- «Прогресс МС-03»: брусника, салат и борщ. Транспортный корабль стартовал 17 июля.
- Другой транспортный корабль Dragon (с полетным заданием Commercial Resupply Services SpaceX-9) стартовал 18 июля на ракете РН Falcon 9FT. Снова посадка первой ступени на сушу! По данным SpaceX, энергетические возможности одноразового варианта Falcon 9FT позволяют выводить на низкую околоземную орбиту до 22 800 кг полезного груза, а на геопереходную орбиту (с недобором 1800 м/с) – до 8300 кг. Носитель способен выводить полезные нагрузки на широкий спектр траекторий (в том числе и непосредственно на геостационарную орбиту) благодаря возможности многократного запуска двигателя Merlin Vac второй ступени. Ракета может вывести до 4020 кг на отлетную траекторию в сторону Марса.
Отличительная черта миссии SpX-9 состоит в том, что спускаемый аппарат будет «обитаемым в обоих направлениях». Живые существа уже несколько раз стартовали на корабле Dragon: это были мышки, трижды отправлявшиеся на МКС в рамках американской биологической программы Rodent Research, начиная с миссии SpX-4 в сентябре 2014 г. Однако в живом виде грызуны находились на корабле только при старте. После оговоренного программой эксперимента времени, проведенного на станции, астронавты делали мышкам смертельные инъекции и затем выполняли их диссекцию для извлечения тканей. Останки мышей возвращались на Землю в морозильниках в спускаемых аппаратах «Драконов». Теперь же в рамках японского эксперимента MHU (Mouse Habitat Unit) 12 мышей, прилетевшие на станцию на Dragon SpX-9, вернутся на Землю живыми с этим же кораблем. В августе 2015 г. японским грузовым кораблем HTV-5 на борт МКС была доставлена центрифуга для мышей.
В негерметичном грузовом отсеке Dragon на МКС был доставлен стыковочный адаптер IDA-2 (International Docking Adapter).

Пилотируемая техника
Orion и полеты к Луне - 27 июля NASA сообщило, что специалисты Космического центра имени Кеннеди и фирм-подрядчиков наполовину завершили монтаж платформ обслуживания сверхтяжелого носителя SLS (Space Launch System) в Здании сборки системы VAB (Vehicle Assembly Building). Первый пуск SLS с беспилотной разведывательной миссией по облету Луны EM-1 (Exploration Mission 1) состоится в сентябре-ноябре 2018 г. Жилой модуль Habitat, запускаемый вместе с кораблем Orion и играющий роль бытового отсека, будет разработан к 2021 – 2022 гг.

Запуски космически аппаратов
28 июля был осуществлен пуск РН Atlas Vс полезным грузом Национального разведывательного управления NRO. Шикарный рептилоид на эмблеме - заказчик провел энергичную пиар-кампанию для формирования интереса школьников к деятельности NRO. Официальным талисманом пуска была объявлена зеленая ящерица по имени Спайк (Spike). Назначение и характеристики аппарата засекречены. По совокупности опубликованных данных и орбитального поведения спутник USA-269, известный также под кодовым именем QUASAR, идентифицирован экспертами как первый аппарат четвертого поколения системы ретрансляции спутниковых данных SDS (Satellite Data System).
Кстати – в статье о пуске – прекрасный обзор всех поколений Satellite Data System.

Предприятия. Организации
8 июля в Москве в Госкорпорации «Рос космос» состоялось 4-е заседание Российско-казахстанской межправительственной комиссии по комплексу «Байконур». Бакытжан Сагинтаев отметил: «Есть определенные опасения с казахстанской стороны, что после 2025 г. российская сторона может полностью уйти с космодрома Байконур, чего нам не хотелось бы».

Средства выведения
Течение «Ангары» - 20 июля генеральный конструктор средств выведения, заместитель генерального директора Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) А. А. Медведев в интервью ТАСС заявил, что «в будущем РН «Ангара» может занять 60% мирового рынка коммерческих пусков». Стоимость запуска «Ангары» сегодня примерно в 1.5 – 2 раза больше, чем у «Протона-М». Но серийность производства носителей будет быстро нарастать из-за унификации, следовательно, по мнению А. А. Медведева, себестоимость ракеты будет снижаться быстрее. «В случае с «Ангарой», по нашим оценкам, можно достичь уменьшения стоимости в 2.5 раза. В перспективе она будет на 10 – 20 % дешевле «Протона-М», – подчеркнул он, отметив, что данный результат ожидается в начале 2020-х годов. – Могу сказать, что удельная стоимость выведения «Ангары» будет на 20 – 30% дешевле зарубежных аналогов. Это касается всех типов РН «Ангара» – и легкой, и тяжелой».
Сейчас основные усилия разработчиков ГКНПЦ направлены на проект пилотируемого варианта ракеты «Ангара-А5П», которой предстоит впервые стартовать с космодрома Восточный уже в 2021 г. С космонавтами на борту «Ангара-А5П» полетит в 2023 г. Роскосмос первоначально анонсировал первый пуск «Ангары-А5В» (РН тяжелого класса повышенной грузоподъемности) на 2023 г., однако из-за сокращения ФКП-2025 сроки ее создания отодвинуты за 2025 г.

«База для геофизических исследований» – странная статья о предложении на основе метеорологического ракетного комплекса МР-30 создать сверхлегкий носитель на 10 кг ПН. Какие-то безумно сверхоптимистичные массы ступеней. Проект японского наноносителя с красивым названием SS-520-4 или SSS-520 – выглядит куда более реальным, чем отечественные фантазии. И стартовая масса больше и ПН всего 4 кг. Радует, что во всем мире просыпается интерес к сверхлегким ракетам :)

Reaction Engines получает финансирование от ЕКА – да-да, те самые ребята с двигателем для одноступенчатого Skylon`а. Инвестиции 11 млн $. А в какие частные фирмы инвестирует Роскосмос? :)

Межпланетные станции
«Добро пожаловать к Юпитеру!» - 4 июля станции слежения NASA получили подтверждение выхода автоматического зонда Juno («Юнона») на орбиту вокруг Юпитера. Предыдущий рекорд сближения с планетой-гигантом принадлежал аппарату Pioneer 11, который в 1974 г. совершил пролет в 42 450 км над верхушками облаков Юпитера, чтобы выполнить разворот на 90° и направиться к Сатурну. Juno же должен был не просто пройти один раз на вдесятеро меньшей высоте, но и сделать 37 полных витков с перицентром на высоте около 4100 км. В конструкции Juno применяется специальная радиационно-защищенная электропроводка, а множество датчиков укрыты экранами. Однако основной «изюминкой» миссии является контейнер с титановыми стенками толщиной по 13 мм, в котором смонтированы бортовой компьютер и «электронные сердца» многих научных инструментов миссии. В целом это «хранилище» имеет массу около 170 кг. В пределах укрытия действующий на приборы уровень радиации по сравнению с наружным снижается примерно в 800 раз. По расчетам, за 37 витков электроника наберет «всего лишь» 25 крад, что примерно в 50 раз больше смертельной дозы для человека.

«Dawn: всем оставаться на местах!» - 1 июля NASA объявило о продлении эксплуатации девяти межпланетных аппаратов. Новую жизнь получили два марсохода и четыре спутника Марса, включая Mars Express, лунный разведчик LRO, станция New Horizons, которой утвердили полет к астероиду пояса Койпера, и аппарат Dawn, призванный продолжить исследование Цереры. Руководители проекта Dawn подали на рассмотрение NASA заявку, где предлагали покинуть Цереру и направить КА к астероиду Адеона с целью исследовать его на пролете. Комиссия экспертов отдала предпочтение иному предложению: остаться у Цереры и продолжить дистанционное зондирование крупнейшего астероида Главного пояса.

«Неторопливое движение к Марсу – или большой скачок?!» 18 июля NASA объявило о выборе пяти американских компаний, которые проведут в течение четырех месяцев концептуальные проработки перспективного спутника Марса. Целями проекта с условным наименованием NeMO (Next Mars Orbiter) названы глобальная съемка поверхности с высоким разрешением и телекоммуникационное обеспечение работы посадочных зондов. Запуск запланирован на 2022 год, в качестве маршевых двигателей – ЭРД, разрешение съемки 30 см, при сближении с Марсом – близкий пролет Деймоса и Фобоса. В ближайшие два астрономических окна к Марсу отправятся следующие аппараты: в 2018 г. – американский аппарат InSight для изучения внутреннего строения планеты, в 2020 г. – американский тяжелый марсоход типа MSL, европейско-российский комплекс ExoMars 2020 с марсоходом Pasteur и китайская экспедиция с орбитальным и посадочным аппаратами и марсоходом. Правда, что-то мне подсказывает, что ExoMars 2020 в очередной раз перенесут или вообще отменят (увы, сейчас такой вариант становится возможным).
Неспешный темп программы NASA порождает брожение в среде промышленности, главным мотором которого является SpaceX и его глава Илон Маск. Он объявил о плане запуска к Марсу в 2018 г. с использованием носителя Falcon Heavy беспилотного корабля Dragon 2. Lockheed Martin, разрабатывающая для NASA пилотируемый корабль Orion, 19 мая представила свою концепцию освоения дальнего космоса. Компания предлагает создать к 2028 г. на орбите вокруг Красной планеты орбитальную базу Mars Base Camp с экипажем из шести человек, используя средства, разрабатываемые в рамках нынешней программы NASA. Сборку базы предполагается начать уже в 2021 г. в окололунном пространстве в ходе второго пуска РН SLS с готовностью к отлету к Марсу в 2028 г. В итоге база будет включать два корабля Orion для путешествий к Фобосу и Деймосу и центр управления роверами на поверхности планеты. Своя концепция есть и у Orbital-ATK, которая предлагает в 2020 – 2021 гг. создать на окололунной орбите пилотируемую станцию на четырех человек.

Есть в номере и другие материалы. Если кто-то только собирался начать знакомство с «Новостями космонавтики», сентябрьский номер – отличный выбор!
Tags: Новый номер НК, космос
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment