___lin___ (___lin___) wrote,
___lin___
___lin___

Category:

Августовский номер «Новостей космонавтики»



Журнал снова меня «обгоняет» - пора уже про сентябрьский писать! Но августовский, юбилейный номер, тоже нельзя пропустить.
25 лет, подумать только! Недавно 20 лет праздновали – и уже 25.

К сожалению – ситуация с финансированием до сих пор не стабилизировалась. Обещаний, конечно, много… но дожить бы журналу до этой прекрасной поры.

Итак, раздел главное
– Структура центрального аппарата Госкорпорации «Роскосмос» определена - в июне 2016 г. была окончательно сформирована и заполнена штатными сотрудниками. К настоящему времени процесс формирования интегрированных структур и/или холдингов еще не завершен. Согласно указу Президента РФ от 12 мая 2016 г. № 221, в Госкорпорацию должны войти 46 акционерных обществ и после акционирования – еще 16 государственных унитарных предприятий.

Совещания. Конференции. Выставки
– статья alien3 - Летняя космическая школа

Пилотируемые полеты
– Полет экипажа МКС-47/48 – хроника за июнь 2016 г.
В июне стало известно, что Роскосмос перезаключил контракты с РКК «Энергия» на изготовление модулей для МКС. «По многоцелевому лабораторному модулю (МЛМ-У «Наука») контракт был расторгнут и перезаключен, в частности, потому, что потребовалось изменить технические характеристики в связи с продлением срока работы МКС и для возможности отделения российского сегмента. Этот модуль планируем закончить к концу 2017 г., – сообщил генеральный директор РКК «Энергия» Владимир Солнцев. – Что касается научно-энергетического модуля (НЭМ), здесь также вносятся изменения, и контракт был прекращен в связи с сокращением бюджета в 2015 г. В соответствии с Федеральным законом № 44 у нас была возможность его перезаключить, что мы и сделали. Работы по НЭМ будут закончены в 2019 г. А по узловому модулю (УМ «Причал») работы практически завершены: планируем вывести модуль на орбиту в 2018 г.». В то же время гендиректор Роскосмоса Игорь Комаров объяснил решение разорвать старые и заключить новые контракты с РКК «Энергия» не соблюдавшимися сроками изготовления и запуска модулей. Согласно утвержденной Федеральной космической программе на 2016 – 2025 гг. на создание трех модулей планируется потратить 12 605.3 млн руб. (200 млн. долларов).

– Возвращение «Агатов» –18 июня в центральной части Казахстана совершил посадку спускаемый аппарат пилотируемого корабля «Союз ТМА-19М». В нем на Землю возвратился экипаж МКС-46/47: россиянин Юрий Маленченко, американец Тимоти Копра и британец Тимоти Пик.

Запуски космических аппаратов
– 4 июня РН «Рокот» с разгонным блоком «Бриз-КМ» и военным геодезическим спутником «Гео-ИК-2». Отечественные космические геодезические комплексы (КГК) за полвека своего существования включали три поколения спутников.
Первым был комплекс с аппаратами «Сфера». Первый КА данного класса стартовал 20 февраля 1968 г. под названием «Космос-203».
Второе поколение - «Гео-ИК». Всего в период с 1981 по 1994 г. стартовало 14 аппаратов.
Третье поколение - «Гео-ИК-2». В состав системы предполагалось включить два спутника «Гео-ИК-2» (№ 11 и № 12). Стартовав 1 февраля 2011 г., первый аппарат, к сожалению, вышел на нерасчетную орбиту вследствие аварии разгонного блока «Бриз-КМ». Первоначально запуск «Гео-ИК-2» № 12 намечался на 2011 г., однако по результатам полета первого аппарата было решено его отложить. Самая большая задержка старта была вызвана необходимостью замены в спутнике электрорадиоизделий иностранного производства.
«Мы демарш американцев парировали полностью» – рассказал генеральный директор ИСС Николай Тестоедов.
С учетом потери аппарата № 11 и необходимости иметь в группировке два КА Министерство обороны РФ заказало дополнительно спутник № 13. Его запуск планируется в конце 2017 г.
«Для выполнения перспективных требований войск и новых образцов вооружения к топогеодезическим данным необходимо планирование «Гео-ИК-3» - заявил контр-адмирал Сергей Козлов. Опытно-конструкторские работы по «Гео-ИК-3» запланированы на период – с 2020 по 2025 г.

– 9 июня РН «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и телекоммуникационным КА Intelsat 31. В статье очень интересная глава – этапированный «Протон-М» – посвященная постепенной модернизации ракеты, включающей четыре этапа.
Выведение КА Intelsat 31 прошло с некоторыми отклонениями от объявленного графика. Включение маршевого двигателя второй ступени РН прошло на 1.09 сек раньше расчетного времени, отключение состоялось тоже раньше, но на 0.34 сек. Примерно с таким же опережением графика на 0.3 сек прошли разделение второй и третьей ступеней и запуск маршевого двигателя третьей ступени. Отключение двигателя третьей ступени и отделение ОБ состоялись уже на 1.4 сек позже расчетного времени, а первое включение маршевого двигателя «Бриза-М» оказалось дольше расчетного на 32.66 сек.
На странице 22 - редкие кадры с места падения первой ступени РН «Протон-М».

– 11 июня РН Delta IV Heavy со спутником Национального разведывательного управления NRO «в обеспечение национальной обороны США».
«Я полагаю, – заявил руководитель международной сети наблюдателей спутников Тед Молчан, – что данный полезный груз является седьмым в серии, которую мы называем спутниками Mentor, известными также как Advanced Orion, которые ведут радио-электронную разведку (РЭР) с наклонных геосинхронных орбит. Эти спутники принадлежат к числу самых крупных из когда-либо запускавшихся. Аппарат, скорее всего, состоит из [набора] высокочувствительных радиоприемников и антенны, которая, по общему мнению, имеет размер до 100 метров, с целью ведения радиоэлектронной разведки в интересах Агентства национальной безопасности».

– 12 июня РН «Чанчжэн-3C» с серийным спутником G7 глобальной навигационной системы «Бэйдоу», официально именуемым 23-м спутником «Бэйдоу».

– 15 июня РН Falcon 9FT со спутниками связи Eutelsat 117 West B и ABS 2A, принадлежащими коммерческим операторам. Спутники на орбите, ступень – вдребезги.

– 18 июня РН Ariane 5ECA. Криогенная вторая ступень ESC-A вывела на геопереходную орбиту два телекоммуникационных КА – EchoStar 18 американской компании Dish Network Corporation и BRIsat, принадлежащий индонезийскому банку Bank Rakyat Indonesia (BRI). В этой миссии был побит рекорд для РН семейства Ariane 5 по выведенной на геопереходную орбиту полезной нагрузке. Ее общая масса (включая адаптеры и переходник) составила 10 731 кг при массе двух КА в 9840 кг.

– 22 июня РН PSLV-C34 (XL) со спутником съемки Земли Cartosat-2C и еще 19 аппаратами, среди которых дюжина «наноголубей» (Dove) из стаи Flock-2p от Planet (до 2016 г. – PlanetLabs).

– 24 РН Atlas V с геостационарным спутником связи MUOS-5 для военных мобильных пользователей.

– 25 июня первый пуск РН «Чанчжэн-7» (CZ-7) с разгонным блоком «Юаньчжэн-1A» (YZ-1A) с масштабной моделью возвращаемого аппарата (размер 60 % от штатного) перспективного китайского пилотируемого корабля (!) и пятью полезными грузами четырех типов для проведения 19 научных и технических экспериментов:
– спутник «Олун-1» для экспериментальной отработки методов удаления космического мусора;
– научно-экспериментальный микроспутник «Осян Чжисин»;
– два спутника «Тяньгэ» для эксперимента по ретрансляции данных;
– неотделяемый полезный груз «Тяньюань-1» для эксперимента по дозаправке в космосе.

Китайский корабль нового поколения сходен по задачам и компоновке с американским «Орионом» и российским ПТК НП и может использоваться для полетов вокруг Земли и в дальний космос, включая Луну и Марс, с экипажем численностью от двух до шести человек. Как и его зарубежные аналоги, корабль проектируется в двух исполнениях со стартовой массой 14 и 20 т, отличающихся главным образом размерами служебного модуля, параметрами двигательной установки и запасом характеристической скорости (800 и 1700 м/с соответственно). Удивительно – китайцы скопировали ПТК НП быстрее, чем в РКК «Энергия» его создали!

При стартовой массе 597 т и общей длине 53.1 м «Чанчжэн-7» способен вывести на низкую околоземную орбиту наклонением 42° и высотой 200 х 400 км полезный груз массой 13 500 кг. Компоненты топлива на всех ступенях - жидкий кислород – керосин. Существуют варианты CZ-7 с кислородно-водородной третьей ступенью!
Известная версия о создании двигателя YF-100 путем «творческой переработки» российского ЖРД РД-120 (НПО «Энергомаш») неубедительна. В то же время известно, что в КБ «Южное» (Украина) для первой ступени ракеты-носителя «Маяк» был разработан кислородно-керосиновый двигатель РД-801 с дожиганием окислительного генераторного газа, проектные параметры которого как две капли воды похожи на YF-100.



Минусы новой китайской ракеты – большое число ступеней (три), ракетных блоков (шесть) и двигателей (десять), а также низкое значение относительной массы полезного груза (при стартовой массе 597т – ПН всего 13,5т). Однако если CZ-7 покажет высокую надежность и приемлемые расходы на эксплуатацию, заказчикам будет не интересно, какую стартовую массу имеет носитель и сколько в нем двигателей: основным критерием станет цена пуска. А здесь китайцы могут составить конкуренцию всем, включая SpaceX.

– 29 июня РН «Чанчжэн-4B» с «Шицзянь-16» № 02. Агентство Синьхуа сообщило, что спутник предназначен «главным образом для исследования космической среды и технических экспериментов».

Средства выведения
– Сертификация ускорителя для SLS. 28 июня на объекте T-97 полигона в Промотори (штат Юта) корпорация Orbital ATK Inc. провела второе огневое стендовое испытание твердотопливного пятисекционного ускорителя SRB (Solid Rocket Booster) сверхтяжелой космической пусковой системы SLS (Space Launch System), завершив программу сертификации изделия перед началом летных испытаний носителя, намеченных на осень 2018 г.
Несмотря на свои выдающиеся параметры, испытанный SRB, вероятно, не станет долгожителем. Согласно «дорожной карте» программы SLS, для модификации Block II (если до нее, конечно, дойдет дело) рассматриваются три альтернативных варианта стартовых ускорителей:
1. Компания Pratt & Whitney Rocketdyne совместно с Dynetics работает над жидкостным бустером Pyrios, включающим два обновленных ракетных двигателя F-1 – каждый тягой свыше 800 тс. Предполагается, что применение таких ускорителей обеспечит SLS рост грузоподъемности до 150 т.
2. Aerojet совместно с Teledyne Brown разрабатывают жидкостный бустер на базе восьми двигателей AJ-26-500 (тяга каждого – примерно 225 тс), создаваемых на базе российских НК-33. В 2013 г. этот «дуэт» получил контракт от NASA на прототип за 23 млн $. Впрочем, после аварии РН Antares дальнейшее развитие бустера на базе именно AJ-26-500 выглядит несколько сомнительным.
3. Orbital ATK разрабатывает твердотопливный композитный четырехсекционный ускоритель Dark Knight («Темный рыцарь») тягой свыше 2000 тс.

Межпланетные станции
– Тайны девятой планеты от i_sobolev – великолепный обзор открытий New Horizons, сделанных у Плутона! По оценкам специалистов, данные с АМС будут передаваться на Землю до конца текущего года, а может быть, и дольше.

Суборбитальный туризм
– Всё ближе к рутине - четвертый полет New Shepard

Юбилеи
– Россия-Франция – полвека сотрудничества в космосе
– 55 лет рекорду космонавта-два. К юбилею полета Германа Титова
Tags: Новый номер НК, космос
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments