___lin___ (___lin___) wrote,
___lin___
___lin___

Майский номер «Новостей космонавтики»



Постараюсь писать анонсы чаще, а то сильно отстаю - ведь уже июльский журнал вышел («я клетку приоткрыл, а они как ломанулись»). Для истории необходимо сохранить все анонсы – поэтому перескакивать не буду.

В самом начале – обращение главного редактора. Увы – ситуация с финансированием журнала до сих пор не стабилизировалась. Обещания тянутся уже годами…

Юбилеи
– Центральному институту ракетно-космической отрасли 70 лет. В статье весьма интересные фотографии, например - хвостовой отсек блока А ракеты-носителя Н-1 после статических испытаний (видно место разрушения блока).

Пилотируемые полеты
– Завершение 11-месячного марафона. 2 марта совершил посадку спускаемый аппарат пилотируемого корабля «Союз ТМА-18М». Как же быстро год пролетел!
– Пост сдал – пост принял – «Бурлаки» на «Союзе» – 19 марта осуществлен пуск ракеты-носителя «Союз-ФГ» с пилотируемым космическим кораблем «Союз ТМА-20М». Как всегда в «Новостях космонавтики», подробно описывается предстартовая подготовка техники и экипажа на космодроме Байконур.
– Традиционная «хроника» – полет экипажа МКС-46/47 (март 2016 года).
– Грузовик Cygnus на РН Atlas V. В связи с неготовностью нового варианта носителя Antares компания Orbital ATK воспользовалась опционом и вновь запустила свой грузовик массой около 7500 кг (из них - 3395 кг грузов) на чужой ракете. Вообще, поражает скорость, с которой американские частники провели адаптацию корабля к совершенной новой РН – не потребовалось «миллиарда и 10 лет». Умеют люди работать! Ракета, правда, вздумала брыкаться – «27 марта на интернет-сайте spaceflight101.com появился подробный анализ ситуации, утверждавший, что миссия Cygnus OA-6 в реальности была близка к провалу. По мнению авторов анализа, от катастрофы ракету отделяла буквально одна секунда. Двигатель первой ступени носителя отключился раньше запланированного времени. Команда BECO прошла на высоте 125 км и при скорости 4.04 км/с. С учетом того, что это случилось примерно на 5.8 сек раньше заданного времени, верхняя ступень с кораблем начали полет с недобором скорости примерно 175 м/с. Для набора заданной скорости двигатель RL-10А3 тягой 10.4 тс должен был штатно работать 825 сек; действительное время составило около 892 сек, что и позволило компенсировать недобор скорости на этапе первой ступени». А ещё иногда говорят, что в «Новостях космонавтики» нет захватывающих литературных описаний!
– Масштабный пожар после расстыковки - «целью эксперимента Saffire I (Spacecraft Fire Experiment), является изучение распространения пламени на космических кораблях».
– «Прогресс» с наноспутником - 31 марта стартовал «Прогресс МС-02». Масса корабля при старте равнялась 7285 кг, из них – 2423 кг грузов для станции и 880 кг собственного топлива. В грузовик также положили научно-образовательный наноспутник «Томск-ТПУ-120», созданный Томским политехническим университетом (ТПУ). Его намечается запустить вручную во время следующего российского выхода в открытый космос.
– SLS и Orion – между первым и третьим полетами – 17 марта в ходе слушаний в космическом подкомитете Комитета по науке Палаты представителей Конгресса американские законодатели заявили, что готовы увеличить финансирование, чтобы помочь NASA. Выступившие конгрессмены, как республиканцы, так и демократы, выразили разочарование в связи с тем, что администрация Барака Обамы предложила выделить космическому ведомству всего 19 млрд $, что на 300 с лишним миллионов долларов меньше, чем в 2015 ф.г.
NASA рассчитывает, что первый беспилотный запуск корабля Orion с помощью SLS состоится в конце осени 2018 г., а первый пилотируемый полет – не позже апреля 2023 г.
В первой беспилотной миссии EM-1 (Exploration Mission 1), параметры которой давно определены и вероятность переноса даты старта минимальна, SLS варианта Block 1, способный выводить на низкую околоземную орбиту до 70 т, отправит Orion в облет Луны. Однако в отношении последующих запусков ясности нет. Согласно первоначальным планам, пилотируемый полет EM-2 намечался на 2021 г. и по своей схеме должен был повторить EM-1. Затем NASA решило форсировать разработку полноценной верхней ступени EUS (Exploration Upper Stage) для модификации носителя, носящей название Block 1B: в случае замены «временной» ступени ICPS, доставшейся от ракеты Delta IV, новый разгонный блок позволяет до 105 т увеличить массу груза, выводимого на низкую околоземную орбиту. Однако перевести первый пилотируемый полет EM-2 на «105-тонник» непросто. Сертификация EUS для пилотируемых полетов требует выполнения одного пуска ракеты в беспилотном варианте! В случае использования EUS, облетная миссия превращается в полноценную орбитальную – с работой на орбите вокруг Луны 100 х 10000 км в течение трех суток. Впрочем, в NASA рассматриваются еще две возможные схемы EM-2. В соответствии с первой, корабль с четырьмя астронавтами совершит полет по дальней ретроградной (то есть направленной против вращения Земли) орбите. Рассматриваются также миссия к точке либрации L2, высокоэнергетический облет Луны и другие «трудные» траектории. Продолжительность подобной миссии составит 25 – 26 суток (вероятно, потребуется бытовой отсек).
Поскольку до масштабной марсианской экспедиции еще далеко, в качестве одной из задач «государственной» пилотируемой программы рассматривается «миссия по перенаправлению астероида» ARM (Asteroid Redirect Mission). Миссия подразделяется на три этапа. Первый начался в 2014 г. С определения цели для дальнейших исследований. На втором этапе, который по плану начнется в 2021 г., предполагается доставить обломок астероида на окололунную орбиту. На третьем этапе, который ранее планировался «на середину 2020-х годов», к булыжнику будет отправлена пилотируемая экспедиция. На сегодня ситуация с миссией ARM весьма туманна: идея нравится Бараку Обаме, но он скоро покинет свой пост. Главный финансовый директор NASA Дэвид Радзановски (David Radzanowski) говорит, что запуск автоматического «ловца» астероидов вряд ли состоится ранее начала-середины 2020-х годов. Если его полет начнется в 2023 г., то астронавты смогут посетить космический «валун» не ранее 2027 – 2028 гг. В прошлом году Консультативный совет NASA порекомендовал агентству перепрофилировать миссию с астероидом на извлечение образца с марсианской луны Фобоса. Некоторые специалисты считают, что агентству следует закрыть миссию ARM и перенаправить выделенные на нее 1.25 млрд $ на развитие реальных технологий для доставки людей на Марс.
Другие пуски месяца:
– 4 марта – Falcon 9 FT со спутником связи SES-9 на борту.
– 9 марта – телекоммуникационный Eutelsat 65 West A на Ariane 5ECA
– 10 марта – PSLV-C32 (вариант PSLV-XL) с шестым аппаратом Индийской региональной навигационной спутниковой системы IRNSS.
– И самое главное – 14 марта – ExoMars 2016 на «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М». В статье подробное описание аппарата и его научных приборов – рекомендую! Пересказывать не буду, лучше купите журнал ;)
– 13 марта - третий «Ресурс-П» на РН «Союз-2.1Б» (старт со второй попытки). Первый аппарат системы выведен на орбиту 25 июня 2013 г., второй - 26 декабря 2014 г. Спутники созданы на базе герметичной платформы типа «Янтарь-4КС», использованной ранее в проекте первого долгоживущего российского КА дистанционного зондирования Земли «Ресурс-ДК». Расчетный срок активного существования – 5 лет. Федеральной космической программой на 2016 – 2025 гг. предусмотрено изготовление еще двух серийных аппаратов «Ресурс-П» с запуском в 2018 и 2019 гг. Им на смену придут новые «Ресурсы-ПМ» - но не раньше 2020 г.
– 24 марта – «Космос-2515» – на РН «Союз-2.1А». Новый «Космос-2515» и запущенный 27 февраля 2015 г. «Космос-2503» идеально совпали по параметрам начальной орбиты – а тогда спутник был идентифицирован западными экспертами (Анатолий Зак и Гюнтер Кребс) как составная часть комплекса «Барс-М». Общее описание комплекса имеется в материалах по проекту реконструкции производственных мощностей РКЦ «Прогресс», опубликованных на сайте госзакупок. Спутник имеет габаритные размеры 4000 х 2300 х 2300 мм и массу 4000 кг. Госзаказом предусмотрен выпуск двух изделий в год. В модуль целевой аппаратуры входит оптико-электронный комплекс «Карат», который включает в себя размерно-стабильную несущую платформу, служащую для установки двух объективов, двух лазерных излучателей, системы контроля визирных объективов, зеркальных отражателей и других элементов и систем. В общем – новый КА для военной картографии.
– 30 марта -– РН «Чанчжэн-3A» с серийным спутником второго поколения глобальной навигационной системы «Бэйдоу»

Искусственные спутники Земли
– Проблемы американских метеоспутников – 24 марта прекращены попытки вернуть в рабочее состояние DMSP Block 5D-3 F19, запущенный менее двух лет назад, 3 апреля 2014 г. После гибели F19 в работе в составе военной метеосистемы США остаются пять спутников – от F14 до F18, проработавшие уже от 5 до 19 лет. Сроки готовности первого аппарата нового поколения – 2022 ф. г.,второго – 2026 ф. г. Поэтому еще в марте 2015 г. ВВС объявили о намерении срочно закупить «временный» аппарат для получения тех же данных, что сегодня дает Coriolis.
– Второй «Бион-М» надо доработать – 19 февраля Совет главных конструкторов РКЦ «Прогресс» счел необходимым доработать эскизный проект спутника и выпустить к нему дополнения. В ФКП – «Бион-М» № 2 в 2021 г., а «Бион-М» № 3 в 2025 г (в предыдущей версии - в 2019 и 2022). Второй «Бион-М» в основном повторит полет первого, но с той существенной разницей, что орбита нового биоспутника будет находиться на высоте 1000 км.

Средства выведения
– 2 марта на стендовой базе ПАО «Кузнецов» прошли приемо-сдаточные огневые стендовые испытания очередного двигателя НК-33 для ракеты легкого класса «Союз-2.1В».

Космодромы
– Полвека назад Плесецк стал космодромом. Очень интересная и подробная статья – все пуски с космодрома, а также – впервые в НК – карта на развороте :)

Космические программы
– Китай в космосе в 13-й пятилетке и далее. Первый пуск CZ-7 с нового космодрома Вэньчан на острове Хайнань запланирован на конец июня 2016 г. (уже!), а ракеты CZ-5 – на конец сентября или начало октября 2016 г. Сверхтяжелый (!!!!) носитель CZ-9 предполагается строить на базе мощного двухкамерного кислородно-керосинового двигателя тягой 4800 кН (489 тс) на первой ступени и кислородно-водородных двигателей тягой 2200 кН (224 тс) и 250 кН (25.5 тс) на второй и третьей ступени соответственно.


Не забывают китайские товарищи и про легкие ракеты – для эксплуатации твердотопливных РН семейства «Куайчжоу» будет создана коммерческая компания – частный космос по-китайски?
Вторая орбитальная лаборатория «Тяньгун-2» должна быть запущена в 3-м квартале 2016 г. За этим последует запуск и 30-суточный полет «Шэньчжоу-11» с экипажем из двух космонавтов, а в 1-м квартале 2017 г. – запуск с Вэньчана носителем CZ-7 первого грузового корабля «Тяньчжоу». В 2018 г. должен быть выведен на орбиту на ракете CZ-5 первый модуль «Тяньхэ» китайской постоянной пилотируемой станции, к которому затем планируется пристыковать два экспериментальных модуля, с тем чтобы завершить сборку 60-тонного комплекса в 2022 г. Будет построен «китайский Мир» - существенно больше и лучше российского сегмента МКС! Решено не устанавливать на одном из экспериментальных модулей большой обзорный оптический телескоп: он будет выполнен в автономном варианте с возможностью обслуживания на станции. Аппарат с зеркалом диаметром 2 м должен иметь разрешение, сравнимое с «Хабблом», при поле зрения в 300 раз большем. Если он проработает десять лет, то сможет отснять примерно 17 500 квадратных градусов, то есть до 40% неба!
После строительства космической станции Китай намерен приступить к эксплуатации пространства между Землей и Луной с целью выработки электроэнергии и использования других ресурсов, заявил 7 марта заместитель начальника Управления разработки вооружений и военной техники генерал-лейтенант Чжан Юйлинь, добавив, что уже начато предварительное планирование этой программы.
Планы по лунным автоматическим станциям:
- 2017 г. – доставка лунного грунта на «Чанъэ-5»;
- 2018 г. – посадка «Чанъэ-4» на невидимой стороне Луны в районе Бассейна Аполлон, исследования района посадки с помощью лунохода;
- 2023 г. – доставка лунного грунта с невидимой стороны Луны;
- 2025 г. – посадка в районе южного полюса Луны с луноходом;
- 2027 г. – посадка в районе северного полюса Луны, отработка использования лунных ресурсов.
Пуски 2017 и 2018 гг. официально утверждены и финансируются. «Чанъэ-6», который должен быть изготовлен как дублер «Чанъэ-5», может быть запущен при необходимости в 2020 г.
По Марсу – орбитальный аппарат и марсоход – старт в августе 2020 г. на CZ-5 с разгонным блоком YZ-2. Предполагается, что в случае успеха этого проекта может быть утвержден и следующий этап, предусматривающий автоматическую экспедицию за марсианским грунтом в 2028 г.
На 2022-2024 г. запланирован старт китайского аппарата для изучения астероидов с электрореактивной двигательной установкой.
Запуск к Юпитеру теперь запланирован на 2030 г.
Таким образом, китайские межпланетные планы хоть и остались весьма амбициозными, изменились в сторону «урезания осетра» и переноса сроков.

Страницы истории
- Третья часть статьи «Штрихи процесса познания» (о трудном пути к мягкой посадке на Луну) - начало в номерах за март и апрель.
- 30-летие проекта «Венера – комета Галлея». Эх, последний полностью успешный отечественный межпланетный проект – а дальше «двадцать тридцать лет бесплодных усилий».

Есть в журнале и другие материалы.
Tags: Новый номер НК, космос
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments