___lin___ (___lin___) wrote,
___lin___
___lin___

Category:

Новый вариант Федеральной космической программы 2016-2025



Кратко о новом варианте ФКП:

Начало летных испытаний кислородно-водородного разгонного блока КВТК переносится с 2021 года на 2024 год.
Мой комментарий – в России страшная боязнь водорода. Между тем, даже американские частники из Blue Origin создали и испытали в полете кислородно-водородный двигатель. Новый китайский тяжелый носитель «Чанчжэн–5» имеет водородный «центр». Индия построила свой кислородно-водородный РБ, хоть и на основе российского (который делался по заказу Индии, а на отечественных ракетах применения не нашел).

«Ангара А5В» (форсированный вариант «Ангара А5» с водородной третьей ступенью и полезной нагрузкой до 37т) формально не отменена, однако её летные испытания уходят за 2025 год.
Мой комментарий – «Ангара А5В» хороша именно тем, что дешево, сердито и быстро позволяет сделать недосупертяж. С учетом того, что Falcon Heavy Маска начнет летать уже в этом году и будет иметь ПН до 53т, да и SLS к 2025 форсируют до 105т – какой смысл в 37 тонном носителе в 2026 году? Да ещё в таком «предельном». Да – водородных двигателей для третьей ступени нет, а оценки ПН показывают что 37т – маловероятно, скорее 32-35т.

На новый корабль ПТК НП, недавно получивший имя «Федерация», выделяют 58 млрд. рублей – примерно в три раза меньше, чем Маск получил от NASA на Dragon V2.
Мой комментарий – лично у меня нет уверенности, что за такие деньги РКК «Энергия» сможет перейти к летному «железу». У меня следующие вопросы – почему размерность ПТК НП именно такая? При массе в 15т (околоземный вариант) просто нет готового носителя под этот корабль. При массе 18-20т (лунный вариант – до 24т) – закинуть на окололунную орбиту такой тяжелый корабль можно только супертяжем или двумя недосупертяжами «Ангара А5В» с использованием кислородно-водородных разгонных блоков. Зачем и почему? Корабль с размерностью «чуть больше Союза» и экипажем 3 человека, выглядит куда логичней и для орбитальных дел (российский сегмент МКС не такой уж и большой) и для лунных (вписать в два пуска «Ангары А5», или – даже – а вдруг получится – в один «Ангара А5В»).

Проект системы «Арктика» оставили.
Мой комментарий – это «прагматичный космос» который должен быть «по умолчанию». Неплохо заставить те ведомства, что потом будут использовать данные, его и финансировать, может быть будут более ответственно подходить к разработке ТЗ и приемке готового изделия.

Трансформируемый (надувной) модуль для МКС и второй энергетический – убрали.
Мой комментарий – в марте этого года к станции отправится небольшой надувной модуль-демонстратор от Bigelow Aerospace. Да, модуль сделанный «частниками». Хотелось бы понять – для чего вообще расширять РС МКС, какие задачи есть, какие сроки (если станция прекратит существование в 2024 году – зачем что-то стыковать к ней в 2022).

Лунные станции «Луна-25», «Луна-26» и «Луна-27» - в 2019 – 2021. «Луна-Грунт» - в 2024 году при наличии дополнительного финансирования – на «Ангаре-А5» с первым КВТК (?!).
Мой комментарий – китайская «грунточерпалка» «Чанъэ-5» отправился на Луну в 2017 году. Учитывая, что ещё нужно заниматься ExoMars – особенно вторым, не лучше ли начать с чего-то простого? С легкого лунного спутника, например. Создать коллектив, научиться строить АМС. Но почему-то снова – первый зонд посадка (?!) и только второй – спутник. Причем насыщенный научной аппаратурой. Я не верю, что вообще что-то полетит – кроме европейского, фактически, ExoMars в этом году. Может быть «Луну-25» ещё попробуют запустить – с опозданием года на два. Эх, пришло бы понимание, что по АМС уже у Индии нужно учиться.

12,6 млрд. рублей выделяется на ремонт МЛМ «Наука» и на разработку/запуск нового научно-энергетического модуля.
Мой комментарий – честно говоря – смешная сумма. То, что на эти деньги смогут восстановить «Науку» – поверить можно, но ещё и новый модуль? С МЛМ проблемы существенные – фактически требуется человеку заменить всю кровеносную систему (или прочистить) не убивая его. Про новый модуль – Центр Хруничева отказался делать корпус, Италия – больше не вариант, остается РКЦ «Прогресс». Смогут ли сделать быстро и дешево?

ОКР «Феникс» это теперь не метановая (на СПГ и кислороде) ракета, а российская замена ракеты «Зенит» с полезной нагрузкой 17т на низкой околоземной орбите. Выделяют 29 млрд. рублей, однако летные испытания – за 2025 годом. Теоретически, в дальнейшем на основе этого блока можно создать «тризенит» (около 40т на низкой орбите) и «пятьзенит» (примерно 75т).
Мой комментарий – в одной записке, которую я писал около года назад, я указал на возможность модернизации РН «Ангара А5» и предложил создание модульного носителя с модулем размерности «Зенита». Конечно, появление этих вариантов в ФКП – просто совпадение. Варианты-то, в общем-то, очевидные. Кстати, за год я пересмотрел свои пожелания - решил, что нужна размерность ~25 тонн - замена «Протону», моноблочная «рабочая лошадка» для коммерции, на основе которой можно собрать триблок на 55т и пятиблок на 100т. Причем «рабочая лошадка» на СПГ и кислороде - с прицелом на многоразовость блока.

Адаптация «Ангары А5» для Восточного обойдется в 77 млрд. рублей. Отдельный старт под «Ангару А5В» не предполагается. Закладывается универсальный для двух типов ракет.
Мой комментарий – в общем-то, логично. «Ангары А5В» когда ещё будет, а второй (первый на Плесецке) старт для «Ангары А5» не помешал бы. Опять же – летать на стационар с северного космодрома – это странно.

Первый «Электро-М» только в 2025 году.
Мой комментарий – оказалось, что сканирующее устройство для подобных спутников – та ещё задачка. Со стороны метеорологов было много нареканий. Поэтому логично, что новое поколение потребует длительной отработки.

Также в программе присутствуют два «Биона» и «Возврат-МКА» (аналог «Биона» работающий на высоком эллипсе). Однако дата пуска «Возврата-МКА» не назначена.
Мой комментарий – честно говоря, не понятно, почему создание комплекта аппаратуры для работы с грызунами на РС МКС сложнее и дороже, чем запуск отдельного КА. Конечно, есть идеи поднять «Бион» повыше в пояса и повторить подвиг «Космоса-110», но всё-таки? Что касается «Возврат-МКА» - зачем этот аппарат в принципе? Вот вам другой вариант миссии – в «Прогресс» перед отстыковкой от МКС закладывают био-образцы, корабль уходит. На орбиту выводится блок ДМ-03, оснащенный стыковочным узлом. «Прогресс» стыкуется к РБ. Далее – блок ДМ-03 может доставить связку на эллипс с высотой апогея 17 000 км и вернуть обратно (!) на круговую низкую орбиту. То есть, после такого полета и отстыковки от ДМ-03, «Прогресс» может вернутся к МКС, где космонавты заберут био-образцы. И никакой новый «Возврат-МКА» не нужен! Опять же – если лететь «в один конец» можно затащить «Прогресс» аж на орбиту вокруг Луны (зачем – другой вопрос). Опять же – хорошая тренировка перед возможным туристическим полетом «Союза» вокруг Луны – от Space Adventures.

Что касается знаменитого «ядерного буксира» мегаваттного класса – финансирование работ завершается в 2018 году. Отдельно ведутся работы по реактору, кроме того есть ОКР «Нуклон» с готовностью к летным испытаниям под конец 2025 года. Что с характеристиками – не очень понятно. Ясно только, что это не буксир, а космический аппарат с двигательной установкой на основе реактора и двигателей малой тяги. Можно предположить (только предположить!), что военные собираются вытянуть что-то тяжелое на геостационарную орбиту. Причем это тяжелое будет с «обычным» термоэмиссионным преобразованием, а не турбомашинным.
Мой комментарий – как я уже говорил, такой буксир мог стать той технологией, с которой Россия могла бы войти в международные проекты. Это было действительно что-то принципиально новое. У США подобные системы появятся только лет через 15. Проблема в том, что для буксира требуются принципиально новые вещи (капельные радиаторы, турбомашинное преобразование, ферменные конструкции, новые электроракетные двигатели) и хорошая радиационно-стойкая электроника. Насколько я понимаю, работы по буксиру пытаются все с себя спихнуть – в итоге – всё вернется к старым добрым «Топазам» – в лучшем случае. Жаль, проект имел большой потенциал – не у Земли (тут велики гравитационные потери) – а в межпланетном пространстве и Поясе.

В целом - у ФКП есть три проблемы, из-за которых ее теперь не стоит воспринимать всерьез.
1. Ее будут еще пересматривать как минимум весной - опять на 10%. А если нефть задержится на нынешнем уровне, то и не на 10. А может не только весной.
2. Каковы шансы, что через 3-4 года у государства будут средства, чтобы финансировать ФКП в заявленном объеме? Не очень велики.
3. Финансирование уменьшилось сильнее, чем количество проектов. Деньги размазали тонким слоем. Т. е. разработка подорожала (на 30%, как сказал Коптев год назад), но денег дали меньше, а обещают сделать ту же работу. Шансы на то, что планы будут выполнены даже при выделении заявленных средств, весьма призрачные.

Хочется процитировать слова Бориса Евсеевича Чертока:
«Однако надо признать, что в последние годы российская космонавтика категорически отстала от американской и европейской, а теперь начинает отставать даже от индийской в части прямых фундаментальных научных исследований. У нас нет ни одного научного космического аппарата принадлежащего России. Десять лет никак не долетим до Фобоса. <…> Утешением могут быть обильные медико-биологические эксперименты на Международной космической станции. Повторяю, нет своих научных космических аппаратов. Но самое обидное, что они и не востребованы нашей властью. Для российских олигархов создаются самые роскошные, самые крупные в мире, и как говорят специалисты, самые дорогие в мире яхты. Каждая яхта по стоимости соизмерима с научным космическим аппаратом. У нас — яхты, у американцев — почти вся мировая космическая наука, распространяющаяся сегодня на самые отдаленные уголки нашей вселенной. Как сказал один из героев любимого нашими космонавтами фильма, “за державу обидно”!»

И летчика-космонавта Михаила Тюрина:
«Дают задание проектировать космический корабль вне всякой концепции. Формулировка: “Делаем корабль, чтобы лететь на станцию, чтобы потом лететь на Луну, чтобы потом лететь на Марс” — вызывает, по меньшей мере, удивление. Не бывает так, чтобы одна и та же машина и асфальтоукладчиком работала, и в гонке “Формулы-1” участвовала. А нам предлагается именно это. Почему-то утверждают: корабль надо делать на экипаж из шести человек. Почему именно шесть, а не семь и не пять? Ответа нет. Даже в домашнем хозяйстве такой подход не встречается: “Давай пригласим в гости шесть человек?” — “Почему шесть?” — “А просто так!” Всегда есть какая-то причина: либо за столом больше не умещается, либо закуски не хватает. А скорее всего, приглашаете тех, кого хотите видеть, при заданных ограничениях. Такое ощущение, что в новом космическом корабле никто летать и не собирается. Главное — “выбить” деньги. <…> Наша отрасль настолько переполнена противоречиями, вызванными полным несоответствием реальным условиям, что механизм самосохранения работает вычурно, с подменой понятий. Вот и получается, чтобы сохранить устойчивость, лучше ни за что не браться. Тогда все будет спокойно, хорошо и понятно».
Tags: космос
Subscribe

  • С Днем космонавтики!

    Давным-давно я ходил на выставку «К звездам 1991» - там впервые показали «Алмаз», «Боры», маленький советский…

  • Для возможных инвесторов и/или спонсоров

    « Лин Индастриал» - компания, которая поставила перед собой амбициозную цель – разработать и довести до коммерческого применения…

  • «Ради всего человечества»

    С некоторым опозданием посмотрел-таки сериал в стиле альтернативной истории For All Mankind. Основной посыл, за который картине можно простить…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 61 comments

  • С Днем космонавтики!

    Давным-давно я ходил на выставку «К звездам 1991» - там впервые показали «Алмаз», «Боры», маленький советский…

  • Для возможных инвесторов и/или спонсоров

    « Лин Индастриал» - компания, которая поставила перед собой амбициозную цель – разработать и довести до коммерческого применения…

  • «Ради всего человечества»

    С некоторым опозданием посмотрел-таки сериал в стиле альтернативной истории For All Mankind. Основной посыл, за который картине можно простить…