___lin___ (___lin___) wrote,
___lin___
___lin___

«Быть или не быть - таков вопрос»


Иллюстрация - igorsavin

В 1970 году на русском языке был издан сборник докладов, прочитанных на симпозиуме, состоявшемся в марте 1966 г. в Вашингтоне и посвященном проблемам научного прогнозирования. В сборнике «Космическая эра. Прогнозы на 2001 год» можно прочесть следующее: «В конце 2000 года межпланетные полеты по трассам от Меркурия до Сатурна осуществляются комфортабельными пилотируемыми летательными аппаратами… Наши гелионавты побывали в самых разных областях солнечной системы, от выжженных Солнцем побережий планеты Меркурий, до ледяных скал Титана, спутника Сатурна. Прошло уже три года с тех пор, как была организована добыча и обработка металлической руды на Меркурии».

И всё это тогда не казалось фантастикой! Чем же был вызван мощный интерес к космическим путешествиям, граничащий с эйфорией?

Ответ прост - от космоса ждали чудес. Люди знали о планетах только то, что можно было увидеть в наземные телескопы. О Венере, скрытой облаками, не было известно практически ничего, а вот на Марсе видели довольно много интересного – полярные шапки, сезонные изменения цвета поверхности и, конечно, знаменитые каналы.

Вплоть до конца 60-ых годов, люди были практически уверены, что на Марсе существует растительная жизнь и, возможно, даже руины погибшей цивилизации.

Увы - «Маринер-4» (в 1965) и «Венера-4» (в 1967) показали, что лететь нам некуда. Марс оказался безжизненной пустыней, а Венера - настоящим адом с температурой 500° C и давлением 100 атм. «Венера-4» не достигла поверхности планеты – её раздавило атмосферным давлением. Дальнейшие исследования - первый искусственный спутник Марса «Маринер-9» (в 1971) и «Венера-7» (в 1970) – первый аппарат, который достиг поверхности Венеры в рабочем состоянии, только подтвердили полученные ранее результаты.

Интерес к исследованиям космоса стал постепенно сменяться разочарованием. Тем более, оказалось, что космические путешествия дело весьма затратное. Вроде бы логично -  раз любовь «доисторических женщин» Венеры уже не светит, то лучше потратиться на любовь женщин земных, чем на изучение безжизненных скал.

Существует весьма показательный график – бюджет американского космического агентства за все годы работы с учетом инфляции. Пик бюджета – 1966 год, с тех пор люди никогда не тратили столько денег на космонавтику.

Но ведь если чудеса не удалось найти сразу за калиткой, вовсе не значит, что их нет нигде в мире. Многие утверждают, что в космосе для пилотируемых миссий нет целей кроме Луны и Марса - конечно, это не так. В качестве примера можно сослаться на недавнее предложение инженеров NASA - станцию в атмосфере Венеры. Проекты летающих городов для Венеры появлялись ещё 60-ые годы в журнале «Техника-Молодежи», и вот отдельные специалисты NASA сегодня вернулось к этой концепции.

В Солнечной системе есть ещё одна интересная цель - Церера - бывший астероид главного пояса, недавно переведенный в класс карликовых планет. Сейчас Цереру с орбиты исследует зонд Dawn. Вероятно, на Церере содержатся большие запасы водяного льда. А вода - это кислород и водород - а значит, возможность заправлять космические корабли. Церера - очень небольшое небесное тело. Посадка на неё довольно проста, даже по сравнению с посадкой на Луну. Идеальная заправочная станция на пути к дальним планетам.

Другие цели для космонавтики - дальние планеты, в частности - Юпитер. В начале космической эры люди не догадывались, насколько разнообразны его спутники - целая маленькая планетная система. Существование океана под поверхностью ледяных лун гигантской планеты уже доказано. На Европе океан соприкасается с силикатным основанием. Если в силикатной подводной коре имеются вулканы, то в результате термохимического синтеза могут возникать сложные химические соединения.

В системе Сатурна даже с помощью зондов уже обнаружено огромное количество сюрпризов - плотная атмосфера и гидросфера на Титане, гейзеры Энцелада.

Космос полон чудес, правда, чтобы добраться до них нужно проявить немного настойчивости.

И, конечно, самая далекая и самая желанная цель - звезды. Ещё в 80-ые годы XX века в книгах можно было прочесть о том, что мы никогда не узнаем дистанционными методами - есть ли у других звезд планеты. А сейчас счет открытых экзопланет уже идет на тысячи!

Государственные космические агентства ограниченны скудными бюджетами, отсутствием инициативы, а также политической воли у современных политиков. Что могло бы изменить ситуацию и вытолкнуть космонавтику из той ямы, в которой она оказалась? Только мощный запрос от общества. Возвращение веры в космические чудеса!

Конечно, «критикуешь - предлагай», а значит - необходимы достаточно проработанные проекты, которые можно вынести на суд общественности. К сожалению, сами по себе подобные проекты не появляются. Необходима хотя бы минимальная оплата работы коллективов ученых, инженеров, художников. И тут на помощь может прийти краудфандинг. Конечно, собрать несколько миллиардов на межпланетную миссию «с миру по нитке» нереально. Зато реально собрать деньги на выпуск хорошо проработанного проекта миссии. А дальше - запрос от общества, согласие его удовлетворить со стороны политиков, бюджеты, развитие - и шаг вперед, который нужно было сделать ещё в 70-ые годы XX-го века.

В 2021-2023 году Земля, Венера и Марс расположатся уникальным образом, давая человечеству возможность совершить очень экономичный облет второй и четвёртой планет - без необходимости делать серьёзные коррекции траектории. Группа космических энтузиастов, возглавляемых Александром Хохловым (alien3) решила подготовить эскизный проект облётной миссии. Результатом станет подробное описание всех деталей миссии, этапов её разработки и воплощения. Несомненно, будет много красивой и вдохновляющей 3D-графики.



Данный проект может доказать обществу и государству, что небольшие коллективы способны работать эффективней и быстрее, чем старые консервативные отраслевые институты. Он может продемонстрировать всем, что людям интересен космос и запрос от общества на межпланетные полеты существует!

Космические чудеса ждут - нужно лишь сделать первый шаг. Нужен тот маленький камушек (или несколько камушков - для надежности), который вызовет лавину.

Специально для тех, кто считает, что всё это несерьезно - отзыв о проекте Марка Серова, начальника лётно-испытательного отдела РКК «Энергия» им. С. П. Королёва:

«Проект облёта Венеры и Марса считаю первым среди главных космических проектов 21-го века, сравнимым по значимости с высадкой человека на Луну и Марс.
Моё мнение, что не стоит всеми силами стремиться к осуществлению именно двойного облёта. Облёт Венеры сам по себе дал бы нам огромный практический опыт межпланетных полётов, стал бы натурный экспериментом, испытательным полигоном для техники и организационно-технических решений при подготовке и выполнении миссии. И это всё даже без учёта научной составляющей. Представляется, что с точки зрения сравнительной планетологии Венера для непосредственного изучения не менее, а в части катастрофической палеоклиматологии (не уверен что есть такая) более интересна чем Марс.
Учитывая, что Венера ближайшая к Земле планета, облёт Венеры по длительности миссии меньше чем полёт к Марсу. Именно поэтому облёт Венеры мог бы стать необходимым и весьма значимым этапом перед началом экспедиций к Марсу. Моё мнение, что осуществив облёт Венеры в качестве подготовительной миссии к экспедиции на Марс, мы могли бы не выполнять облёт Марса, а сразу приступить к сценариям с высадкой.

Несколько слов о сроках. По существующим перспективным планам отечественная космонавтика в начале 20-х годов будет чрезвычайно занята испытаниями и вводом в эксплуатацию новой транспортной системы на основе перспективного комплекса пилотируемого транспортного корабля, строительством Российского сегмента МКС (как будущей основы Российской орбитальной базы), проектно-конструкторскими работами по подготовке миссии высадки на Луну в 25-м году. Понятно, что в этих планах физически нет места для проекта облёта Венеры-Марса.
Стоит ли, в связи с вышесказанным, отказаться от проработки миссий облёта Венеры и Марса? Безусловно нет! Учитывая значимость подобных миссий для развития навигации в пределах Солнечной системы, ими необходимо заниматься не в перспективе, а именно теперь. Позволить себе заниматься подобным проектом вне официальных планов может только независимый от финансово-бюрократической системы государственных агентств и корпораций коллектив. Это совершенно не значит, что проектированием должны заниматься исключительно энтузиасты-самодельщики. Данная проблема интересна и профессионалам, и я в их числе.

Команда высоко мотивированных энтузиастов может сделать многое. Важно, что этот коллектив не связан сложившимися в отрасли трендами, кооперацией и необходимостью следовать бюрократическим правилам. Но самое главное, над умами разработчиков не будут довлеть технические и технологические догмы и правила. Независимая команда имеет полное право (а я бы сказал обязанность) в проектно-конструкторских работах применять наиболее передовые, «закрывающие» технологии, самые смелые технические решения, всё что способствует решению целевой задачи с минимальными затратами.

В заключение несколько слов о международной кооперации. Внешнеполитическая ситуация пока не позволяет с полным оптимизмом утверждать, что подобная кооперация возможна на официальном уровне. Более того, опыт сотрудничества по программе МКС довольно не однозначен. Тем не менее, международная команда энтузиастов безусловно будет способствовать созданию атмосферы сотрудничества, а в пределе стать основой для будущего партнёрства»

Итак - первая попытка собрать средства на разработку космического проекта группой энтузиастов -  «Проект пилотируемой миссии по облёту Венеры и Марса».

P.S. Мои прикидки облета Марса и старый проект «венеролета».

Tags: космос
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 103 comments