___lin___ (___lin___) wrote,
___lin___
___lin___

Category:

"Этот день мы ждали как могли!"



"Темнейший попирает константы" - andrews_answer
Суть шутки вот в чём - Старый с форума НК вывел константу - пуск "Ангары" всегда "через два года".
И вот - свершилось! Поздравляю всех причастных! Как же красиво она стартует.
А всё-таки Россия может - гордиться своей страной - это так здорово! Почаще бы.

Немного спорных мыслей про "Ангару":
О необходимости создания перспективной ракеты для замены гептильного “Протона” заговорили ещё в конце 80–ых. Чуть раньше был замечательный проект модульных ракет 11К37 — однако, как и многое хорошее в СССР — был “успешно” похерен. Про “Энергию–М” и “Дейтрон” и не говорю — стране резко стало не до этого.

Когда СССР всё, стало ясно, что казахи с Байконура нас могут и прогнать. В таком случае мы бы потеряли пилотируемую космонавтику (но в 90ые думали — и хрен бы с ней) и возможность выводить грузы на геостационарную орбиту (а это уже национальная безопасность). В общем, у военных возникла хтоническая идея — выводить грузы на стационар с северного космодрома (стационар в плоскости экватора — и чем дальне от экватора космодром, тем труднее поворачивать плоскость орбиты). Причем в ТЗ написали — выводить с Плесецка груз такой же массы, как “Протон” с Байконура.

Первый вариант “Ангары” (“ушастый”) был настолько уродлив, что сразу было ясно — не полетит. Да и денег в стране тогда хватало лишь на макеты (и то — впритык).

В конце 90–ых у ГКНПЦ им. Хруничева появилась идея — а давайте сделаем модульную ракету, которая сможет выводить любые нагрузки — от легких до тяжелых. Будем собирать её из “карандашей” — универсальных ракетных модулей (УРМов). Именно из–за желания делать в том числе и легкую ракету, выбрали такую откровенно неправильную размерность УРМа (он слишком мал!). Идея–то была неплохая, но конкуренты (Самара, например) никогда не дадут одной фирме все классы РН под себя подмять. В итоге в Федеральной космической программе есть только тяжелая “Ангара А5” — средний вариант (с тремя УРМами) выкинули, а за легкий ещё идет борьба.

Вот такая ерунда — делали модульную ракету, а оставили от неё только тяжелый вариант из пяти (!) модулей. Логично было бы сделать самый нужный и важный вариант моноблочным — правда?

И ещё — из–за небольшой размерности модуля — “Ангара А5” — это предел, фактически. Супертяж из таких “карандашей” не собрать.

А так — всё хорошо. Экологически чистая замена “Протону”, стартующая с отечественных космодромов. Доступ на стационар со своей территории. Неплохие характеристики, перспектива в виде создания кислородно–водородного разгонного блока (под “Протон” на Байконуре для казахов никто водородную инфраструктуру строить не будет).

Я прикидывал разные вариант форсирования “Ангары A5” — можно УРМ II (третью ступень) модифицировать (замена двигателей), можно заменить РБ и УРМ II одним большим кислородно–водородным разгонным блоком. Во втором случае — почти 30 тонн на орбите.

Но до вожделенных 40 тонн (именно такой груз нужен, чтобы отправить корабль “Союз” на орбиту вокруг Луны и вернуть его обратно) всё равно не дотянуть. Нужна другая ракета.

Я Рогозину предложил такой вариант — УРМ в размерности полуукраинского “Зенита” (который нам всё равно придется заменять) с полезной нагрузкой около 15т — из таких больших карандашей можно собрать носитель на 30–40 тонн (три больших УРМа + водородный РБ) и даже супертяж на 60–70 тонн (5 УРМом).
Более перспективный вариант (но с большей стоимостью разработки и с большими рисками) — метановый УРМ большого диаметра — на 20–25т ПН.

Но именно "Ангару А5" мы закладывали в качестве основного носителя в проекте "Луна семь".

В качестве основы транспортной системы предполагается использовать модернизированную ракету “Ангара-А5”. Предложены два варианта модернизации носителя. Первый - замена четырехкамерного двигателя РД0124А тягой 30 тс на УРМ II двумя двигателями РД0125А суммарной тягой 59 тс. Такая возможность не требует значительных изменений конструкции РН и уже рассматривалась ГКНПЦ имени М.В.Хруничева. Второй вариант модернизации – замена УРМ II и кислородно-водородного разгонного блока КВТК на один большой кислородно-водородный разгонный блок, что позволит значительно увеличить массу ПН на отлетной траектории к Луне.

Для выхода на орбиту Луны и посадки в проекте используется посадочная ступень на основе существующего и отработанного РБ “Фрегат”. Автор отдает себе отчет в том, что космическая техника не кубики детского конструктора и значительная доработка порой означает полную переделку РБ или КА.

По предварительным расчетам, транспортная система на основе модернизированной “Ангары-А5”, кислородно-водородного разгонного блока и “лунного Фрегата” сможет доставить на поверхность Луны чистый груз массой 3.2–3.6 т (в зависимости от выбранного варианта модернизации РН и не включая сухую массу “лунного Фрегата” ~1.2 т). В предложении “Луна семь” все грузы – модули базы, электростанция, негерметичный луноход, заправщики и двухместный пилотируемый корабль - должны быть вписаны в эти “кванты” массы.

Конструкция пилотируемого лунного корабля основывается на использовании корпусов спускаемого аппарата и бытового отсека “Союза”. Корабль садится на поверхность Луны без топлива на обратный путь - запас, необходимый для возвращения, должны предварительно доставить два заправщика.

Вызывает сомнение возможность “втиснуть” пилотируемый КА, состоящий из СА, БО (бытовой отсек выполняет в том числе и функцию шлюзовой камеры) и “лунного Фрегата” с посадочными опорами, в 4.4--4.8 тонны. Ясно, что для этого потребуются высокая “весовая культура” и новая элементная база. Однако напомним: масса маневрирующего двухместного КА Gemini, способного выполнять сближение и стыковку на орбите, составляла 3.8 т.
Tags: космос
Subscribe

  • С Днем космонавтики!

    Давным-давно я ходил на выставку «К звездам 1991» - там впервые показали «Алмаз», «Боры», маленький советский…

  • Для возможных инвесторов и/или спонсоров

    « Лин Индастриал» - компания, которая поставила перед собой амбициозную цель – разработать и довести до коммерческого применения…

  • «Ради всего человечества»

    С некоторым опозданием посмотрел-таки сериал в стиле альтернативной истории For All Mankind. Основной посыл, за который картине можно простить…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 93 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • С Днем космонавтики!

    Давным-давно я ходил на выставку «К звездам 1991» - там впервые показали «Алмаз», «Боры», маленький советский…

  • Для возможных инвесторов и/или спонсоров

    « Лин Индастриал» - компания, которая поставила перед собой амбициозную цель – разработать и довести до коммерческого применения…

  • «Ради всего человечества»

    С некоторым опозданием посмотрел-таки сериал в стиле альтернативной истории For All Mankind. Основной посыл, за который картине можно простить…