___lin___ (___lin___) wrote,
___lin___
___lin___

Categories:

Солт-Лейк-Сити и Нью-Йорк.



Долго не находил в себе сил рассказать о том, что происходило после того, как мы покинули “Марсианскую базу” в пустыне Юты.
Хочу сразу предупредить – мои впечатления основаны скорее на эмоциях, чем на фактах.
За пару-тройку дней вряд ли можно собрать достаточно информации, чтобы делать глобальные выводы на её основе.


Мы попрощались с MDRS в субботу 4 мая. Около полудня начались хлопоты, связанные с передачей базы следующей команде – американским студентам из Технологического института Джорджии. Ребята привезли на базу очень много оборудования для экспериментов (впоследствии они построили прототип ветроэлектростанции и запускали шар-зонд). Несмотря на это, процесс передачи станции прошел на удивление быстро и не вызвал каких-либо затруднений. Кстати – в составе прибывшей команды были три девушки :)

Нам пришлось взять машину, на которой приехали американцы, что вызвало определенные проблемы – они брали автомобиль в аренду в Гранд Джанкшене - городке, в который обычно прибывают все местные команды. И этот городок не по пути в Солт-Лейк-Сити.
Мы передвигались по маршруту MDRS – Хэнксвилл (отдать оборудование обсерватории) - Гранд Джанкшен (сдать машину и взять в аренду другую) - Солт-Лейк-Сити. В итоге поездка заняла целый день.

“Стартовав с Марса” мы позволили себе немного расслабиться. На бензоколонке (как в американских фильмах) – взяли несколько пакетов местного вяленого мяса (о, как мы мечтали о нём на “марсианской базе”) и ящик пива.
На пару часов удалось забыть о своей загубленной жизни глобальных проблемах человечества и просто наслаждаться путешествием.
По дороге в Гранд Джанкшен мы заехали в Долину Гоблинов - парк штата Юта, основной достопримечательностью которого являются тысячи худу грибообразной формы, высотой несколько метров. Мне всё это напомнило Иорданию и Тунис, хотя, должен отметить, подобные фигуры я видел впервые. Америке почти удалось меня удивить :)
Какое – же наслаждение передвигаться по поверхности планеты без скафандра! Чуть ли не чувство эйфории возникло от легкости и отсутствия шлема.

Далее до Солт-Лейк-Сити была только дорога-дорога-дорога. Утомительно – даже пейзажи за окном быстро приедаются. В город мы въехали лишь ночью с 4 на 5 мая. Вся команда, кроме меня, вылетала утром , а мне нужно было ждать своего рейса почти до 6го мая.
Я заранее забронировал гостиницу на ночь, но уже на месте решил продлить бронь до вечера 5го.
Честно говоря, меня уже не слишком интересовала цена – так хотелось выспаться на нормальной кровати и, оставив вещи в гостинице, спокойно погулять по городу.
Royal Garden Inn – в принципе неплохой отель, расположенный поблизости от центра Солт-Лейк-Сити. Номера ОЧЕНЬ большие, хотя и довольно потрепанные (в моем номере, например, тёк кран в ванной).
Завтрак отвратительный – но это, видимо, особенности американской кухни. Серый хлеб, чай – меня даже на сборах кормили лучше. В общем, лучше бы я подольше поспал.


Долина Гоблинов.







Кровать в номере отеля Royal Garden.

Сразу после приема пищи я отправился на прогулку. Солт-Лейк-Сити – город, по которому очень неудобно передвигаться пешком. Через каждые несколько десятков метров огромное шоссе и светофор с кнопкой. Нажимаешь и ждешь. Чуть лучше в центре, но ненамного.
Я прошелся мимо Ратуши на площади Вашингтона и направился в сторону центра города, по пути осмотрев две церкви – православную Петра и Павла и католический собор святой Марии Магдалины.
На улицах, мягко говоря, немноголюдно. Ощущение, что нахожусь не в столице и самом населенном городе штата Юта, а в глубокой провинции.

Центром города можно назвать, пожалуй, не “сити” с небоскребами, а храмовую площадь с огромным мормонским собором. Кстати, вход в него закрыт – прогуляться можно только в садике рядом. А сад, должен сказать, замечательный – видимо, кто-то попытался изобразить рай. Собор выглядит довольно странно, как будто его построили в СССР вместе со сталинскими высотками, а ведь его строительство закончилось в конце XIX века – в 1893 году.
Я неспешно прошелся вокруг собора, стараясь не пялиться на мормонов, гуляющих по храмовой площади. Любопытно конечно. Воспринимаешь религию как что-то из прошлого, и вдруг наблюдаешь в США так много людей придающих одной из религий такое большое значение.
О том, что всё серьезно, говорит хотя бы огромный офисный центр (!) церкви Мормонов, расположенный рядом с храмовой площадью.

Времени у меня было полно (самолет в 23:55, а прогулка началась сразу после завтрака – около 9 утра) и я неспешно направился к Капитолию штата Юта, расположенному на холме. По дороге увидел нечто, напоминающие спальный район – небольшие домики на несколько квартир. Удобно ли это? Насколько лучше большого многоквартирного дома?
Вид с холма у Капитолия впечатлил даже больше, чем само здание – оно почему-то напомнило Рейхстаг, наверное, из-за купола.
Отмечу – везде в Солт-Лейк-Сити, у всех административных зданий, крупных магазинов, отелей – огромные парковки. Причем, совершенно не занятые.
Весь город создан для удобства автомобилистов. Общественного транспорта я не видел, за исключением трамвая, запущенного совсем недавно (две линии – в 1999 и 2001 годах).
Вообще, с трамваями в США всё очень плохо.

В целом, во время пребывания в штатах, у меня сложилось впечатление, что у американцев индивидуализм доведен до абсурда, видимо, недавнее “фронтирное” прошлое дает о себе знать. Как небольшой пример - отдельные газовые баллоны у коттеджей, дизель генераторы, и чуть ли не водонапорные башни. Совсем другое отношение к транспорту – автомобили заменяют практически всё. Конечно, именно под это и создается вся инфраструктура.
Наверное, в отдельных случаях такой подход оправдан, но зачем нам его копировать?
Мы строили города с расчетом 2-3 автомобиля на семью? У нас нет метелей, гололеда и морозов?
Глупо переносить совершенно неподходящий опыт на нашу почву.
Странно, но США мне показались куда более чуждыми, чем Европа. Во всем – в бытовых мелочах, поведении людей, транспорте. Не знаю, почему – но ощущение, как будто я действительно побывал на другой планете.
Чтобы понять и принять эту культуру нужно вырасти в ней. Не думаю, что попытки её навязать приведут к хорошему результату в России. Да и ещё раз задаю вопрос – зачем?
У нас свой жизненный уклад, свои традиции и даже свой юмор – почему-бы не развивать свои сильные стороны, вместо того, чтобы пытаться неумело (в основном чисто внешне) копировать чужие?

Но вернемся к моей прогулке по Солт-Лейк-Сити. После посещения холма с Капитолием, я вернулся к Храмовой площади и сверил часы – до отбытия в аэропорт оставалось больше шести часов, и делать было совершенно нечего.
Изучив карту центральной части города, установленную на улице, я обнаружил Планетарий Кларка – прекрасное место для того, чтобы потратить пару часов. По дороге к Планетарию я сфотографировал старый железнодорожный вокзал Union Pacific.














Ратуша на площади Вашингтона.



Православная церковь Петра и Павла.



Кот как бы говорит - "я - гражданин США, а чего добился ты?"











Католический собор святой Марии Магдалины.















Офисный центр (!) церкви Мормонов.



Монумент пионерам.



Храм мормонов в Солт-Лейк-Сити.























По дороге к Капитолию.



Капитолий штата Юта.































Старый вокзал.

А теперь о Планетарии Кларка. Потрясающее место! Кажется, попал в космический рай – пейзажи планет Солнечной системы, возможность сфотографироваться на Луне или Марсе (у стен расположены специальные диорамы), огромное количество интерактивных стендов (собери свою солнечную системы, узнай, сколько ты будешь весить на планетах и т.д.).
Вход во все помещения, кроме непосредственно зала под куполом – бесплатный, а билет на полнокупольный фильм-лекцию стоит всего 7 долларов. Московскому планетарию есть с кого брать пример!

Мне повезло, я пришел в Планетарий как раз к началу фильма о планетах Солнечной системы. Фильм оказался 3D-мультфильмом – красивым и познавательным, хотя и детским. Жители мира-кольца решают посетить нашу планетную систему в поисках пляжей, и перед посадкой на Землю посещают множество планет и спутников. Показали мои любимые сцены полета в атмосфере Юпитера, посадки на Титан и Венеру.

После просмотра фильма я зашел в местный магазинчик сувениров – он занимает два (!) этажа.
Там модели космической техники, сувениры, телескопы, светящиеся звезды и планеты. Отличное место! Потрясающий ассортимент! Есть и летающие модели ракет, рядом продаются двигатели. Никаких сейфов, огнетушителей – просто весят модельные ракетные двигатели – бери - не хочу. Опять же – вот у кого нужно поучиться многочисленным российским запрещателям. В США можно свободно запускать ракеты массой до 450 грамм – не требуется никаких согласований. Покупай и запускай где хочешь. В случае ракет массой более 450 грамм нужно сообщить авиадиспетчеру (не знаю, проще или сложнее это сделать, чем у нас).

Вышел я из планетария в хорошем настроении и с кучей сувениров – купил модель станции “Мир”, модели американских ракет, светящиеся планеты и плакат со всеми (или почти всеми) носителями. Всё вместе с сувенирными магнитами, стоило около 60$ - не сказал бы, что дешево.


Эдвин Гарн - специалист по полезной нагрузке-2 STS-51-D, сенатор от штата Юта (первый член конгресса в космосе).



Диорама поверхности Марса...



...и Луны.



Пейзажи планет Солнечной системы.



Лунный грунт, доставленный на  "Аполлоне-15".



И даже макет SLS уже есть в планетарии!


Накопившаяся усталость давала о себе знать, поэтому прогулка по центру города среди офисных зданий получилась не очень продолжительной. Кстати, несколько раз ко мне подходили бездомные и просили деньжат – капитализм есть капитализм.
Я довольно быстро вышел к Макдоналдсу, где заказал себе обед, даже не пробуя изображать акцент. Сказал “по-русски” – гамбургер, биг мак, лимонад. На цены как-то не обратил внимания – расплатился мелочью. Насколько понял – не дешевле чем в России.
Ели доплелся до гостиницы - с утра я прошел по Солт-Лейк-Сити около 12 км. Всё-таки правильно я сделал, что продлил номер до вечера – спать на чемоданах было бы куда менее приятно.

Вылет из города прошел как нельзя лучше – бесплатное такси от гостиницы (таксист пробовал узнать мои впечатления о Солт-Лейк-Сити – ох, как же я устал за поездку от необходимости говорить по-английски), быстрый осмотр в аэропорту. И снова волшебная футболка с Гагариным – как и при въезде в США, при выезде из Солт-Лейк-Сити служащий в аэропорту заговорил по-русски. Рассказал, что жена его сильно ругает за плохой русский, но он старается.
























Перелет в Нью-Йорк был очень утомительным. На внутренних рейсах “Дельты” почему-то не кормят, да и поспать толком нельзя – слишком близко стоят сиденья в самолете. Приземлился я в 6 утра по-местному времени в просто жутком состоянии. Мысли путались, а глаза слипались.

На различных форумах часто спрашивают – буду в Международном аэропорту имени Джона Кеннеди (JFK - John F. Kennedy International Airport) несколько часов, стоит ли выбираться в Нью-Йорк?
Отвечаю – если пересадка меньше 5 часов, то пробовать не стоит, есть шанс не успеть.
У меня был 9-ти часовая пересадка, и я рискнул.
Аэропорт JFK состоит из множества терминалов, между которыми курсирует автоматический AirTrain. Проезд на нём бесплатный.
За редким исключением, попасть из терминала в терминал пешком нельзя. “Дельта” обосновалась в третьем терминале.

Итак, рассказываю алгоритм достижения Нью-Йорка.
1) Получить багаж – его выдают на первом этаже третьего терминала – служащие “Дельты” подскажут куда идти.
2) Доехать до 4-го терминала на бесплатном AirTrain и сдать багаж. Камера хранения находится на первом этаже терминала (можно спросить у служащих, где её найти). Цены смешные – за чемодан и сумку с ноутбуком с меня взяли 8$.
3) После того, как багаж сдан, необходимо доехать на AirTrain до станции местной электрички - LIRR. Станция называется Jamaica Station. Оплата проезда при выходе. Для оплаты в терминале покупается карточка метро и на неё кладутся 5$ (лучше сразу закинуть 10$ - чтобы хватило и на обратный путь).
4) Купить билеты на LIRR до станции Pennsylvania Station и обратно. Продаются в турникетах на выходе из Jamaica Station.
5) Найти с какой платформы LIRR уходит до Pennsylvania Station и сесть в него. Возможно, придется подождать.
6) Pennsylvania Station в центре Манхэттена.

Путь до Нью-Йорка из JFK занимает примерно час. Туда – обратно уже два часа + ещё один час на получение багажа и сдачу его в камеру хранения. Не забываем, что на международный рейс желательно прибыть за три часа (хотя, можно и за два). Получаем те самые минимальные 5-6 часов.

Чтобы пройти представленный выше алгоритм, мне пришлось побегать по аэропорту и опросить массу людей на ломанном английском. Это было нечто – стыдно вспоминать :)
И вот я весь запыхавшийся еду на электричке в Нью-Йорк. По сравнению с Москвой, у людей в вагоне очень мало электронных устройств, хотя побольше, чем в Европе.
Удивительно – но планшеты у пассажиров старые, одна девушка даже читала книгу на планшете с треснувшим экраном.
Минут через 30-35 показываются небоскребы, причем их не так уж и много. Всего лишь раз в 5 больше, чем в нашем «Москва-Сити».
На выходе из Pennsylvania Station заметил американских военных. Ага – всё-таки охраняют.
Дело в том, что в США везде я наблюдал весьма формальное отношение к безопасности. У нас и патрулей больше и проверяют в аэропортах тщательней. В JFK при мне “собака с милицией” осматривала бесхозный чемодан. Так вот, они даже не удосужились обнести место желтой лентой – собака нюхает, народ рядом ходит. У нас бы эвакуировали весь этаж.
Итак, я вышел из Pennsylvania Station и погрузился в настоящий хаос сумасшедшего мегаполиса. Честно говоря, даже слегка растерялся.

Для тех, кто в Нью-Йорке проездом, лучшим вариантом, пожалуй, будет подъем на один из небоскребов. Подняться, пофотографировать, сходить к площади Таймс-сквер, покушать/купить сувениры и назад в аэропорт.
Я же совершил ошибку – решил обойти Манхеттен пешком. Так вот, за 3-4 часа этого сделать невозможно. Или передвигаться нужно куда более целенаправленно и быстро. Ещё одна моя ошибка – я не купил сувениры в начале моей прогулки, в результате потом просто не хватило времени на магазины! В итоге – остался без маленькой модельки Манхеттена (я привожу такие фигурки из всех своих заграничных поездок).

От Penn Station к Эмпайр-стейт-билдинг ведет улица W34St, по ней я и пошел. Шум в Нью-Йорки страшный – в основном из-за того, что водители во всю пользуются клаксонами. Да и водят как-то странно, такое впечатление, что нормальной разметки на улицах нет и все перестраиваются как хотят. Пешеходы не обращают внимания на запрещающие сигналы светофора, что вносит ещё больше хаоса в дорожное движение. Из-за большой этажности зданий вокруг, улицы кажутся узкими – ты словно в колодце.
Эмпайр-стейт-билдинг толком не рассмотреть, да и не настолько сильно он впечатляет – зачем все эти небоскребы, в эпоху, когда десяток клерков можно заменить компьютером, а специалисты вполне могут работать удаленно? Наверное, когда-нибудь Манхэттен будет превращен в музей капитализма :)
Насмотревшись на один из символов Нью-Йорка, я повернул на Бродвей. Странное ощущение – вот он, тот самый город, многократно показанный в фильмах, те самые знаменитые нью-йоркские желтые такси, а эмоций никаких, только раздражение от шума и толпы. Да ещё и дорожные работы повсюду далеко не радуют.


Манхэттен уже близко.



Знаменитый небоскреб Эмпайр-стейт-билдинг.













Таймс-сквер, называемый «перекрестком мира», оказался маленьким ничем особо не примечательным закутком.
А реклама и экраны повсюду давно уже не кажутся жителям Москвы чем-то настолько замечательным, чтобы этим стоило восторгаться.
На площади два памятника – основателю американской музыкальной комедии Джорджу Когану и капеллану Францису Даффи, герою I Мировой войны.
После осмотра площади мне следовало повернуть назад, но увы – я неправильно определил направление и побрел в сторону Центрального парка Нью-Йорка.
Конечно, в итоге немного отдохнул от суеты и посмотрел на ещё одно известное по фильмам место, но и потерял массу времени.
Брел и брел по 5-ой авеню, и осознал, что иду куда-то не туда, только в Гарлеме.
Упершись в парк Маркуса Гарви, догадался позвонить жене. Эх… какое разочарование меня ожидало – потерял 1,5 часа зря.
Вот что накопившаяся усталость делает.
Мне повезло, я довольно быстро нашел автобус (да, в Нью-Йорке они встречаются) идущий до Penn Station и где-то за полчаса вернулся к началу своего забега. По пути снова полюбовался на улицы крупнейшего города США. Реклама, толпа, пробки, магазины – радость любителя безудержного потребления.


















На "перекрестке мира".







Знаменитые желтые такси.











Центральный парк Нью-Йорка.







Бронзовая статуя вожака ездовой упряжки по имени Балто.

По моим расчетам у меня оставалось часа полтора свободного времени, и опять, вместо того чтобы спокойно купить сувениры, да подняться на Эмпайр-стейт-билдинг, я решил пешком дойти до Всемирного торгового центра-1.
Снова забег по улицам – сначала по 7-ой авеню, потом зачем-то по 6-ой. От шума и усталости сильно болела голова, но я шел и шел вперед, тем более – вдали уже можно было увидеть ту самую башню. Кстати, шума добавляли и пролетающие над городом вертолеты – не то чтобы их очень много, но побольше чем в Москве.

У библиотеки Джефферсон-Маркет я понял, что если не поверну назад, то просто опоздаю на самолет. Поворачивать было очень обидно, как я выяснил впоследствии, до Всемирного торгового центра-1 оставалось чуть больше 2,5 км. Увы – значит в другой раз.
Обратно к Penn Station я не просто быстро шел, а бежал. В результате проскочил вход на станцию – пришлось спрашивать людей на улицах как к ней пройти. Отвечали все!
Вообще, должен отметить, что в США везде мне помогали простые люди с улицы. Никто (!) не сделал вид, что не замечает меня, никто не изобразил, что не понимает моего отвратительного английского. Большое спасибо им всем!

Я пробежал по Нью-Йорку 14 км, проехал на автобусе около 9, и всё без особого толку.
Совершенно убитый я вбежал в электричку LIRR.
Путь до третьего терминала JFK немного затянулся из-за поломки AirTrain. Так что, планируя вылазки в Нью-Йорк, будьте готовы к различным неприятностям.
Самое обидное, что после прохождения досмотра, я около полутора часов “мариновался” у ворот, притом, что магазины дьюти-фри в JFK совершенно никакие – нет даже сувениров.










Магазин в здании церкви.







Библиотека Джефферсон-Маркет.


Итак – основное впечатление о Нью-Йорке – он не похож на европейские столицы и напомнил мне (прошу не обижаться) - Каир.
Шум, гам, везде лезут такси, повсюду на улицах готовят хотдоги и шаурму. Нет, так жить мне бы не хотелось.

Пожалуй, это главное, что я понял за океаном – с американцами и Америкой нужно дружить, конкурировать, делать совместные проекты, но копировать их образ жизни и их путь - ненужно и даже вредно. Своей головой неплохо думать, не отвергая, конечно и опыт других стран.
Недавно прочел пресс-релиз от Сколоково и встретил в нём такую фразу - “Основной фокус «лифтового питча» - драйверы ценности”. Что это за глупое копирование, доходящие до карго-культа? Почему нельзя сказать – “в рекламном ролике должны быть показаны факторы, работающие на коммерческий успех”?
Сталинский эвфемизм «низкопоклонство перед Западом» звучит странно в XXI веке, но, по-моему, ничуть не устарел.

Да, интересное (возможно неправильное) наблюдение - знаменитой “свободы” в США я так и не почувствовал. Было ощущение “зажатости” законами – то нельзя, это нельзя. Николай, командир нашей команды на MDRS, сам боялся что-нибудь нарушить и нас пугал американским правосудием. В России всё-таки “необязательность исполнения” позволяет жить намного свободней. У нас – если нельзя, но очень хочется (очень нужно) – то можно, у них, похоже, нет.

Бюрократия в США, наверное, куда более непробиваемая, чем наша. У наших чиновников множество грехов, и от этого они кажутся более человечными, чем заокеанские, говорящие с улыбочкой, но твердо – нет!

Порадую читателя ещё одним необоснованным выводом. Похоже, США считают себя “пупом земли” – все остальные для них где-то там, на задворках. А мне, напротив, именно штаты показались глубокой провинцией, оторванной от всего мира – Россия-то в центре событий, между Европой и Азией. Сколько выгоды можно было бы извлечь из такого уникального расположения, вот бы чем заняться, вместо дурацких Олимпиад и соревнований по нога-мячу.

Ничего, больше оптимизма – Родина пережила такие неурядицы, по сравнению с которыми существующий беспредел чиновников и откровенная глупость руководства на всех уровнях – не самое страшное, что может произойти. Всё могло быть и хуже – “пройдет и это”. Похоже, к худу или к добру – я остаюсь.
Tags: Прогулки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments