___lin___ (___lin___) wrote,
___lin___
___lin___

Category:

Пенемюнде.


Название этого небольшого поселка на острове Узедом известно всем интересующимся историей ракетной техники и космонавтики.
Именно тут, в ракетном центре Третьего рейха была создана первая в мире баллистическая ракета.
В 90ые годы в здании бывшей полигонной электростанции открылся историкотехнический музей,
экспозиция которого рассказывает о непростой судьбе рыбацкой деревушки, ставшей кузницей “оружия возмездия”


…В 1930 году, у Вальтера фон Дорнбергера появилась идея собрать немецких энтузиастов ракетной техники в одну команду для разработки боевых ракет. В 1932 году им был выделен военный полигон Куммерсдорф в 27 км от Берлина. В том же году к группе присоединился студент-физик Вернер фон Браун, который вскоре стал ведущим конструктором ракет и первым помощником Дорнбергера. К середине 30ых Куммерсдорф уже не удовлетворял растущим запросам ракетчиков, кроме того Армия и ВВС приняли решение о совместной разработке истребителей с ракетными двигателями.
В декабре 1935 года Вернер фон Браун нанес визит в небольшую рыбацкую деревушку Пенемюнде (рус. “устье реки Пене”) на острове Узедом, где когда-то с отцом и братом охотился на уток. В начале 1936го ему удалось уговорить министерство авиации выкупить большую часть территории острова за 750 000 рейхсмарок (около 300 000 долларов 1936 года или почти 5 млн. долларов 2012 года). Строительство нового ракетного центра началось в августе 1936 и продолжилось два года. Фирму, осуществлявшую основные строительные работы в Пенемюнде, возглавлял будущий президент ФРГ Генрих Любке.
Уже в мае 1937, когда были сооружены и оснащены первые мастерские, 90 сотрудников, образовавших костяк испытательного центра, переехали из Куммерсдорфа.
Эксплуатация нового центра сначала осуществлялась совместно армией и люфтваффе. “Армейцы” заняли лесистую часть острова восточнее озера Кёльпин – эту часть полигона назвали “Пенемюнде-Восток”. “Лётчикам” нужен был аэродром – его построили на ровном участке к северу от озера. Эта часть получила название “Пенемюнде-Запад”.
В апреле 1938го они были юридически разделены на Армейский исследовательский центр и Испытательный центр люфтваффе, а в сентябре 1942 года фактически объединены вновь под командованием Дорнбергера.
С 1937го по 1940ой годы в новейший ракетный центр было вложено более 550 млн. марок (220 млн. долларов 1937 года или более 3 млрд. долларов 2012 года).
В 40ые годы в Пенемюнде располагались самая большая в Европе аэродинамическая труба, созданная всего за полтора года и крупнейший завод для получения жидкого кислорода. Стенды позволяли вести испытания двигателей тягой до 100 тонн. Численность персонала Пенемюнде в 1943 году достигала 15 000 человек (данные из книги “Ракеты и люди”), среди которых были и заключенные (на территории полигона находился концлагерь “Узедом”).
Здесь под руководством Вернера фон Брауна была создана первая в мире баллистическая ракета А-4 (Aggregat-4), более известная как “Фау-2” (буква “V”(“Фау”) - начальная буква немецкого слова “Vergeltungswaffe” - оружие возмездия). 3 октября 1942 года, после двух неудачных пусков, состоялся первый успешный полет новой ракеты. В ночь после полета, на праздновании, Вальтер фон Дорнбергер сказал: “Этот… день…стал первым днем новой эры, открыв дорогу к полетам в космос…
С 1942 года в Пенемюнде начались испытания ещё одной системы оружия дальнего действия под названием “Физелер” Fi-103, которой было присвоено наименование самолет-снаряд “Фау-1” (V-1).
Кроме того, на полигоне разрабатывались и испытывались зенитные реактивные снаряды - большой снаряд “Вассерфаль” (Wasserfall – “Водопад”) и зенитная ракета малого калибра “Тайфун” (“Taifun”).
В ночь с 17 на 18 августа 1943 года британские королевские военно-воздушные силы провели операцию “Гидра” совершив налет на Пенемюнде. В налете участвовало 597 тяжёлых бомбардировщиков B-17, 324 Авро 683 Ланкастер, 218 Хендли Пейдж Галифакс, и 54 Шорт Стирлинг из которых только 47 (?) были сбиты немцами. В результате налета множество строений полигона были разрушены, погибло более 700 человек (из них около 500 заключенных концлагеря). Среди погибших был главный конструктор ракетных двигателей Вальтер Тиль. Впоследствии Пенемюнде бомбили ещё три раза.
Но, несмотря на значительные потери, работа на полигоне продолжилась, тем более решение о серийном производстве “Фау-2” было принято за несколько месяцев до августовского налета. Производство планировали запустить на трех заводах Южном (Винер-Нойштадт и Фридрихсхафен), Центральном (Нордхаузен) и Восточном (Рига). Уже в январе 1944 года на летные испытания в Пенемюнде поступила первая ракета, собранная на подземном заводе Миттельверк под Нордхаузеном.
В конце войны, 5 мая 1945 года остров Узедом был занят войсками советского 2-го Белорусского фронта под командованием маршала Рокоссовского. Непосредственно Пенемюнде было взято подразделениями майора Анатолия Вавилова, на которого была возложена ответственность за сохранность оставшегося оборудования. Немецкие конструкторы и проектировщики эвакуировались в Баварию задолго до прихода советских войск.
После войны в Пенемюнде работали советские специалисты. Всё, что представляло ценность, было вывезено в СССР и в 1948 году саперы приступили к сносу сооружений полигона “Пенемюнде-Восток”. А на аэродроме “Пенемюнде-Запад” разместилась база советских ВВС.
В конце 1952 года в гавани Пенемюнде вновь появились корабли – катера восточногерманской морской полиции. Контакты между вновь прибывшими в порт немецкими моряками и советскими летчиками практически отсутствовали – территория аэродрома была отгорожена от внешнего мира колючей проволокой.
В 1956 году, после образования Национальной народной армии ГДР, в Пенемюнде разместился штаб первой Флотилии ВМФ Восточной Германии. К началу 1960 года в состав флотилии входило более семидесяти кораблей различного назначения.
В 1958 году советские самолеты покинули аэродром в западной части Пенемюнде. Началось строительство новой взлетно-посадочной полосы, и в 1961 году на обновленном аэродроме разместилась девятая истребительная эскадрилья ВВС ГДР.
Для выполнения задачи защиты северо-западных рубежей воздушного пространства восточной Германии, эскадрилья оснащалась самым современным оборудованием.
Кроме того, пилоты и наземный персонал постоянно проходили интенсивное обучение.
Но в 1990ом, после объединения Германии, военную базу на острове Узедом было решено зарыть, так как её содержание посчитали слишком затратным. Корабли и самолеты были распроданы или сданы на слом. Три четверти населения Пенемюнде осталось без работы.
Появлялись различные идеи, например, превратить поселок в зону отдыха или “космический Диснейленд”. Но в итоге, благодаря инициативе частных лиц (в основном офицеров, служивших в Пенемюнде) в поселке появился историкотехнический музей...

…Путь от Берлина до Пенемюнде не близкий – более 200 км и целых две пересадки с поезда на поезд. Вторая пересадка – в курортном городе Цинновиц, расположенном на берегу Балтийского моря. Когда-то здесь жила и отдыхала элита немецких ракетчиков.
А в 1945 году в одном из лучших отелей – “Швабес-отеле” – разместился советский штаб по исследованию Пенемюнде, возглавляемый генерал-майором Андреем Илларионовичем Соколовым.
Сейчас из Цинновица до Пенемюнде ходят небольшие поезда, своего рода рельсовые автобусы. Людей в вагонах практически нет - осенью (мы были в Германии в ноябре 2010 года) маршрут не пользуется популярностью. Вот конечная станция! Никаких вокзалов, просто небольшая бетонная платформа и маленькая остановка с крышей.
Пожухлая трава, полуразрушенные домики, да небольшая асфальтовая дорога, проходящая рядом со станцией. Холодный ветер, постоянно напоминающий о близости Балтийского моря...
После недолгих поисков был найден вход в историкотехнический музей Пенемюнде.
Поражало почти полное отсутствие людей, казалось, поселок вымер.



Игра в немецкую железную дорогу начинается c вокзала в Берлине.



Поросенок Петр неплохо устроился в Германии.








По вполне понятным причинам, сохранением технической истории национал-социалистического периода никто специально не занимался. Поэтому от “былого величия” остались лишь руины стартовых сооружений и стендов, разбросанные по острову, кислородный завод и здание электростанции – в котором и разместился историкотехнический музей. Открыт он сравнительно недавно – в 1992 году.
Суммарная площадь экспозиции молодого музея составляет – 5000м2.
Вход в музей расположился в бывшей сторожевой будке-бомбоубежище – в её стенах установлены экраны, на которых демонстрируются фильмы о создании и испытаниях “Фау-2”. В кассе я преподнес в подарок сотрудникам - номер “Новостей космонавтики”, где рассказывается о пребывании С.П. Королёва в Германии.
Странно, но музейные работники не сразу поняли, что это подарок, и более того – подарок, связанный с космонавтикой. Но после изучения иллюстраций всё стало ясно.
И вот, мы на территории музея. Сразу бросаются в глаза экспонаты на открытой площадке - там выставлены копия первой ракеты “Фау-2”, “Фау-1” с фрагментом стартовой катапульты, и электропоезд 826.602-5 (1943 года) когда-то курсирующий на полигоне.
Возможно, на этом поезде ездил и Вернер фон Браун.
На хвостовом отсеке копии “Фау-2” знаменитый рисунок – обнаженная женщина сидящая на Луне. Именно такой рисунок был и на первой, успешно стартовавшей ракете.
Очевидно это изображение, своего рода аллюзия на фильм Frau im Mond (“Женщина на Луне”), консультантом которого выступал Герман Оберт. Фильм был известен, и любим немецкими ракетчиками.
Кстати, именно ракеты “Фау-2” впервые достигли границы космоса: в испытательных вертикальных пусках в июне-сентябре 1944 г. были достигнуты высоты 175-189 км. Более того, в январе 1945 г. был полностью подготовлен пуск отделяемого контейнера с научной полезной нагрузкой (солнечный спектрограф), не осуществленный в связи с наступлением Советской Армии.
Интересно, что во время установки копии “Фау-2” в английской прессе возник скандал.
Канцлера Гельмута Коля изображали выполняющим нацистское приветствие.
Уличная экспозиция не очень большая, но судя по фотографиям, найденным в Интернет, раньше возле музея выставлялись советские самолеты. Возможно, осенью и зимой их перевозят в ангар.
Также на открытой площадке расположен камень с именами. Это памятник, напоминающий о событиях февраля 1945 года. Тогда группе советских военнопленных из десяти человек, возглавляемых летчиком Михаилом Петровичем Девятаевым, удалось сбежать из лагеря на немецком бомбардировщике Heinkel He 111 H-22.




















Внимательно осмотрев копии ракет, и полигонный поезд (он выглядит вполне современным, сразу и не скажешь что из 40ых годов), мы направились к зданию бывшей электростанции.
В её залах выставлены подлинные детали и обломки ракетной техники, а также копии документов. Конечно же, представлено и множество фотографий военного периода.
Музей начинается с “космического” зала, посвященного работам энтузиастов межпланетных сообщений начала XX века. На стендах, выполненных в виде “пузатых” ракет, представлены обложки книги Макса Валье (Max Valier) “Der Vorstoß in den Weltraum”(“Полет в мировое пространство”) и журнала Die Rakete (“Ракета”), который издавался немецким Обществом межпланетных сообщений. По стенам развешаны фотографии пионеров ракетостроения и афиши знаменитого фильма Frau im Mond.
Далее следует зал стилизованный под архив, в котором можно изучить многочисленные фотокопии подлинных документов. Здесь и профиль входа в атмосферу крылатого варианта “Фау-2” и результаты продувок различных вариантов хвостовых отсеков ракеты и даже карта Нью-Йорка с расчетами зоны поражения. Кроме копий документов, в зале представлены различные узлы и агрегаты реальных “изделий”, а на стенде за стеклом макеты ракет и ракетных самолетов, изготовленных в Германии во время войны.
К макетам у немцев вообще отношение особое – в немецких музеях их множество. Историкотехнический музей в Пенемюнде – не исключение. Кроме разнообразной техники присутствуют филигранно выполненные макеты стартовых сооружений и стендов.





































Несколько следующих залов музея напоминают о военном предназначение немецкой ракетной программы. Плакаты военных времен, немецкие каски, части разбитой военной техники, газеты рассказывающие о бомбардировках Лондона.
Очень сильное впечатление остается от мемориального зала. Он представляет собой большое темное помещение, в центре которого кирпичное крошево подсвеченное софитами, словно висящее в пустоте. Не стоит забывать, что “Фау-2” это в первую очередь орудие убийства!
Далее в экспозиции музея повествуется о послевоенной работе на немецких ракетных объектах представителей различных государств. На стенде посвященном работе советских специалистов, рядом с фотографией вывоза ракеты, большая надпись на русском языке “Осторожно не кантовать”. Рядом в папках отчеты об операциях Paperclip (“Скрепка” – операция по вербовке немецких учёных для работы в США) и Backfire (“Ответный огонь” – послевоенные запуски “Фау-2” английскими специалистами).
Отдельный красиво оформленный зал музея посвящен истории первого десятилетия космонавтики. В нём представлены макет первого искусственного спутника, фотографии и рисунки лунных ракет (“Сатурна V” и Н-1).
Очень необычный зал, оформленный под раздевалку со шкафчиками, рассказывает о судьбе людей работавших в Пенемюнде. Открываешь шкафчик с фамилией – а в нём фотография и биография человека.
Заканчивается осмотр экспозиции историкотехнического музея залом посвященным сравнению арсеналов всех ядерных держав. На стенах помещения расположились таблицы показывающие количество ядерных зарядов, а в центре необычные шахматы – вместо традиционных фигур боеголовки и радары.
Наше пребывание в Пенемюнде оказалось довольно кратким и в основном ограничилось осмотром экспонатов Историко-технического музея. Несомненно, остров Узедом достоин гораздо более пристального внимания и изучения в хорошую летнюю погоду. Но даже после беглого осмотра мне было трудно согласиться с Б.Е.Чертоком, который, рассказывая в книге “Ракеты и люди” о пребывании на немецкой земле в конце войны, пишет: “...первое впечатление от знакомства с окрестностями Пенемюнде -- это отнюдь не сооружения ракетной техники, а красота природы балтийского побережья...”
Даже сейчас, несмотря на общее запустение, можно представить, какой огромный размах работ потребовался для создания первых в мире баллистических ракет. И даже “тень былого величия” впечатляет! Но ни на минуту нельзя забывать, для чего создавалась “Фау-2”. И какая страшная цена была заплачена за каждую созданную трудом заключенных ракету. Посещение Пенемюнде в очередной раз заставляет задуматься: могут ли “гений и злодейство» стать “вещами совместными”?






















Кроме историкотехнического музея, в Пенемюнде можно осмотреть советскую подлодку проекта 651 (по классификации НАТО – “Juliett”), которая экспонируется под неверным названием U461. Лодка успела побыть плавучим борделем в Копенгагене, но в конце 90ых немцы выкупили её и привили в нормальный вид. Кстати, это единственная оставшаяся “Джульетта”. Внутри лодки манекены, изображающие матросов, поют гимн СССР и обсуждают результаты футбольных матчей на русском языке.





Tags: Прогулки, космос
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • С Днем космонавтики!

    Давным-давно я ходил на выставку «К звездам 1991» - там впервые показали «Алмаз», «Боры», маленький советский…

  • Продолжаем превозмогать!

    Подал документы на новый юридический адрес для нашей славной фирмы (со старым возникли проблемы - исчезло здание), занялся также обслуживанием…

  • «Спутник V»

    «Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит, глядит в тебя И с ненавистью, и с любовью!...» Сегодня…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

Recent Posts from This Journal

  • С Днем космонавтики!

    Давным-давно я ходил на выставку «К звездам 1991» - там впервые показали «Алмаз», «Боры», маленький советский…

  • Продолжаем превозмогать!

    Подал документы на новый юридический адрес для нашей славной фирмы (со старым возникли проблемы - исчезло здание), занялся также обслуживанием…

  • «Спутник V»

    «Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит, глядит в тебя И с ненавистью, и с любовью!...» Сегодня…