___lin___ (___lin___) wrote,
___lin___
___lin___

Category:

В гостях у БТСа. Космос в Шпайере.


В своем отчете об осенней поездке в Германию, я обещал подробнее рассказать про “космические” музеи.
Оказалось, вспомнить всё не так просто! Но я попробу :)
Первый рассказ о крупнейшем музейном комплексе Европы, расположенном сразу в двух немецких городах – Зинсхайме и Шпайере.
Вернее о “космической” части Шпайерского музея.
История Auto- und Technikmuseum Sinsheim (Музей автомобилей и техники в Зинсхайме) началась в конце 1980 года. Группа частных коллекционеров объединилась под руководством Германна Лайера (Hermann Layher), чтобы показать широкой публике результаты своей многолетней работы по восстановлению “металлолома”. 6 мая 1981 года открытый в небольшом городке Зинсхайм музей принял первых посетителей. Тогда площадь экспозиции составляла 5000 м2.
Экспозиция музея постоянно разрасталась, поступили новые экспонаты – настоящие самолеты.
В 1990 году места стало не хватать. Для расширения экспозиции была выкуплена территория бывшей военной базы в городе Шпайер (Speyer) в 30км от Зинсхайма.
Так Auto- und Technikmuseum Sinsheim обзавелся музеем-побратимом Technikmuseum Speyer (технический музей в Шпайере). Главный корпус музея в Шпайере представляет собою подлинный самолетный ангар - самый старый во всей Германии, постройки 1913 года.
Близость Рейна и наличие пристани позволило доставлять на речных баржах крупногабаритные экспонаты. Именно по воде прибыл самолет-аналог “Бурана” БТС-002. Также вблизи музея в Шпайере имеется взлетно-посадочная полоса, что дает возможность летающим образцам техники прибывать “своим ходом” – именно так прилетел Ан-22 “Антей”.
Сегодня площадь экспозиции под крышей в Зинсхайме достигает 30000 м2, а в Шпайере 25000 м2. Кроме того множество экспонатов располагаются на открытой территории.
Финансирование музея осуществляется, главным образом, за счет членских взносов, пожертвований и входной платы.
В экспозиции Technikmuseum Sinsheim более 500 различных автомобилей (как старинных, так и современных), среди которых Blue Flame - автомобиль, установивший в 1970 году мировой рекорд скорости для сухопутных транспортных средств, 200 мотоциклов, 27 локомотивов, 60 самолетов (в коллекции присутствуют Ту-144 и “Конкорд”) , 150 тракторов, танки, артиллерийские установки.
В Шпайере представлено множество пожарных машин, мотоциклы, старинные автомобили. На улице нашлось место самолетам различных типов, среди которых Ан-22 и Boeing 747. Также представленная подводная лодка проекта 205 военно-морского флота ФРГ.


Обратите внимание на наклейку слева внизу



В главном музейном ангаре Шпайера



Як-27



А это Sinsheim - кресла в Ту-144



Кабина в Ту-144



Boeing 747


Наибольший интерес вызывает, конечно, “космический” ангар с самолетом-аналогом “Бурана”. БТС-002 попал в немецкий музей 12 апреля 2008 года после девятилетних странствий. В 1992 году было принято решение о том, что у самолета-аналога “полностью выработан ресурс планера”, он является собственностью НПО «Молния», и должен использоваться по усмотрению НПО.
Сразу после утверждения решения начались интенсивные попытки продажи самолета-аналога. В ожидании покупателя БТС-002 находился на площадке ЭМЗ им. В.М.Мясищева в ЛИИ им. Громова и периодически выставлялся на МАКСе.
Только в 1999 году БТС-002 был предоставлен в лизинг австралийской компании Buran Corporation Pty Ltd. Самолет-аналог экспонировался на Олимпиаде-2000 в Сиднее, но в ноябре 2001 года экспозиция закрылась, задолго до окончания девятилетнего срока лизинга. Компания Buran Corporation объявила себя банкротом. Из-за финансовых трудностей БТС-002 не был вывезен из Австралии.
В июне 2002 года самолет-аналог был продан сингапурской компании Space Shuttle World Tour Pte Ltd и отправился на выставку в Королевство Бахрейн. Поскольку деньги от сингапурской компании ни до не после выставки получены не были, БТС-002 был заблокирован в порту Манамы.
В сентябре 2003 года аналог “Бурана” был выкуплен техническим музеем в Шпайере
К сожалению, сразу забрать его из Бахрейна не удалось – судебные разбирательства затянулись до 2008 года. Наконец, 4 марта 2008 года многолетняя юридическая эпопея закончилась – БТС-002 отправился в Германию, где ему был оказан поистине царский прием. Когда баржа с самолетом-аналогом проплывала по Рейну, её сопровождали частные катера, встречали сотни зрителей. Событие освящали ведущие мировые телекомпании. В Шпайере БТС-002 встречал весь город!
В первых числах октября, в новом просторном ангаре, построенном специально для “русского шаттла”, прошли мероприятия, посвященные торжественному открытию космической экспозиции, гордостью которой по праву стал самолет-аналог “Бурана”.
(Весьма характерная деталь. БТС-002 не только считается гордостью музея, но и активно рекламируется - в Шпайере тут и там можно увидеть наклейки с “Бураном”. Кстати и иллюстрации на наклейках и плакаты на “космическом” ангаре, сделаны на основе рисунков размещенных на сайте buran.ru.)
Невозможно без трепета заходить в “бурановский” зал. В сравнение с другими экспонатами БТС-002 выглядит просто гигантским. Мне доводилась видеть его на МАКСах, и даже осматривать кабину на МосАэроШоу в 1992 году, и вот новая встреча - на немецкой земле. Специальные лестницы позволяют осмотреть хвостовой и грузовой отсеки (одна створка его открыта) самолета-аналога, а также подняться к кабине. К сожалению, посидеть в кресле пилота невозможно – кабина отгорожена от посетителей прозрачной перегородкой. Как и многие экспонаты в немецких музеях, БТС-002 “оживает”, когда к нему подходят посетители – можно услышать переговоры летчиков, “технические” звуки. Конечно, очень здорово, что самолет-аналог “бурана” в хорошем состоянии и доступен для публики. Но возникает мысль – неужели на Родине не нашлось меценатов, которые бы выкупили этот уникальный аппарат для экспонирования в отечественных музеях?



“Бурановский” зал.



Грузовой отсек БТС-002



Внутри спускаемого аппарата “Союза ТМ-19”



Spacelab



Внутри Spacelab`а

Несомненно, БТС-002 главный экспонат космического зала, сразу привлекающий внимание, но и вокруг есть на что посмотреть. Совсем рядом с самолетом-аналогом “Бурана” выставлен подлинный “Бор-5”. Этот аппарат служил для проверки в натуральных условиях выбранной аэродинамической компоновки “Бурана”. В 1983-88 годах было проведено пять суборбитальных запусков “Бора” с космодрома Капустин Яр в сторону полигона в Сары-Шаган (Казахстан). И снова встреча со “старым знакомым”, когда-то “Боры” можно было увидеть на выставке “К звездам-91”.
Под потолком, над “Бором”, огромная модель немецкой двухступенчатой авиационно-космической системы “Зенгер” (Sänger). Эта модель появилась в коллекции музея через год после открытия “бурановского” зала.
Также поблизости от БТС-002 размещен спускаемый аппарат “Союза ТМ-19”, на котором 4 ноября 1994 года в составе международного экипажа совершил посадку первый западногерманский и второй немецкий астронавт Ульф Дитрих Мербольд (Ulf Dietrich Merbold).
Экспозиция построена таким образом, что можно легко сравнить размеры самолета-аналога “Бурана” (а значит и самого орбитального корабля) и спускаемого аппарата “Союза” (в воображение можно дорисовать весь “Союз”). Сравнение, далеко не в пользу последнего. В очередной раз удивляешься – насколько большим был “Буран”!
Следует отметить, что поблизости от экспонатов размещаются стенды с фотографиями и подробными описаниями на немецком, английском, а иногда и русском языках.
Перед тем как отправиться изучать отдельную выставку “Apollo and Beyond” (“Аполлон” и далее), находящуюся в том же “космическом” ангаре, мы ознакомились с полноразмерными макетами космической лаборатории Spacelab и европейского модуля МКС - Columbus. Прекрасно выполненные макеты позволяют осмотреть модули не только снаружи, но и изнутри. Похожее на обычную комнату помещение, стойки с аппаратурой. Spacelab и особенно Columbus выглядят просторнее отечественных модулей МКС. Возможно “виновата” в том их чистота – в музейных макетах нет дополнительного оборудования и личных вещей космонавтов. А может быть большие люки визуально увеличивают помещение.
Полноразмерные Spacelab и Columbus я увидел в Шпайере впервые в жизни, к сожалению, в России нет музеев, где можно было бы изучить технику наших партнеров из NASA и ESA.
Первое впечатление о “космическом зале” было получено – пришла пора подробно изучить выставку “Apollo and Beyond”. А изучать было что! Размещенная на трех этажах, выставка включает в себя десятки стендов, реплик, макетов, и подлинных вещей связанных в основном с американской космической программой.
Первый экспонат, шестерня привода воздушных рулей “Фау-2”, напоминает о том, что первые “настоящие” баллистические ракеты были созданы именно в Германии.
Рассказ об истории космонавтики продолжается – несколько стендов посвящены программе “Меркурий”. Обращает на себя внимание полноразмерная реплика скафандра Джона Глена, размещенная на вращающейся подставке. Далее, в части экспозиции, посвященной проекту “Джемини”, выставлена вторая реплика – скафандр Уолтера Ширры. И, наконец, ещё дальше – третья реплика – лунный скафандр.
Естественно, репликами и фотографиями дело не ограничивается. Среди подлинников – кусочки теплозащиты “Джемини” и “Аполлонов”. Есть и маленькая часть защиты “Аполлона-8” – подумать только, она выдержала вход в атмосферу со второй космической скоростью! Кусочки очень малы и запаяны в пластик – при желании в этом можно увидеть некий сакральный смысл, словно это не просто части ТЗП, а настоящие святые реликвии.
Внутри стеклянных стендов – подлинные перчатки скафандров, полетная одежда астронавтов, части снаряжения побывавшего на Луне. На огромном макете лунной поверхности расположилась модель “Ровера” в натуральную величину, рядом фотографии астронавтов в скафандрах и американский флаг. Очень зрелищно - отличное место для того чтобы остановиться и сфотографироваться на память.
Скайлэб” также не забыт – представлено множество документов, а также подлинные предметы, побывавшие на борту станции, например ручка, которой во время своей 28-дневной экспедиции писал Пол Вейц.
Далее можно осмотреть своеобразную выставку в выставке. Целая картинная галерея, в которой размещены репродукции картин Алана Бина. Особый интерес вызывает картинка “The Fantasy” (“Фантазия”) - Чарльз Конрад, Алан Бин и Дик Гордон втроем (!) стоят на поверхности Луны на фоне лунного модуля. Рядом с репродукциями установлен плоский экран, на котором автор рассказывает о своем творчестве.


“Святые реликвии” – кусочек Apollo 8



“Кормовой” вид.



Корма – вид изнутри



Ariane 5 и EPS



Реплика скафандра с репликой астронавта внутри.



“Фантазия”



Рулевые машины с БТС-002



Хорошее место для фото – “Ровер” на Луне.



“Союз ТМА” под обтекателем.



Макет европейского зонда к Юпитеру



Кресла с БТСа

Но и на этом экспозиция “Apollo and Beyond” не заканчивается. Посетителей ждут ещё три крупных раздела – Шаттл, советско-российская и европейская космонавтика.
В разделе “челноков” можно увидеть большие фрагменты ТЗП, полетную форму, фотографии и подлинные документы из хьюстонского ЦУПа. Особый интерес вызывает стенд с американским космическим питанием - упаковки с чаем, омлетом, лапшой с курицей. Всё это можно сравнить с отечественной космической пищей, образцы которой размещены на стендах чуть дальше.
Советско-российская космическая программа представлена не так роскошно как американская, но все равно определенно есть на что посмотреть. А учитывая, что музей в Шпайере частный – собрание просто потрясающее! Экспонируются скафандры “Сокол”, “Орлан” и “бурановский” “Стриж”. Причем “Сокол” в двух экземплярах, один разместился в амортизационном кресле “Казбек”, а второй в стеклянной витрине с подсветкой – ведь это скафандр Виктора Афанасьева (именно в нём он летал на “Союзе ТМ-29”). “Стриж” выставлен неподалеку от других “бурановских” экспонатов – рулевых машин снятых с самолета-аналога, кресел, различных сувениров. Естественно, без макета не обошлось (ох уж эта любовь немцев к моделированию) – показан БТС-002, размещенный на барже, во время транспортировки по Рейну.
На следующих стендах представлены шлемофоны, костюм водяного охлаждения, надеваемый под “Орлан”, уже упомянутое выше отечественное космическое питание.
Естественно, выставлено и АСУ (ассенизационно-санитарное устройство) - “космический туалет”. Завершается “российская часть” выставки макетами РН “Союз” (в масштабе 1:20) и корабля “Союз” под обтекателем (1:10).
Далее следует экспозиция посвященная работе ESA. Над ней буквально нависают полномасштабная модель разгонного блока EPS (фр. Étage à Propergols Stockables – ступень на долгохранимом топливе) и макет МКС. Международная станция изображена в масштабе 1:10 – она очень большая! Российский сегмент показан весьма странно присутствует не только МЛМ “Наука”, но и большой стыковочно-складской модуль. Зато отсутствую МИМы. Рядом макеты Ariane-5 (в масштабе 1:15) и ATV в разрезе(1:10).
На выставке “Apollo and Beyond” можно познакомиться не только с современностью европейской космонавтики - не менее интересна и история.
Например, совместный (Западная Германия – США) проект зонда к Юпитеру. Он разрабатывался в середине 60ых, но в 1968 году проект посчитали невыполнимым на существующем уровне немецких технологий, и он был переориентирован в менее амбициозные миссии солнечных зондов Helios, два из которых полетели в 74ом и 76ом годах. Именно Helios I поставил рекорд минимального расстояния до Солнца для аппаратов созданных руками людей. 17 апреля 1976 года он прошел на расстояние 0,29 а.е. (43, 432 млн. км.) от светила – внутри орбиты Меркурия (большая полуось его орбиты - 0,387 а.е. или почти 58 млн. км.).
“Парад” макетов неосуществленных проектов продолжает реликт программы “Колумб” (Columbus) – посещаемая полярная платформа. Согласно проекту, утвержденному министрами стран- членов ESA 31 января 1985 года, предполагалось создание орбитального блока, который должен был войти в состав станции Freedom, ресурсного модуля, автономной орбитальной платформы на одной орбите со станцией, а также служебного модуля для межорбитальной транспортировки грузов и полярной платформы. Летать ко всему этому великолепию должен был собственный европейский шаттл “Гермес”. Жаль, конечно, что от такой насыщенной программы остался лишь европейский модуль МКС Columbus, да спутник дистанционного зондирования Земли - Envisat-1
… Бродить по техническому музею в Шпайере можно бесконечно. К сожалению, у нас для его осмотра был лишь один день – а ведь кроме двух ангаров наполненных настоящими чудесами, есть ещё и довольно большая уличная экспозиция и два отдельных маленьких музея – моделизма и морского дела. В музее моделизма, среди многочисленных макетов различной техники есть и “космические” экспонаты – миниатюрные ракеты и космические корабли.
Покидали Шпайер мы с двойственным чувством - замечательно, что отечественная техническая история столь трепетно сохраняется, и немного обидно, что в её сохранении часто больше заинтересованы иностранцы, чем наши соотечественники.


В музее моделизма



Музей в Sinsheim`е тоже очень интересный, но космического зала в нём нет

P.S. Ещё несколько фотографий из Speyer`а и Sinsheim`а , можно увидеть в полном отчете о поездке.
P.P.S. P.S. Как выяснилось, в музее представлен не бурановский “Стриж”, а авиационный “Баклан”.
Tags: Прогулки, космос
Subscribe

  • Для возможных инвесторов и/или спонсоров

    « Лин Индастриал» - компания, которая поставила перед собой амбициозную цель – разработать и довести до коммерческого применения…

  • «Ради всего человечества»

    С некоторым опозданием посмотрел-таки сериал в стиле альтернативной истории For All Mankind. Основной посыл, за который картине можно простить…

  • «Луна семь»

    Обложка нового выпуска журнала «Русский космос» заставила вспомнить детство - подшивку журнала «Крокодил» в библиотеке!…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • Для возможных инвесторов и/или спонсоров

    « Лин Индастриал» - компания, которая поставила перед собой амбициозную цель – разработать и довести до коммерческого применения…

  • «Ради всего человечества»

    С некоторым опозданием посмотрел-таки сериал в стиле альтернативной истории For All Mankind. Основной посыл, за который картине можно простить…

  • «Луна семь»

    Обложка нового выпуска журнала «Русский космос» заставила вспомнить детство - подшивку журнала «Крокодил» в библиотеке!…