Записная книжка Ёжика (с хвостиком) - Тавифа! встань [entries|archive|friends|userinfo]
Ёжик

[ website | Записная книжка Ёжика ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Тавифа! встань [Aug. 9th, 2004|10:50 am]
Previous Entry Add to Memories Tell a Friend Next Entry
[Tags|]


Монастырь Святого Апостола Петра в Абу-Кабире.


Слова "Талита, куми" (см. предыдущий пост), сказанные Иисусом, имели продолжение. Один из его учеников, Пётр уже после смерти учителя повторил чудо воскрешения из мертвых, произнеся при этом "Тавифа! встань".
Произошло это в городе Яффо (Яффа), где жила портниха по имени Тавифа.

36. В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: "серна"; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.
37. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.
38. А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил придти к ним.
39. Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.
40. Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал:
Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.


Примечания: Иоппия = Яффо, Лидда = Лод


Фрагмент мозаики VI века в церкви Сан-Витале, Равенна, Италия.
Взято с сайта православной церкви в Америке.


Существует много версий связи между "Талита, куми" и "Табита, встань", в основном теологического характера, но ограничимся сравнением языковых основ используемых здесь слов. Этого вполне достаточно, чтобы запутать читателя.

"Талифа, куми" - единственная фраза в Новом завете, произнесенная на арамейском, поэтому слово "куми" (что означает "встань" - как на арамейском, так и на иврите) в этом случае не переводится, но указывается в оригинальном звучании.
Талифа (современный вариант в русс.яз. - Талита) - не является именем собственным, в переводе с арамейского означает "девушка".

Тавифа (современный вариант - Табита) - женское имя собственное арамейского же происхождения. В переводе с арамейского означает парнокопытное животное серну (см. ссылку). Близкий еврейский аналог этого имени - "Цвия".

Именем Талиты называть что-либо бессмысленно, т.к. это не имя собственное. А вот имя Тавифа довольно популярно в протестантских странах (Tabitha). Есть примеры использования и в России - так, в Петербурге действует швейная фабрика "Тавифа".



Церковь Святого Апостола Петра, 1888-1893.


В 1874 году архимандритом Антонином (Капустиным) был приобретен участок площадью 34 тыс. км2. в поселении Абу-Кабир рядом с Яффо. Место было выбрано не случайно - за год до этого французским археологом Клермоном-Ганно здесь было найдено древнее еврейское кладбище, на котором якобы была похоронена Тавифа после второй своей кончины.
Был построен небольшой дом миссии, разбит сад, в котором, в основном, выращивали апельсины и лимоны, участок был огорожен забором.
Церковь была заложена при участии великих князей Сергея Александровича и Константина Константиновича, а также супруги первого Елизаветы Фёдоровны, в 1888 году. Освящена в 1894 году.
За церковью есть проход к гробнице Тавифы.

Cогласно официальной версии, проект церкви был подготовлен самим отцом Антонином, а осуществлен "итальянскими мастерами" и "местным людом".
Выскажу предположение, что отец Константин предложил общую концепцию, "итальянские мастера" перенесли её на бумагу, а силами местного арабского населения он был воплощен в камне. Подтверждением этого может служить явное романское происхождение (скорее всего, как раз итальянское) колокольни, в России так никто не строил. Главное здание (рядом с колокольней), построенное с претензией на неовизантийский стиль, всё же имеет характерные западные черты.
А вот интерьер православный без всякого сомнения, ни с каким другим его спутать нельзя. Иконы были выполнены художником Ледаковым, известным своими крайними славянофильскими взглядами.

Немного об истории места. Поселение Абу-Кабир была основано в период захвата Палестины правителем Египта Мухаммедом Али Пашей (с 1831 по 1840 гг.). Его указом жители деревни Тель-Алькабир в дельте Нила были переселены сюда, под Яффо.
Во время войны за независимость, в 1948 г., место ушедших жителей заняли арабские банды, подвергавшие обстрелу Тель-Авив.
После их ликвидации здесь были построены первые здания тель-авивского университета, со временем перебравшегося на север города. Тогда же, вместе с Яффо Абу-Кабир становится частью Тель-Авива.
Сейчас упоминание названия Абу-Кабир, к сожалению, вызывает только отрицательные эмоции - здесь находятся институт по опознанию тел погибших в терактах и наводящие страх камеры предварительного заключения.


Вид на монастырь с 5-го этажа центрального автовокзала Тель-Авива.


После образования государства Израиль монастырь перешёл во владение т.н. "красной церкви". С годами он пришёл в запустение, к началу 90-х гг. в нём остались несколько монахинь, живших в условиях крайней бедности и существовавших за счёт помощи местных жителей.
С появлением в Израиле большой русскоязычной колонии, монастырь ожил. Силами энтузиастов - в основном, русских женщин 40-50-летнего возраста - был приведён в порядок сад вокруг церкви, возобновилась регулярная служба.
В 1998 году была реставрирована сама церковь.

Есть противоречивая информация на счёт того, является ли монастырь приходом. Судя по всему, не является - обряды крещения, бракосочетания, погребения в нем не проводятся. Как гласит объявление, гражданам Израиля для этих целей нужно обращаться к отцу Александру в Яффо (это церковь у моря), а иностранцам - в Духовную миссию в Иерусалиме.
Возможно, последнее обстоятельство и дало повод К.Капитонову, автору нашумевшей статьи в газете "Труд", утверждать, что в центре Израиля нет русской православной церкви. Натянутое утверждение, мягко говоря.


Надпись на иврите - "Частная собственность. Святое место. Не для туризма".
Могли хотя бы на всех языках написать ...


Источники:
- О.Л. Церпицкая, "Архимандрит Антонин (Капустин) и русские святыни на Святой Земле", "Санкт-Петербургские епархиальные ведомости", №21-22 за 2000 г.
- О.Регев, "Небольшая прогулка по большому городу" ("טיול קטן בעיר גדולה").
- Д.Закай, "Места для двоих. Путешествия по особенным местам"
("מקום לשניים. טיולים למקומות מיוחדים").

Поскольку внутри монастыря фото- и видеосъемка запрещены, все приведенные фотографии сделаны издалека. Если у читателей есть снимки, сделанные крупным планом, в частности, фотографии гробницы Тавифы, буду премного благодарен, если вы разрешите их здесь поместить.

Update, 11/04/2005: Обратите внимание на интересные детали в одном из комментариев.


Рейтинг: 2 из 5.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: [info]anyrybalka
2004-08-09 01:26 am (UTC)

(Link)

я подозревала, что итальянская Равенна потрясающий город. Очень красивая и хорошо сохранившаяся мозаика.

Жалко, что нет фотографий внутри. Надеюсь, ты их найдешь. В Тель-Авив надо ехать подготовленным, в смысле начитаться информации, а еще быть готовым, что не пустят внутрь. Проблема туристов. Мне всегда неудобно заходить в храмы в других странах.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-08-09 02:00 am (UTC)

(Link)

Я не был в Равенне, но о мозаике слышал много раз.

Что касается посещения церквей в Израиле, то у тебя проблем с этим быть не должно. Если ты обратила внимание, надпись сделана только на иврите - это неспроста.
Я тоже испытываю большое смущение при посещении религиозных заведений. Снимаю интерьер только когда внутри никого нет, но такое случается очень редко.
[User Picture]From: [info]anyrybalka
2004-08-09 11:38 pm (UTC)

(Link)

скоро вывешу про церкви во Флоренции, в которых мне было особенно неудобно снимать и находиться
[User Picture]From: [info]alon_68
2004-11-15 10:03 pm (UTC)

(Link)

Надпись только на иврите...
Т.е. в переводе с политкорректного на реальный это означает "жыдов просим не беспокоицца, остальные - вэлкам"
Пардон за грубость, но, похоже, именно так...
From: (Anonymous)
2005-04-10 10:00 pm (UTC)

Про остальных...

(Link)

Привет всем. Так вот, по поводу этой русской церкви в Тель-Авиве. Наша семья - православная, но нас из этой самой церкви выпинали (спасибо, не побили и камнями не забросали). Мы зашли в церковь, фотоаппарат положили на пол у входа, я в юбке и в платке, стали с мужем рядышком. К нам немедленно подлетела бабуля и с озабоченным видом начала толкать нас и орать на ухо: "здесь нельзя стоять". Мы оказались на том месте, куда она нас допинала. Немедленно стали змеями шипеть женщины со скамейки, возле которой мы оказались. Они стали выгонять моего мужа, мотивируя это тем, что там у них типа женская половина (гарема, что ли?). Тем временем наша дочура (3 годика) побежала осматривать иконы. Топот ножек ребёнка взбудоражил местную общину, которая обрушилась на нас криками и грозными требованиями забрать ребёнка. У меня сложилось впечатление, что люди пришли не молиться, а следить друг за другом. Одна "верующая" мадам схватила мою дочурку и стала выкручивать ей ручки (Бог ей судья, твари... такой). Мы срочно вышли из церкви, за нами, как чёрт из табакерки, выскочила другая... тварь Божия и сказала, что её послал батюшка сказать нам, чтобы мы не вздумали больше заходить в их... церковь. Я сказала, что единственное, что батюшка в этой ситуации сделал правильно, это то, что он её ПОСЛАЛ. Муж вернулся в церковь за фотоаппаратом, но того на месте не оказалось, пропажа была запихана под лавку. И ещё - во время службы эти фурии носились с тряпками по церкви и тёрли все иконы, а горящие свечки выстраивали по росту (это вместо того, чтобы постоять и помолиться). Вывод напрашивается сам собой - это не церковный приход, а сборище человеконенавистников. Поэтому и народу у них там негусто, а детей и совсем раз два и обчёлся, да и те забитые. Думаю, не стоит описывать, что было с одной еврейкой, которая зашла туда в брюках - она со свечкой хотела подойти к иконе, а местный дивизион её чуть с ног не свалил грубым пинком в бок (в сторону двери). Мой муж высказал предположение, что это специальные люди, которые отталкивают от церкви нормальных верующих, делают всё, чтобы верующим там было невыносимо находиться. Настоящему верующему ребёнок молиться не помешает, и ему вообще нет дела до других. Спасибо за внимание к моему письму. Юлия.

[User Picture]From: [info]yozhik_
2005-04-11 09:20 am (UTC)

Re: Про остальных...

(Link)

Юля,
твои впечатления очень интересны и ценны. Я на них дам ссылку наверху.
Большое тебе спасибо!

Можно вопрос? Как ты вышла на этот мой пост?
From: (Anonymous)
2005-04-12 02:01 pm (UTC)

Re: Про остальных...

(Link)

Этот сайт я нашла через Google.ru. Мне очень хотелось поделиться своими впечатлениями от поездки в Израиль, особенно о таком инциденте. Я ввела фразу "церковь святого Петра в Тель-Авиве" и одна из ссылок была на ёжика :). У меня есть красивые фото Иерусалима, если хотите, вышлю :). Юлия.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2005-04-12 02:22 pm (UTC)

Re: Про остальных...

(Link)

Конечно, высылай!
мой адрес ozerov @ gmail.com
From: (Anonymous)
2005-12-20 04:35 pm (UTC)

Вообще

(Link)

неамчм
From: (Anonymous)
2005-12-20 04:57 pm (UTC)

Re: Про остальных...

(Link)

Несколько слов про всё выше написаное.Практически всё написаное неверное и неправильное.Нужно просто знать историю самого места и тогда на все вопросы будут ответы.
Ну вопервых вы, я оброщаюсь к автору,неупомянули о Россиском а позже Советском посолстве которое находилось именно в этом монастыре.
Вовторых почему монастырь недействует как приход?Для этого вам нужно узнать законы страны.В часности законы Иерусалимской Церкви.И статус самой миссии на Святой Земле.
В третих я обращаюсь к Юлии,если вы русская православная то вы должны помнить и знать законы Церкви тем более русской,да ещё на Святой Земле.
В чужой монастырь с своим уставом нелезь!Фотогрофировать там нельзя ,потому что вопервых это монастырь и на всё нужно своё благословение,а вовторых(шопотом) служет убежищем для многих русских нелегалов.Что касается бабулек и злобного настоятеля,так это из за всяких неучей и зевак(жиды одним словом) которые частенько приходят и позорят Храм.
Если у кого есщё будут вопросы о Святой Земле о Храмах,приходах...готов разяснять: profet_elias@hotmail.com
From: (Anonymous)
2006-01-24 10:28 pm (UTC)

Re: Про остальных...

(Link)

Про русскую церковь в Тель-Авиве. Я тоже православная и живу в Тель-Авиве. Иногда, крайне редко, бываю в этой церкви. Надо сказать, что обстановка там (злобные тетки и шипение на всех) ничем не отличается от общей недоброй обстановки в московских церквях. Лет 10 назад нас с дочкой чуть не побили такие же мерзкие бабки в моем любимом Донском монастыре - не понравилась одежда 10-летней девочки. А священник здесь, в Тель-Авиве, ведет себя с прихожанами, как директор школы с двоечниками и прогульщиками. Неприятно.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2006-01-25 05:52 pm (UTC)

Re: Про остальных...

(Link)

Обратитесь к
http://community.livejournal.com/christianin_il/

или к [info]antik лично. Вам наверняка смогут что-то посоветовать.
From: [info]greencold
2008-01-05 12:47 am (UTC)

Re: Про остальных...

(Link)

"...Бог ей судья, твари... такой..."

Эт хорошо! Эт зачот! В мемОриз!
[User Picture]From: [info]cedarnut
2004-08-09 01:31 am (UTC)

(Link)

Спасибо!
Очень познавательно и интересно.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-08-09 02:00 am (UTC)

(Link)

Спасибо и тебе за фоторепортажи из Крыма.
[User Picture]From: [info]millimallikas
2004-08-09 02:03 am (UTC)

(Link)

Интересно. В нашем городе швейный цех тоже носит название "Тавифа" :)
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-08-09 02:05 am (UTC)

(Link)

Поинтересуйся, знает ли кто-нибудь из работающих там происхождение названия :-)
[User Picture]From: [info]meshulash
2004-08-09 02:17 am (UTC)

(Link)

!!!!
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-08-09 02:45 am (UTC)

(Link)

Спасибо :-)
[User Picture]From: [info]phil_f
2004-08-09 02:31 am (UTC)

off topic

(Link)

Ёжик, мне нужно с тобой посоветоваться.
Позвони пожалуйста 054-4746133
С уважением
Фил
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-08-09 02:45 am (UTC)

Re: off topic

(Link)

Я плохо слышу, мне тяжело общаться по телефону. Если можешь, напиши на адрес ozerov # gmail.com
[User Picture]From: [info]bobby_bu
2004-08-09 02:38 am (UTC)

(Link)

Ты каждый раз открываешь "Америку" - кто мог подумать, что такая история у этого места.
Интересно, а как оно выглядит изнутри?
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-08-09 02:46 am (UTC)

(Link)

Выглядит оно как многие другие современные православные церкви в Израиле.
Довольно светло, стены все покрыты росписью, в основном, рассказывающей о жизни Петра.
Сходи, посмотришь сама. Бояться надписи на иврите не нужно :-) Только накрой голову платком.
[User Picture]From: [info]ljoshka
2004-08-09 06:45 am (UTC)

(Link)

С аватарой тебя ;)
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-08-09 08:24 am (UTC)

(Link)

Не сразу понял, что ты имел в виду, но к концу дня догадался :-)
[User Picture]From: [info]shalunya
2004-08-09 12:40 pm (UTC)

(Link)

!!!
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-08-09 06:46 pm (UTC)

(Link)

:-) (это относительно самого коммента, но не смайлика к нему ;-))
[User Picture]From: [info]omami
2004-08-09 01:18 pm (UTC)

(Link)

как то раз, году в 95, я со свей подругой блуждала вокруг этого места. место было тогда совершенно запущенное, загадочное и пахло не по нашему.
ми набрели по дорожке на каую то могилу, на заброшенный дом, сама же церковь была заперта. неожиданно из ворот выглянула старенькая сморщенная монашенка и мягко помахала на нас рукой. мол валите, девушки. потом она прошла в монастырский двор и развесила белье.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-08-09 06:54 pm (UTC)

(Link)

Да, место весьма загадочное.
Просто какой-то сюр - вокруг видны коробки стандартных домов, мачты стадиона, довольно интенсивное движение, а во дворе - совсем другой мир, было ощущение, будто нахожусь где-то в Костроме или Череповце.
[User Picture]From: [info]guy_gomel
2004-08-10 11:05 am (UTC)

(Link)

Замечательно! Как всегда.
Спасибо.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-08-11 11:27 am (UTC)

(Link)

... и, как всегда, спасибо :-)
[User Picture]From: [info]vvp_sn
2004-08-25 01:37 am (UTC)

(Link)

На этой неделе в одном из еженедельников прошла статья про реституцию имущества церкви и захват зданий верующими в этом году в Москве. В журнале была упомянута церковь на Ордынке, недалеко от моей работы, построенная Щусевым, где сейчас сибит институт реставраторов им. Грабаря. Вчера с другом пошли прогуляться, еле нашли, т.к. с улицы ее совсем не видно, если интересно, могу сфоткать и отписать подробнее.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-08-25 07:09 am (UTC)

(Link)

Конечно, с удовольствием бы прочёл :-)
[User Picture]From: [info]vvp_sn
2004-08-25 07:10 am (UTC)

(Link)

на неделе
[User Picture]From: [info]alon_68
2004-11-15 10:09 pm (UTC)

(Link)

Одно уточнение: нельзя сказать, что в Абу-Кабире находится именно "институт по опознанию тел погибших в терактах". Это несколько "олимовский" взгляд на ситуацию. Понятно, что Абу-Кабир всплывает в СМИ в основном в случае теракта. Но то, что там находится - это вообще институт судебно-медицинской экспертизы, т.е. учреждение, связанное с любыми случаями насильственной или подозрительной смерти, а также занимающееся неопознанными трупами.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-11-15 10:15 pm (UTC)

(Link)

Да, конечно. Но вспоминаем его мы - точнее, большинство из нас - только когда случается теракт...
From: (Anonymous)
2006-05-30 02:18 pm (UTC)

(Link)

Церковь Святого Петра в 1998-2003 годах действительно была местом куда стекались православные (в том числе и нелегалы). Существовала небольшая, но дружная общинка, ездили на экскурсии по Святым местам, после служб субботних собирались вместе. Потом я стал прихожанином одного их приходов РПЦЗ и не был в Храме Петра года два, и только в конце прошлого года попал туда снова. Что сказать, мне было стыдно перед человеком, которому я хотел показать Храм, службу, прихожан. Всё абсолютно изменилось, почти все прихожане - новые (старых я часто встречаю в других приъходах, куда они перешли). Единственное, что напомнило о старых временах - это резкость отца Пимена, нередко зашкаливающая и переходящая в хамство. Так грубо и оскорбительно отцы со своими чадами не разговаривают, а тем более в Храме.Я знаю многих верующих, особенно среди молодёжи, которых отец Пимен оттолкнул от Храма своими воплями и публичными придирками.

Удивило, что появилось много бабок, которые действительно всё время суетятся и вносят нервозность. Как только мы зашли и встали с правой стороны от входа, к нам подошёл какой-то мужчина и не представившись в грубой форме потребовал от нас пройти в указанное им место. Как позднее оказалось - это староста прихода.

Может быть многие уже привыкли к такому отношению, и не обращают на него внимания, но мне все годы, пока я ходил в Храм Петра по субботам казалось, что это совсем не то, что я ищу. Не хочу никого хулить и обижать, но в Храмах РПЦЗ куда больше душевной теплоты и сопереживания. Я говорю о Гефсиманском и Елеонском монастырях. Конечно, добираться до них дальше, чем до Церкви Св. Петра, но поверьте, оно того стоит. Там есть и соборность иереев и мирян, исчезнувшая в РПЦ и благодать, которой я так и не смог найти у отца Пимена. И старый русский дух наших предков, не пошедших на сговор с большевиками.

Извините, если кого обидел.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2006-05-30 02:29 pm (UTC)

(Link)

Спасибо за подробный комментарий.
Жаль, что не знаю, кому имею честь отвечать.