Записная книжка Ёжика (с хвостиком) - Русское подворье в Иерусалиме (Миграш ха-Русим) [entries|archive|friends|userinfo]
Ёжик

[ website | Записная книжка Ёжика ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Русское подворье в Иерусалиме (Миграш ха-Русим) [May. 30th, 2004|05:55 pm]
Previous Entry Add to Memories Share Next Entry
[Tags|]
[mood |explorative]


Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь (Исайя, 62:1)


Это эмблема Императорского Православного Палестинского общества.
Её можно увидеть почти на всех зданиях, возведенных по его инициативе, в частности, на зданиях на Русском подворье в Иерусалиме, известном израильтянам как Миграш ха-Русим. О нём и пойдёт речь сегодня.

Сразу оговорюсь, что не ставил своей задачей рассказать о присутствии русской православной церкви в Иерусалиме, это слишком амбициозная задача для поста в ЖЖ. Мне хотелось всего лишь дать общее представление о конкретном объекте - Миграш ха-Русим - с точки зрения обычного туриста.

Удивительно, но такого руководства в интернете до сих пор нет, да и в бумажном варианте нашёл его только в одной книге, изданной малым тиражом и расчитанной на узкий круг читателей. К тому же она на иврите, и не все читатели ЖЖ могут ею воспользоваться.


Русская православная церковь начала возводить постройки на Святой земле относительно поздно, во второй половине ХIX века. Причиной тому было то, что арабское население Палестины, которое было до этого в большинстве своём православным, начало в массовом порядке переходить в католичество и различные протестантские течения. Миссионеры из Европы активно действовали в Иерусалиме и других городах, строя школы, больницы, и завлекая этим бедное арабское население. Православная церковь в виде России забеспокоилась и начала предпринимать ответные шаги.
К тому же, остро встала проблема ночлега русских паломников, в отдельные годы составлявших около половины от общего их числа.
Эти задачи - отпор конкурентам и обустройство паломников - и была призвана решить русская духовная миссия на Святой земле.


План Русского подворья, конец XIX века.
Взят из официального издания Русской миссии (см. библиографию).


Русское подворье находится на оживлённом перекрёстке: по нему жители района еврейского ортодоксального района Меа Шеарим направляются к Стене плача, а прихожане эфиопской церкви, что в районе улицы Невиим (Пророков) - к храму гроба Господня, поэтому рядом с русской церковью часто можно увидеть, как на соседних скамейках на фоне православных крестов отдыхают хасиды, все в черном, и облаченные в белые одежды эфиопы.
Это не случайно. До постройки Русского подворья земля принадлежала арабской семье из Лифты, деревушки в окрестностях Иерусалима, и одним из условий продажи участка было обеспечение свободного прохода жителей деревни через него к старому городу. Евреи, которые также были заинтересованы в покупке участка, на это условие согласиться не могли, а русские не возражали, и участок достался им. Этнический состав прилегающих кварталов с тех пор претерпел значительные изменения, и по иронии судьбы, теперь именно евреи пользуются возможностью свободного прохода по его территории.
Турецкие власти использовали это место как площадку для строевой подготовки и парадов, оно было свободно от построек, поэтому новые владельцы не были ничем стеснены при его застройке.
Во время строительства велись раскопки, главный результат которых - колонна периода Второго храма, лежит в захламленной яме перед собором. Были обнаружены также следы укреплений времен царя Агрипаса (Агриппа).
Строительство комплекса было поручено петербургскому архитектору Мартину Ивановичу Эппингеру, который спроектировал большинство зданий подворья. Эппингер придерживался в своих постройках стиля, который принято называть неоренессансом, хотя определение это весьма условное. Поскольку этот стиль был возведен в России в ранг официального, похожие здания - как правило, это дома губернаторов, больницы, школы - можно найти во многих российских городах.
Подробнее о зданиях подворья ниже.


Фрагмент карты Иерусалима 1928 г.
Взято с сайта http://maps-of-jerusalem.huji.ac.il.


На карте 1928 года наверху хорошо видна церковь между двумя коробками зданий и лесок справа от неё с примыкающим к нему довольно большим зданием в форме буквы Ш - это и есть Русское подворье.

После октябрьской революции 1917 года паломничество из России практически прекратилось, русская православная церковь, как и все другие, оказалась в опале. Русское подворье было вынуждено начать сдавать большую часть своих помещений английским властям, которые сделали подворье своим административным центром: здесь расположились полиция, суд, тюрьма, министерства.

В самом конце периода британского мандата, с 1946 по 1948 гг., англичане, боясь акций еврейского сопротивления, окружили территорию, прилегающую к подворью, колючей проволокой, на подступах к ней были установлены блок-посты.
Еврейское население города дало меткое название этому укреплению - "Бевинград", по имени ненавистного им британского министра иностранных дел Эрнеста Бевина, проводившего крайне антиеврейскую политику.


Оборона Бевинграда. Princess Mary Street (ныне ул. Шломцион ха-Малка).
Снимок взят из фотоархива газеты "Jerusalem Post"


Обратите внимание на конусообразные заграждения слева. Их можно увидеть и сейчас у края автостоянки за собором.

Во время войны за Независимость израильтянам удалось занять этот форпост англичан раньше арабов, что предопределило судьбу Русского подворья - с тех пор оно находится на территории Израиля.
Английская полиция стала израильской, тюрьма при ней осталась. В одной из зданий разместился Верховный суд страны. Но территория при этом оставалась владением красной православной церкви (подробнее о разделе церкви на красную и белую читайте на сайте "Христиане Святой Земли").
В 1964 году, во время очередной антирелигиозной кампании в СССР, и за неделю до смещения Хрущева, СССР и Израиль заключили сделку, получившую название апельсиновой: за 5 млн. долларов (по другим источникам, 4,5 млн.) Израиль получил все здания подворья и территорию вокруг них, за исключением собора Святой Троицы, Сергиевского подворья и южной части здания Духовной миссии. При этом расплатился Израиль не валютой, а поставками апельсинов.

Сейчас этот участок города находится в запущенном состоянии.
Предлагались проекты по его реконструкции, самым нашумевшим из которых был проект архитектора Альберта Мансфельда, (удивительно то, что он, как и Мартин Эппингер, был уроженцем Петербурга). Проект предусматривал плотную застройку в виде кубиков, прилепленных друг к другу, но расступающихся перед старыми постройками. Должна была быть также возведена огромная башня стометровой высоты.
К счастью, этот и другие проекты, страдавшие гигантоманией, не были реализованы, и, в конце концов, было решено превратить район в зону досуга. Новые здания при этом строится не будут, изменения же в существующих будут минимальными. Правительственные учреждения, полиция и суд по проекту должны выехать из занимаемых помещений, дома будут подвергнуты капитальному ремонту и превращены в гостиницы, выставочные залы и пр.; нижние этажи должны занять кафе и рестораны.
При этом церковь Св.Троицы и другие помещения, находящиеся во владении России, затронуты не будут.
Всё это, однако, станет возможным только при условии возобновления туризма, а сейчас туристов в городе практически нет.



План Русского подворья.
Зеленым цветом обозначена примерная граница участка.



Аэрофотосъемка, любезно предоставленная antik.
Ссылка ведёт на роскошное фото бОльшей резолюции (5,5 Мб).


Цифрами помечены:
1. Собор Святой Троицы.
2. Здание Духовной миссии и бейт ха-мишпат ха-шалом (Мировой суд).
3. Николаевское подворье.
4. Елизаветинское подворье.
5. Сергиевское подворье.
6. Русское консульство.
7. Мариинское подворье
8. Русская больница.

Присмотревшись, на зданиях можно увидеть эмблему Православного общества (см. самый первый снимок).
Её автор - ученый-востоковед и писатель, один из создателей общества Василий Николаевич Хитрово (1834-1903).
Есть возможность увидеть её и в России: похоронен В.Н.Хитрово в Александро-Невской лавре в Петербурге, и эмблема украшает его могильный памятник.
По краям эмблемы изображены Альфа и Омега, первая и последняя буквы греческого алфавита, означающие вечность творца: "Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога" (Исайя, 44:6)


В Русском подворье между зданиями существует строгая иерархия - чем дальше находится здание от находящейся в центре участка церкви Святой Троицы, тем менее значительным оно считалось.

1. Собор Св.Троицы (на иврите - "кнесият ха-шилуш ха-кадош"). Строительство было начато в 1860 г. Уже к 1864 г. оно вчерне было готово, но недостаточное финансирование не позволяло завершить работы, и церковь была освящена только в 1872 г. Иконостас был привезён из Петербурга.
Внутреннее убранство собора можно посмотреть на снимках, выложенных на страничке Вероники Гениной "Русское подворье в Иерусалиме".


Собор Св.Троицы. Вид с востока.
Архитектор - М.И.Эппингер (1860 - 1872).

За одним небольшим исключением здание собора симметрично относительно оси восток-запад, над ним возвышаются восемь позолоченных куполов с православными крестами.
В качестве образца Эппингер использовал здание Успенского собора в московском Кремле, построенное в XV веке итальянским архитектором Аристотелем Фиорованти. Фиорованти в свою очередь ориентировался на Успенcкий собор во Владимире постройки XII века. Tаким образом, в иерусалимском соборе присутствуют русские и итальянские мотивы.

Однако, следует заметить, что немецкие архитекторы, работавшие в России, в большинстве своём не умели улавливать дух русских построек (в отличие от тех же итальянцев), и присущие русским церквям лёгкость, воздушность в немецком исполнении исчезали. Так случилось с московским Храмом Христа Спасителя (Константину Тону куда лучше удались здания Николаевских, ныне Ленинградского и Московского, вокзалов в виде ратуш), чувствуется это и на примере собора Св.Троицы.


Собор Св.Троицы. Вид с юга


На рубеже XIX и XX вв. церковь предполагалось увеличить вдвое - построить ещё одну точно такую же и соединить их, но проект не был реализован.

Многим россиянам и русскоговорящим собор известен тем, что в 1994 г. в нем венчались Алла Пугачева и Филипп Киркоров.

Церковь открыта каждый день, кроме понедельника, с 9:00 до 13:00.
В киоске при церкви можно приобрести материалы по истории русской миссии в Палестине и небольшие справочники по русским местам. Цены указаны в долларах, но можно платить и шекелями.


Здание Русской духовной миссии. Вид от собора Св.Троицы.
Архитектор - М.И.Эппингер (1863).


2. Духовная миссия. Двухэтажное здание в виде правильного квадрата.
Первоначально Русская Духовная миссия в Иерусалиме (так она называется официально) занимала всё здание, но при англичанах за ней осталась только южная его часть, где она находится и по сей день.
Внутри, в центре четырехугольника, образованного внешними стенами здания, находится церковь Св.Александры, от которой тоже отходят стены, образуя четыре внутренних дворика. Церковь освящена в 1864 году, и была первой русской церковью на Святой земле.

При англичанах здание занимали правительственные учреждения, они же надстроили один этаж в его западной части (что хорошо видно на снимке).
С возникновением государства Израиль в здании располагался верховный суд страны. В 1992 г. суд переехал в новое здание, теперь в этих помещениях находится суд рангом ниже - бейт ха-мишпат ха-шалом (мировой суд).
Существует проект сделать здание четырёхэтажным и приспособить его под гостиницу.


Николаевское подворье.
Архитектор - А.Е.Элкин (1902 - 1905).


3. Николаевское подворье. Огромное грузное здание, расстянувшееся от улицы Яффо до собора Св.Троицы. Единственное не симметричное здание комплекса.
К началу ХХ века тарифы на пароходные перевозки по Чёрному морю пошли вниз, и количество паломников резко возросло. Мест для их ночлега катастрофически не хватало, и на территории Русского подворья, рядом с уже существовавшими тогда строениями, разбивались палаточные городки, разжигались костры, действовала походная кухня. Требовалось срочно разрешить проблему нехватки ночлежек, для чего по проекту петербургского архитектора Элкина был возведено здание на 1200 спальных мест. Это была последняя постройка, возведеннная на территории Русского подворья.
Названа она в честь Николая II, последнего российского императора, в годы правления которого была построена.
После прихода англичан в здание вселились различные учреждения. Находятся они там и поныне. Восточную часть здания занимает полицейский участок.
В середине 40-х гг. часть здания была взорвана еврейскими подпольщиками.


Елизаветинское подворье.
Архитектор - М.И.Эппингер (1864).


4. Елизаветинское подворье. Было построено как мужской приют. Сейчас здесь находятся известные во всём Иерусалиме камеры предварительного заключения, благо полиция размещается в соседнем здании. Состояние здания находится в соответствии с его функцией.
Название подворье получило в честь Елизаветы Федоровны, жены князя Сергея Александровича, вставшей во главе Палестинского общества после гибели мужа в 1905 г. Казнена в 1918 году большевиками.
Над бывшим входом в здание сохранилась вывеска на русском языке.


Северные ворота и Сергиевское подворье.
Архитектор - Г.Франгья (1886 - 1890).


А теперь посмотрите на следующий снимок и сравните его с верхним:


Первая половина 70-х гг.


От ворот осталась только западная их часть, восточная была снесена в 1975 г., т.к. мешала автомобильному движению - на территории Русского подворья находится одна из самых больших в городе автостоянок.
Ворота были построены в 1890 г. по проекту архитектора Георгия Франгья, православного араба, уроженца Назарета и выпускника Харьковского Политехнического института. Он также был помощником русского архитектора немецкого происхождения Давида Грима, и помогал ему в проектировании церкви Марии Магдалины на Масличной (Елеонской) горе.
Над воротами - и над северными, и над южными - были установлены фонари, вечером в них зажигали огонь.

5. Сергиевское подворье. Возведено за пределами основного участка и было предназначено для обеспеченных паломников, которые не хотели или не могли вследствие своего статуса жить в одних помещениях с простыми людьми.
Для этой цели около северных ворот был куплен участок, на котором ранее располагалось французское консульство. Инициатива исходила от председателя православного общества Великого князя Сергея Константиновича, брата Александра III, отсюда и название - Сергиевское.
Как и северные ворота, это двухэтажное здание было спроектировано Георгием Франгья.

Юго-восточный угол здания завершает башня в виде ладьи с зубчиками наверху, фактически ставшая символом подворья (хотя, повторяю, находится вне его пределов). Это псевдоготический стиль, который был довольно популярен в России в середине XIX века. Кто был в Петергофе, наверное, помнят санаторий (бывшие императорские конюшни), построенный в этом стиле.

Здание возводилось в несколько этапов, поэтому южный фасад сильно отличается от остальных.

При англичанах здесь располагались различные учреждения.
Сейчас в здании находятся правительственные офисы, а также общество природных парков ("хевра ле-ганей тева").
Во дворе (открыт в будние дни) находятся две башни, связанные переходами с основным корпусом. В них были размещены туалеты, которые в целях гигиены отделилили от мест проживания паломников. Также там, по инициативе Моше Даяна, в бытность его министром сельского хозяйства в начале 60-х гг., был разбит небольшой парк.
Восточная часть здания заброшена - до 1967 года в ней находились иерусалимское представительство Российского палестинского общества при Академии Наук (так оно стало называться в советское время). После шестидневной войны и последовавшего за ней разрыва дипотношений между Израилем и СССР, представительство покинуло Иерусалим (духовная миссия при этом продолжала действовать).
С тех пор русские в здание не возвращались, хотя оно по-прежнему принадлежит им (как и основное здание миссии и церковь Св.Троицы, это здание в апельсиновую сделку включено не было).
В 90-е гг. Россия не раз поднимала вопрос о возвращении ей здания - Израиль не возражает, но юридические препятствия до сих пор не устранены.
Мало кто сомневается, что здание будет возвращено владельцу, и лучше бы это произошло скорее, поскольку запущенность восточного фасада ужасает, а улица Монбаз, на которую он выходит, днём мертва, как после атомного взрыва. Единственный признак жизни - вращающийся на ветру флюгер с датой постройки здания.
С этой стороны над запертым входом можно разглядеть надпись "Русское подворье".
Update, 29/07/2004: На сайте "Иерусалим в сети" найден рассказ о Сергиевском подворье (иврит).


Русское консульство.
Архитектор - М.И.Эппингер (1863 - 1865).


6. Российское консульство. Над зданием, главный фасад которого выходит на улицу Шивтей Исраэль, в прошлом возвышалась двухэтажная башня, построенная в том же стиле, что и угловая башня Сергиевского подворья. Над башней развевался российский триколор.

Первоначально в этом здании также планировалось размещать паломников, но потом было решено перевести сюда консульство, находившееся до этого в старом городе.
На здании можно увидеть выложенную большими буквами надпись НII, увенчанную короной, о значении которой мне, увы, ничего не удалось узнать. Напрашивается версия о Николае II.
Также, не увенчались успехом попытки выяснить, что находилось в здании консульства с 1917 по 1948 гг.

После 1948 года здесь находились лаборатории университета, сейчас здание занимают структуры, связанные с мэрией города.
Здания консульства и больницы (см. ниже) находились друг напротив друга, но после того, как была построена новая иерусалимская мэрия, бывшее здание российского консульства оказалось буквально задавленным массивным зданием мэрии, и со стороны подворья его теперь практически не видно.

7. Мариинское подворье. Архитектор - М.И.Эппингер (1864).
Здесь располагался женский приют. Здание в форме буквы Ш обращено в сторону улицы. В годы правления англичан в здании располагалась тюрьма, здесь же производились казни. С 1948 года в здании находится музей еврейского сопротивления, занимающий лишь часть помещений; остальные пустуют.
К сожалению, не удалось узнать, откуда происходит название "Мариинское". Могу только предположить, что речь идёт о Марии Александровне, жене императора Александра II и матери князя Сергея Александровича, председателя Палестинского общества. Так, именно в её честь был назван Мариинский театр в Петербурге.


Южные ворота. Архитектор - Г.Франгья (1890).


Южные ворота намного скромнее северных, хотя проектировал их один и тот же архитектор. Раньше они находились ещё южнее, недавно были передвинуты и сейчас выполняют декоративную функцию.



Русская больница.
Архитектор - М.И.Эппингер (1863 - 1865).


8. Русская больница. Двухэтажное здание. Это была первая больница за пределами стен старого города. Положение в области здравоохранения в Иерусалиме в те годы было очень плохим, русским пришлось действовать самим, чтобы помочь своим паломникам: коллектив врачей и сестёр под руководством Виктора Яковлевича Северина был единственным, к кому они могли обратиться за медицинской помощью. В отличие от католических и протестанских больниц, русская больница принимала больных только своей веры, т.е. православных.
В качестве больницы здание было задействовано и англичанами, а затем и израильтянами: во время войны за независимость это был военный госпиталь, потом здесь размещалась университетская больница. Сейчас здание занимают отделы мэрии, основное здание которой находится в большом новом здании напротив.
С постройкой новой мэрии связано и то, что больница оказалась вне стен русского подворья: южные ворота, которые раньше стояли за больницей, были передвинуты на 50 метров вглубь участка.
Над входом можно разобрать надпись "Русская больница".
Здание предполагается реконструировать.

Рассказывая о Русском подворье, нельзя не упомянуть о том, что в Иерусалиме действовала и русская почта. Турецкая администрация была настолько безразлична к потребностям жителей на управляемых ею территориях, что даже не соизволила организовать здесь почтовую службу. Чтобы паломники имели возможность переписываться с родными, европейские страны организовали свои почтовые службы, каждая из которых была автономной и отправляла/получала корреспонденцию только из той страны, которую предсталяла. Была австрийская почта, была французская, была и русская. Так продолжалось до появления в Иерусалиме англичан в 1917 году, которые быстро ввели в норму трехдневную доставку почты 365 дней в году - чтобы разрешить проблему религиозных праздников, мусульмане, евреи и христиане работали посменно. Но это было позже.
Русская почта находилась практически напротив Русского подворья, на улице Яффо, в одном из домов, принадлежащих армянской церкви.



Площадь Москвы появилась на карте Иерусалима недавно, в середине 90-х гг. Это был период внезапной любви московского мэра Лужкова к Израилю, и было решено, что площадь у церкви Св.Троицы будет названа площадью Москвы, а в российской столице подыщут площадь, чтобы назвать её в честь Иерусалима.

Площадь была открыта в торжественной обстановке при участии Лужкова и тогдашнего мэра Иерусалима Ольмерта. А вот площади Иерусалима в Москве так и не появилось: на окраинах, дескать, нет мест, связанных с еврейством, в центре же переименовывать названия не позволяет закон. Да и Лужков к Израилю заметно охладел.


Использованная литература:

- "Еврохристианское строительство за пределами стен [Иерусалима]". Автор - Д.Кроянкер. Был также на его экскурсии по Русскому подворью, во время которой узнал много интересного.
- Раздел "Русский Иерусалим" на сайте "Христиане Святой Земли" (автор сайта - antik).
- Статьи Николая Лисового, старшего научного сотрудника Института российской истории РАН, и вице-председателя Императорского Православного Палестинского Общества. Их у него в сети немало. Например, здесь.
- "Русская духовная миссия в Иерусалиме". Официальное издание, его можно приобрести в соборе Св.Троицы (10$).
- Юридическая справка о принадлежащих России землях и строениях в Израиле и их полный список.
- Исторический экскурс Светланы Лурье "Идеология и геополитическое действие".
- Словарь символов

Update, 29/07/2004: в сети появился сайт "Белой церкви". Я намеренно не стал вдаваться в подробности конфликта между Белой и Красной церквями. Скажу только, что Русское подворье находится во владении Красной церкви, но на сайте Белой можно узнать много интересного об его истории.

Рейтинг: 3 из 5.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: uyh
2006-04-16 03:11 pm (UTC)

(Link)

Ёжик, а тебе эту работу прислали? нет времени в Тэлик мататься
[User Picture]From: yozhik_
2006-04-16 05:17 pm (UTC)

(Link)

Нет, не прислали :(
Давай попросим вместе еще раз?
[User Picture]From: uyh
2006-04-16 07:00 pm (UTC)

(Link)

Давай :)!!!!!!!!!!!!!!!