Записная книжка Ёжика (с хвостиком) - Площадь короля Альберта, Тель-Авив [entries|archive|friends|userinfo]
Ёжик

[ website | Записная книжка Ёжика ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Площадь короля Альберта, Тель-Авив [Mar. 26th, 2004|11:01 pm]
Previous Entry Add to Memories Tell a Friend Next Entry
[Tags|]
[mood |alone]

Есть в Тель-Авиве площадь, которая как бы есть и которой всё же нет: на картах - как бумажных, так и электронных - её не указывают, там это просто пересечение улиц, и в тоже время она довольно часто упоминается в беллетристике и книжках об истории города.

Площадь эта образуется пересечением улиц Бецалель Яфе, Мельчет, Монтефиоре и Нахмани, неформальное её название - площадь короля Альберта (кикар ха-мелех Альберт, King Albert Square).

Почему именно "короля Альберта"? Необходимо учитывать то, что название появилось при англичанах.
Напрашивающаяся версия: Альберт I - король Бельгии, погибший в 1934 году, как раз при английском правлении.
У меня есть ещё одна гипотеза, отбрасывать которую с ходу я бы не стал: британского монарха Георга VI (1895-1952) до его восшествия на престол в 1936 звали Альбертом (принц Альберт).

Впрочем, название может читателю ничего не говорить. Думаю, однако, многим знакомо здание дома-пагоды на этой площади.



Бейт ха-Пагода. Архитектор - Александр Леви (1925).


Дом-пагода (бейт ха-Пагода) - одно из самых известных зданий Тель-Авива.
Построено оно в 1925 году по проекту архитектора Александра Леви. В доме был установлен лифт - один из первых в городе (но не самый первый, как ошибочно пишут в некоторых справочниках).

На самом деле, здание напоминает пагоду только на первый взгляд: кроме буддистских в нём присутствуют и восточные мотивы, есть и модерн. Идейная целостность в постройках подобного типа не преследуется, главное предназначение такой мешанины - демонстрация шика и роскоши.
Здания подобного типа были популярны в те годы в Америке, иногда возводятся и новые в таком стиле (в частности, в Лас Вегасе).

   
Фотографии с сайта http://telavivinf.com
Слева - бейт ха-Пагода в 20-е гг, справа - в начале 90-х гг.


Ещё совсем недавно бейт ха-Пагода находился в очень запущенном состоянии.

Проект реставрации этого здания был одним из первых или, как модно говорить, пилотных, в городе. Сейчас здание находится в состоянии, близком к идеальному.

Очень интересную информацию предоставил [info]ebrick:
"здание пришло в упадочное состояние и в 90-х было выкуплено известным тель-авивским строительным подрядчиком Яковом Пеледом за 6 млн. $. В следующие годы оно оставалось в том же состоянии (у подрядчика не было денег на реконструкцию), пока его не выкупил какой-то миллионер-еврей из Франции. Вот он то и вложил в реконструкцию порядка 90 (!) млн.$ и превратил его в шикарную виллу в центре города. В доме 4 этажа. В подвале - кинозал, винный погреб, и технический отсек огромных размеров (полностью компютеризированный),который управляет всеми системами дома. На первом этаже - бассейн и массажный салон. ... там,конечно же - есть лифт!
... архитекторы скрупулезно воссоздали внешний вид всех узлов при их высочайшем качестве исполнения (в оригинале качество исполнения было невысоким). Все заказано за границей и построено бригадой французских профессионалов, которые работали здесь пару лет. Да и конструктивные решения там нетривиальны (старая конструкция была непригодна для дальнейшего функционирования).
Архитекторы : Плеснер Адрихалим. Интерьер: какая-то известная французская фирма."


Жизнь архитектора Александра Леви сложилась трагически. Как и многие архитекторы, приехавшие в Палестину в 20-е гг. из Европы, он не выдержал трудностей местной жизни (низкие гонорары, самодурство и скупость заказчиков, разочарование в сионистских идеях) и уехал из страны. Но в отличие от Мендельсона, Лясковского, Корнгольда и др. уехал он не за океан, а обратно в Германию. Участвовал в проектировке построек в Берлине и Париже. В 1940 был погружен на поезд, отправляющийся в Освенцим. По дороге он отправил семье открытку, после чего его следы затерялись...
Подробно об А.Леви можно почитать на
http://www.snunit.k12.il/heb_journals/katedra/71061.html (иврит)

С какой стороны ни подходишь к площади, обязательно бросается в глаза массивный рустированный (т.е. отделанный под камень) дом на углу Нахмани и Мельчет. Этот дом в стиле модерн нетипичен для Тель-Авива, к тому же он слишком тяжёл и грузен для жаркого климата. Куда естественнее он смотрелся бы где-нибудь в Берлине или Вене, или хотя бы в Иерусалиме.
Как я уже рассказывал, до конца 20-х гг. архитекторы не могли "нащупать" подходящий городу стиль, экспериментируя с различными заимствованными стилями - и европейскими, и восточными, и смешивая их (тот же бейт ха-Пагода). Только с появлением построек в стиле Баухауза и Ле Корбюзье Тель-Авив наконец-то нашёл свой уникальный стиль, ставший визитной карточкой города.


Справа - бейт Шафран. ул. Нахмани, 23. Архитектор - Моше Чернер (1925)


С южной стороны к площади примыкает новый дом (архитектор Рам Карми). Фасад старого дома (построенного, по-видимому, в стиле баухауз) был сохранён, а новый построили внутри старого, причём на некотором удалении от старых стен, которые остались как бы висеть в воздухе. Честно говоря, мне это решение не нравится: восстановленный идеально белый цвет дома резко контрастирует с другими зданиями на площади, старые стены уже не выглядят старыми, новый корпус всё равно виден, и вообще, здание выглядит чужаком среди построек 20-х гг.
На фото хорошо видна парящая в воздухе стена старого-нового здания.


Здание на углу улиц Монтефиоре и Бецалель Яфе.
Архитектор - Рам Карми (1998)


Не сочтите меня ретроградом и противником нового (например, я просто восторгаюсь домом Ханса Холляйна с зеркальными стеклами в самом сердце Вены), но в данном случае здание, на мой взгляд, "не говорит" с окружающей его средой, выглядит абсолютно неестественным.

Более подробно об этом проекте можно узнать на
http://www.archijob.co.il/aj-projects2/pr-08.htm


Рассказ нельзя закончить, не упомянув ещё одну постройку, находящуюся за пределами площади, но которая хорошо просматривается с практически любой её точки. Это так называемый "падающий дом" ("ха-байт ха-нофель") - незаслуженно обойдённое вниманием, но очень интересное здание по улице Нахмани, 25.


Падающий дом, ул. Нахмани, 25. Архитектор - Моше Чернер (1926)


Попытавшись максимально избежать попадания в него солнечных лучей. архитектор пристроил к окнам здания наличники наклонной формы.
Причём пристроил так, что трудно понять, что же наклонено - наличники или сами окна :-) Отсюда и название.
Сейчас в здании находятся какие-то учреждения. Со стороны двора к нему лучше не подходить, всё очень запущено.

Люблю эту площадь - в самый жаркий будний день сюда можно придти, присесть на скамейку под деревьями и отрешиться от шума и зноя. Таких мест в Тель-Авиве не так уж и много.

Update, 14/08/2004: найдено подтверждение тому, что площадь названа в честь короля Бельгии Альберта I. В 1933 году Альберт Первый посетил Палестину, в т.ч. и Тель-Авив, где у него сложились дружеские отношения с мэром города Меиром Дизенгофом. Когда через год Альберт трагически погиб, его именем и была названа вот эта площадь.
Кстати, она обозначена на новой карте Тель-Авива (2003 г.). На самой площади указателей по-прежнему нет.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: [info]gingema
2004-03-26 01:09 pm (UTC)

(Link)

Читать, как всегда, интересно, хотя не смогла сообразить, где же эта площадь!
А вот интересно - почему принц Альберт, взойдя на престол, переименовался? Это ж не постриг! Разве другие монархи тоже так делали?
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-03-26 01:36 pm (UTC)

(Link)

В данном случае новый король уважил просьбу королевы Виктории, которая завещала, чтобы больше не было королей по имени её мужа, Альберта :-)
[User Picture]From: [info]gingema
2004-03-26 01:38 pm (UTC)

(Link)

Ух как интересно! Спасибо за исторический "tip".
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-03-26 01:46 pm (UTC)

(Link)

Кстати, о доме на набережной я не забыл.
Просто поиски информации о доме особых результатов не принесли, а хотелось найти побольше... Так что, будут в основном снимки. Надеюсь, в Песах соберусь с силами и напишу.
[User Picture]From: [info]gingema
2004-03-26 01:48 pm (UTC)

Спасибо, что помнишь!

(Link)

Да я не подгоняю. Мне и про другие дома очень интересно!
[User Picture]From: [info]d_vain
2004-03-31 07:24 pm (UTC)

(Link)

Если можно, пара комментариев.
Георга VI полностью звали Albert Frederick Arthur George. Так что он не то, чтобы полностью сменил имя.
До этого прецеденты были. Его деда, короля Эдуарда VII, звали
Albert Edward Wettin.
(Подробнее - см. http://en.wikipedia.org/wiki/George_VI_of_the_United_Kingdom)


Насчет названия площади. Если бы она была названа в честь Георга VI, то она называлась бы "Prince Albert Square". Но это крайне маловероятно: кроме очень короткого промежутка в 1936 году принц Альберт БЫЛ НЕ наследником престола, а малозначимым вторым сыном короля Георга V.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-03-31 08:04 pm (UTC)

(Link)

Я и не настаиваю на этой версии, но при этом считаю, что она нуждается в более тщательной проверке.
Король Эдуард VII, кстати, не стал королем Альбертом по той же причине (по просьбе его матери, королевы Виктории).
From: (Anonymous)
2006-07-01 11:16 am (UTC)

Король Альберт

(Link)

Если еще более уточнить, то бельгийского короля Альберта 1-го звали Леопольд. Но до его восхождения на трон, Бельгией правил король Леопольд 1, который, мягко говоря, был не любим бельгийцами... Именно поэтому принц Леопольд, сменив на троне своего дядю, поменял имя на Альберт.

tomcat61@gmail.com
[User Picture]From: [info]yozhik_
2006-07-05 11:10 am (UTC)

Re: Король Альберт

(Link)

Очень интересные подробности. Жаль, что я не знаю, кто Вы.
Спасибо!
From: [info]slshark
2004-03-26 01:16 pm (UTC)

(Link)

Ну вы блин даете!!!! Вот это пробел на "моей" карте ТА! Спасибо за инфу, с удовольствием съезжу посмотрю, что это за площадь такая!
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-03-26 01:41 pm (UTC)

(Link)

Как проехать, знаешь?
К сожалению, не смог отсканировать карту, на ней этот участок разделен между двумя страницами.
From: [info]slshark
2004-03-27 08:36 am (UTC)

(Link)

Нет, но найду конечно.:) Спасибо.
[User Picture]From: [info]guy_gomel
2004-03-26 04:02 pm (UTC)

(Link)

В который раз спасибо, Ёжик :) Греют сердце твои замечательные жж-шные экскурсии по Тель-Авиву. Еще больше влюбляюсь в наш весенний холмик :)
Мы всегда проходили мимо Пагоды, не задумываясь об истории этого здания. Там, совсем рядом - на Явне, многие годы находилась наша любимая кофейня (ныне закрытая). Вообще весь этот район Тель-Авива - редкого очарования. Монтифиоре-Явне-Ротшильд-Нахмани-Ахад-ха-Ам - подлинный классический Тель-Авив. Стоит только восстановить (да хотя бы просто - отремонтировать) два-три здания, построенных в 20-30-е годы, тот или иной участок улицы в этом квартале немедленно обретает стиль и становится невероятно обаятельным.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-03-26 10:12 pm (UTC)

(Link)

Я этот район называю "буржуазным Тель-Авивом" :-)
По аналогии с аналогичным районом в моем родном Петербурге (улицы Чайковского, Захарьевская, Шпалерная). Неуловимый дух аристократии, когда-то жившей в этих домах, по-прежнему витает на этих улицах, несмотря на ужасающее состояние многих домов. Но если дом попадает в хорошие руки (ранее - посольства, сейчас, наверное, крупные фирмы) преображается не только этот самый дом, и пространство вокруг него. Причина, нам мой взгляд, как раз именно в аристократическом прошлом.
Так же и в этом районе Тель-Авива.
[User Picture]From: [info]shaon
2004-03-27 01:48 am (UTC)

(Link)

Я очень люблю это место - какой-то там совсем староевропейский и вид и дух, совсем непохожий на весь остальной Тель-Авив -ты правильно заметил там неуловимый питерский акцент. Когда реставрировали дом-пагоду, я специально ездил туда - было интересно наблюдать за всеми стадиями этой титанической работы.
А вот второй отреставрированный дом производит на меня самое хорошкк впечатление - сохранили старую фасадную стену,
а за ней, как в футляре - суперсовременное здание, фасадная стена которого сделана под водопад, по которому струятся потоки воды - удивительное и архитектурное и инженерное решение.
И еще хорош пятачок в центре площади, под раскидистым старым деревом, создающим тень и прохладу в самые жаркие дни.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-03-27 04:54 am (UTC)

(Link)

Пятачок-островок в центре площади - это то самое, что делает её такой уютной.
Современный дом сам по себе очень интересен, но мне не понравилось, в каком виде было решено сохранить стену старого дома. Мне она кажется неживой.
[User Picture]From: [info]leorer
2004-03-27 04:36 am (UTC)

(Link)

На улице Нахмани есть еще старое полуразрушенное промышленное здание из красного кирпича. Слышал от своих дальних родственников, потомков родственников, приехавших в Израиль в начале 20-х годов, что это была первая тель-авивская типография, одним из совладельцев которой являлся упомянутый родственник. Интересно, известно ли о ней что-нибудь?
А "пагода", конечно, любопытная. Наблюдал за тем, как ее реставрировали. Процесс был длительным и очень трудоемким.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-03-27 04:56 am (UTC)

(Link)

Я много раз обращал внимание на это здание.
О том, что там размещалась первая в городе типография, узнал вот сейчас от Вас... Надеюсь, его не снесут.
Если попадется на глаза какая-нибудь информация, поделюсь.

P.S. Герб какого города использован для Вашего юзерпика?
[User Picture]From: [info]leorer
2004-03-27 05:12 am (UTC)

(Link)

Это не город. :)
http://www.heraldica.ru/symbols/1519
Просто понравилась зверушка.
[User Picture]From: [info]leorer
2004-03-27 05:16 am (UTC)

(Link)

[User Picture]From: [info]ostseer
2005-12-07 05:45 pm (UTC)

(Link)

Буквально на днях пытались с [info]colette31 угадать назначение той руины.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2005-12-07 06:38 pm (UTC)

(Link)

Несколько месяцев спустя я дал [info]leorer некоторые сведения об этом здании:
http://www.livejournal.com/users/leorer/105500.html
[User Picture]From: [info]ostseer
2005-12-08 06:32 am (UTC)

(Link)

Спасибо.
[User Picture]From: [info]korovka
2004-03-27 12:17 pm (UTC)

(Link)

Надо-же, бывала когда-то на улице Нахмани, но на здания эти никогда не обращала внимания... Это было лет 6 назад, я ходила тогда на уроки рисования в один ужасно запущенный жилой дом. Помню только ощущение ветхости и запущенности.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-03-27 08:21 pm (UTC)

(Link)

Улица Нахмани довольно длинная. Наверное, ты не доходила до площади, поскольку не обратить внимания на здание пагоды практически невозможно :-)
[User Picture]From: [info]korovka
2004-03-27 10:37 pm (UTC)

(Link)

Да наверное. Это было на участке между дерех Петах-Тиква и бульваром Ротшильда. По ту сторону Ротшильда и не заглядывала.
[User Picture]From: [info]shalunya
2004-03-27 01:06 pm (UTC)

(Link)

а ты знаешь,что на первой фотке справа на заднем плане есть высокое здание,которое плоховато видно - это часть проэкта,которое строит фирма,в которой я работаю!и там же находится наш оффис!
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-03-27 09:58 pm (UTC)

(Link)

Огромное здание справа, в глубине снимка? Остальные дома построены раньше.
Очень неудачный проект, на мой взгляд. Но это вина заказчика, а не застройщика.
Рядом с этим домом стоит небольшое здание, даже два здания, соединенные друг с другом. Кажется, из серого кирпича или силиката. Очень необычно для Тель-Авива. Недавно отреставрированы.
[User Picture]From: [info]shalunya
2004-03-27 11:17 pm (UTC)

(Link)

да,именно то огромное здание,а остальную часть проэкта на твоем снимке не видно,так как это относительно невысокие здания.мы то как раз и являемся заказчиком этого строительства :(( а те два необычных здания,ты,наверно,имеешь в виду здание библиотеки на Мазе 7-9 ,да? так это нам мэрия дала "в нагрузку" к строительству и это мы его реставрировали,точнее оплачивали его рестоврацию, выбирали рестовраторов и руководили ими :)))
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-03-28 01:12 am (UTC)

(Link)

Да, это практика такая: хочешь построить новый дом - отреставрируй старый, который рядом.
Но была бы моя воля, всё равно бы не дал построить дом, в котором вы сейчас сидите. Он совсем не к месту в этом районе.
[User Picture]From: [info]anyrybalka
2004-03-30 12:03 am (UTC)

(Link)

люблю модерн

впечатлила фотография, на которой сравниваются новый и старый дома
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-03-30 02:32 am (UTC)

(Link)

На тех снимках как раз не модерн, а чистая эклектика :-)
Но тебе же просто: берите билеты в Хельсинки, и вы в столице модерна!
[User Picture]From: [info]anyrybalka
2004-04-02 03:23 am (UTC)

(Link)

не была, судя по фотографиям, не мой тот модерн
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-04-02 03:30 am (UTC)

(Link)

Да, в Хельсинки - скандинавский, северный модерн. В Петербурге его много, особенно на Петроградской стороне.
Есть и русский модерн - в основном, в Москве.
Тебе, по-видимому, нравится другой модерн, с узорами, орнаментами. Это уже Париж :-)
[User Picture]From: [info]anyrybalka
2004-04-02 03:45 am (UTC)

(Link)

Вот вот Париж. Нет В Париже он слишком гладкий, что-ли, мне питерский и испанский ближе
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-04-02 03:58 am (UTC)

(Link)

Испанский - он очень буйный! :-) Но по большому счёту, это ответвление от традиционного, французского. Если не считать, конечно, Гауди, который сам по себе направление.
А вот питерского модерна, пожалуй, не существует... В городе представлены северный, русский и традиционный модерн. Но есть ли свой уникальный петербургский стиль? Не знаю, не чувствую.
[User Picture]From: [info]anyrybalka
2004-04-02 04:04 am (UTC)

(Link)

А Гиршович?

Сейчас куча книг по питерскому модерну. Может он больше не в архитектуре, а в деталях. Витражи, решетки, лесницы.

Гауди нравится своим буйством
[User Picture]From: [info]yozhik_
2004-04-02 04:54 am (UTC)

(Link)

Гиршович - это уже барокко, насколько я могу припомнить... Необорокко точнее.
Всё это были попытки соединить, объединить, привить уже существовавшие стили.
Лидваль строил как у себя на родине, в Швеции. Сюзор (Дом книги) - как во Франции. Перетяткович (дом Аэрофлота на Невском), братья Васильевы (кажется, это они построили Академкнигу на Литейном) тяготели с северному стилю. Шехтель строил в русском стиле.
Безусловно, у каждого из них был свой почерк, стиль, но эти особенности не были революционными (как, например, тот же Гауди), всё это кем-то когда-то уже было использовано.
[User Picture]From: [info]anyrybalka
2004-04-04 11:44 pm (UTC)

(Link)

обожаю Гауди

В Питере много эклектики, это не мешает ему иметь свой стиль.

Гиршович варьировал барокко с модерном на рубеже веков так многие делали, красиво
[User Picture]From: [info]amddiffynfa
2004-04-26 05:11 am (UTC)

(Link)

Zaмечательно. Спасибо.
From: (Anonymous)
2006-02-16 08:10 am (UTC)

Пагода и А.Леви

(Link)

Может Вам будет интересно про дом "Пагода" и Александра Леви посмотреть здесь - http://ru.local.co.il/EventPage.asp?nav=3,50,7,1,2615 . На заглавной странице раздела - http://ru.local.co.il/history.asp можно найти и другие, ИМХО, любопытные факты про отцов-основателей Тель-Авива, багайские сады в Хайфе и т.п.
[User Picture]From: [info]yozhik_
2006-02-16 10:18 am (UTC)

Re:

(Link)

Спасибо.
Просмотрел весь сайт целиком. Приятно узнать, что наши интересы совпадают.
From: (Anonymous)
2006-02-16 11:19 am (UTC)

Re:

(Link)

Поскольку я являюсь одним из редакторов этого сайта, и Ваши материалы вполне вписываются в тематику этого раздела, с удовольствием готов предложить участие и публикацию Ваших статей.
С уважением А.Таль
ЗЫ Если Вас заинтересует это предложение, мои позывные в разделе "Редколлегия".