?

Log in

Jerusalem Railway Station - Записная книжка Ёжика (с хвостиком) [entries|archive|friends|userinfo]
Ёжик

[ website | Записная книжка Ёжика ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Jerusalem Railway Station [Jan. 14th, 2004|03:32 pm]
Ёжик
[Tags|]
[mood |worriedworried]



Эта фотография висит в железнодорожном музее в Хайфе.
Из сопровождающей её надписи я уже знал, что на ней изображено, но всё равно пришлось довольно долго вглядываться, чтобы наконец-то глаз нашёл что-то знакомое: ими оказались очертания мельницы Монтефиоре.
Снимок сделан 111 лет назад, 26 сентября 1892 года, во время ожидания прибытия первого поезда на линии Яффо - Иерусалим.

Если сравнивать снимок внизу со снимком 1892 года, то по форме окон становится ясным, что это одно и то же здание. За сто с лишним лет к нему был пристроен дебаркадер (крытый перрон) и появилась покатая крыша - вот, пожалуй, и все изменения.


Иерусалимский железнодорожный вокзал. Вид с железнодорожного полотна. Декабрь 2003 г.



Вид с перрона



Главный вход.


Линия Яффо - Иерусалим имела протяжённость 87 км и была первой в Палестине, входившей в то время в состав Оттоманской империи (на старой фотографии можно увидеть турецкие флаги со звездой и полумесяцем). Из-за сложного рельефа путешествие по ней занимало более 10 часов, но для того времени это было революцией.


Схема первой железнодорожной линии в Палестине.
Снимок со стенда в музее.

Примечание: (Х)ар-Тув - это нынешний Бейт-Шемеш.


Историю прокладки линии можно почитать на снимках, сделанных мною со стендов музея: здесь и здесь.

К 1920 году поездка занимала уже "всего" 5 часов, к 90-м гг. - 1 час 45 минут.
Но параллельно развивался автомобильный транспорт, и уже с конца 40-х годов ему отдавалось предпочтение. Так, если в 60-х годах в день совершалось 5 рейсов в оба направления, то к концу 80-х уже только два, с 1995 года - один рейс в день. Летом 1998 года движение по линии было прекращено.
Более подробно обо всём этом можно почитать на http://www.pasim.org/index_jerusalem

В период, когда Иерусалим был разделён на израильскую и иорданскую части (1949-1967 гг.), железная дорога, включая вокзал, оставалась за Израилем. Это было одно из условий, выдвинутым Бен-Гурионом, тогдашним премьер-министром страны, при определении линии прекращения огня, и до 1967 года граница с Иорданией в некоторых местах в районе Иерусалима проходила параллельно железнодорожному полотну. Если пассажир высовывал голову в окно поезда, она могла оказаться уже на территории Иордании.

Уже вскоре после прекращения движения появились проекты по восстановлению железнодожного сообщения с Иерусалимом. Было предложено по крайней мере три проекта, вызвавшие жаркие споры. Один из них предполагал прокладку железной дороги по прежнему маршруту, остальные - по новым.
В результате было принято соломоново решение: Тель-Авив и Иерусалим свяжут две линии, северная и южная.
Северная пройдёт через аэропорт Бен-Гуриона (этот участок откроется уже этой весной), с ответвлением на Модиин (2005 год), и будет построена к 2008-2009 гг. Конечная станция будет находиться в районе здания Биньяней ха-Ума, на глубине 80 метров, спускаться и подниматься к ней будут на лифтах. Был проект продолжить линию под землёй до парка Независимости, но он был отклонён: слишком много старых зданий находится на этом участке, а опыта подземного строительства в зонах исторической застройки в Израиле нет.
Время поездки по северной линии из Тель-Авива в Иерусалим составит от 28 минут (с остановкой только в аэропорту) до 36 минут (со всеми остановками).

Южная линия пройдёт в основном по старой колее, при этом несколько крутых поворотов будут выпрямлены. До Бейт-Шемеша поезда уже ходят, оставшийся участок должен быть готов в декабре 2004 г. Время в пути - 88 минут (1 час 18 минут), что значительно меньше прежних 1 часа 45 минут.

Вот здесь то и развернулись события вокруг старого иерусалимского вокзала. Управление железных дорог, получив добро на строительство по старой разметке, естественно, предполагало, что конечной станцией будет вокзал, прослуживший в этом качестве более 100 лет.
Был подготовлен проект его реконструкции:




С сайта http://www.railnewsil.com/


Но тут в игру вступила иерусалимская мэрия. Она изначально всячески препятствовала проекту строительства северной линии, небезосновательно полагая, что её развитие приведёт к массовому исходу населения в Модиин (всего 10 минут езды). Потерпев поражение, мэрия решила отыграться на южном маршруте. Земля в Иерусалиме очень дорога, и территорию на месте вокзала, расположенного вблизи центра города, можно весьма выгодно продать строительным подрячикам. К тому же есть ещё несколько километров путей, проходящих внутри жилых районов - их тоже можно застроить. Нечасто у нищего муниципалитета появляется такая возможность пополнить свою казну. Здание вокзала при этом было предложено снести.
Стороны увязли в бюрократической борьбе, ситуация была патовой, строительство южной линии оказалось под угрозой срыва. И управление железных дорог решило временно отступить: на данный момент станция Малха на окраине города, строительство которой идёт сейчас полным ходом, на схемах указывается как конечная.

А пока... А пока иерусалимский вокзал мёртв. Первое время после закрытия его облюбовали наркоманы, но где-то год назад их выгнали, после чего двери и окна здания были заделаны жестяными листами. Закрылся и ресторан "Филадельфия" на вокзальной площади.

Update (07/02/2004): Р.Зееви (Ганди) в своей статье о зарождении железнодорожного движения в Эрец Исраэль утверждает, что поездка из Яффо в Иерусалим за нимала 6 часов, обратно - 4. При этом поездка на дилижансе в то время составляла 12 часов. Этому источнику можно доверять.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: meshulash
2004-01-14 01:37 pm (UTC)
Браво! Спасибо.
(Reply) (Thread)
From: ex_treasure_169
2004-01-14 01:44 pm (UTC)
Да, тоже хотела поблагодарить.

Очень интересно. Лично заинтересована в линии через Модиин.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ya_tanechka
2004-01-14 02:04 pm (UTC)
A Vi chto, toje iz Modiina?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: marikdavid
2004-01-14 01:48 pm (UTC)
Спасибо!

Грустно если станцию всё же снесут...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: belenky
2004-01-14 02:11 pm (UTC)
Очень интересно. А теперь в том же духе - про все остальное.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: shalunya
2004-01-14 02:17 pm (UTC)

спасибо!
скорее бы они все это закончили и можно было бы уже ездить в Иерусалим на поезде!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: guy_gomel
2004-01-14 02:32 pm (UTC)

Замечательно!

Удовольствие читать твои краеведческие заметки. Энциклопедия градостроительства в Эрец-Исраэль.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: korovka
2004-01-14 03:13 pm (UTC)
Когда слышу о сносе старых зданий в Иерусалиме, у меня просто сжимаются кулаки!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alexcohn
2004-01-14 03:55 pm (UTC)
Остается предполагать, что старый вокзал не снесут, а превратят в какое-то общественно-полезное здание. Опыт уже накоплен человечеством: . А пространство, занятое сегодня рельсами вдоль Эмек Рефаим, действительно глупо разбазаривать.

PS А не перевернута ли старинная фотография зеркально?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: kak_dela
2004-01-14 04:19 pm (UTC)
spasibo...ochen` poznavatel`no
(Reply) (Thread)
From: cheshski
2004-01-14 04:24 pm (UTC)
сегодня здание выглядит удручающе (а изнутри даже устрашающе).
Но главное что железная дорога снова будет действовать! ))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: antik
2004-01-14 04:36 pm (UTC)
Спасибо!
В бобавку:
http://ierusalim.narod.ru/archiv/ralway.htm
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2004-01-14 05:50 pm (UTC)
Спасибо.
Там есть пара ошибок, но это не страшно :-)
Насчёт проблем с безопасностью в Батире (Бейтаре) слышу впервые. Это правда?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: ex_egle611
2004-01-14 05:30 pm (UTC)
Тут авторитетные товарищи заявляют, что линия Яффо - Иерусалим не была первой. Первой была линия Хайфа - Дамаск.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2004-01-14 05:46 pm (UTC)
На Хайфу линия была построена в 1906 году.
Вот ещё один мой снимок из музея, там всё чётко написано.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: azrieli
2004-01-14 06:28 pm (UTC)
Спасибо. Весьма познавательно. =)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: britanika
2004-01-15 09:32 am (UTC)

Kstati, byl konkurs na project v rajone "Binjanej Hauma". Imja vyjgravshego ne pomnu, znau tol'ko, chto on vydal smetu s nesusvetno malen'kimi zatratami... chto mozhno postroit' na eti den'gi neizvestno. A zhal', horoshee nachinanie...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2004-01-15 08:41 pm (UTC)
Кто устанавливает стоимость строительства? Архитектор или заказчик?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: guy_gomel
2004-01-16 03:01 pm (UTC)
Уважаемый Ёжик, с огромным опозданием (сам узнал об этом лишь вчера плюс сутки был без Интернета)сообщаю, что сюжет о тель-авивском Баухаузе будет показан сегодня ( 16.01) в 21.00 в программе "Постфактум" на канале Израилю плюс. Надеюсь, ты успеешь прочесть этот пост и посмотришь сюжет :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2004-01-16 10:58 pm (UTC)
Огромное спасибо! Успел прочесть твой пост и попросить записать программу на видео. Завтра посмотрю.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: leorer
2004-01-19 06:47 am (UTC)
1. Хорошо было бы иметь обе железные дороги - и через Модиин, и через Бейт-Шемеш. Для связи двух таких крупных центров как Иерусалим и Гуш-Дан это немного.
2. Как я недавно услышал, Иерусалим - единственный в мире континентальный город таких размеров, не имеющий железнодорожного сообщения с внешним миром. Похоже на правду.
3. Еще раз, спасибо. Очень интересно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2004-01-19 03:56 pm (UTC)
Не беспокойтесь, город будет иметь две железные дороги и два вокзала :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: cosma
2004-01-20 06:10 am (UTC)

а вы , может, что нибудь знаете про этот дом ?

http://www.livejournal.com/users/cosma/76184.html
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2004-01-20 06:59 am (UTC)
Это Дом-спираль, архитектор Цви Хеккер.
1984-1990 гг.
http://www.arcspace.com/architects/zvi_hecker/spiral/
http://www.zvihecker.com/cont_pr/pr1981sprl.htm
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: alex_lesley
2004-01-22 01:30 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно
(Reply) (Thread)
From: (Anonymous)
2004-01-22 01:51 pm (UTC)

классно!!

меня очень впечатлило) ты еще не переехал к нам в Иерусалим??))
Женя (evert)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2004-01-22 05:06 pm (UTC)

Re: классно!!

:-)
Скоро будет ещё несколько иерусалимских заметок.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olkab
2004-05-02 06:17 am (UTC)
Ёжик, привет. Тут у тебя часть фотографий отвалилась. А именно четыре верхние. Это случайно или так надо?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2004-05-02 09:24 am (UTC)
Конечно, случайность. Просто Fotki.Com иногда в оффлайне...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zalt
2005-03-24 01:42 am (UTC)
Ганди можно доверять, но вот он пишет (или за него пишут) что легендарное открытие линии Яффо-Иерусалим случилось 29 сентября.

По поводу длительности поездки мне встречались совершенно разные цифры от 3.5 часов до 10 часов, и нигде(!) не говорится, что время разное в разные стороны (хотя это и логично)

зы. в целом поражает отношение Израиля к своей современной истории
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2005-03-24 04:14 am (UTC)
Дату 26 сентября я узнал в музее.
Этой информации я доверяю :-)

О том, что путешествие в Иерусалим занимало больше времени я читал в нескольких источниках.
Да что говорить - до 1998 года, когда действовала линия на Иерусалим поездка туда занимала больше времени, чем обратно. Это можно увидеть в старых расписаниях.
А вот на новой линии (открытие - 9 апреля) поездка занимает одинаковое время. Впервые так!
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ex_ralexan822
2006-09-10 04:38 pm (UTC)
Большое спасибо, как всегда очень интересно.
Кстати, яффский вокзал находится в похожем состоянии, но, насколько я знаю, есть план реставрировать его и превратить этот район Яффо в место отдыха, наподобие тель-авивского порта.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2006-09-10 04:46 pm (UTC)
Рассказ о Яффском вокзале:
http://zalt.livejournal.com/17166.html

Проект реконструкции:
http://www.hatachana.co.il/
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)