?

Log in

Площадь Зины Дизенгоф, Тель-Авив - Записная книжка Ёжика (с хвостиком) [entries|archive|friends|userinfo]
Ёжик

[ website | Записная книжка Ёжика ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Площадь Зины Дизенгоф, Тель-Авив [Oct. 18th, 2006|08:04 am]
Ёжик
[Tags|]


Илл.1. Площадь Зины Дизенгоф, Тель-Авив. 40-е гг.
Архитектор - Женя Авербух (1934-1938 гг.)

Снимок с сайта "Picture History".

Внимательный читатель моего журнала наверняка заметил, что рассказывая о достопричательностях Тель-Авива, я редко присваиваю им рейтинг выше "2 из 5" ("будете рядом, обратите внимание").
Действительно, уникальность города - не в отдельных постройках, но в единстве ансамбля его центральных районов, возведённых в 30-е годы.
Тем не менее, в Тель-Авиве есть архитектурный комплекс, заслуживающий самой высокой оценки.
К сожалению, со временем его внешний вид был сильно искажен, и первоначальный замысел автора можно оценить только при помощи архивных снимков.



Илл.2. Площадь Александрплатц, Берлин (Германия). Эскиз.
Архитекторы - Ганс Лукхардт, Василий Лукхардт, Альфонс Анкер (1929 г.)

Из книги А.Эльханани "Израильская архитектура в XX веке".


Большинство европейских городов сформировались задолго до начала XX века, и возможность творить в сложившейся застройке современным архитекторам предоставлялась нечасто.
Поэтому неудивительно, что объявленный в конце 20-х гг. конкурс на перестройку площади Александрплатц в Берлине вызвал большой резонанс в профессиональной среде. В нём участвовали такие известные архитекторы, как Беренс, Пёльтиг и ван дер Роэ.
Жюри признало лучшим проект братьев Ганса и Василия Лукхардтов (при участии Альфонса Анкера).
Выдержанный в стиле эскпрессионизма комплекс зданий с окнами-лентами, расположенных вокруг площади, должен был стать одним из самых значительных архитектурных произведений своего времени. Но с приходом к власти в Германии нацистов начавшаяся реализация проекта была приостановлена.

Несколько лет спустя, за тысячи километров от Берлина состоялся куда более скромный и по призовым суммам, и по составу участников, конкурс на застройку новой площади в молодом городе на берегу Средиземного моря.
Победителем стал проект архитектора Жени Авербух (при участии Гриница). Ей было тогда всего 25 лет.


Илл.3. Пески на месте будущей площади Зины Дизенгоф. 1919 год.
Фрагмент снимка с сайта "First Photos of the Holy Land".


Женя Авербух (1909-1977) была привезена родителями из России в двухлетнем возрасте. Её отец известен как первый аптекарь Тель-Авива. Училась в Италии и Бельгии, выпускница престижной Королевской Академии Искусств в Брюсселе. В 1930 году вернулась в Тель-Авив, где открыла архитектурное бюро. Помимо площади Зины Дизенгоф авторству Авербух принадлежат еще два известных проекта: "Голубая вилла" на улице Бялик (вместе с мужем, Ш.Гинзбургом) и кафе "Галина" (вместе с Ш.Гинзбургом и Э.Гидони) на территории выставочного городка у реки Яркон (оба снесены).
В 40-е гг. работала в муниципалитете Тель-Авива. Ее самая значительная постройка этого периода - школа "Шевах" (ныне "Шевах Мофет") на улице ха-Масгер.
По возвращении к частной практике продолжала заниматься проектированием общественных зданий.
Авербух была первой женщиной, спроектировавшей синагогу (в кибуце Эйн Ханацив).

Другие здания Ж.Авербух: ул.ТАРСАТ, 9 | ул.Хисин, 21 | ул.Ахад ха-Ам, 57 | ул.ха-Яркон, 94 | ул.ха-Невиим, 7 | ул.Бальфур, 2/ул.Алленби, 63 | ул.Алленби, 80/ул. Рамбам | ул.Хесс, 18 | ул.Фруг, 31 и 33 | ул. Пинскер, 22 (надстроен) | бейт ха-Халуцот, Иерусалим | бейт ха-Халуцот, Нетанья | молодежная школа "Хадассим", Иерусалим



Илл.4. Перед началом застройки. Вид на восток. Середина 30-х годов.
На переднем плане - развалины силикатного завода.
Снимок с сайта "Арт-Шоп".


По замыслу шотландского градостроителя Геддеса, автора генерального плана Тель-Авива, пространство, образуемое шестью магистралями, должно было иметь форму шестиконечной звезды - символа еврейского народа, но Авербух предложила вариант круглой площади.


Илл.5. Вид на юг. Вторая половина 30-х годов.
Из книги "История Тель-Авива", том I.


Закладка площади состоялась 4 сентября 1934 года в присутствии мэра города Меира Дизенгофа.
Название было дано в память о скончавшейся в 1930 году супруге городского главы - Зины (в ивритском варианте - Цина). Улица, проходящяя через площадь с юга на север, несмотря на возражения мэра, была названа его именем.

Зина Хая Дизенгоф (в девичестве - Бренер) родилась в 1872 году в г.Житомир на Украине в семье раввина.
Уроженец Бессарабии Меир Дизенгоф оказался в Житомире во время службы в армии. В момент знакомства с семьёй Бренер ему был 21 год, Зине - всего 10 лет.
Во время первого пребывания Дизенгофа в Палестине (1892-1894 гг.) Зина приезжает к нему. Свадьба состоялась в г.Александрия (Египет).
В памяти современников Зина Дизенгоф запомнилась как скромная женщина, жизнь которой была посвящена мужу. Упоминается об открытых окнах дома Дизенгоф (бульвар Ротшильда, 16), из которых доносились звуки фортепиано, и об уроках французского, которые давала жена мэра.
Личная жизнь четы Дизенгоф была омрачена бездетностью - их единственная дочь Шуламит умерла от желтухи в возрасте 3 лет. Вокруг этого до сих пор ходит много сплетен и слухов.
Похоронена Зина (Цина) Дизенгоф на кладбище Трумпельдор в Тель-Авиве. Меир Дизенгоф, переживший супругу на шесть лет, похоронен там же.


   
Илл.6 и 7. Слева - Зина Дизенгоф, справа - Женя Авербух.
Снимки взяты из газеты "Тель-Авив" и книги "Дома из песка".


Примерно в это же время получили названия остальные отходящие от площади улицы: на восток ведут улицы Заменгоф и Райнес, на запад - Пинскер и Бен-Ами.

Заменгоф, Элиезер Людвиг (1859-1917) - основатель языка эсперанто. Белосток-Варшава (Польша). русский, иврит
Райнес, Ицках Яков (1839-1915) - литовский раввин, один из основателей движения Мизрахи. Родился в Белоруссии. русский, иврит
Пинскер, Леон (Лев Семёнович) (1821-1891) - врач по профессии, основатель движения "Хибат Цион", предшествовавшего сионизму. Польша, Москва, Одесса. Захоронен в Иерусалиме. русский, русский, иврит
Бен-Ами (Марк Яковлевич Рабинович) (1854-1932) - русский писатель. Родился в Бессарабии. С 1905 в эмиграции в Швейцарии, с 1924 - в Тель-Авиве. русский



Илл.8. Площадь Зины Дизенгоф. Эскиз.
Обложка ежегодного бюллетеня муниципалитета Тель-Авива. 1937 год.
Нажмите на фотографию, чтобы получить увеличенное изображение.


Авербух взяла за основу идею братьев Лукхардт, расставив вокруг площади здания с протяженными окнами и балконами. Уходящие в глубину кварталов фасады и мощная динамика горизонтальных линий создавали иллюзию присутствия внутри одного большого здания.
Поскольку технология изготовления бетонных изделий в те годы ещё не позволяла достичь требуемой кривизны балконов, они были сделаны на основе изогнутых металлических решёток, на которые наносился материал. В условиях влажного приморского климата это привело к быстрому появлению ржавчины - проблемы, которая разрешается только заменой деталей на новые.
Все здания на площади были белого цвета. Тёмные тона, уместные в Германии, в Тель-Авиве не прижились по практическим соображениям - белая поверхность меньше нагревается.


Илл.9. Вид на северо-запад. Конец 30-х гг.
Снимок с сайта "Picture History".


В композицию фасада были удачно включены узкие продольные желоба, через которые нагретый летний воздух выходил из лоджий наружу. Этот тель-авивский патент был использован Авербух исключительно изящно, и сочетание широких и узких горизонтальных полос вдоль стен зданий стало визитной карточкой площади Дизенгоф.
В сочетании с верно выбранным пропорциями площадь оказалась удивительно уютной, располагающей к отдыху и прогулкам.


Илл.10. Вид на юго-восток. Конец 30-х гг.
Снимок с сайта "Picture History".


Авербух построила два дома на площади, №11 и №13. Остальные здания были возведены другими архитекторами, которых обязали подчиниться общим требованиям главного проекта - высотность, внешний вид, предназначение здания. Свобода предоставлялась только при проектировании внутренних помещений.
Не во всех зданиях балконы использовались по назначению. В некоторых из них они имеют чисто декоративную функцию, выступая как бы заградительным экраном настоящего фасада.


Илл.11. Вид на восток. 1939 год.
Снимок с сайта архитектора Catherine Weill-Rochant.
Нажмите на фотографию, чтобы получить увеличенное изображение.


Торжественное открытие площади состоялось 26 января 1938 года, в восьмую годовщину смерти Зины Дизенгоф.
В связи с финансовым кризисом 1936 года строительство площади затянулось, и к моменту открытия она была застроена только частично.
Тем не менее, к началу 40-х годов основные здания были возведены, и площадь приняла знакомые нам очертания. В 1945 году, уже после окончания Второй мировой войны, открылся кинотеатр "Хен", спустя ещё три года - гостиница "Газит". Последняя постройка - здание универмага - возведена в 1957 году.


Илл.12. Конец 40-х - начало 50-х гг.
Из книги "Дома из песка".
Нажмите на фотографию, чтобы получить увеличенное изображение.


Сквер с фонтаном в центре площади также был разбит по проекту Жени Авербух. Небольшой пруд окружали два ряда лужаек, между которыми проходили песчаные дорожки. Во втором ряду росли пальмы и другие тенистые деревья.
По первоначальному проекту фонтан должен был находиться на небольшой возвышенности, под которой предполагалось построить парковку. К счастью, в силу малой востребованности от нее было решено отказаться.


Илл.13. Вид на север. Начало 50-х гг.(?)
Снимок с сайта "Picture History".


50-60-е годы были для площади периодом расцвета. Центр культурной и светской жизни переместился тогда с улиц Алленби и Бен Йегуда на улицу Дизенгоф. Сюда переехали популярные кафе, здесь разместились самые дорогие магазины Тель-Авива.
На площади в разное время находились магазин "Экман", прообраз современного супермаркета, и культовый в те времена универмаг "Машбир".


Илл.14. Вид на юг. Середина 50-х гг.
Из книги "בעשור לישראל".


Но особую роль в жизни площадь играло кино. Каждый вечер сюда съезжались тысячи людей, чтобы попасть в один из кинотеатров, два из которых - "Эстер" и "Хен" находились непосредственно на площади. Еще один, открытый позже, в конце 50-х, и затмивший своей роскошью все остальные - "Тель-Авив", находился в двух шагах от нее, на улице Пинскер.
До появления телевидения кино было самым массовым и доступным видом времяпровождения. Киножурналы, которые крутили перед каждым сеансом, для многих были единственной возможностью увидеть политических деятелей "вживую".


Илл.15. Вид на запад. 1963 год.
В центре - универмаг "Машбир", справа - к/т "Хен", на заднем плане - к/т "Тель-Авив".
С сайта муниципалитета Тель-Авива.


Заработавшее в 1968 году в Израиле телевидение популярных фильмов не транслировало, и поначалу угрозы доходам кинотеатров не представляло. Но проблемы не заставили себя ждать - уже в 70-е резко упали цены на видеомагнитофоны, начал развиваться прокат видеокассет.
Изменились и покупательские привычки израильтян. Событием в жизни Тель-Авива стало открытие торгового комплекса "Дизенгоф-Центр" недалеко от площади. Его состоятельные посетители быстро проходили из автомобилей в кондиционированное помещение, и интереса к торговле снаружи не проявляли. Первый магазин в комплексе открылся в 1978 году, и вскоре под его крышу перебрались многие солидные торговые заведения; появился здесь и кинотеатр. Улица и площадь Дизенгоф начали терять былой блеск.


Илл.16. Середина 70-х гг.
На заднем фоне - кинотеатр "Эстер".
©Yoav Sinai. Снимок с сайта "Jugend - Photo Gallery".


Но главный удар по площади нанесла мэрия города.
Дело в том, что проезжающим через площадь Зины Дизенгоф водителям приходилось огибать ее по проложенной вокруг сверика узкой дорожке, что сильно замедляло движение в этой части города. Поначалу это не вызывало нареканий, но с ростом личного автопарка в 60-70-е годы в районе улицы Дизенгоф начали возникать автомобильные пробки.
На площади было решено организовать двухуровневое пространство: верхнее - для пешеходов, нижнее - для машин. Проект по заказу муниципалитета разработал израильский архитектор Цви Лиссар.
Сквер при этом снесли, а вместо старого фонтана на верхем уровне установили новый, из стекла. Скульптор - Аллен Давид, уроженец Индии, в то время проживавший в Тель-Авиве.
Открытие обновленной площади состоялось 25 июля 1978 года.


Илл.17. Вид на север. Конец 70-х - начало 80-х гг.
Из книги "История Тель-Авива", том IV.


Не лишенный архитектурных достоинств мост в контекст площади, однако, не вписался.
Пришедший на нее прохожий наблюдает теперь окружающие его постройки не снизу, а на уровне второго этажа. Магазины, кинотеатры оказались внизу - чтобы попасть внутрь, требуется спуститься с моста. Как результат, здания на площади перестали восприниматься как составные части единого ансамбля, визуальный контакт с ними был нарушен.
Исчезновение зеленых насаждений привело к утрате характерных прежде для площади уюта и интимности. Сидящий на скамейке оказывается теперь под взором каждого любопытного.
Как на грех, увеличение пропускной способности привело к резкому росту транспортного потока. Пробки не только не исчезли, но стали обыденным явлением. Движение пришлось ограничивать дополнительными мерами.


Илл.18. Дорожная развязка под фонтаном. Вид на юг.
На заднем плане - башни Дизенгоф-центра.


15 июля 1986 года фонтан Аллена был заменен на другой, под названием "Огонь и вода". Его автор - Яков Агам (Гипштейн), израильский скульптор и художник, проживающий в Париже.
Агам - один из известнейших представителей т.н. кинетического искусства, в основе которого лежит попытка выйти за рамки трехмерного пространства путем ввода в него четвертой составляющей - времени. Произведения в этом стиле характеризуются наличием движущихся объектов.
Фонтан-скульптура на площади призван символизировать "единство искусства, науки и техники". Другой подтекст - сочетание огня и воды, по мнению автора, соответствует еврейскому восприятию мира.
На самом деле, никакого огня зритель не видит: его заменяют яркие цвета фонтана, действие которого, как и в старые времена, сопрождается светомузыкой. Часы работы фонтана можно узнать на скромной вывеске (за достоверность приведённой на ней информации ручаться не берусь).


Илл.19. Вид на юго-запад. 2004 год.
Снимок с сайта "Tel-Aviv in Focus".


80-е - начало 90-х гг. - времена агонии площади.
Вслед за видео появилось пиратское кабельное телевидение. Изменилась и политика дистрибьюторских фирм, позволявшая выжить только крупным киносетям. Кинотеатры-одиночки с огромными залами и некассовыми фильмами были обречены на вымирание.
В 1992 году прошёл последний сеанс в "Эстер", ненадолго пережил его кинотеатр "Тель-Авив". Исключение - кинотеатр "Хен", владельцы которого ещё в начале 80-х отреагировали на изменение коньюнктуры, изменив формат заведения.
Места народных гуляний переместились в парк ха-Яркон и на набережную моря. Покупки теперь совершаются, в основном, в больших магазинах вне центра города; там же находятся и многозальные кинотеатры. О площади Зины Дизенгоф попросту забыли.

Характерный для этого непростого времени штрих: если до 70-х гг. на картах использовались названия "Кикар Цина" ("площадь Зины") или "Кикар Цина Дизенгоф" ("площадь Зины Дизенгоф"), то позднее перешли на лаконичное "площадь Дизенгоф". Это, казалось бы, малозначительное изменение привело к тому, что сейчас уже мало кто помнит, что улица и площадь названы в честь разных людей.

К середине 90-х гг. большинство зданий на площади пришли в ветхость и запустение. Появилась уличная преступность.
О неприглядной стороне современной площади Зины Дизенгоф рассказывает у себя в журнале mozgovaya.


Илл.20. Ночь. Вид на запад. 2006 год.
Взято здесь.


Тем не менее, в последнее время ситуация начала изменяться к лучшему. С включением Тель-Авива в список наследия ЮНЕСКО владеть недвижимостью в реконструированных зданиях постройки 30-х годов стало престижным. Цена земли в старых районах города существенно возросла, появились серьезные инвесторы.
Отреставрировано - а по сути, перестроено - здание кинотеатра "Эстер". Теперь в нём находится гостиница-бутик "Синема" в стиле "Баухауз" для туристов, желающих почувствовать атмосферу старого Тель-Авива. В таком же стиле оформлена гостиница "Центр", распахнувшая свои двери в этом году.

Но всё же следует понимать, что частный сектор не в состоянии разрешить сложный клубок проблем вокруг площади. Это как раз тот случай, когда необходимо вмешательство государства. В первую очередь, речь идёт о сносе пешеходного моста и реконструкции площади в соответствии с первоначальным планом. Связанная с этим реорганизация транспортных потоков в центре города также может быть произведена только при инициативе муниципалитета.
Как ни странно, действующий мэр проявил понимание проблемы. Власти заверяют, что работы будут завершены к 2009 году. Это было бы лучшим подарком к столетию города.
Увы, дальше намерений проект пока не продвинулся.


Илл.21. Современный вид. Вид на юг.
Найдено на сайте iExplore.


Прогулка по площади

Построенные с учётом общего плана Жени Авербух здания спроектированы разными архитекторами и имеют различное предназначение: жилые дома, офисы, кинотеатры и ресторан.
Здания к западу от пересекающей площадь улицы Дизенгоф имеют нечётные номера, к востоку - чётные.
Начнём прогулку с дома №1, дойдём до №13, затем вернёмся к дому №2 и пройдёмся по восточному полукругу.
Обратите внимание, что все дома имеют по нескольку адресов: один по площади, остальные - по прилежащим улицам.


Илл.22. Примерный план пл.Зины Дизенгоф.
Красным цветом указаны номера зданий на площади.
©yozhik_, 2006 г.


- дом Гринмана, пл. Дизенгоф, 1 /ул.Дизенгоф, 87. Архитектор - Пинхас Безунски (1935).
- дом Фельдмана, пл. Дизенгоф, 3 /ул.Пинскер, 72. Архитектор - Арье Лилиенфельд (1935)

Сдвоенные дома Гринмана и Фельдмана - одни из самых старых на площади, освоение которой началось с южной части. Здания на время стали излюбленными объектами фотографов, но по мере продвижения строительства площади интерес к ним был утерян.


Илл.23. Дом Гринмана (в центре) и дом Фельдмана (примыкает справа).
Снимок середины 30-х гг.


См. также иллюстрацию №5, на которой справа виден дом Фельдмана. Дом Гринмана был построен чуть позже.
Нижние этажи зданий заняты небольшими магазинами.

Пинхас Безунски (1885-1992) - известный в 30-е гг. архитектор, выходец из Польши. Друг Бялика. Среди построенных им зданий - музей Рубина.
Арье Лилиенфельд (Лин) (1905-2002) - уроженец Румынии, спроектировал два кинотеатра в Хайфе - "Ацмон" и "Май". Его тель-авивские постройки менее известны. Долгое время работал в США.


- пл. Дизенгоф, 5/ул.Пинскер, 69. Архитекторы - Арье Шарон, Беньямин Идельсон (1957).
Здание, выходящее главным фасадом на улицу Пинскер, было последним, возведенным на площади - двадцать три года спустя после ее закладки. Долгие годы здесь располагался универмаг "Машбир" (см. илл.№15 и №19).
Сейчас здание занимают офисы, внизу расположился филиал банка "Хапоалим".
Фасад, выходящий на улицу Пинскер, в ходе ремонтных работ после выезда "Машбира" был изменён.

Сотрудничество архитекторов Идельсона и Шарона было весьма успешным и продолжалось более десяти лет. В послужном списке творческого дуэта - больницы в Петах-Тикве и Беэр-Шеве, застройка Назарет-Илита, здание аудиториума в Технионе (Хайфа).
За заслуги в области архитектуры Б.Идельсон (1911-1972) был удостоен премии Израиля (1968 г.).


- кинотеатр "Хен", пл. Дизенгоф, 7-9 /ул.Бен-Ами, 16. Архитектор - Арье Шарон (1945).
Один из немногих в стране кинотеатров постройки 30-40-х гг., сохранившихся до наших дней. Здесь в 1982 году впервые в Израиле был использован принцип мультизальности - вместо одного большого зала теперь их шесть различной вместимости. Было изменено и название - "Рав-Хен" буквально означает "много Хен". Отсюда берет название и крупнейшая сеть кинотеатров страны.
До последнего времени на первом этаже здания находился ресторан быстрого питания "МакДональдс". Крохотный магазинчик "Tower Records" пока еще действует.
Как и в случае кинотеатра "Эстер", здесь архитектору было разрешено отойти от плана Авербух и оставить часть фасада без балконов.

    
Илл.24 и 25. Кинотеатр "Хен". Архитектор - Арье Шарон (1945).
При нажатии на снимки можно получить получить увеличенное изображение.


Выпускник немецкой школы "Баухауз" Арье Шарон (1900-1984) был, пожалуй, самым влиятельным архитектором Израиля. Его книга "Кибуц + Баухауз" считается программной для израильской архитектуры. А.Шарон был первым архитектором, удостоенным премии Израиля (1962 г.).
Кинотеатр "Хен", в отличие от соседнего здания, был построен Шароном до начала сотрудничества с Идельсоном.


- дом Миренбурга, пл.Дизенгоф, 11 /ул.Бен-Ами, 13. Архитектор - Женя Авербух (1935).
- дом Месери, пл.Дизенгоф, 13 /ул.Дизенгоф, 89. Архитектор - Женя Авербух (1940).

См. также илл.№9.
Эти два похожих внешне здания были спроектированы самой Женей Авербух, автором генерального плана площади, и возведены с разрывом в пять лет.
Более известен дом №13, в котором в 40-е годы располагалась тайная квартира нелегальной еврейской организации ЭЦЕЛЬ. Долгое время здесь находился филиал банка Леуми.
В последние годы оба здания используются под небольшие гостиницы: "Кикар Дизенгоф" и KDA.
Дом Миренберга вскоре станет четырёхэтажным, работы идут полным ходом. К дому Месери этаж был пристроен ранее.
Первые этажи зданий занимают небольшие магазины, кафе и аптека "ха-Кикар".


    
Илл.26 и 27. Дома Миренбурга и Месери. Архитектор - Женя Авербух (1935 и 1940).
При нажатии на снимки можно получить получить увеличенное изображение.


- дома №2,№4,№6 по пл.Дизенгоф. Архитектор - Барух Йохнин (1934-1936).
Эти дома возводились как доходные и были предназначены для состоятельной публики. Но в связи с экономическим кризисом владелец был вынужден разрешить селиться нескольким семьям в квартире, и за зданиями закрепилась репутация бедных.
Небогатыми они выглядят и сейчас. К домам №4 и №6 впоследствии был надстроен этаж.

На снимках 30-х гг. можно увидеть, что в доме №2 располагались аптека и библиотека. В настоящее время здесь действует кафе.
См. также иллюстрации №1 и №5 (слева).
Помещения в доме №4 сейчас предлагаются на краткосрочный съем для небогатых квартирантов. Внизу - небольшой продовольственный магазин.
Дом №6 - жилой, первый этаж занят прачечной и скромным магазином одежды.

К сожалению, мне не удалось найти информацию об архитекторе Б.Йохнине.


- гостиница "Газит" (ныне "Центр"), пл.Дизенгоф, 8 / ул.Заменгоф, 2. Архитектор - Хаим Мешулам (1948).
Незаметное здание, вход в которое находится со стороны ул.Заменгоф. Построено позже домов Йохнина - на илл.№1 и №5 на месте будущей гостиницы мы видим пустырь.
Недавно отреставрированное здание сейчас занимает гостиница "Центр". Внимание прохожих привлекают две фигурки в человеческий рост, установленные на балконах последнего этажа.
Статья о гостинице на сайте Ynet (иврит)
Вход в гостиницу - с ул.Заменгоф. Со стороны площади первый этаж занимает ресторан индийской кухни "Тандори".
Хаим Мешулам (1904-1985) - выходец из Болгарии, владел архитектурным бюро в Тель-Авиве.



Илл.28. Гостница "Центр". пл.Дизенгоф, 8.
Архитектор - Х.Мешулам (1948)


- кинотеатр "Эстер" (ныне гостиница "Синема"), ул.Дизенгоф, 10-12 /ул.Райнес, 2/ ул.Заменгоф, 1. Архитекторы - Йегуда и Рафаель Магидовичи (1939).
Самое известное здание на площади. Первый год кинотеатр назывался "Кикар Дизенгоф" ("Площадь Дизенгоф"), в 1940-м году был переименован в честь Эстер Натаниель, жены владельца.
Одна из последних работ неутомимого Йегуды Магидовича (1886-1961), построившего в Тель-Авиве несколько сотен зданий. В работе над проектом принимал участие и его сын Рафаель.
Магидовичам было разрешено чуть-чуть отступить от общего плана площади, и часть постройки лишена горизонтальных балконов. Предназначенное для рекламы пространство подчёркивало вертикальную составляющую здания, и придала разнообразие площади.
При проектировке внешнего фасада были использованы идеи Ле Корбюзье. В частности, в духе известного архитектора исполнено открытое пространство с коллонадой на входе в здание.
"Эстер" был первым кинотеатром города, оснащенный центральным кондиционированием, и вмещал 980 зрителей.
На первом этаже располагались один из магазинов "кольбо" ("всё в нём") Экмана - первый супермаркет в городе, и знаменитое кафе "Оманут" ("Искусство"). Сейчас здесь находятся отделение банка "Бейнлеуми ха-Ришон" и, судя по рекламе, кафе "Авербух"(!), вход в которое мне найти не удалось.
После закрытия кинотеатра в 1992 году здание несколько лет стояло заброшенным. Усилиями семьи Натаниель в конце 90-х гг. оно было полностью отреставрировано и превращено в гостиницу.

  
Илл.29 и 30. Кинотеатр "Кикар Дизенгоф" (с 1940 года - "Эстер").
Архитекторы - Йегуда и Рафаель Магидовичи (1939).
При нажатии на снимки можно получить получить увеличенное изображение.


При реставрации кинозал высотой в трехэтажное здание был разделён на несколько десятков секций, в которых теперь находятся гостиничные номера. В фойе и на лестнице, сохраненных в первоначальном виде, выставлены экспонаты, связанные с историей кинотеатра.
Настоятельно рекомендую посетить эту выставку.
На крыше расположено кафе (доступ только постояльцам гостиницы), с которого открывается красивый вид на площадь.
Как и соседний "Центр", "Синема" принадлежит сети гостиниц "Атлас".


Илл.31. Фасад кинотеатра "Кикар Дизенгоф" (ныне - гостиница "Синема").


- гостиница "Синема" на сайте "Tel-Aviv in Focus" (иврит)
- статья о бывшем кинотеатре на сайте Ynet (иврит)
- наиболее подробно история здания изложена в статье Дани Гольдшмидта в каталоге выставки "Возрождение Баухауза в Тель-Авиве".


- пл.Дизенгоф, 14. Архитектор - Гарри Лурье (1939).
На самом деле, дома №14 на площади нет. Но по мнению некоторых исследователей, большой дом №14-16 состоит из двух построек, построенных разными архитекторами.
Ранее в той его части, которая примыкает к улице Райнес, находился ресторан "Кооп"; сейчас эти помещения арендует центр здоровья (см. ниже).
Архитектор Лурье (1895-1952) родился в Лиепае (ныне Латвия), учился и долгое время работал в Италии. Самая известная его постройка в Тель-Авиве - кинотеатр "Мигдалор" (снесен).


- дом Ма'ала, пл.Дизенгоф, 14-16 /ул.Дизенгоф, 94-96/ул.Райнес, 1. Архитектор - Рафаель Магидович (?) (1937).
См. также илл.13.
Разночтения по поводу авторства проекта этого здания не заканчиваются разделением на восточную и западную части. Некоторые источники утверждают, что выходящая на улицу Дизенгоф западная часть построена по проекту Йегуды Магидовича, но более поздние упоминают его сына Рафаеля.
Его фасад в 1994 году сильно пострадал в результате теракта в проезжавшем мимо автобусе; обвалившаяся штукатурка и разбитые окна до сих пор отпугивают прохожих.
Первый этаж дома №14-16 и внутренний дворик занимает центр здоровья "Everybody". Остальные помещения пустуют.

Ещё совсем недавно на этом здании висели два старых указателя с названием площади, потом они почему-то были сняты. Теперь такую табличку можно увидеть на выставке в гостинице "Синема".



Илл.32. Площадь Зины (Дизенгоф).
Один из старых указателей на площади.
Снимок сделан в 2004 году незадолго до их снятия.


Тем, кто не имеет возможности совершить самостоятельное путешествие, рекомендую посмотреть панорамный снимок на сайте http://www.uricogan.com/trip/trip_pages/ta_1.html
Формат .MOV (QuickTime). Дождитесь полной загрузки!

На площади два раза в неделю действует блошиный рынок. Часы работы: вторник - с 16 до 23, пятница - с 8 до 17.

Источники:
- "Дома из песка" (иврит) - בתים מן החול
- Я.Шавит, Г.Бигер, "История Тель-Авива", тома I и IV (иврит)
- Сайт муниципалитета Тель-Авива (иврит)
- Википедия (иврит)
- "Sur les traces du modernisme. Tel-Aviv-Haifa-Jerusalem. Ville et Architecture" (французский/иврит)
- "Tel Aviv Modern Architecture, 1930-1939"
- N.Cohen, "Bauhaus Tel-Aviv. An Architectural Guide"
- "Жить на песке". Каталог выставки (2004 г.) (иврит/aнглийский) - לגור על החולות
- "Возрождение Баухауза в Тель-Авиве". Каталог выставки (2003 г.) (иврит/aнглийский)
- сайт "Tel Aviv in Focus" (иврит)
- путешествие вокруг площади Дизенгоф на сайте Ynet (иврит)



Рейтинг: 4 из 5.
linkReply

Comments:
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
[User Picture]From: picadilly_line
2006-10-18 06:22 am (UTC)
Восторг, просто восторг:):) Одно из моих любимых мест!!!:) Просмотрела, позже буду вчитываться:)

Спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2006-10-18 06:25 am (UTC)
Вчитывайся :-)
Ещё лучше, думаю, распечатать вторую часть, и пройтись с ней по площади. По крайней мере, так было задумано.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: guy_gomel
2006-10-18 06:25 am (UTC)
Просто не слов!
Одни сплошные придыхания.
Любимые места, родной кикар.
Как же испоганили такой проект!

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2006-10-18 06:37 am (UTC)
в отличие от многих других мест в городе, здесь здания не были разрушены или перестроены. площадь можно восстановить без особых затрат.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sashanep
2006-10-18 06:30 am (UTC)
Спасибо. Очень интересно. Как всегда :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2006-10-18 06:41 am (UTC)
кстати, насчёт твоего проекта. можете выбрать несколько моих статей. желательно относительно новых. я их подкорректирую, и материал готов.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: leprechaun
2006-10-18 06:36 am (UTC)
Ужас, до чего интересно :)

Спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2006-10-18 06:43 am (UTC)
Ужас в том, что я готовил этот пост более двух лет.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: pionervojataja
2006-10-18 06:39 am (UTC)
апплодирую стоя. Правда. Спасибо громадное. На 10-ой иллюстрации вдруг кааак пахнуло атмосферой Тель-Авива! :)
еще вспомнила, как я искала здание на дизенгоф 7, что-ли, на кикаре :) была в шоке, обнаружив, что на площади другая нумерация, хехе, и вот теперь понимаю, почему :))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2006-10-18 06:46 am (UTC)
поверь мне, я очень тщательно выбирал иллюстрацию после слов "площадь оказалась удивительно уютной, располагающей к отдыху и прогулкам" :-)
Спасибо за апплодисменты! :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: inphuzoria
2006-10-18 06:48 am (UTC)
You made my day! Спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2006-10-18 07:00 am (UTC)
Спасибо :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mashka3
2006-10-18 06:51 am (UTC)
Спасибо!
Просто великолепный рассказ!!

(мечтательно): вот если бы отреставрировали площадь к ее первоначальному
виду... Хотя бы убрали этот жуткий второй уровень.
Хотя, это все равно было первое мое любимое место в Тель-Авиве - там совсем
рядом находилось(или еще находится) отделение министерства Абсорбции, куда
я, из экономии и по причине незнания языка,ходила пешком... а потом сидела
возле фонтана и грелась на солнышке.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2006-10-18 07:05 am (UTC)
УПРАВЛЕНИЕ АБСОРБЦИИ ТЕЛЬ-АВИВСКОГО ОКРУГА
ул. Эстер а-Малка 6, Тель-Авив, (центральный телефон 03-5209133, факс. 03-5209151)

:-))))
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: meangel
2006-10-18 06:57 am (UTC)
Потрясающе, спасибо!

А я не знала, что площадь названа в честь Зины Дизенгоф.
Ходим по улицам, а их истории не знаем... Спасибо еще раз.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2006-10-18 07:07 am (UTC)
лет пять назад я тоже не знал
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olkab
2006-10-18 07:16 am (UTC)
Нет, за раз я это не прочту. В копилку.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2006-10-18 08:08 am (UTC)
путеводители не предназначены для прочтения за одно утро.
приятного чтения из копилки :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hopm
2006-10-18 07:21 am (UTC)
Замечательно, спасибо!
Я думаю, что мы ещё увидим "старый" Тель-Авив. Многие архитектурные проблемы разрешатся когда общественный транспорт уйдёт под землю и на периферию города, а въезд частному транспорту станет платным. Тогда отпадёт надобность в решениях типа второго этажа на площади Дизенгоф и центр города снова станет пасторальным. Ну, насколько это возможно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2006-10-18 08:09 am (UTC)
На мой взгляд, только метро способно воскресить старый Тель-Авив.
проблема в том, что по существующему сегодня проекту метро не будет проходить через старые районы города. с тех пор, как построили Мигдаль Шалом и новый автовокзал (где есть платформы для метро), планы изменились.
небольшой кусок центра отхватит участок красной линии - от Яффо до Азриели. Жёлтая линия планируется на Ибн Гвироль, а это уже посторйки 50-60-х гг.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: tatale
2006-10-18 07:22 am (UTC)
Ёжик, Вы просто подвижник! Огромное спасибо.
Вам нужно книги писать, а я уже готова стать в очередь, чтобы их покупать.:)))

"По замыслу шотландского градостроителя Геддеса, автора генерального плана Тель-Авива, пространство, образуемое шестью магистралями, должно было иметь форму шестиконечной звезды - символа еврейского народа,"

Как говорил один наш преподаватель, - "Если вы проектируете туалет, то окна не обязательно должны быть в форме унитаза...":))))
Это я так, к слову, мне круглая площадь-сквер гораздо больше нравится.

А вообще, с Тель-Авивскими реконструкциями иногда происходит полный атас. Был конкурс на реконструкцию Кикар-а-Медина, там был совершенно потрясающий проект Пея (тот, который Лувр реставрировал), а победил совершенно жуткий проект, кажется, Яски. Такие шесть небоскребов там собираются забабахать, что от теперешнего характера площади не останется ничего. Я макет видела - обрыдалась. А что поделаешь? :(
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2006-10-18 08:10 am (UTC)
У Пея было несколько проектов в Тель-Авиве и, кажется, в Иерусалиме. Кикар ха-Медина - только один из них. Другие известные мне - Дизенгоф-Центр и больница "Вольфсон".
Выставка макетов Пея находится на первом этаже Мигдаль Шалом. Как я понимаю, Вы там уже побывали :-)
что касается книги, то очень небольшие подвижки в этом направлении есть.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ex_anatoliev372
2006-10-18 07:28 am (UTC)
Титанический труд. Спасибо огромное. Читала с удовольствием. :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2006-10-18 08:11 am (UTC)
Да, сил вложено было немало. Зато как теперь радостно :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: playmaker
2006-10-18 07:30 am (UTC)
Спасибо. Как всегда весьма познавательно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2006-10-18 08:13 am (UTC)
Большое спасибо за рекламу! :-)
У меня давно не было так много новых читателей.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hildr
2006-10-18 07:30 am (UTC)
Спасибо, мне про Тель-Авив всегда особенно интересно читать.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2006-10-18 08:13 am (UTC)
помня, где ты купила книжку со снимками Тель-Авива, попытался сделать это и я. увы, тщетно.
в Баухаус-центре эта книга есть, но уже в 15 раз дороже.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]From: yozhik_
2006-10-18 08:15 am (UTC)
Спасибо. Мне очень понравилось, как и о чём Вы пишете. Кстати, я жил в Нетании много лет, мы были почти соседями (К-Нордау).
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: uliki
2006-10-18 07:31 am (UTC)
Большое спасибо! Аж дух захватывает так интересно
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2006-10-18 08:16 am (UTC)
Даже так :-))) На самом деле я готовил очередную нудную краеведческую статью ;)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: edan
2006-10-18 07:33 am (UTC)
спасибо большое! это мое любимое место в ТА - кроме, пожалуй, шука %) там рядом сейчас находится центр каббалы, в который я часто заглядывала :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2006-10-18 08:44 am (UTC)
когда я готовил пост, проходил мимо этого центра много раз. но включить его в статью не представлялось возможным - она и так перегружена.
между тем, если пройти от центра дальше по улице Бейлинсон, можно увидеть два интересных дома - театр и бывшее здание какого-то купат-холима. Их легко выделить на общем фоне - они полукруглые, в такт площади, хотя находятся не ней.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shousha
2006-10-18 07:37 am (UTC)
Как всегда - потрясающе! Сколько удовольствия я получаю, когда читаю твои посты!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2006-10-18 08:18 am (UTC)
если ничего не случится, имя EO скоро появится в одном из русскоязычных журналов.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]From: yozhik_
2006-10-18 08:17 am (UTC)
Шедевр ещё предстоит восстановить. Спасибо.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sublimator
2006-10-18 07:49 am (UTC)
просто замечательная история !!!!!
браво !
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2006-10-18 08:18 am (UTC)
спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zapru
2006-10-18 07:57 am (UTC)
Надеюсь,что площадь всё же реконструируют в соответствии с первоначальным планом.
Спасибо за рассказ!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2006-10-18 08:19 am (UTC)
я тоже очень-очень надеюсь.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tigry
2006-10-18 08:00 am (UTC)
Как всегда - огромная благодарность за ваш труд. Здорово!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2006-10-18 08:19 am (UTC)
благодарность с радостью принимается. Спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _afro_
2006-10-18 08:07 am (UTC)
Очень интересный рассказ, столько нового о своем городе узнала. Спасибо огромное:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2006-10-18 08:45 am (UTC)
Если так, то цель выполнена :-) Спасибо.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: proki
2006-10-18 08:08 am (UTC)
Замечательно ! Сборник подобных статей составит замечательную книгу по истории архитектуры ТА, впрочем, уверен, Вы это знаете сами. Постараюсь реазизовать Ваш совет (Ещё лучше, думаю, распечатать вторую часть, и пройтись с ней по площади. По крайней мере, так было задумано.). Маленькое сомнение по поводу проблемы не заставили себя ждать - уже в 70-е резко упали цены на видеомагнитофоны, начал развиваться прокат видеокассет.
По моим скромным познаниям цены на видеомагнитофоны упали только в 90-ых, а кассетных видеомагнитофонов в 70-ых и вовсе не было.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2006-10-18 08:59 am (UTC)
видеомагнифоны в формате VHS вышли на массовый рынок в 1976 году:
http://en.wikipedia.org/wiki/Videocassette_recorder

В Израиле они появились вскоре после этого. Было достаточно одного на дом, чтобы фильм за бесплатно просмотрели десятки людей.

в СССР они пришли позже и в продажу практически не поступали. впервые там я увидел видео где-то в 1986 году.
А в 1989 уже мы купили его здесь, в Израиле, на олимовскую стипендию (корзины абсорции тогда ещё не было).
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: givataim
2006-10-18 08:19 am (UTC)
Бесподобно! Но у меня проблема- я пытаюсь показывать твои посты ивритоговорящим друзьям, но мой иврит пока еще очень плох. А хочется донести до них все прелесть. Нет ли вариантов на ирвите? :-)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yozhik_
2006-10-18 08:47 am (UTC)
нет, я пишу только на русском :-)
и мне тоже приходится на словах объяснять своим сотрудникам на работе, о чём я пишу.
если кому-то очень хочется почитать, можно перевести на английский через онлайн-переводчик:
http://babelfish.altavista.com/
(Translate a Web Page)

в очень общих чертах, думаю, им будет понятно :-)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>