Огороднов

Леонид Огороднов

[sticky post]ПСИХОДРАМА И МИФОДРАМА
Огороднов
logos_

Поскольку мои профессиональные интересы связаны в основном с психодрамой и мифодрамой, пусть здесь будет общая и текущая информация о них.




Википедия о психодраме и мифодраме


Видеоролики о психодраме, социодраме, мифодраме и агиодраме (психодрама по житиям православных святых)


ЖЖ сообщества:

Скандинавская мифодрама
Цикл мифодрам "Фауст"
Библиодрама: ветхозаветный мифодраматический цикл
Агиодрама: психодрама по житиям святых


Если Вы хотите получать информацию о психодраматических, мифодраматических и агиодраматических событиях, оставьте адрес электронной почты в комментариях (они скрыты), или напишите мне по адресу logorodnov@mail.ru


(no subject)
Огороднов
logos_
Получил на руки авторское свидетельство, спустя год после оформления агиодрамы авторской методикой.

Агиодраматический цикл «МНИМОЕ БЕЗУМИЕ. ТАЙНЫЕ ПОДВИЖНИКИ»
Огороднов
logos_
Агиодраматический цикл по житиям юродивых
«МНИМОЕ БЕЗУМИЕ. ТАЙНЫЕ ПОДВИЖНИКИ»
начинается  21 сентября, в среду, в 19 часов

Христа ради юродивые, наверное, самые загадочные герои православного Предания. Они постятся и молятся за мир, как монахи, но их молитв никто, кроме Бога, не слышит; они обличают грехи и проповедуют, как святители, но их проповедь символична и темна; они терпят поношения и побои, как страстотерпцы, но это вызывает смех; они прорицают будущее и творят чудеса, но об этом никто не в силах рассказать; они всегда в толпе, но одиноки; они кажутся безумными, но им открыта высшая мудрость.
С психологической точки зрения, поведение юродивых содержит в себе все формы трикстерства: юродивый предстает и как Шут, и как Клоун, и как Простак, и как Ловкач. Но юродивость Христа ради не исчерпывается архетипом Трикстера, поскольку имеет еще духовное измерение, позволяющее юродивому сохранять внутреннее спокойствие и бесстрастность.
Смысл психодраматического проживания жизни святого, конечно, не в том, чтобы подвергнуться гонениям, поглумиться над миром или поиграть в чудеса. Результат, который получают участники – это соприкосновение с тем опытом, который в психодраме обозначается как пребывание в трансцендентных или духовных ролях. Такой опыт позволяет человеку иначе взглянуть на свою жизненную ситуацию.  Трансцендентные роли необходимы человеку для взаимодействия с чем-то неизмеримо большим, чем он сам.
Люди,  православно верующие могут открыть для себя новые аспекты святости и соприкоснуться с личностью святого; люди, верующие, но не православно -прочувствовать православное отношение к Богу, чего не дает ни чтение книг, ни участие в дискуссиях; люди неверующие - познакомиться с уникальными текстами житий Симеона Эмесского и Андрея Царьградского, Василия Блаженного и Ксении Петербургской. Безотносительно к религиозной принадлежности, все участники группы смогут поработать со своими жизненными ситуациями в формате клиентской агиодрамы.
Занятия будут проходить по средам, 1 раз в 2 недели, начиная с 21 сентября, с 19 до 22 часов. Всего запланировано 8 занятий.
Место проведения: г. Москва, Ботанический переулок, дом 5, офис 805 на 8 этаже. Ст. м. «Проспект мира».
Стоимость участия: 1500 рублей.
Ведущий – Леонид Огороднов, психолог, психодраматерапевт, член Британской психодраматической ассоциации.




 

Проверка кросспостинга
Огороднов
logos_

Это попытка кросспостинга в ФБ, ВК, Одноулассники и ЖЖ с pistonposter.com. Получилось?


Вперед, к Морено!
Огороднов
logos_


О психодраме, о ее основателе Я.Л. Морено и других видных психодраматистах в сети не так уж много видео, а те, что есть, на русский язык не переведены, потому что психодраматисты - в люди большинстве своем спонтанные, но ленивые. Я тоже ленивый, но моей спонтанности хватает на перевод. Однако, чтобы переводить с голоса, не хватает знания языков, мне нужен текст, субтитры. В поисках таких продублированных субтитрами видеоматериалов я повстречал замечательного популяризатора психодрамы из Бразилии, Сержио Гимараеша. Я списался с ним в интернете, и получил разрешение сделать русский перевод.
Основной протагонист фильмов Сержио - Зерка Морено. Я присутствовал на телемосте с ней, который состоялся на одной из Московских психодраматических конференций, но формат телемоста не дал мне представления об этой женщине. Я как-то не задумался, что передо мной - лидер мировой психодрамы с 1974 года, что их совместный с мужем психодраматический стаж составляет более девяноста лет, что это живой классик и проводник к истокам психодрамы.
Это упущение исправил Сержио - пока я работал над переводом, я влюбился в Зерку, как студент влюбляется в преподавателя, как 20 лет назад я влюбился в Лену Лопухину, а десять лет спустя - в Рона Винера и Френсиса Баттона. На видео 2009-го года женщина девяноста лет (практически, ровесница психодрамы), сидя в инвалидном кресле, преподавала мне уроки спонтанности. Всякий раз, когда я садился в за перевод очередного куска, я погружался в уют дома Зерки.
Что касается самого фильма - он называется «От А до Zерки» - то это домашнее видео, комментарии автора к ее книге «Психодраматические правила, техники и дополнительные методы». Конечно, прочитать о правилах и техниках проще, чем посмотреть почти часовой фильм, но это как раз тот случай, когда чтение не способно заменить авторскую подачу информации. Студентам, изучающим психодраму, будет полезно структурированное изложение правил и техник с комментариями к ним. Практикующим психодраматистам, по моему убеждению, жизненно необходимо вернуться к корням, чтобы не превратить психодраму в технологию.
Технические замечания. Перевод сделан в основном с испанских субтитров, но сверен с устной английской речью. К сожалению, эта речь не всегда разборчива, поэтому в переводе есть лакуны, одна из которых существенна. Включить и отключить русские субтитры можно, нажав кнопочку «субтитры» в правом нижнем углу экрана. Знатоков устного английского очень прошу дополнить и поправить перевод эпизода с постановкой провидческого сна.
Продолжение следует, у Сержио Гимараеша есть еще несколько фильмов о Зерке. Вперед, к Морено!
Леонид Огороднов


Спонтанность как сдерживание
Огороднов
logos_
Татьяна Елисеева спросила в комментариях к видео Зерки Морено, как я понимаю тезис: «Психодрама в равной степени является как техникой сдерживания, так и техникой (само)выражения».
Задумался сначала о том, почему появился этот тезис. Ответ - в первой же фразе комментариев Зерки: «Это важно, поскольку люди думают: "О, психодрама - это про то, что давайте все пойдем и сойдем с ума". Ничего подобного!». Видимо, супругов Морено настолько достало представление о спонтанности как вседозволенности, что понадобилось отдельное психодраматическое правило, чтобы с этим бороться.
Конечно, идея о спонтанности как о «новой реакции на старую ситуацию и адекватной реакции на новую ситуацию» рождалась вместе с идеей о культурных консервах, которые в психотерапевтическом контексте выступали как ограничения, как тормоз, блок на пути становления и самовыражения индивидуальности. В этом смысле идея спонтанности имела несомненную терапевтическую ценность, и в теории Морено стала критерием психического здоровья личности. (В антропологии Морено спонтанность и вовсе описывалась как проявляющаяся "здесь-и-теперь" изначальная, божественная энергия).
Однако вызванное временем жесткое противопоставление спонтанности и культурных консервов привело к опошленному пониманию спонтанности как безграничной реализации собственных желаний и безудежного выражения любых эмоций. Культурные консервы, понимаемые как ограничения на пути реализации желаний, стали безусловным психотерапевтическим злом. В доведенной до абсурда форме этот конфликт выражен девизом психопата: "Я никому ничего не должен"!
Но что такое культурные консервы? В антропосоциогенезисе самоограничения, табу, являются тем феноменом, которое выделило человеческое сообщество из животных стад. Изначально табу касались инстинктов: голода, размножения и самосохранения, и ритуальные ограничения этих инстинктов были вполне себе спонтанным инструментом развития человеческого общества. Когда ритуалы консервировались, когда понимание их смысла было утрачено, они сами по себе стали барьерами, для преодоления которых снова была необходима спонтанность.
Если поверить в утверждение, что онтогенез повторяет филогенез, то в индивидуальном развитии мы имеем ту же картину. Ребенок для своего социального развития нуждается в усвоении запретов, однако не все запреты одинаково полезны, и преодоление некоторых из них со временем становится фактором развития. В свою очередь, не все, что хочет выразиться, одинаково полезно, и для некоторых проявлений спонтанности необходимы инструменты сдерживания. (Если говорить о психотерапевтической практике, то в первую очередь речь, видимо, пойдет об агрессии).
Таким образом, спонтанность может проявляться как в выражении своих желаний и эмоций, так и в их сдерживании. Если отказ от реализации потребностей и сдерживание эмоций являются стереотипом, то новой реакцией на старую ситуацию будет нахождение адекватной формы удовлетворения потребностей и выражения эмоций. Если стереотипом является неконтролируемое удовлетворение желаний и выражение эмоций, то спонтанность выразится в их сдерживании. Другими словами, осознанное сдерживание желаний и эмоций, сознательное установление самоограничений, является таким же выражением спонтанности, как и свободное выражение желаний и эмоций. Более того, сознательно созданные самоограничения - это продукт творчества человека.
Поэтому психодрама как инструмент обращения со спонтанностью, в равной мере является как техникой выражения, так и техникой сдерживания.
Как-то так.

Простота хуже воровства
Огороднов
logos_
Давно прошли те времена, когда при звуках или сочетании букв «НЛП» я хватался за огнемет, хотя нлперские образовательные бумажки не обнародую до сих пор, отдельные техники использую, но без уточнения источника. Но вот столкнулся на конференции с представителем нового поколения, узнал старые приемчики, и что-то такое всколыхнулось.
На этот раз в теме о постановке целей была предложена такая схема. Есть «хочу» и есть то, что «ценно». Если оно совпадает, то все хорошо. А если не совпадает, то получается нулевой результат и красивая история, почему цель не достигнута. Если же поставить цель, приложить усилие и достигнуть, то «хочу» автоматически становится «ценно», и получается достигнутый результат плюс красивая история о том, как достигнута цель. Выступающий в старом добром нлперском духе специально подчеркнул, что этот механизм очень прост, не то, что всякие заумные теории личности, мотивации и выбора.
В общем, тот случай, когда простота, во-первых, есть воровство, поскольку ворует у потенциального клиента массу возможностей; а во-вторых, хуже воровства, поскольку схема сама по себе ведет прямехонько к невротическому конфликту между «хочу» и «должен».

Учебный курс по мифодраме
Огороднов
logos_

ПРОВОДНИК В МИР МИФА

(Ознакомиться с программой и узнать подробности можно в группе ФБ)

Под мифодрамой можно понимать вхождение, погружение, героическое путешествие в миф. Это странствие за грань обыденного мира человек совершает в группе при помощи техник психодрамы и ресурсов самой группы. Награды, вручаемые победившим героям в конце пути, очень индивидуальны, но обычно упакованы как:
1) понимание мифологии данной культуры и сопряжение мифа с современностью;
2) действенное познание архетипов коллективного бессознательного через символы мифа;
3) обретение навыков разрешения личных проблем.

Для путешествия в мир мифа нужен Проводник. Литературными Проводниками были Гомер, Снорри Стурлуссон, Данте. Мифодраматическими Проводниками являются ведущие мифодраматических групп; их подготовке и посвящен предлагаемый учебный курс.

В зависимости от наличия или отсутствия базовой психодраматической подготовки, выпускник курса сможет провести мифодраму в одной, двух или трех ее формах.

Культурологическая мифодрама. Если представить мифы различных народов, культур и цивилизаций как древнейшие языки, описывающие происхождение и устройство мира, а также деяния богов и героев, то культурную мифодраму можно сравнить с изучением этих языков. Так же как любое слово или высказывание в языке имеет смысл только в определенном контексте, так и отдельный миф можно понять только в системе мифов той или иной культуры.
У учащихся будет возможность познакомиться с египетской, вавилонской, греческой, иудео-христианской, скандинавской мифологией, с мифами и легендами Средневековья. Благодаря полученным навыкам подготовки к мифодраматической работе с текстом, учащиеся смогут самостоятельно разобраться в мифологических системах, не охваченных учебным курсом.
Культурологическая мифодрама ориентирована на текст и проходит в форме социодрамы. Для обучения ведущего не требуется базового психодраматического образования.

Архетипическая мифодрама использует ресурсы группы для соприкосновения с архетипами коллективного бессознательного. Групповое путешествие «за грань мира» позволяет получить глубинный опыт и использовать его в повседневной жизни.
В курсе будет использован опыт проведения авторских мифодраматических циклов по скандинавской мифологии, библиодраме (Книга Бытия), средневековой мифологии («Фауст» и «Поиски Грааля») и агиодраме (жития православных святых).

Психотерапевтичеая (протагонистская) мифодрама, как следует из названия, представляет собой психотерапевтическую работу с мифом по индивидуальному запросу клиента (протагониста). В отличие от предыдущих форм работы, протагонист получает возможность побывать в ролях всех значимых персонажей мифа, что позволяет разрешать внутриличностные конфликт.

К программе по мифодраме
Огороднов
logos_
Буду потихоньку выкладывать нарождающуюся программу обучения мифодраме в надежде, что вам захочется обсудить, уточнить и покритиковать. Итак,
Тема 1. Миф и Драма
Миф как "совокупность сакральных истин". Граница между сакральным и профанным.
Миф как описание рождения, устройства и гибели мира. Мифологические циклы.
Типология мифодрам:
1) ориентированная на текст - культурологическая;
2) ориентированная на группу - ролевая или архетипическая;
3) ориентированная на участника (протагониста) - психотерапевтическая.

Как найти пользователей?
Огороднов
logos_
Сто лет тут не был, все изменилось. Раньше был список стран и пользователей из этих стран. Где он теперь?

?

Log in