Феликс Максимов ([info]felix___) wrote,

Post mortem. Другие.

Долго колебался, представлять ли тех, что ждут внизу. Все-таки решился. На грани фола.

Пару дней назад я писал в ответах на комментарии к предыдущим фотографиям о страшном обычае, распространенном в конце 19, начале 20 века в Европе и Америке, во вполне респектабельных домах существовали альбомы "Книги мертвых", с фотографиями умерших. Мертвых снимали в привычной для них одежде, некоторые будто спят, другие сидят в креслах или за столом, лежат на скамьях и украшенных помостах, есть даже...стоящие (вот как делались эти фотографии, я не представляю, хотя эта "механика" пугает и привлекает одновременно, уж чего-чего, а некрофилии я в себе особенной не замечал, я, как подавляющее большинство людей отношусь к покойникам просто - я их боюсь). Прочел на одном из сайтов, что должность фотографа "post mortem" существовала при любой уважающей себя похоронной конторе, они исполняли все желания заказчиков, подчас очень странные. Обычай довольно долго держался, даже при Советах, помнится, на Ваганьковском кл-ще, в Москве мельком видел надгробие с фотографией явно "пост мортем", плита была датирована семидесятыми годами XX века. Может быть, кое-где в деревнях этот обычай держится до сих пор.
Пугает количество детских фотографий, но впрочем это объяснимо, детская смертность была очень высока. Если разобраться, обычай только на первый взгляд кажется диким, ведь хранят же личные вещи умерших, пряди волос. Наверняка обычай посмертных фотографий пришел на смену снятию гипсовых масок и написанию картин "пост мортем". Порой обычай принимал странные формы, иногда встречаются изображения печальных детей, держащих на руках мертвых птиц, кошек, собак, домашних любимцев тоже старались "запечатлеть". Помню, был потрясен фотографией девочки с дохлой кошкой, и рядом - мать, держащая на руках мертвого младенца. Предупреждаю абсолютно серьезно - фотографии под катом зрелище действительно ОЧЕНЬ тяжелое. Прошу Вас, будьте осторожны.



голубоватый оттенок изображения, редкий для того времени, это обусловлено особой техникой съемки - цианографией, когда при обработке изображения использовались ядовитые химикаты.



Здесь "замещающая фотография", девочка, видимо старшая сестра, сфотографирована с маленьким платьицем.












Очень редкая фотография, заказанная людьми не робкого десятка. Мало того, что это изображение умершей, так еще и снято как отражение в зеркале.












снова цианография






Заранее прошу прощения за тяжелую тематику изображений.

  • Post a new comment

    Error

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 86 comments
Previous
← Ctrl← Alt
  • 1
  • 2
Next
Ctrl →Alt →

[info]jill_the_witch

August 20 2005, 00:51:41 UTC 6 years ago

Встречаются очень красивые - например, девочка на стуле, похожая на Сонечку Голлидэй, девушка с белыми розами и бородатый мужчина - они совсем живые! А с чем, на Ваш взгляд, связан такой обычай? Может быть, стремление удержать если не человека (уже ушедшего), то хотя бы его частичку?

[info]felix___

August 20 2005, 00:59:28 UTC 6 years ago

Вот последним вопросом я задаю себе последние несколько дней. Почему людям не хватало прижизненных изображений, ну я не знаю, игрушки, локона, распашонки... Неужели мать, оплакивающая свое дитя, утешалась лишний раз глядя на него, мертвого. Задал еще один вопрос в кросспосте в сообществе retro.ru по поводу истории обычая, может быть кто-нибудь ответит. Знаю только, что обычай очень старый и был известен еще до возникновения фотографии, распространен равно в католической и протестантской Европе. Вот жду ответа, может прояснят ситуацию.
Спасибо за отзыв.
Ф.

[info]felix___

6 years ago

[info]naxellent

6 years ago

[info]felix___

6 years ago

[info]naxellent

6 years ago

[info]yamakaka

6 years ago

[info]naxellent

6 years ago

[info]mama_ari

6 years ago

[info]felix___

6 years ago

[info]mama_ari

6 years ago

[info]felix___

6 years ago

[info]kouzdra

6 years ago

[info]mama_ari

August 20 2005, 07:28:27 UTC 6 years ago

у меня простая и приземлённая гипотеза:
ведь фотографирование было делом редким и относительно дорогим? в деревнях вообще возможность сфотографироваться появлялась только с приходом бродячего фотографа, да и в городе сходить в фотоателье было целым событием. у взрослого была одна-две фотографии за всю жизнь.

может быть, фотографировали посмертно тех людей, у которых вообще не было ни одной прижизненной фотографии? тем более понятно, почему много мертвых детей: их просто не успели ни разу сфотографировать, не осталось от них других фотографий для родителей.

[info]maugletta

August 20 2005, 08:37:04 UTC 6 years ago

думаю, Вы правы.

[info]bloodaivet

6 years ago

[info]charoite

6 years ago

[info]annunciata

August 20 2005, 08:54:37 UTC 6 years ago

Феликс, спасибо, очень интересные снимки. Не знала, что такое вообще существует. Есть в этом что-то. Вспомнилось, когда рассматривала. Кажется, Флоренский говорил, что икона -- это граница между миром божьим и земным, то есть граница эта проходит в самом изображенном святом, который на половину в земном, наполовину -- в небесном. Зесь что-то похожее, только наоборот. На этих снимках видна граница между миром смерти и миром жизни. пугает, но очень притягивает

[info]felix___

August 20 2005, 20:51:27 UTC 6 years ago

В последнем я с Вами согласен. Когда я увидел эти снимки, первой реакцией было сказать бодрым тенором: А теперь, слабонервных, гимназистов и дам в положении просим покинуть помещение! (и первым ломануться к выходу), но потом, переборол себя, взглянул на них снова и снова. И в какой-то из моментов, понял, что я не вижу в них мертвецов. Любовь близких, их скорбь, их память - вижу, а тлена, некрофильских глупостей и "готичного картонного хоррора" - просто нет. Все просто, как слеза или хлеб. А не подделаешь. Простите за несколько сумбурный ответ, это впечатление очень трудно выразить сколько-нибудь ясно.

[info]skuzn

August 20 2005, 12:32:21 UTC 6 years ago

мне кажется это очень естественным
вот, смотришь последний раз на человека и думаешь: "ах, вот сейчас от него вообще ничего не останется, и я даже не смогу удержать это последнее мгновение, пока я вижу его/ее тело" - оттуда и идея сфотографировать

[info]goggle

August 20 2005, 13:25:20 UTC 6 years ago

М.б. здесь уместно вспомнить Джоэла Питера Уиткина, современного фотографа, который снимает натюрморты и прочее с мертвецами (http://www.livejournal.com/users/goggle/42758.html#cutid1).

[info]manul

August 20 2005, 14:07:51 UTC 6 years ago

Да, он вспоминается в первую очередь.

[info]felix___

6 years ago

[info]goggle

6 years ago

[info]felix___

6 years ago

[info]quantum_angel

August 20 2005, 16:12:31 UTC 6 years ago

обнаружил, в частности, себя
ну, почти

мерси!

[info]felix___

August 20 2005, 21:33:39 UTC 6 years ago

Впечатляет...

Не ожидал, что в этой коллекции, кто-то может обнаружить своего двойника. Помню, как -то на кладбище местном, справил труса - увидел плиту с моими именем фамилией и отчеством, даже было указано время, когда я усоп. Потом правда проморгался и сообразил, что я никак не мог усопнуть 1897 году, на 45 году жизни, да еще и в должности титулярного советника.
Но несколько незабываемых секунд пережил.

[info]felix___

6 years ago

[info]lida_yusupova

August 20 2005, 20:49:53 UTC 6 years ago

Об этом обычае есть еще в фильме The Others с Николь Кидман.

Deleted comment

[info]felix___

August 20 2005, 21:29:38 UTC 6 years ago

Думаю, что тоже отголоски старых традиций

Кстати, по поводу Украины, был в тамошних местах еще ребенком, помню церковь в Берестечке, там где была знаменитая жестокая битва, помню, до полусмерти напугался тому, что прямо в стены церкви были вмурованы черепа павших казаков, украшенные свежими венками и вышитыми рушниками. Нечто подобное встречал и в Чехии, в основном в часовнях на местах великих битв Тридцатилетней войны - костяная часовня при Белой горе, например.
Спасибо за отзыв, очень неожиданный поворот.
С уважением.
Ф.

[info]olialia

6 years ago

[info]felix___

6 years ago

[info]felix___

6 years ago

[info]gloomov

August 20 2005, 22:09:51 UTC 6 years ago

Здравствуйте,
вот уж не думал, что найду здесь кого-то, интересующегося подобными темами (я не
о "пост-мортем" собственно, а о старых открытках и фото - собираю и достаточно серьезно).
Здесь Вы найдете вполне неплохую работу о "пост-мортем" с попытками объяснить
социальную и психологическую функцию подобных фотографий:
http://cmp1.ucr.edu/terminals/memento_mori/
Кстати, подобные вещи усиленно собирают различные коллекционеры, уж не знаю,
из каких соображений, сам обхожу их стороной.

[info]felix___

August 20 2005, 22:36:56 UTC 6 years ago

Спасибо Вам за ссылку

Вот-вот, я вполне Вас теперь понимаю, сам стараюсь не "зацикливаться" на этой теме. Сейчас сижу на сайте с театральными дамочками былых времен - истинно отдыхаю, мордашки, плюмажи, юбочки-колокольчики, все знаете ли, здоровее, чем...гробы-с. А если без зубоскальства, смерть, конечно, часть жизни, но та, от которой хочется держаться подальше. И они (те что внизу) и мы - нам лучше лишний раз не пересекаться, это при том, что я человек не суеверный.
Я сам не коллекционер, просто попал под очарование ретро-открыток и фотографий еще в Петербурге, когда рылся в ящиках антикварных магазинов, есть такие, маленькие, без "гонора", где таких вещей очень много - гимназистки, священники, солдаты, новогодние и рождественские ангелы... Очень высокого уровня тогда была и полиграфия и мастерство фотографов. Еще раз спасибо за ссылку.
С уважением
Ф.

[info]witchkaito

5 years ago

[info]biberkopf

August 21 2005, 02:09:02 UTC 6 years ago

Заражен... Не могу оторваться... И страшно смотреть и отвернуться невозможно... Очарован...

[info]fotoankh

August 21 2005, 07:59:52 UTC 6 years ago

спасибо за ссылки

[info]elenashigona

August 21 2005, 10:48:37 UTC 6 years ago

огромное спасибо.

да, спасибо, что вы решились поместить такой пост.
здесь есть над чем подумать, а главное, фотографии вызывают сильные и яркие эмоции, заставляют чувствовать. в определённом смысле - это прикосновение к другой реальности, жуткие и тревожные ощущения, что видишь нечто запретное, крайне интересное, более сложное, чем просто фотографии мёртвых, ведь ощущается непостижимым образом и боль их близких, вы заметили?

[info]silna

August 22 2005, 07:36:06 UTC 6 years ago

впервые узнала про такие фотографии из кинофильма "другие" с николь кидман
жуткое ощущение и от фильма того, и от фотографий
и тоже хочется понять зачем они это делали

[info]_verlassen_

August 22 2005, 12:16:32 UTC 6 years ago

невольно вспоминается фильм "другие".не буду оригинальничать и скажу, что это на самом деле очень давит на психику.
вспомнилась цитата:"Ах, Смерть и Сон не родные ли братья?"(О.Уайлд)

[info]yamauba

August 22 2005, 18:27:10 UTC 6 years ago

Спасибо за фотографии и отсылки к художественным "пост мортем", я этим вопросом немного занималась в связи с темой портрета, но это не важно...
Мне вдруг подумалось - здесь что-то родственное традиции бальзамирования и демонстрации тела - помните, как у Маркеса, там матушку в кресле возили по сёлам и весям - ведь такая традиция действительно существовала много где, и в Европе, и в Латинской Америке, и на Дальнем Востоке - довольно длительной после смерти демонстрации тела. Усопших монархов месяцами возили по всей стране, - вероятно, посмертные постановочные фотографии действительно связаны с этой традицией (посмертные маски, портреты пост мортем - то же всё в этой струе).
Ещё раз - спасибо!

[info]design_girl

August 23 2005, 02:23:18 UTC 6 years ago

Вот еще. Не на эту слегка тему.. но..
Is his darkly imaginative photography an intellectually camouflaged freak show or high art?
Товарисчам с неустойчивой психикой и повышенной чувствительностью, да и вообще на ночь глядя я не рекомендую смотреть на эти фотографии. http://www.livejournal.com/users/artkoshka/25487.html#cutid1

[info]felix___

August 23 2005, 23:42:25 UTC 6 years ago

Благодарю за ссылку

Хорошая проверка на прочность. Выдержал ровно семь минут. По часам. Потом позорным образом сбежал. Но тем не менее - впечатляет. Так что благодарил вовсе без ехидства, а искренне..

[info]unholy_

6 years ago

[info]design_girl

August 23 2005, 02:24:19 UTC 6 years ago

Ой да. Спасибо большое за фотки! Даже не мечтала их увидь в инете. Детки действительно получаются очень красивые. Даже не страшно.

[info]unholy_

August 25 2005, 16:35:26 UTC 6 years ago

Мерси за информацию. Хорошие фотографии.

[info]agnija8

August 29 2005, 20:55:34 UTC 6 years ago

очень интересно.

[info]gbrs

September 5 2005, 03:53:44 UTC 6 years ago

Да. Интересно.Совсем не страшно.Просто немного не по себе...

[info]lus_granny

September 13 2005, 03:53:14 UTC 6 years ago

Покойник - от слова "покой"...

Странным показалось мне то, что на сфотографированных мертвых лицах нет выражения того умиротворения и покоя, какое поражает и даже чуть-чуть примиряет со смертью, когда глядишь на близкого человека, лежащего в гробу, прощаясь с ним "вживую".

[info]protectthehive

September 19 2005, 17:07:06 UTC 6 years ago

кается спят... однако не проснутся

[info]werewolfa

November 23 2005, 09:52:31 UTC 6 years ago

страшно

[info]lenadoe

December 18 2005, 14:46:30 UTC 6 years ago

В нашей семье хранятся фотографии с похорон дедушки, прадедудшки и прабабушки, а также умерших младенцами детей бабушкиных сестер.

[info]busjavka

May 20 2008, 12:55:25 UTC 4 years ago

ух-ты

я сейчас пишу работу по посмертной фотографии, и про Россию -практически ничего не известно. Можете про них немножко рассказать?

Anonymous

January 7 2006, 20:13:38 UTC 6 years ago

some comments...

Ой... аж мурашки по коже забегали... Очень интересно. Но, по-моему, так нельзя, ведь это же ... покойники! Мне кажется, это сродни дедушке Ильичу в мовзолее... в том смысле, что это плохо для души умершего. Может я ошибаюсь... Захотелось даже почитать какую-нибудь литературу о "пост мортем".

[info]felix___

January 7 2006, 20:47:59 UTC 6 years ago

Хотя я много лет убеждаю себя, что я человек не склонный к суевериям, но втайне уверен, что это плохо не только для души умерших, но и для живых душ, во всяком случае, есть в этом обычае нечто противоприродное, но, увы, притягательное, хотя помимо суеверий не склонен и к некрофилии. Во всяком случае это попытка удержать умершего, остановить мгновение, не отпустить, положить карточку в альбом и со слезами молвить "навсегда моё". К сожалению литературы о "пост мортем" на русском языке очень мало, в сети тоже удалось найти мизер, но может быть у меня получится пробраться в архив музея фотографии, если паче чаяния, дело выгорит, результаты выложу в сети.
Previous
← Ctrl← Alt
  • 1
  • 2
Next
Ctrl →Alt →
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…