?

Log in

< back | 0 - 10 |  
Ксения Строева, она же - Арта [userpic]

Музей одной вещи

May 24th, 2017 (10:40 am)

  Музей одной вещи долгое время не обновлял экспозицию. Виноват, разумеется, кризис (но не экономический и не политический, а душевный кризис организаторов).
  Но вот сегодня на витрине появилось что-то новое: новорожденный младенец. Не настоящий, разумеется, ведь у нас людей в витрины не сажают, а, например, восковой или пластиковый, -- представляйте как хотите.
  А также представьте, что этот младенец только что родился в Римской империи в I веке н.э. Что его ждет? Нам сложно себе это представить, но – вероятнее всего, новорожденного просто выбросят. В Римской империи ребенок считался новым членом семьи только после того, как отец его признавал и принимал, ритуально поднимая на руки; в ином случае от ребенка избавлялись на вполне законных основаниях. Могли выбросить, могли просто убить.
  Почему? По разным причинам. Например, потому, что родилась девочка, а хотелось мальчика. Или потому, что ребенок обладал врожденным уродством. Или если муж подозревал, что ребёнок не от него. Бедные бросали детей, которых не могли прокормить; в семьях побогаче от детей отказывались, «чтобы не видеть их испорченными не ахти каким воспитанием, которое заведомо лишало их и достоинства, и статуса» (по словам Плутарха). Даже самые богатые римляне в интересах семьи предпочитали направлять все силы и средства на то, чтобы обеспечить положение в обществе двум, максимум трём детям, а от остальных отказаться и больше ничего о них не слышать.
  Римляне знали, конечно, что у египтян, евреев и германцев принято воспитывать всех своих детей, не отказываясь ни от кого. Относились к этому терпимо, но без понимания.
Что происходило потом с брошенными детьми? Ну, либо они умирали на улице, либо их подбирали работорговцы с целью последующей продажи. Иногда – реже, – не признав младенца, его тем не менее оставляли в доме или отдавали на воспитание соседям; но, разумеется, вырасти такой ребёнок мог только рабом.
  Что меня больше всего впечатляет – то, что отказ от ребёнка мог быть не только личным решением, но и религиозно-политической демонстрацией. После смерти пользовавшегося огромной популярностью Германика (военачальника и государственного деятеля), народ забрасывал камнями храмы (почему боги позволили Германику умереть?) и так же в знак протеста против воли богов родители отказывались от своих детей.
  А после того, как по воле императора Нерона была убита его мать Агриппина, неизвестный горожанин оставил ребёнка в самом центре форума, приложив дощечку с надписью «Я тебя не поднимаю, боясь, как бы ты не перерезал горло своей матери».
  В этом свете как-то по-новому предстаёт история про Ирода и избиение младенцев, правда?..

  P.S. Источник:
  История частной жизни: под общей ред. Ф. Арьеса и Ж. Дюби. Т. 1: От Римской империи до начала второго тысячелетия; под ред. П. Вейна. – М.: Новое литературное обозрение, 2014.

Ксения Строева, она же - Арта [userpic]

Турбины как лишние люди

May 20th, 2017 (05:46 pm)


Фото из группы театра ВКонтакте
  За что я ценю любительские театры – есть в них какой-то огонь. Неподдельные чувства, неподдельная искренность. Люди готовы не спать ночами, тратить время на репетиции, собирать или шить костюмы, отдавать деньги за аренду помещения, аппаратуры; а взамен они получают возможность воплотить свою идею. Просто сказать однажды залу… что-то. Что-то очень важное для себя.
  Люди захвачены идеей, они горят, и за этот огонь можно многое простить. То, что в профессиональном театре я сочла бы чудовищной лажей, здесь почти не замечается.

  29 мая я была в театре Александры Нероновой («ТеНер»). Смотрела «Дни Турбиных». Это последняя часть трилогии «Есть дороженька одна», которую составили спектакли о России начала XX века; первые две части – «На дне» и «Тевье-молочник» (кстати, про спектакль «На дне» я писала вот тут). Пьеса Максима Горького рисует жизнь опустившихся людей, обитателей ночлежки. Пьеса «Тевье-молочник» (по Шолом-Алейхему) – показывает жизнь и судьбы евреев в деревне, а булгаковская говорит о семье обывателей-интеллигентов в Киеве во время Гражданской войны. Три среза российской действительности, три разных общества со своими особыми обычаями и проблемами.
  Название трилогии дала песня (слова Самулила Галкина, музыка Александры Нероновой):
  Есть дороженька одна
  От порога до окна,
  От окна и до порога –
  Вот и вся моя дорога.

Read more...Collapse )

Ксения Строева, она же - Арта [userpic]

Поездка выходного дня

May 11th, 2017 (12:04 am)

  А мы с alestein на майских праздниках съездили в город Александров – в прошлом Александрова слобода, резиденция русских царей, особенно любимая Иваном Грозным. Мы гуляли по древнерусской крепости (сейчас это музей-заповедник), осматривали стены, церкви, царские палаты и подвалы под ними, колокольню. Они очень красивые, особенно в дымке нарождающейся зелени. Музейная экспозиция рассказывает об исторических событиях и – что лично мне гораздо интереснее – легендах, связанных с этим местом. Больше всего меня впечатлила легенда про крестьянина, инженера-самоучку, который сделал себе деревянные крылья, прикрепил их и прыгнул с Распятской колокольни – он сумел спланировать и приземлился благополучно, после чего (внимание!) был убит по приказу Ивана Грозного, искренне считавшего, что людям летать не должно. Есть в этой легенде что-то глубоко правдоподобное!

  Вот несколько фотографий, среди которых та самая Распятская колокольня и гравюра XVII века, изображающая попытку полететь на деревянных крыльях.

Смотреть?Collapse )

  В общем, для однодневных прогулочных выездов из Москвы город Александров всячески рекомендуется.

Ксения Строева, она же - Арта [userpic]

Ночь внутри

April 28th, 2017 (12:40 pm)


Фото с сайта театра

  Большое спасибо lesia_incolore, которая вытащила меня в Театр Луны на спектакль «Ночь нежна» (по одноименному роману Ф.С. Фицджеральда). Это было сплошное удовольствие от начала до конца. Актёры хороши. Костюмы – отличные. Свет, музыка, сценография – не к чему придраться. Сюжет развивается динамично, наполнен многочисленными аллюзиями, игрой смыслов – в общем, тоже хорош…
  …и только один маленький нюанс: Фицджеральд в своём романе совсем другое написал.

  Нет-нет, я не претендую на то, чтобы точно знать, что хотел сказать автор. Я просто помню его текст и вижу, что происходящее на сцене зачастую не совпадает с романом, а то и противоречит ему. Например, у Фицджеральда есть такие строки: «Николь переписывалась с Диком после своего нового замужества — о делах, о детях. Часто она говорила: «Я любила Дика и никогда его не забуду», на что Томми отвечал: «Ну, разумеется, — зачем же его забывать»». В спектакле, в сцене расставания Дика и Николь, Дик восклицает: «Николь, я люблю тебя, я никогда тебя не забуду!», и тут вклинивается Томми с репликой «Разумеется, – зачем же её забывать?». Совсем иной смысл возникает.

  Осознав эту фишку, я стала следить за происходящим на сцене с удвоенным интересом...Collapse )

Ксения Строева, она же - Арта [userpic]

Поздравляю

April 16th, 2017 (10:49 am)

  Всех, кто сегодня отмечает, поздравляю со светлым праздником Христова Воскресенья!

  Кстати, вы знали, что в некоторых семьях расписные яйца, которыми украшают дом на Пасху, принято доставать также на Рождество и вешать на ёлку? Они ведь красивые. И на шарики похожи. (Можно также усмотреть в этом символизм: на празднике в честь рождения полезно напомнить о смерти и воскрешении; начало и конец истории, альфа и омега... Можно усмотреть в этом символизм – а можно и не усматривать).
  Вот такое яйцо на ёлке я сфотографировала возле Георгиевской церкви в прошлом году во Владимире.

  

Ксения Строева, она же - Арта [userpic]

Будни нянюшки

April 11th, 2017 (10:35 pm)

  Девочка Мира (3 года) вместо слова «летающий» говорит «летальный». Это прекрасно само по себе, но в некоторых контекстах – особенно. Например, пересказывая мультик про свинку Пеппу, Мира сообщила, что «там была летальная зубная фея».
  Летальная зубная фея! Сильный образ.
  А мне, между прочим, в тот день вечером к стоматологу надо было идти…

  * * *
  Мире принадлежит также следующая гениальная фраза:
  – Мама, купи нам большой шоколадный торт, а мы будем тобой гордиться!

  * * *
  Читаю мальчику Серёже (4 года) «Азбуку» Маршака. Серёжа знает текст почти наизусть и иногда, опережая меня, произносит стихи сам. Доходим до буквы «О», и ребёнок декламирует:
  – Ослик был сегодня зол:
     Он узнал, что он козёл!
  Не вполне точно, но очень жизненно. Не стала поправлять.

Ксения Строева, она же - Арта [userpic]

Про Суздаль и розги

April 5th, 2017 (08:55 pm)

  

  В марте мы с мамой съездили в Суздаль. Говорят, летом и на Новый год там не продохнуть от туристов; но мы оказались в городе в межсезонье, и потому Суздаль показался нам очень тихим, спокойным и чистым. Белый снег. Купола церквей. Леденечные петушки на палочке. Крепостной вал, откуда мы смотрели на закат…
  И местный исторический музей мне понравился. Хочу показать, как хорошо там реконструировали гимназический класс начала ХХ века.

  Смотреть?Collapse )

Ксения Строева, она же - Арта [userpic]

В честь 1 апреля

April 1st, 2017 (12:45 pm)

  Вот такая вот задница торчит из стены на одной из улиц города Лиона.

  
  Снято в апреле 2016 года.

Ксения Строева, она же - Арта [userpic]

С праздником!

March 8th, 2017 (07:39 am)



Граффити из города Лиона (сфотографировано в апреле 2016 года).

Больше прекрасных дам, хороших и разных!

Ксения Строева, она же - Арта [userpic]

Права женщин и цветы вишни

March 7th, 2017 (02:19 am)

  Ролевая игра «Время вишен» была посвящена событиям Парижской коммуны (май 1871 года). Революционный дух и борьба за свободу и справедливость. Полный бардак и экономический кризис. Судьбу города и страны решают люди, не имеющие никакого управленческого опыта, в лазарете оперируют люди, не получившие полного медицинского образования, сражаться идут те, кто только вчера научился стрелять, но все они воодушевлены. В воздухе пахнет весной и порохом.
  А я играла простого обывателя. Сорокалетняя старая дева Марианна Левен держала кабинет для чтения и сдавала комнаты жильцам. Она любила свои книги, свой чайный сервиз и свою кошку. Любила побеседовать со священником. Особого зла никому не делала, особого добра – тоже.
  Коммунаров Марианна не одобряла, но из коммерческих соображений охотно предоставляла помещение своего читального кабинета для политических выступлений и публичных дискуссий.
  Во время игры там прошёл диспут о правах женщин, материалы которого Марианна (рекламы ради) оформила как единую статью и отправила в редакцию газеты «La Lanterne». Статью напечатали, но подвергли очень сильной цензуре.
  Необходимость цензуры, чего уж там, была очевидной, но мне как игроку нравится именно первый, не исправленный редакцией вариант, – а потому публикую его здесь как он есть.
  Краткая запись диспутаCollapse )

  P.S. После падения Коммуны Марианна Левен сумела остаться в живых; сохранила кошку и большую часть книг. Сервиз разбился, когда рядом с домом шарахнула бомба. Жаль, конечно, но и вполовину не так жаль, как священника отца Рене, который погиб, заслоняя Марианну от пули.

< back | 0 - 10 |