Home
Инверсия как способ рождения и трансформации культурных форм - 9 мая [entries|archive|friends|userinfo]
Homo erectus

[ website | ИНКИ ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

9 мая [May. 10th, 2007|04:51 am]
Previous Entry Add to Memories Tell a Friend Next Entry
[Tags|, ]

Я не смотрел 9 мая телевизор, проспал салют (встал очень рано, потому и срубился спать).
Я решил написать о своем отношении к празднику. Мое отношение к самим праздничным мероприятиям всегда одно и то же - одни напиваются, другие осваивают бюджеты на бессмысленные салюты и георгиевские ленты пятиметровой ширины. Тут сказать нечего, все, что можно сделать это просвещать, чтобы хоть через 50 лет как-то получше было у одних с чувством меры, а у других со вкусом.
Но речь не о том.
Я задаюсь вопросом, какой бы была наша страна, если бы не было войны, или она была бы короткая и не такая кровопролитная. Число жертв до сих пор не определено - то есть это дискуссионный вопрос, 8 миллионов человек погибло или 28.
Одна вещь известна достаточно достоверно. Если бы не было военных потерь, жертв гулага и раскулачивания, население страны могло быть вдвое больше (такой рост населения за это время зафиксирован в США). От себя добавлю, что и структура семьи и многие базовые представления были бы другие. В этом смысле мы абсолютно европейцы (весь 20-й век европейская Россия участвовала во всех событиях европейской истории (в отличие от США) и демографические события, оказавшие влияние на сегодняшнюю ситуацию у нас с Европой были общие). Другое дело, что даже население Германии пострадало меньше. Вопрос "почему?" вполне уместен. Рассуждать о том, что наша страна не была готова к войне, военная техника отстала, командующий состав был прорежен репрессиями правильно, но это подробности. Что же главное? Главное - принципы, на которых держалось огромное государство.
Вы смотрели наши фильмы конца 30-х годов? Когда я увидел "Волгу-волгу", я был в шоке - люди на экране ведут себя так, как будто их выпустили из психушки. Но не так как в индийском кино (где все будто объелись антидепресантов), у нас все намного хуже - на экране пациенты всех отделений: параноики вместе с кататониками. Одно общее у них - они очень далеки от реальности. Я думаю, что в таком же состоянии пребывали тогда почти все. Я видел тетрадку стихов, которые моя бабушка писала на фронт неизвестным ей солдатам - полное непонимание того, что происходит вне пределов черепной коробки; и так было у всех, а те, у кого было иначе, сидели за забором.
Я думаю, что такая заторможенность и невнимательность к внешнему миру были защитной реакцией. Мир был слишком недобр к человеку - как в каждой семье есть не вернувшиеся с войны, так в каждой же есть пострадавшие от репрессий. И такой была повседневная реальность 70 лет назад. Сегодня, когда в каком-нибудь государстве (хороший пример Израиль) ежедневно гибнут люди от взрывов, довольно очевидно, что вся страна ненавидит тех, кто эти взрывы организует и эта ненависть становится основным жизненным фоном, делающим людей немножко неадекватными.
А представьте, что те же самые виновники гибели людей другой неумолимой силой назначаются на роль предмета почитания и любви. Нормальная реакция на такое - шизофрения (расщепление сознания, которое не может соединить несоединимое).
Основные силы шизофренического населения уходят на внутреннюю борьбу и когда возникает реальная внешняя угроза, на быстрый ответ просто не хватает ресурсов. Сначала требуется долгая перестройка системы. А пока система перестраивается, гибнут люди. Не вдаваясь в подробности сделаю вывод: причины такого количества жертв в античеловечном и абсолютно неэффективном государственном устройстве сталинской России.

Если бы итогом войны стали еще какие-то изменения внутри нашего государства, можно было бы чему-то радоваться. Но другой выбор, выбор в пользу машины, а не человека был сделан в период перегруппировки сил.
Все, что я хочу сказать, сводится к тому, что мы празднуем победу машины, а люди не стали победителями - из тех немногих доживших ветеранов единицы могут похвастаться тем, что довольны какими-то аспектами своей жизни.
linkReply

Comments:
[User Picture]From: [info]gudnait
2007-05-10 05:08 am (UTC)

(Link)

вы отнимаете хлеб у вашей матушки, петр.
[User Picture]From: [info]_petrusha
2007-05-10 05:13 am (UTC)

(Link)

Нет, чтобы что-то доброе сказать. )

Я достаточно скромен, чтобы не совершать попытку отъема хлеба.
[User Picture]From: [info]gudnait
2007-05-10 05:18 am (UTC)

(Link)

на мой хуевый опинион, релика про контекстуальную преемстевнность поколений - это отнюдь не ЗЛОЕ высказывание, то есть не не-доброе.
[User Picture]From: [info]_petrusha
2007-05-10 05:22 am (UTC)

(Link)

Записал в свой блокнот "маша сделала мне комплимент".
Что вы кипятитесь, я же скобку там поставил.
А вообще мне интересно мнение людей по теме поста.
[User Picture]From: [info]gudnait
2007-05-10 05:38 am (UTC)

(Link)

поскольку все мнения меня считываются старой площадью, то я бы не взялась кивать по каждому из пунктов ( хочу работать на работе). в целом все верно.
[User Picture]From: [info]_petrusha
2007-05-10 05:40 am (UTC)

(Link)

А что на старой площади - все по-старому?
[User Picture]From: [info]zzmyxazz
2007-05-10 12:37 pm (UTC)

(Link)

Зато большинство может похвастаться тем, что победили.
From: [info]nevechnaya
2007-05-11 07:46 am (UTC)

(Link)

у меня вообще сложилось мнение,что народу нужен только повод,повод нажраться,поглядеть салют и т.п.
а что такое 9 мая действительно,понимают только ветераны..
[User Picture]From: [info]elya_blin
2007-05-15 01:06 pm (UTC)

(Link)

"Сегодня, когда в каком-нибудь государстве (хороший пример Израиль) ежедневно гибнут люди от взрывов, довольно очевидно, что вся страна ненавидит тех, кто эти взрывы организует и эта ненависть становится основным жизненным фоном, делающим людей немножко неадекватными".
- Петруша, не смотрите телевизор. :) Не ежедневно, во-первых. Во-вторых, во всех израильских войнах, во всех террактах людей погибло много меньше, чем в авариях на дороге. В-третьих, ненависти к арабам, поверьте, никакой нет. Очень много арабов-израильтян, которые живут и работают в Израиле, и любят эту страну. Палестинских арабов очень жалко. Раньше они приезжали в Израиль и зарабатывали. Сейчас потеряли эту возможность. Это трагедия для семей, особенно многодетных, каких там большинство. Тех, кто организует взрывы, любить сложно (и арабам, и израильтянам, и русским). Ваши слова об основном жизненном фоне, и о неадекватности израильтян меня удивили. Сколько лет вы прожили в Израиле, чтобы сделать такое диковенное умозаключение? :)
[User Picture]From: [info]_petrusha
2007-05-17 11:14 am (UTC)

(Link)

Вам охота поспорить о чем-то?
Я не вижу здесь предмета для спора.
[User Picture]From: [info]elya_blin
2007-05-17 11:23 am (UTC)

(Link)

Нет, не охота. Я вообще спорить не люблю. Просто вы написали, что Израиль - хороший пример, а я считаю, что это не удачный пример. Вот и все. :)
[User Picture]From: [info]_petrusha
2007-05-17 11:31 am (UTC)

(Link)

Вы читать умеете?
Писал я про другое, Израиль один раз упомянул, вы что-нибудь кроме этого слова увидели?

То, что я считаю тот или иной пример подходящим - мое дело и не требует обсуждения.
[User Picture]From: [info]elya_blin
2007-05-17 12:50 pm (UTC)

(Link)

С остальным я вобще-то согласна. С одной оговоркой. Я не люблю обобщений. Люди разные. И тогда были разные, и сейчас. Очень многие жили трудно, мама рассказывала и про голод, и про лишения, но ведь любили, работали, радовались, печалились - реально. И очень многие не теряли достоинства. Родители моей мамы были репрессированы, моя мама (12 лет) и ее младший брат и сестренка были в этот момент в деревне. Вернулись, а квартира опечатана. Все родные и друзья родителей сторонились их, как чумы. Но вот угрюмая, неразговорчивая пара, соседи, жившие особняком, приютили детей, прокормили и выучили...
...А бабушка, вернувшись из лагерей, рассказывала, что даже там очень многие продолжали поклоняться Сталину, не смотря ни на что.
Мы с вами не жили в то время, и никто из нас не может знать, какими бы мы были... Над чем бы смеялись, чему бы поклонялись.
Но я почему-то считаю, что мир добр к человеку. Это человек часто не добр к миру...
From: (Anonymous)
2007-09-28 03:57 pm (UTC)

(Link)

Ваша матушка очень неадекватно вела себя недавно в Израиле, с чего бы это?
[User Picture]From: [info]_petrusha
2007-09-28 04:49 pm (UTC)

(Link)

Хотите разговаривать - подписывайтесь.
From: (Anonymous)
2007-09-28 04:12 pm (UTC)

(Link)

Ваша матушка очень неадекватно вела себя недавно в Израиле, с чего бы это?