Надя Плунгян ([info]_palka) wrote,
  • Music: sparrow fields forever

Вера Ермолаева (по просьбе [info]grdash)

Сейчас в Москве идет первая за все время выставка Веры Ермолаевой. Я уже писала, что рекомендую сходить, но не очень развернуто. К сожалению, ее знают гораздо меньше, чем других знаменитых женщин авангарда вроде Натальи Гончаровой или Ольги Розановой. А между тем Ермолаева была одной из самых заметных и нетривиальных фигур раннесоветского (межвоенного) искусства, находясь постоянно в центре худ. жизни - в любой среде, куда попадала.
Училась она в Париже и Лондоне, по приезде в Москву вошла в круг Зданевича, Татлина, Ле-Дантю: основала футуристическое издательство "Сегодня": в составе УНОВИСа работала в Витебске с Малевичем, затем была секретарем и организатором Петроградского ИНХУКа. познакомилась с будущим цветом ленингр живописи 30-х; потом работала в Детгизе у В. Лебедева, иллюстрируя в т.ч. книги собственного сочинения.
Мне Ермолаева интересна тем, что она демонстрирует тот вектор развития нашего искусства, который мог бы состояться, не будь 1932 года, репрессий и погромных статей о графике\живописи. То есть она наиболее вольно осуществила ход к мистическому реализму и потом к сюрреализму (пластически по кр. мере). Ее живопись соверш. справедливо сравнивают с де Кирико, а я бы добавила еще Моранди и Бэкона. Нельзя забывать и параллели с поэзией - она много работала с обэриутами (Хармсом, Введенским, Олейниковым, Заболоцким) но для меня ближе всех, наверно, к Вагинову.
Ну и нужно упомянуть ее замечательные иллюстраторские работы, среди которых есть, в духе Лебедева, очень "предметные", а есть и мистические, визионерские вещи - например, вот эта илл. к "Дон Кихоту" и другие, которые я выкладываю под кат.





























это неизданные илл. к книге Хармса "Море"




"Иван Иваныч Самовар"





Ермолаева - совершенно ясный пример того, что принципы авангарда основаны не на односложной концепции, как сейчас это представляют деятели "актуального искусства", а в первую очередь на пластике. Переход к фигуративным вещам на рубеже 1930-х не составил для нее никакой сложности и имел глубокие внутренние причины. Другое дело, что не весь русский авангард смог совершить такой переход, потому что во многом был обрезан "сверху" различными постановлениями и остался в нашей памяти как стиль "без продолжения", что само по себе неверно.

К сожалению, ее путь был оборван точно так же, как Александра Древина, Романа Семашкевича и многих других. Основанная ей "Группа пластического реализма", которая собиралась у нее на квартире в 1927-34 гг. (В. Стерлигов, Л. Гальперин, М. Казанская, Н. Коган, О. Карташов, А. Батурин), была в полном составе арестована НКВД.

Ермолаева, осужденная по 58 ст на три года как "социально опасный элемент", была отправлена в Караганду, но через год (1937) получила повторное обвинение и была расстреляна. Реабилитирована только в 1989 г.



Выставку можно посмотреть в галерее Галеева по адресу Большой Козихинский пер. 19\1 (в арку). на вс сл их телефон 699 98 54


Если вам не трудно, напишите пару строк о своих впечатлениях от ее вещей. Для меня это очень важно.
И конечно, дайте ссылку на этот пост тем, кого это может затронуть (напр., хорошо бы, если бы выставку посмотрели знакомые иллюстраторы, там есть много интересных находок).
Tags: 1930s, искусство, ленинград, хроника

  • Post a new comment

    Error

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 74 comments
Previous
← Ctrl← Alt
  • 1
  • 2
Next
Ctrl →Alt →

[info]vash_pasha

February 11 2009, 11:26:49 UTC 3 years ago

спасибо!
вот еще ермолаева

и вся книжка http://vash-pasha.livejournal.com/110497.html

[info]_palka

February 11 2009, 13:36:04 UTC 3 years ago

класс! спасибо, Паша!

[info]_palka

3 years ago

[info]vash_pasha

3 years ago

[info]grdash

February 11 2009, 11:27:56 UTC 3 years ago

спасибо. Я сам не попаду (крутая лестница в подвал), но пошлю кого смогу.

[info]_palka

February 11 2009, 13:37:06 UTC 3 years ago

да, я тоже думала об этой лестнице, несправедливость ужасная
но обещаю приехать с альбомом непременно

[info]grdash

3 years ago

[info]_palka

3 years ago

[info]macleginn

February 11 2009, 11:29:57 UTC 3 years ago

Большое спасибо за пост, я никогда не слышал о Ермолаевой! Постараюсь дойти до выставки, если не получится, напишу о впечатлениях по репродукциям здесь :)

[info]_palka

February 11 2009, 13:38:15 UTC 3 years ago

отлично! советую все-таки сходить, потому что в Москве ее выставок вообще никогда не было, а вход в галерею бесплатный. И лучше большой компанией

[info]grdash

February 11 2009, 11:33:35 UTC 3 years ago

все эти фигуры можно бесконечно рассматривать.

[info]_palka

February 11 2009, 13:51:13 UTC 3 years ago

вот я и говорю поэтика схожая с В.
и еще сильнейшая у нее античная тема в 30-е
что интересно
переосм классического наследия

[info]grdash

3 years ago

[info]neska

February 11 2009, 11:46:39 UTC 3 years ago

ух ты
надо обязательно сходить
спасибо!

[info]_palka

February 11 2009, 13:51:56 UTC 3 years ago

очень рада что тебе было интересно!
а ты ходила на встречу к Марине?

[info]neska

3 years ago

[info]the_slider04

February 11 2009, 11:50:21 UTC 3 years ago

Классняк! Спасибо рассказ. Очень нравится.

[info]_palka

February 11 2009, 13:52:48 UTC 3 years ago

ура!
вы еще не переехали? я обещала позырить на Олюна в интерьере но не знаю как уместно ли то

[info]agafia_matvevna

February 11 2009, 12:17:38 UTC 3 years ago

Спасибо, коллега! очень познавательно.

[info]_palka

February 11 2009, 13:47:49 UTC 3 years ago

распространите материал, коллега, сделайте одолжение!
вот еще то что не написала в этом посте:
ее мать (А.В. Унковская) была урожд. баронессой Унгерн, отец (М.С. Ермолаев), потомственный дворянин, издавал в нач. века марксистский журнал "Жизнь", брат был активным меньшевиком. Эта привычка к маргинализиров. деятельности во многом объясняет ее деятельное и даже кипучее участие во всех основных процессах искусства 20-х-30-х (от студии Мейерхольда до малевичевского УНОВИСа и затем - Детгиза)
и вся эта готовность идти поперек течения, ломать канон - навстречу гибели в конечном счете -при тяжелейш болезни (диагноз полной атрофии ног). Передвигалась на костылях

[info]_palka

3 years ago

[info]sexadecimal_cat

February 11 2009, 13:28:37 UTC 3 years ago

Замечательные рисунки, завораживает.

[info]_palka

February 16 2009, 13:45:57 UTC 3 years ago

спасибо, что заглянули. советую там побывать.

[info]to_iurij

February 11 2009, 13:46:13 UTC 3 years ago

Местами очень хорошо: почти безликие или безликие фигуры и море.

[info]_palka

February 16 2009, 13:47:14 UTC 3 years ago

да, мне эти тоже нравятся.
А галерея кстати в двух шагах от музея Булгакова

[info]mary_joe

February 11 2009, 14:03:14 UTC 3 years ago

Спасибо! Мама приедет как раз - сходим.

Впечатления напишу попозже, потому что за рецензии типа "спасибо, клёво" меня ещё Зоя чморила. ;)))

[info]_palka

February 11 2009, 15:50:59 UTC 3 years ago

ну, я при всем пиетете к - все-таки не Зоя, так что не бойся меня!!!!!

[info]mary_joe

3 years ago

[info]russ_dilettante

February 11 2009, 16:35:15 UTC 3 years ago

http://img.photobucket.com/albums/v233/plungiweb/arthi/IMG_7737.jpg

Вот эта работа, по-моему, замечательная. И иллюстрации к "Морю". И "Квартет". И рыбаки, и портрет с книгой. И портрет без лица в зеленом, хотя и страшный. (Малевич, кажется, под старость писал фигуры без лиц.) Прочего же я не большой любитель, но это личное.

[info]_palka

February 16 2009, 13:49:20 UTC 3 years ago

рада, что Вы сюда зашли
да, мне живописные тоже очень нравятся
какой-то внутр вибрацией
а отчего эти личные причины? если, конечно, мой вопрос вам не неприятен

[info]petrark

February 11 2009, 16:59:07 UTC 3 years ago

Интересно, спасибо.

[info]_palka

February 16 2009, 13:50:23 UTC 3 years ago

м.б. дашь у себя ссылку? вдруг и лингвистам будет интересно сходить
редко бывает чтобы хотелось всех позвать

[info]petrark

3 years ago

[info]_palka

3 years ago

[info]petrark

3 years ago

[info]alterainu

3 years ago

[info]tetya_motte

February 11 2009, 17:33:24 UTC 3 years ago

Это чудесно! Спасибо Вам большое

[info]_palka

February 13 2009, 13:07:26 UTC 3 years ago

да это Вам спасибо.

[info]_palka

3 years ago

[info]tafen

February 11 2009, 18:22:55 UTC 3 years ago

Надя, а когда закрывается? Мы еще не выбирались:(
Но я в своем жж всех позвала :)

[info]_palka

February 13 2009, 13:06:26 UTC 3 years ago

22 марта) приходите!

[info]alenk_a

February 11 2009, 19:24:25 UTC 3 years ago

замечательная) я её не видела.
а где инфа про выставку?

[info]_palka

February 13 2009, 13:05:38 UTC 3 years ago

ээ как где, внутри поста
там даже адрес есть
она до середины марта примерно продлится

рада, что Вам понравилось!

[info]alenk_a

3 years ago

[info]gorushna

February 11 2009, 23:09:10 UTC 3 years ago

Получила удовольствие от даже от просмотра репродукций - так что обязательно постараюсь попасть на выставку). Почему-то раньне не была знакома с ее работами, хотя отдельные фрагменты (даже не целые работы, а именно фрагменты) неуловимо что-то напомнили, может быть, я их и видела, но тогда почему-то в памяти не отложились..
вИдение мира Ермолаевой чем-то напомнило мир Андрея платонова, его способ видеть: такая тихая, как бы камерная революция, состояние, в котором на самом деле заключена какая-то мощная пружина: гул заводских станков, воплощенный в акварели, ну и люди без лиц, конечно. Хотя отдельные работы навевают нечто хлебниковское. Впечатлило.

[info]_palka

February 16 2009, 13:52:14 UTC 3 years ago

Да да Платонов и Хлебников вот это точно так
и меня занимает что фигуратив и аванг. наследие совместимы таким образом
чем-то еще Вера Хлебн тянет в эту сторону, но у Ерм. намного более все цельно\самостоятельно

[info]man_gus_ta

February 12 2009, 19:37:39 UTC 3 years ago

мне очень понравился твой анонс и картинки. обязательно схожу.

[info]_palka

February 13 2009, 13:04:35 UTC 3 years ago

ура скажи друзьям

[info]alius_08

February 12 2009, 20:07:53 UTC 3 years ago

Спасибо!
Очень интересно, я слышала, что была, но не видела. Очень странно: как будто несколько разных авторов. М.б., в разное время?
Что-то напоминает кого-то конкретно из тех времен. Но есть совсем свое и сильное.
А до которого выставка открыта?

[info]_palka

February 13 2009, 13:04:01 UTC 3 years ago

до 22 марта, пн - выходной

живопись действ. отличается от того, что она в книге делала
и мне именно живопись больше всего нравится
но вообще это было такое время, когда художники пробовали себя в разных стилях\манерах одновременно

[info]alius_08

3 years ago

[info]_palka

3 years ago

[info]alius_08

3 years ago

[info]ne_goya

February 12 2009, 20:57:27 UTC 3 years ago

Кажется ее работы (правда не самые удачные) есть в книге "Авангард остановленный на лету". Интересный художник, хоть в силу обстоятельств она и не совсем состоялась.

[info]_palka

February 13 2009, 13:01:14 UTC 3 years ago

а, у меня этой книги нет, что-то все время денег жалею ее купить
но да
насчет того что не состоялась - я бы так не сказала
просто время еще не прошло, которое бы расставило все по своим местам
но ее место в истории искусства совершенно однозн., кк мне кажется

[info]girsh1

February 12 2009, 21:17:00 UTC 3 years ago

для меня ермолаева находиться рядом с александром арефьевым -
главным русским экспрессионистом 20 века

[info]_palka

February 13 2009, 12:49:52 UTC 3 years ago

да, меня всегда очень занимала связь ленинградской школы (от Русакова и Лапш. до Гринберга и др) с арефьевск. кругом
настолько вдохн. вообще ленинградская тема непрерывности традиции
хотя там, казалось бы, все условия для обратного - расстрелы, блокада и др

мне в этом смысле ваши вещи всегда ужасно нравятся когда я их вижу
спасибо что зашли ко мне

Anonymous

February 13 2009, 17:14:07 UTC 3 years ago

первая особенно понравилась
как-то издали показалось, что это о рыбаке с озера мутево
на след. неделе обязательно схожу
к.б.

[info]_palka

February 16 2009, 13:52:58 UTC 3 years ago

привет. ага, тебе будет близко

[info]baschmatschkin

February 14 2009, 10:13:21 UTC 3 years ago

Прекрасное деликатное искусство. И мистический реализм, как Вы написали, действительно. Мне очень понравились Дон Кихот (там воздушные слоны видны вдалеке)и (особенно) последняя картина с девочкой. Мне кажется, что зелёный человек без лица - это тоже девочка.

[info]_palka

February 16 2009, 13:56:07 UTC 3 years ago

да, наверно человеч. душа как явление - это такая девочка

[info]_palka

3 years ago

[info]trepang

February 16 2009, 13:52:42 UTC 3 years ago

прекрасная, между прочим.

[info]_palka

February 16 2009, 13:55:01 UTC 3 years ago

о, вы сходите обязательно
как же хорошо когда откликаются именно те люди на кот. рассчитывал бы
я бы хотела дать статью о ней в к-нб большое издание типа афиши
чтобы еще люди бы пришли
но как-то я отошла от дел
и не знаю никаких выходов теперь на печатные издания.

[info]f_t

February 23 2009, 14:19:36 UTC 3 years ago

прекрасная художница, пейзажи честно говоря меня по-настоящему поразили, и "синие" и "цветные".

[info]nofenigma

February 23 2009, 16:12:12 UTC 3 years ago

Спасибо большое, выставка очень хорошая!
Иллюстрации дивные, особенно поразили совершенно тончайшие-миниатюрные собаки :)
Previous
← Ctrl← Alt
  • 1
  • 2
Next
Ctrl →Alt →
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…