Израиль Кастро ([info]_o_tets_) wrote,
@ 2008-01-29 14:23:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:Интернет

О критиках и ниспровергателях
К юбилею Высоцкого активизировалось множество «критиков», посчитавших нужным храбро высказаться в духе «и мое мнение», чтобы с наслаждением почувствовать себя в роли ниспровергателей кумиров, идущих против фанатичной толпы поклонников В.С..

Про большую часть этих «ниспровергателей» не хочется даже всерьез говорить и тем более давать на них ссылки и рекламировать их имена. Идея «закидай дерьмом общепризнанную величину и прославься» настолько прозрачно просвечивает через каждое слово, что становится очевидным – так они и размножаются – ссылками на собственное дерьмо. «Вы слышали, А-н и Г-в написали, что Высоцкий - ...?! Ну разве не ...? А К-н сказал, что будь жив Высоцкий – он бы вступил в «Единую Россию»! Ну не ..?» - такова первая реакция практически любого нормального человека. Не проходит и двух дней, как их доблестные имена известны всем – цель выполнена. Только вчера я понятия не имел, кто такие А-н и Г-в, а сегодня уже знаю, что это те самые ..., кто написал, что Высоцкий - ... Ну и т.п. Степень дурнопахнущего абсурда тут просто зашкаливает – чем маразматичнее – тем лучше. Г-в в комментах договорился до того, что стихи Михаила Круга гораздо лучше стихов Высоцкого. «Он над нами издевался - ну сумасшедший, что возьмешь». Мысленно заменяем слово «сумасшедший» на слово «убогий» и становится совсем в тему. Собственно, что тут еще добавить?

Некоторые вместе с Высоцким вспоминают в том же контексте Окуджаву – почему бы не увеличить охват обосранных творцов, а, соответственно и гневный резонанс, а следовательно и рекламу? Например, в своей смешной статье журналист Б-й пишет «Все эти "дежурные по апрелю" и "комиссары в пыльных шлемах", не выдерживающие никакой критики с точки зрения текстуального качества но поданные свысока, проданные под видом особенного какого-то откровения, ИМХО, постепенно (через виа и рокеров) вырождаются в нынешние запредельно пошлые текстовки отечественного шоу-бизнеса.» Ну, «Сентиментальный марш» он, конечно, зря цитирует, ибо тогда ему придется признать, что Владимир Владимирович совершенно ничего не понимал в русском языке («текстуальном качестве»), а такой вывод не может вызвать ничего, кроме глумливой иронии. Если что - я Набокова, конечно, имею в виду.


Кстати, этот же человек, самоотверженно защищающий нашу культуру от растлевающего влияния Высоцкого и Окуджавы («именно они, два этих человека, повели русскую массовую культуру по ложному следу обманок и подобий») и злоупотребляющий словами «дискурс» да «генезис» пишет в своем ЖЖ так: «фроппировать», «дессидентство», «квентисенция». А это, заметим, не просто какой-то хрен с ЖЖ, а «действительный член Академии российской современной словесности, много сил положивший на борьбу с шестидесятниками и постмодернизмом». Можно только поздравить современную словесность, искалеченную Высоцким с Окуджавой, но взамен обогатившуюся такими вот кандидатами в доктора.

Впрочем, есть, например, статья Архангельского в которой хотя бы есть с чем спорить, а не просто ковырнуть ботинком, сказать «ишь ты», плюнуть и пройти дальше. Хотя, если разобраться, конструктива в ней до боли мало.

«Негласный кодекс чести советского интеллигента 70-х годов ХХ века, сформулированный Высоцким, сегодня устарел. Апеллировать к нему сегодня – это значит признаваться, что за 20 последних лет наше общество не выработало новых норм и категорий «приличного», представлений о хорошем и плохом.»

- читаем во втором же абзаце. Если я правильно понял автора, то т.к. признаваться в том, что (см. выше) – западло, значит признаваться не будем. А раз не будем, значит, Высоцкий устарел. Логика? Логика.

Впрочем, еще не стало понятно, что за «негласный кодекс чести» имеется в виду.

«Этика Высоцкого, впрочем, не уникальна – она присуща всей почти советской культуре 60–70-х, включая даже и антисоветскую, как справедливо заметили еще Вайль и Генис («60-е. Мир советского человека»).
Главным этическим постулатом эпохи 60-х было: человек хороший – обстоятельства плохи. То есть читай: не в человеке зло, а в системе. В советской или не советской – неважно. Таким образом, легко оправдывались любые предыдущие ужасы (например, сталинские). Не ты виноват, что бил во время допросов людей сапогами по яйцам – система виновата.»


пишет Архангельский. И это – о Высоцком?! Позвольте, а «Тот, который не стрелял», например, это про что вообще?..

Далее:

«Потому Высоцкий любим и будет любим у нас! Потому что это существование в режиме рывка, постоянной подготовки к поступку – оно очень удобно для оправдания собственной лени.
<…>
Таких «высоцких мужичков» – тех, кто так и остались до сих пор в этом семидесятском идеализме жить, – я до сих пор встречаю среди людей постарше.
Эти бородатые, с каэспэшным душком, сорокалетние певуны и ревуны, как правило, нигде не работающие (ну, а как? Ведь западло работать, когда кругом одни подлецы и палачи – а при таком отношении трудно найти работу), а оттого сидящие на шее у своих жен и матерей и похваляющиеся этим своим бездельем.»


Опять вопрос – про кого пишет автор? Про какого такого воспевателя обломовского образа жизни? Не знаю про кого, но не про Высоцкого точно. «Колея», цитируемая им «Баллада о борьбе», да чуть ли не все песни Высоцкого, - это оправдание лени и безволия?! И какую ответственность Высоцкий, работавший всю жизнь с неимоверной самоотдачей, несет за каких-то бородатых бездельников?

«Этот максимализм в оценке людей, талантом и напором Высоцкого в нас воспитанный – упрощенная картина мира, она несправедлива и непродуктивна.»

пишет Архангельский, чуть выше опять цитируя тот же отрывок из «Баллады о борьбе». Видимо, тут предлагается ориентироваться на инфантильных типов, понимающих все буквально и делающих жизнь с героев Вальтер Скотта. Может быть даже отцовским мечом размахивающих. Песня вообще-то о том, что к некоторым вещам нельзя быть равнодушным. Это я к Архангельскому, если что. А если он мерзавцев давно не видел – чтобы далеко не ходить, советую заглядывать, например, в топы блогов Яндекса - там их посты практически ежедневно висят. А еще лучше - включить телевизор. Рябит в глазах и зашкаливает.

Ну, и последнее, пожалуй (а то так долго можно).

«В Высоцком есть один потрясающий парадокс: при всей склонности его героя к бескомпромиссности – филигранное, доведенное до блеска умение пользоваться эзоповым языком.
<…>
Зачем пользоваться каретой, когда есть автомобиль? Недаром поколение 20-летних просто не понимает, зачем петь про жирафов или планету Тау Кита, а на самом деле иметь в виду каких-то людей или ситуации?
Свобода слова – это еще и свобода говорить прямо. В мире, где слова используются не для того, чтобы скрыть смысл, а напротив, чтобы его подчеркнуть, обозначить – нет смысла прибегать к недомолвкам.»


Мда… Сколько там времени от Эзопа до Высоцкого прошло? А термин живее всех живых. Впрочем, тут оптимизму автора остается только позавидовать.

---


За ссылки и мнение спасибо [info]mufta, [info]hojja_nusreddin и [info]zoil.



(Post a new comment)


[info]ivan_bel
2008-01-29 11:27 am UTC (link)
Да, спасибо за разбор. Меня статья Архангельского тоже многим задела.

(Reply to this)(Thread)


[info]_o_tets_
2008-01-29 12:58 pm UTC (link)
С первого взгляда она может показаться обоснованной. Поэтому и написал - про остальных и так все понятно.

(Reply to this)(Parent)


[info]siljah
2008-01-29 11:28 am UTC (link)
+24

(Reply to this)

Я не люблю уверенности сытой,
[info]jkl_jkl
2008-01-29 11:42 am UTC (link)
Уж лучше пусть откажут тормоза!
Досадно мне, что слово "честь" забыто,
И что в чести наветы за глаза
.

(Reply to this)


[info]silvery_scream
2008-01-29 11:46 am UTC (link)
вот-вот )) спасибо тебе огромное, отче! за подробный разбор того, о чём я не в силах был говорить, кратко обозначив автора как "мудака".
правда, спасибо. бальзам на душу.

(Reply to this)(Thread)


[info]_o_tets_
2008-01-29 01:19 pm UTC (link)
Да не за что, Дим.
Я колебался - стоит ли писать достаточно очевидные вещи, но все-таки решил, что стоит.

(Reply to this)(Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]silvery_scream, 2008-01-29 01:27 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]snake_elena, 2008-01-30 01:41 am UTC (Expand)

[info]jkl_jkl
2008-01-29 12:14 pm UTC (link)
«Сентиментальный марш» он, конечно, зря цитирует, ибо тогда ему придется признать, что Владимир Владимирович ...

ты какого ВВ имеешь в виду, _o_tets_???
и при чем тут вообще ВВ???

ты что-то там одновременно писал про ВВ, и потому Окуджава из БШ превратился в ВВ???

;)

(Reply to this)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]_o_tets_, 2008-01-29 12:57 pm UTC (Expand)
Владимиров Набоковых, как известно, было два :) - [info]jkl_jkl, 2008-01-29 02:09 pm UTC (Expand)

[info]krivs
2008-01-29 12:36 pm UTC (link)
праведен твой гнев, Отец!!!

(Reply to this)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]_o_tets_, 2008-01-29 12:56 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]krivs, 2008-01-29 01:13 pm UTC (Expand)

[info]nabludatell
2008-01-29 01:12 pm UTC (link)
И была охота читать всякие бредни? :-)
Я давно писала (уже не помню, где - но, кажется, еще не в ЖЖ, во время до-ЖЖ), что вот эта тяга опустить, оплевать, принизить - это бунальная обывательская зависть... Ну хочется им уравнять выдающихся с собой!
Хотя я лично не большая поклонница Высоцкого. Вот в детстве - да.

(Reply to this)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]nabludatell, 2008-01-29 01:16 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]_o_tets_, 2008-01-29 01:18 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]_o_tets_, 2008-01-29 01:17 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]veduta, 2008-01-29 01:30 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]_o_tets_, 2008-01-29 01:38 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]nabludatell, 2008-01-29 02:09 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]_o_tets_, 2008-01-29 02:20 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]nabludatell, 2008-01-29 02:25 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]_o_tets_, 2008-01-29 02:50 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]nabludatell, 2008-01-29 05:12 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]_o_tets_, 2008-01-29 07:20 pm UTC (Expand)

[info]lady_kneazle
2008-01-29 01:21 pm UTC (link)
О да.

Мне в статье Архангельского показались здравыми некоторые мысли про поколение "постаревших мальчиков", но тут я тоже сильно затрудняюсь определить степень ответственности именно Высоцкого. Полагаю, что Высоцкий таки не виноват :))

(Reply to this)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]_o_tets_, 2008-01-29 02:20 pm UTC (Expand)

[info]a_nefiodova
2008-01-29 02:00 pm UTC (link)
Фу ты, так это не тот Архангельский! А я-то удивляюсь на "мы, родившиеся в семидесятые". ("тот" - это Александр из телевизора)

(Reply to this)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]_o_tets_, 2008-01-29 02:06 pm UTC (Expand)

[info]philolag
2008-01-29 02:03 pm UTC (link)
К авторской песне всегда относился более, чем прохладно. Высоцкого всегда ценил, уважал и вообще - гениальная личность. Именно в совокупности всей его творческой деятельности.

В то же время мне не нравятся именно эти многочисленные восторги по его поводу, его "кумирство" и пр. Поэтому, читая пост Бавильского, был изначально на его стороне. Во многом. Но аргументация у моего земляка абсолютно убогая и квазиинтеллигентская, что ли.

Ваш пост понравился больше. :)

(Reply to this)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]_o_tets_, 2008-01-29 02:17 pm UTC (Expand)

[info]white16
2008-01-29 02:25 pm UTC (link)
Статья Архангельского гнусна, и называться она должна была бы по другому, или иметь подзаголовок: "Не мешайте нам жрать".

(Reply to this)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]_o_tets_, 2008-01-29 07:35 pm UTC (Expand)

[info]kasimasii
2008-01-29 02:53 pm UTC (link)
Своевременный и нужный пост, спасибо

(Reply to this)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]_o_tets_, 2008-01-29 07:35 pm UTC (Expand)

[info]rezoner
2008-01-29 03:00 pm UTC (link)
Старик, ты замечательный ассенизатор и водовоз! :) Спасибо, что взял на себя такой неприятный труд.

(Reply to this)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]_o_tets_, 2008-01-29 03:26 pm UTC (Expand)

[info]zoil
2008-01-29 04:03 pm UTC (link)
Неплохо, а расширить не могли бы для журнала?

(Reply to this)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]_o_tets_, 2008-01-29 04:11 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]zoil, 2008-01-29 05:03 pm UTC (Expand)

[info]cema
2008-01-29 05:36 pm UTC (link)
Всё верно, конечно. Но зачем вообще обращать на них внимание? Или всё-таки достают?

Update. Да, вижу по комментариям, что многих достало.

Edited at 2008-01-29 05:39 pm UTC

(Reply to this)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]_o_tets_, 2008-01-29 07:38 pm UTC (Expand)

[info]mufta
2008-01-29 06:37 pm UTC (link)
Спасибо, Илья. Вот я понимаю, что провокация0то дешевенькая, вот я понимаю, что от дурнопахнущих подадьше, вот я все понимаю. Но продышалась только сейчас. ну это как придут и посрут на могилу родителей. В общем-то, анонимно и недосягаемо посрут.
(пугающе) я живу оооочень недалеко от МИФИ. )) Вот как-нибудь выпью с Вами и Н.Н. и начну свободно "твкать"))))

(Reply to this)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]mufta, 2008-01-29 06:39 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]_o_tets_, 2008-01-29 07:24 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]mufta, 2008-01-29 07:36 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]la_clue, 2008-01-30 11:03 pm UTC (Expand)

[info]sage_snake
2008-01-29 07:45 pm UTC (link)
Спасибо за пост. Оторопь берёт при чтении сих шедевров. Нет слов, до чего дошли эти "учоные пузыри", плодожорки какие-то, выбирающие яблочки повкуснее и паразитирующие на настоящем - а гадость всякую ведь не полезут обгрызать, там себя не прославишь.

(Reply to this)


[info]kitschcat
2008-01-29 08:10 pm UTC (link)
когда песни Высоцкого и бардов в целом были актуальны в моей жизни, я ходила в походы с геологами. несмотря на свою бородатость, неотесанность и певучесть, эти мужики поражали меня своей деловой хваткой)) кроме того, я не очень понимаю как Архангельский мог прицепить к Высоцкому сорокалетних мужиков. у меня такое ощущение, что Высоцкий - это современник моей бабушки.

а молодежь его слушает. я слушала случайно, а вот ребенок десяти лет, с которым я занималась немецким, просто его вдоль и поперек отслушал и заслушал.

(Reply to this)


[info]gosha_kun
2008-01-29 09:06 pm UTC (link)
Людигады

(Reply to this)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]_o_tets_, 2008-01-29 09:14 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]gosha_kun, 2008-01-29 09:17 pm UTC (Expand)
культурный шок
[info]a_nefiodova
2008-01-29 09:12 pm UTC (link)
Йо-мойо, я таки полезла искать Яндексом, какой именно непроизносимый ужас написал Бавильский (кто такой Г-в и прочие, не сумела догадаться), заодно зацепила дискуссий вокруг и теперь сижу, чешу репу и не знаю, что сказать. Такие страсти кипят! Можно подумать, комментаторы делят наследство. Френды расплевываются, семьи распадаются, посвистывают какашки шпаги и оплеухи. И все это из-за отношения к Высоцкому. Раньше такой накал страстей мне доводилось видеть разве что в chto_chitat.
Ребят, что случилось-то?

(Reply to this)(Thread)(Expand)

Re: культурный шок - [info]hojja_nusreddin, 2008-01-30 05:42 am UTC (Expand)
Re: культурный шок - [info]_o_tets_, 2008-01-30 06:08 am UTC (Expand)
Re: культурный шок - [info]zhuravelle, 2008-01-30 01:03 pm UTC (Expand)
Re: культурный шок - [info]_o_tets_, 2008-01-30 01:10 pm UTC (Expand)
Re: культурный шок - [info]zhuravelle, 2008-01-30 01:46 pm UTC (Expand)
Re: культурный шок - [info]_o_tets_, 2008-01-30 01:49 pm UTC (Expand)
Re: культурный шок - [info]zhuravelle, 2008-01-30 02:18 pm UTC (Expand)
Re: культурный шок - [info]_o_tets_, 2008-01-30 02:34 pm UTC (Expand)
Re: культурный шок - [info]zhuravelle, 2008-01-30 02:53 pm UTC (Expand)

[info]hojja_nusreddin
2008-01-30 05:51 am UTC (link)
я бы выделил 2 общих тэзица:

1. "критики" Гавновы пользуюццо базарной логикой и элементарно врут:
пример, как у Вас, "мы не могли не выработать новый моральный кодекс эпохи великого дефолта, а значит, Высоцкий - устарел"

2. "критики" Гавновы - непрофессиональны и "возводят ложное свидетельство", утверждая, что Выс. - плохой поэт. Это утверждение следует опровергать не просто мнениями таких авторитетов, как Набоков или Бродский (патамушта у распизьдяев наготове хуйня, типо "Бродский хвалил тока слабых поэтов, например, Рейна").
А ОЧЕВИДНЫМ метрическим фактом - подсчётом процента точных рифм и свежих метафор. Или колич. цытат, ставших фольклором. Т.е. фактами объективными и от мнений независящими.
Поэтому, тут как с экспертизой антиквариата:
ошибся с атрибуцией - нахуй из профессии!

(Reply to this)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]_o_tets_, 2008-01-30 06:13 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]hojja_nusreddin, 2008-01-30 06:46 am UTC (Expand)
матерьяльцы :) - [info]hojja_nusreddin, 2008-01-30 01:48 pm UTC (Expand)
Re: матерьяльцы :) - [info]_o_tets_, 2008-01-30 01:50 pm UTC (Expand)
Re: матерьяльцы :) - [info]hojja_nusreddin, 2008-01-30 01:52 pm UTC (Expand)
до кучи :) - [info]hojja_nusreddin, 2008-01-30 05:10 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]la_clue, 2008-01-30 11:09 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]hojja_nusreddin, 2008-01-31 12:07 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]_o_tets_, 2008-01-31 10:06 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]hojja_nusreddin, 2008-01-31 10:51 am UTC (Expand)
wedding - оффтоп
[info]rec_play
2008-01-31 10:17 am UTC (link)
http://ifolder.ru/5172120 - фото-протокол :o)
пароль в смс от abm1968

(Reply to this)


[info]ukrfan
2008-03-18 10:38 am UTC (link)
Да, этот вариант мне ближе, спасибо... :)))

(Reply to this)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…