Dima ([info]_lord_) wrote,
@ 2008-02-26 14:31:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Мифы, на которых строится идеология современной РФ
Стало любопытно собрать воедино идеологические мифы, на которых последние минимум 20 лет строится мировоззрение и восприятие отечественной истории. В основной своей массе они пропитаны именно антисоветизмом, потому от этого для начала и оттолкнемся.

Начну с мифов начала XX века. Первая десятка.
1. Миф о благополучной, сытой царской России "до 1917-го".
Аргументы: масштабный голод, охватывавший обширные территории России в 1891-92, 1897-98, 1906-07 (согласно сл. Брокгауза и Ефрона), на фоне знаменитой фразы Вышнеградского "Не доедим, но вывезем" (голод 1891).

2. Миф о том, что большевики развалили Российскую империю в 1917-м.
Аргументы: Влияние большевиков до лета 1917 года на внутрироссийскую политику вряд ли можно всерьез оценивать как деструктивное. Его, собственно, можно считать и не было. Империя развалилась стараниями Николая II и, впоследствии, деятельностью Временного правительства ("парад суверенитетов") и т.д., см. далее.

3. О том, что большевики разложили армию.
Деникин: "У нас нет армии... развалило армию военное законодательство последних четырех месяцев" (на совещании в ставке под председательством Керенского 16 июля 1917 года).
Деникин Керенскому: "Вы втоптали наши знамена в грязь. Теперь.. поднимите их и преклонитесь перед ними... если у вас есть совесть"

4. О немецком золоте и сотрудничестве большевиков с немецким генштабом.
Соболев Г.Л. "Русская революция и немецкое золото"

5. О том, что большевики развязали Гражданскую войну.
Деникин "Очерки русской смуты"

6. О том, что большевики развязали террор (исходя из своих большевистских кровавых замыслов).
Красный террор был ответом на белый террор.

7. О том, что именно большевики придумали практику взятия в заложники.
Эту практику придумали еще в античных войнах.

8. О гонениях на церковь исключительно из кровавых большевистских воззрений (также, как и о поголовной любви населения начала века к церкви, как институту – не путать с религиозностью).
Церковь как организация самостоятельно влезла в политику, в ходе военного конфликта открыто заняв позицию белых. О народной любви к церкви как к организации можно судить по литературе начиная от Пушкина со сказкой "О Попе и его работнике Балде".

9. О том, что Белая гвардия стремилась к восстановлению «веры православной, власти самодержавной», т.е. была силой консервативной, ратующей за сохранение Российской империи в виде "до 1917 года".
Это нуждается в аргументации? Монархисты в Белой гвардии были в явном меньшинстве, а местами и преследовались.

10. О том, власть большевиков держалась исключительно на страхе перед всемогущим ЧК.
Не совсем понятно, каким образом ВЧК, чей штат летом 1918 года состоял из 113 человек, к концу года дорос до 600, и лишь к концу 1921 года достиг 110 тыс. чел (с войсками ВЧК) умудрялся держать в страхе все население России все время Гражданской войны.

Возражения, дополнения?
Думаю, собрать воедино подобные мифы было бы крайне полезно.
(кросспост в ру_политик)
(кросспост в ру_хистори

UPD:
Кросспост в "Антиревизионизм".
http://community.livejournal.com/antirevizionizm/87098.html


(Post a new comment)


[info]ea_rx
2008-02-26 12:03 pm UTC (link)
тогда и сразу - пояснения к каждому пункту - почему не так

(Reply to this)(Thread)


[info]_lord_
2008-02-26 12:09 pm UTC (link)
Согласен.

(Reply to this)(Parent)


[info]_lord_
2008-02-26 12:46 pm UTC (link)
Сделал

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]ea_rx
2008-02-26 12:55 pm UTC (link)
Спасибо!

(Reply to this)(Parent)


[info]smolenski
2008-02-26 01:19 pm UTC (link)
А кросспосты зачем? Скучно? Хочется большого, масштабного срача? :-)))

(Reply to this)(Thread)


[info]_lord_
2008-02-26 01:51 pm UTC (link)
Нет, просто интересна самая разная аргументация "за", "против" и "вместо", выходящая за рамки аудитории моего журнала =))

(Reply to this)(Parent)


[info]pappadeux
2008-02-27 03:41 am UTC (link)
7.

а кого волнует что и когда было придумано? претензия в том, что большевики ПРИМЕНЯЛИ эту придумку в массовом масштабе и с чудовищными последствиями

(Reply to this)(Thread)


[info]_lord_
2008-02-27 01:23 pm UTC (link)
С чудовищными последствиями?

(Reply to this)(Parent)


[info]contra_ventum
2008-03-03 01:07 am UTC (link)
Здесь безусловно много мифологии, однако важны акценты, актуальные до сих пор:
1. Крестьянство ничего не выиграло от Октябрьской революции.
5. Гражданская война началась с выхода большевиков из Учредительного собрания, т. е., с декларации его нелегитимности.
6-7. И красные, и белые виновны в терроре. Понятно, что время было такое, но по современным нравственным стандартам это было варварство.
8. После февральской революции церковь утратила власть и не несла никакой угрозы режиму. Расправа с церковлью была чистой воды местью.
10. Власть большевиков держалась на пропаганде, страхе и искренней поддержке. Страх в 1918 г. нагнетался отнюдь не только ЧК: оружие было у всех, и им пользовались.

(Reply to this)(Thread)


[info]_lord_
2008-03-03 07:46 am UTC (link)
=== 1. Крестьянство ничего не выиграло от Октябрьской революции. ===

Ну вот откуда Вы это берете? Это же очевидный миф.
Радикальное снижение детской смертности, многократное улучшение здравоохранения, поголовное массовое образование, механизация и электрификация хозяйства...
Наконец, если судить по чисто потребительским критериям. Отчего же при разделе Польши в 39-м сотрудники НКВД отмечали массовый переход польским населением границы с СССР с целью покупки товаров народного потребления в сельхозмагах?

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]contra_ventum
2008-03-03 10:23 am UTC (link)
Про раздел Польши таких историй не слышал, а вот статистических данных в пользу улучшения уровня жизни крестьянства (за исключением небольшой прослойки, проживавшей вблизи крупных городов) как-то не обнаруживается. Во время нэпа разве что было улучшение, но называть это заслугой революции странно. Что касается программ улучшения сельского образования и здравоохранения, то они были запущены еще при царе, большевики просто их продолжили. Если говорить о тех, кто по-настоящему заботился о крестьянстве - это были эсеры. Я уже не говорю о коллективизации. В 1920-е гг. даже Троцкий, который был сторонником коллективизации (в то время как Бухарин и Сталин были противниками), подчеркивал, что нельзя ее начинать, пока крестьяне сами не убедятся в преимуществе крупных хозяйств, опиравшихся на высокую технику. Но наступили 1930-е, у крестьян не осталось защитников, и для них все развивалось по наихудшему сценарию.

(Reply to this)(Parent)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…