You are viewing _ksa

 
 
05 November 2007 @ 02:32 pm
Легенда о "вольных" художниках, часть седьмая (Леонардо, Флоренция)  
За время службы Леонардо у Борджиа, во Флоренции всё опять поменялось - город выбрал себе правителя. Пожизненным гонфалоньером стал Пьетро Содерини - крупный торговец, извините за казёнщину, представитель зарождающейся буржуазии. Конечно торговец - не герцог, зато у него есть деньги.

Содерини действительно даёт Леонардо заказ - роспись одной из стен нового зала Палаццо Синьории. Вторую расписывает Микеланджело. Идея, следует отметить, была не лучшая, потому что мало кого Микеланджело так не любил, как Леонардо. Вообще, с возвращения Леонардо во Флоренцию то люди то судьба постоянно стравливают его с этим молодым, но уже очень знаменитым мастером. Да, молодым, соотношение возраста - один к двум, одному 25, другому - полвека, когда Леонардо уезжал в Милан, Микеланджело хорошо если буковки писать научился. Теперь он буковки писать умеет, успел послужить Лоренцо Медичи Великолепному, поссориться с занявшим его место Пьетро Медичи, поизучать античные руины, создать знаменитую Пьету, и славы у него хоть отбавляй. Кой чёрт его постоянно несёт грызться с Леонардо - мне неведомо, я, ребята, не психолог, а предполагать банальную зависть, мне даже как-то и неудобно. Хотя контраст они должны были составлять сильный: и в старости пижон и красавец Леонардо, способный очаровать почти кого угодно, со светскими манерами, холёными руками, и низкорослый Микеланджело, плюющий на одежду и опрятность, с перебитым носом и невнятной речью.

Их соперничество началось с мраморной глыбы, которую один криворукий скульптор неудачно проковырял. Леонардо предложили высечь из брака что-нибудь достойное, он отказался и Микельанджело немедля схватился за отвергнутый мрамор. И так схватился, что сделал "Давида". Потом флорентийцы не могли решить, куда этого Давида приткнуть - спиной к стеночке или посреди площади, и изныв от сомнений, создали худсовет с привлечением Леонардо. Худсовет порешил "по центру", хотя Леонардо голосовал за "у стеночки". Как я понимаю. после этого у скульптора на живописца отрос ещё один зуб. И вот теперь эту парочку насильственно стаскивают расписывать один зал.

Сюжетом была выбрана битва при Ангиари, в которой флорентийцы наваляли миланцам. Каждый из художников выбрал то, в чём был сильнее: Микеланджело решил изобразить большое количество нагих мускулистых парней (был там момент, когда купавшимся солдатам пришлось прямо из реки и с голыми задницами спешить в бой), а Леонардо сцену конной схватки в духе "смешались в кучу кони, люди..."

Собственно Вазари описывает это так: "Он изобразил группу всадников, бьющихся из-за знамени, - вещь, признанную превосходнейшей и в высокой степени мастерской из-за удивительнейших замыслов, которые он применил при изображении этого смятения. Ибо в нем выражены ярость, ненависть и мстительность - у людей столь же сильно, как у коней: в частности, две лошади, переплетясь передними ногами, бьются зубами так, как бьются из-за знамени сидящие на них всадники; при этом один из солдат, стиснув знамя руками и налегши плечами, понукает лошадь к галопу и, обернувшись лицом назад, прижимает к себе древко знамени, чтобы силой вырвать его из рук остальных четырех; а из тех - двое защищают его, ухвативши одной рукой, а другой подняв меч и пытаясь перерубить древко, причем один старый солдат, в красном берете, вопя, вцепился одной рукой в древко, а другой, замахнувшись кривой саблей, наносит удар, чтобы перерубить руки тем обоим, которые, скрежеща зубами, пытаются отчаянными усилиями защитить свое знамя. А на земле, между ногами коней две взятые в ракурсе фигуры бьются между собой, причем один лежит плашмя, а другой солдат, над ним, подняв как можно выше руку, заносит с величайшей силой над его горлом кинжал, тогда как лежащий, отбиваясь ногами и руками, делает все возможное, чтобы избежать смерти. Нельзя передать, какими разнообразными нарисовал Леонардо одежды солдат, равно как их шлемы и другие украшения, не говоря уже о невероятном мастерстве, какое он обнаружил в формах начертания лошадей, крепость мускулов которых и красоту стати Леонардо умел передавать лучше, нежели кто-либо. Рассказывают, что для выполнения этого картона он построил искусственное сооружение, которое, сжимаясь, поднимало его, а расширяясь, спускало".

Рисунок с этого картона выполнил Рубенс (советую делать поправку на стиль Питера-Пауля):



Начатая работа погибла из-за... вы угадали - страсти Леонардо к экспериментам. На этот раз он не стал мешать масло с темперой, а попытался работать восковыми красками, которые надо было подогревать для сцепки со стеной. В результате фреска "истаяла" по формулировке современников. Думаю, во время прогрева одного участка могли "поплыть" соседние.

Куда пропал позже картон Леонардо, мы не знаем, картон Микеланджело был уничтожен из зависти скульптором Баччо Бандинелли - скверным художником и талантливым интриганом.

Я вот тоже человек несовершенный и поэтому мне ещё в детстве, для того, чтобы расставить в голове "люблю-не люблю" хватило одной вычитанной сценки - её описал анонимный биограф Леонардо и она весьма показательна: "Около церкви Санта Тринита стояли несколько человек и обсуждали какие-то темные стихи у Данте. Они подозвали Леонардо и попросили его разъяснить им это место. Но Леонардо, увидев в этот момент, что идет Микеланджело, ответил им: - Вот Микеланджело объяснит вам (Микеланджело действительно хорошо знал поэзию Данте). А тому при его мнительности показалось, что Леонардо хочет посмеяться над ним. И он сердито крикнул ему: "Разъясняй сам, раз ты сделал модель "Коня", чтобы отлить его из бронзы, не сумел отлить и в таком положении позорно его оставил". Сказавши это, - он повернулся и ушел, а Леонардо остался стоять весь красный от его слов".

Между прочим, будь на месте Леонардо, скажем Бенвенуто Челлини - я бы за жизнь Микеланджело не дала и сухой дохлой мухи. Потому что нравы были те ещё, Бенвенуто в таких случаях отдавал предпочтение хорошему кинжалу, и удар в спину за подлость не считал. А Леонардо, здоровый между прочим дядя, даже морду сопляку не набил. Вежливый, чёрт.

Вот кому как - а мне противно стало. Наорал на пожилого человека, и хоть бы за дело. Посмотрела бы я, как Микельанджело сумел бы справиться с задачей "изготовить бронзовую скульптуру, при условии, что бронза пошла на пушки". Нет. Не люблю. Хороший художник, скульптор гениальный, характер - говно.

С попытками спасти фреску Леонардо провозился почти два года. Помимо этого он писал один портрет, который благодаря обложке "Кода да Винчи" надоел всем до зубной боли. Кстати. если кто хочет спросить меня в комментах, не является ли "Мона Лиза" автопортретом Леонардо - лучше уж сразу меня отфрендите. Потому что стану буйна и начну плеваться. А если вам хочется посмотреть на Леонардо зрелого возраста, хотя и считается, что его автопортертов этого времени нет - посмотрите на лицо "идеального человека":


- в нём вы найдёте куда больше сходства с пропорциями лица Леонардо, чем у "портрета некой флорентийской дамы". Потому что для художника "пропорционально и изящно сложенного", да ещё порядочного эгоцентрика нет ничего естественней, чем взять за образец идеального человека собственное себя.

Когда стало понятно, что фреску в зале "Синьории" не спасти, художник махнул рукой и на неё и на Флоренцию и свалил во Фьезоле - учиться летать. Ну, во всяком случае, большая часть чертежей летательных аппаратов относится к этому времени. И вот эта запись: "С горы, носящей имя большой птицы, начнет свой полет знаменитая птица, которая наполнит мир своей великой славой" - там была гора "Лебедь" с одним весьма отвесным склоном.

Итак, что мы имеем в сухом остатке от второго флорентийского периода: "Мадонну в скалах" луврский вариант:



несостоявшуюся "Битву..." и портрет жены купца Франческо дель Джокондо, который вы и так все видели:


. Он, кстати, порядком урезан. Судя по ранним копиям с неё, по бокам должны быть колонны балкона, на котором она сидела.
 
 
( 30 comments — Leave a comment )
Екатеринаcatherine_catty on November 5th, 2007 12:42 pm (UTC)
не по теме
Оксана! Это я!
Катерина
_ksa   - мать-настоятельница обители Санблюкет_ksa on November 5th, 2007 01:25 pm (UTC)
Re: не по теме
Вижу:)
zenkazekomarova on November 5th, 2007 12:51 pm (UTC)
Спасибо!
nastasiahudoznik on November 5th, 2007 12:51 pm (UTC)
>И вот теперь эту парочку насильственно стаскивают расписывать один зал.

Это как раз понятно... расчет на то, что каждый из духа соперничества изобразит лучшее, на что способен.
_ksa   - мать-настоятельница обители Санблюкет_ksa on November 5th, 2007 01:25 pm (UTC)
Это-то понятно, а им каково?
kot_kamyshovyjkot_kam on November 5th, 2007 01:46 pm (UTC)
А кого это е... волнует?
_ksa   - мать-настоятельница обители Санблюкет_ksa on November 5th, 2007 10:01 pm (UTC)
Тут такая фигня получается (по моему скромному мнению) - Леонардо совершенно не способен был работать лучше или хуже на энергие соперничества. Потому что такие люди или делают на пределе возможного или ищут способ не делать вообще.
_ksa   - мать-настоятельница обители Санблюкет_ksa on November 5th, 2007 10:01 pm (UTC)
На энергии, конечно.
nastasiahudoznik on November 5th, 2007 02:20 pm (UTC)
ну дык! обидеть худож кого еб волнует чужое горе!
Natasha 'RedCat' Ivanovared_cat on November 5th, 2007 04:59 pm (UTC)
"такой характер!" ;-)
_ksa   - мать-настоятельница обители Санблюкет_ksa on November 5th, 2007 10:01 pm (UTC)
Ага
Скорпикошкаaikin on November 6th, 2007 06:58 am (UTC)
Как здорово, что ты находишь время и силы на этот проект... Спасибо!
peremolotperemolot on June 2nd, 2009 07:01 pm (UTC)
Во-первых, Челлини, при всем его буйстве, настолько уважал Микеленджело, что скорее зарезался бы сам.
Во - вторых, этот "пожилой человек", на которого наорал Микеланджело, вел себя по-свински, предлагая синьории затыркать Давида подальше от людских глаз, из зависти, естественно. Он вел себя не как благородный художник, а как мелкий завистник. И было чему завидовать - он ведь проиграл соревнование в росписи Синьории. Это подтверждено его современниками и нашими современниками. Кроме того, заметьте, Леонардо начал картон к росписи раньше на год, чем Микеланджело и закончил на год позже. В это время Микеланджело уже вовсю работал в Риме.
Леонардо - это просто попсовая дутая звезда эпохи Микеланджело.
Посмотрите на интонацию работ Микеланджело и, к примеру, Тайную вечерю Леонардо. "Кто спиздил кошелек?" - вот ее название.
_ksa   - мать-настоятельница обители Санблюкет_ksa on June 3rd, 2009 04:35 am (UTC)
В силу своей профессии, я достаточно много смотрела и на работы того и на работы другого автора. И с тем же успехом могу сказать - "посмотрите на мужика с приставленными сиськами" глядя на микеланжделовское "Изгнание из рая". Вы любите Микеланджело, а я Леонардо. И давайте на этом расстанемся.
peremolotperemolot on June 3rd, 2009 04:56 am (UTC)
Причем тут любовь? Я защищаю Микеланджело от клеветы.
_ksa   - мать-настоятельница обители Санблюкет_ksa on June 3rd, 2009 06:56 am (UTC)
Он вас лично об этом попросил?
Ну так сходите и выскажите это современникам Микеланджело. Это, знаете ли они заметили, насколько его пучило при виде Леонардо.
Смешно, а? богат, заказов дофига, властью обласкан, а всё при видне неудачнико-Леонардо в бешенство впадает.
я давно заметила, что каждый читает не то, что написано, а то, что хочет прочесть. вы вот немедля начинаете мне объяснять, насколько уважал Микельанджело Челлини, а я-то всего хотела сказать, насколько Леонардо, в силу склада души, был неспособен к прощадной склоке.
разойдёмся, давайте? я Вас бешу, Вы мне скучны, а так как и мне и вам по способностям далеко до вышеупомянутых исторических личностей, на описание нашей грызни даже Вазари не найдётся.
peremolotperemolot on June 3rd, 2009 03:34 pm (UTC)
Re: Он вас лично об этом попросил?
Да, его защитить некому. Леонардо по-попсовому раскручен.
Микеланджело пучило при виде Леонардо, потому что он был оскорблен его нечистоплотностью.
Если Вы не любите критики по поводу Ваших текстов, так не публикуйте их в ЖЖ. Ибо размещение текстов в ЖЖ есть публикация. Вы публикуете свое мнение. Если публикуете, извольте отвечать за свои слова.
_ksa   - мать-настоятельница обители Санблюкет_ksa on June 3rd, 2009 08:30 pm (UTC)
Re: Он вас лично об этом попросил?
Вы такой зайка.
peremolotperemolot on June 4th, 2009 06:10 pm (UTC)
Re: Он вас лично об этом попросил?
Значит, разговор не получился. Зачем же кривляться.
_ksa   - мать-настоятельница обители Санблюкет_ksa on June 4th, 2009 06:43 pm (UTC)
Re: Он вас лично об этом попросил?
Что Вы, я совершенно серьёзна. Я вообще в какой-то момент становлюсь предельно нежна с людьми, которые прибегают поучить меня: как мне писать, что читать, чем за базар отвечать, кого в искусстве любить, чтобы мои тексты наконец-то и их удовлетворили.
Женщин этой породы я называю милочками, мужчин - зайками. потому что очень-очень вежлива. Аж самой противно.
Ulissstroke_edge on June 3rd, 2009 09:03 pm (UTC)
Re: Он вас лично об этом попросил?
Ну чего ты в самом деле? Это журнал Ксаны, она, кроме того, что знает — о чем говорит, еще и высказывает свое личностное отношение к тому, что знает.
Высказал свое мнение — ну и достаточно, чего бодаться-то в самом деле?
_ksa   - мать-настоятельница обители Санблюкет_ksa on June 3rd, 2009 09:45 pm (UTC)
Re: Он вас лично об этом попросил?
Это, Эд, фигня. я ж ещё и Дюрера не шибко люблю.
Ulissstroke_edge on June 3rd, 2009 10:22 pm (UTC)
Re: Он вас лично об этом попросил?
У, скольких я не люблю, ты б знала... :)
_ksa   - мать-настоятельница обители Санблюкет_ksa on June 3rd, 2009 10:32 pm (UTC)
Re: Он вас лично об этом попросил?
нет, нам уже жизненно необходимо выпить. у нас с тобой на двоих яда хватит, чтобы сделать план серпентарию..
Ulissstroke_edge on June 3rd, 2009 10:41 pm (UTC)
Re: Он вас лично об этом попросил?
Эх, когда я теперь доеду — вопрос…
peremolotperemolot on June 4th, 2009 05:41 am (UTC)
Re: Он вас лично об этом попросил?
А чего не пободаться-то? А то в ЖЖ многие общаются междометиями "ух ты", "молодец", "ништяк" и т.д.
А этим супергением Леонардо уже задолбали. Он закрыл собой всю сложную и прекрасную эпоху Возрождения. Меня раждражает не Леонардо, бог с ним, а неглубокое попсовое понимание эпохи, насаждаемое и внушаемое СМИ. Опять же этот "Код да Винчи".
_ksa   - мать-настоятельница обители Санблюкет_ksa on June 4th, 2009 06:25 am (UTC)
Re: Он вас лично об этом попросил?
Не читайте Код да Винчи - делов-то.
Вы относитесь к категории сетевых Портосов - "я дерусь, потому что дерусь"(с). Я, кстати, тоже. Так что смысла бодаться со мной Вам нет. Во первых, потому что Портосы непереубеждаемы, во вторых - потому, что аргументация у Вас дохлая и на тонких ножках.

Edited at 2009-06-04 06:31 am (UTC)
Ulissstroke_edge on June 4th, 2009 06:27 am (UTC)
Re: Он вас лично об этом попросил?
Ну это явно не к хозяйке журнала претензии, уж она-то к «неглубокому попсовому пониманию» совершенно никаким боком.
А что котдавинчи — позорная поделка для лохов, так никто с этим фактом и не спорит.
_ksa   - мать-настоятельница обители Санблюкет_ksa on June 4th, 2009 06:53 am (UTC)
Re: Он вас лично об этом попросил?
Понимаешь, Эд, я всё жду, когда твой друг, обвиняющий меня в клевете, приведёт какие-нибудь аргументы, кроме своего огнепального желания (раз уж ему так не хочется покидать территорию). Меня бы убедили: письма, дневники наших героев и современников наших героев (не позже Вазари - полста лет тут предел), в которых недвусмысленно говориться, что Леонардо как-либо подсиживал Микельанджело (ситуация с Давидом - не показательно, его мнение "поставить у стеночки" не было единственным) либо высказывался нелицеприятно о нём в глаза и за глаза, как это позволял себе Микельанджело (инцидент на площади, заглазное высказывание Микельанджело по-поводу трактата о живописи). Аргументы "он - великий художник" не принимаются - в тексте поста я это не отрицаю, а характер - всё равно говно, Рафаэля и то довёл до фразы "а ты в одиночестве, как палач", а тот куда как вежлив был. Аргументы о щедрости, глубоких мыслях и поэтических способностях не принимаются - я нигде не сказала, что он жадина, дурак или плохо писал стихи.Аргументы исследователей нашего времени не принимаются - они базируются на всё тех же дневниках, письмах, биографиях того времени, и так же окрашены личным подходом.
Ещё неплохо бы опровержение того, что Микельанджело для себя сделал довольно детальный набросок с леонардовской Марии и Анны (хранится в Германии, кажется, но сейчас проверять не буду), а то получается, что сам мастер считал Леонардо стоящим художником - то, что не зацепило, для себя обычно не срисовывают. Ну и где-нибудь можно поискать опровержение того, что Микельанджело взялся за Давида, узнав, что от заказа отказался Леонардо. А то пока мы имеем это упоминание в биографиях, получается что соперничество началось до того, как готовую скульптуру ставили на площадь, а по мнению твоего френда все обидки Микельанджело из-за этого решения Леонардо.
А пока - сплошная поэзия и топыренье пальцев.
Ulissstroke_edge on June 4th, 2009 07:09 am (UTC)
Re: Он вас лично об этом попросил?
Ксан, ну ты совершенно права, я разве спорю? :) факты требуют подтверждений, а личное отношение в обосновании вообще не нуждается, так что спор о личных предпочтениях смысла априори не имеет.
( 30 comments — Leave a comment )