_granata_ ([info]_granata_) wrote,
@ 2005-11-21 19:41:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
"Братья наши меньшие"
Читаю роман Владимира Данихнова «Братья наши меньшие». К сотой странице романа фантастических элементов, допущений и т.д. около десятка:
1. Мрут животные, от «мясного вируса». Люди поголовно вакцинируются, стреляют голубей и налегают на овощи.
2. Главный герой обладает замечательной способностью с первого взгляда точно определять возраст любого человека. Даже по фотографии. Пока что ему не попадались фотографии повзрослевшего или постаревшего человека.
3. Женщины в романе поголовно занимаются проституцией.
4. «Зеленые» добились своего и доказали человечеству, что животные – разумны, а есть братьев по разуму неэтично. Поэтому кур оглупляют искусственно.
5. Посреди города появилась загадочная «Ледяная башня», причем каждый человек видит её по-своему.
6. Выпускаются человекоподобные роботы, обладающие искусственным интеллектом. Обыватели их ненавидят. Знакомый ГГ мальчик-робот страдает аутизмом.
7. У некоторых людей на теле появляются черные пятна-опухоли.
8. Появились существа, отличить которых от настоящих людей может только ГГ – он не видит их возраста.
Калейдоскоп. Чернушный калейдоскоп идей и ситуаций. Автор отдает себе отчет в том, что его конёк – рассказы. Поэтому роман – попытка увязать множество рассказов между собой. Не случайно главы романа называются «сплетениями». Но всё равно, читать книгу тяжело. Мысли разбегаются, внимание дробится, отдельные сцены вызывают очень сильный эмоциональный отклик, чаще всего – отрицательный, но переходы между эпизодами настолько резки, что эмоциональный заряд предыдущего накладывается на следующий. В результате главного героя я уже ненавижу, он вызывает у меня физиологическое отвращение. Читаю с трудом.
Ах, да. «…А серые двери в камеры поскрипывали на сквозняке. Двери были сварены из кусков металла, в местах стыка шел неровный шов, а в верхней части двери умещалось оконце, закрытое жестяной ставенкой». Наверное, современные тюрьмы не отличаются основательностью. Приходилось мне видеть тюремные двери, в моей школе когда-то размещалось местное отделение НКВД, а в подвале были камеры. Двери были металлические, очень тяжелые, стронуть их с места мог только ураган. А тут – сквозняк… Хлипкие, видать, двери в этой тюрьме.
И если столько возятся с курами, почему не запрещена охота на кошек?! Куда смотрит милиция!
Ладно, впереди ещё 300 страниц. Посмотрим, удастся ли автору свести все сюжетные линии в стройное и логичное целое. Боюсь разочароваться.



(Post a new comment)


[info]danihnoff
2005-11-22 04:27 pm UTC (link)
=«…А серые двери в камеры поскрипывали на сквозняке. Двери были сварены из кусков металла, в местах стыка шел неровный шов, а в верхней части двери умещалось оконце, закрытое жестяной ставенкой». Наверное, современные тюрьмы не отличаются основательностью. Приходилось мне видеть тюремные двери, в моей школе когда-то размещалось местное отделение НКВД, а в подвале были камеры. Двери были металлические, очень тяжелые, стронуть их с места мог только ураган. А тут – сквозняк… Хлипкие, видать, двери в этой тюрьме.=

Дальше этот момент объясняется. Не уверен, правда, что вам объяснение понравится:(

Спасибо за отзыв! В смысле, за начало его;)

(Reply to this)(Thread)


[info]_granata_
2005-11-22 07:46 pm UTC (link)
Поживем - увидим :)
Не за что пока спасибовать :)
Кстати говоря, Вы в конкурсе КЛФ участвуете?

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]danihnoff
2005-11-22 07:57 pm UTC (link)
К сожалению и увы:)
Много конкурсов в сети, не на каждом получается...

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]_granata_
2005-11-22 08:16 pm UTC (link)
Ничег, какие ваши годы :)
Прочитала про "так надо" ;)
Пойду книжку читать дальше :)

(Reply to this)(Parent)


[info]lartis
2005-11-22 05:02 pm UTC (link)
Знаешь, я книжку начал читать как раз перед поездкой в Киев. Сейчас дочитываю - немножко осталось. В целом - то же впечатление, что и у тебя.

Когда приступал к чтению "Братьев", то, зная Данихнова, как великолепного рассказчика, предполагал что-нибудь написать о книге.
Сейчас уже не хочется.
Разве что - выложить несколько стилистических ляпов?
Но это было бы, наверное, каким-то несправедливым актом по отношению к Данихнову, поскольку словом он владеет достаочно хорошо, просто "Армада", как мне кажется, не редактирует выпускаемые у них романы вовсе...

(Reply to this)(Thread)


[info]danihnoff
2005-11-22 05:21 pm UTC (link)
Насчет ляпов, я не против, бо после выхода книги сам обнаружил несколько, увы. Теперь жутко стыдно. Может, что-то еще пропустил?
:)

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]lartis
2005-11-22 05:27 pm UTC (link)
Завтра:)

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]lartis
2005-11-23 06:40 pm UTC (link)
Здесь:
http://www.livejournal.com/users/lartis/257701.html

(Reply to this)(Parent)


[info]jelounov
2005-11-23 07:20 am UTC (link)
Не переживай, со всеми бывает.
А депрессняк меня от твоих рассказов не накрывает никогда. По сравнению с фильмом "Кладбище домашних животных" - они добрые и жизнеутверждающие;)

UPD. Смотри, кто-то специально под рецензию на твою книшку завел ЖЖ.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]_granata_
2005-11-23 02:43 pm UTC (link)
То, что пост о романе в этом ЖЖ первый, совсем не означает, что только этот роман здесь будет обсуждаться. Знаете, то, что мы беседуем заочно, совсем не означает, что вежливость как таковая отменяется.
Кроме того, я уверена, что как раз Володя Данихнов прекрасно знает, чей это журнал.

(Reply to this)(Parent)


[info]jelounov
2005-12-07 09:45 am UTC (link)
Хе-хе, почитал я что тут пишут. И ругаются и хвалят. С хорошей книгой всегда так - равнодушным никто не остается. Значит, тебя можно еще раз поздравить!:)

(Reply to this)(Parent)


[info]_granata_
2005-11-22 08:08 pm UTC (link)
Я помню, ты говорил. У меня дело вообще туго идёт :((
Рассказы у Данихнова хороши, но практически все - мрачные. Хотя малыми дозами их беспросветность вполне можно вытерпеть :) Именно потому, что он человек талантливый, роман его дочитывать я где-то даже опасаюсь - накроет депреснячком, придётся несколько дней восстанавливать душевное равновесие :)

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]lartis
2005-11-23 10:58 am UTC (link)
И что это они, которые молодые и действительно талантливые, такие депрессивные?
Ума не приложу:))

Беспросветность прозы почти у всех (сужу по текстам, что попадают к нам в журнал) прямо пропорциональна её качеству...

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]yasenyka
2005-11-23 12:55 pm UTC (link)
А может это не авторы такие депрессивные? Может это читатели чего-то недопонимают? Может читатели привыкли все видеть только через свою призму жизненной опытности?-))

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]lartis
2005-11-23 01:09 pm UTC (link)
Вы каких читателей имеете в виду?

Ежели меня, то я ни разу не улыбнулся пока одолевал текст романа Данихнова "Братья наши меньшие", хотя смеяться я умею, уж поверьте. А отвращение и омерзение некоторые моменты этой книги вызывали нешуточное. Ей богу, бросил бы чтение, если б не знал Владимира, как автора нескольких великолепных рассказов и не читал его повесть о Шилове...
Кстати, я не пессимист ни в коем роде, хотя жизнь моя лёгкой никогда не была. Что так давит нынешних двадцатипятилетних мне, видимо, никогда не понять...

Да вы сами-то роман почитайте...

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]yasenyka
2005-11-23 02:06 pm UTC (link)
Читала. Сперва в электронном, затем в бумажном виде. Не спорю, мир там конечно серый до безобразия, но серый не в том смысле, что не прописан, просто в серых красках. Не думаю, что автора давит его молодая жизнь. Напротив, мне показалось, что именно через вот такое отрицание позитива, Данихнов старается подчеркнуть значимость реального мира, в котором пока, слава богу, нет ни мясного кризиса, ни денежного разума.
Вы обвиняете двадцатипятилетних в пессимизме, но позвольте, разве нас с вами не прессуют изо дня в день средства массовой информации, разве не заменяет нам чернуха телевизионных новостей прелести настоящей жизни? Когда вы к примеру, последний раз были на природе? Не только ради "пость шашлычков" а ради самой природы.
Да роман Данихнова мрачен, но по крайней мере, правдив, в отличии от сотен детективно-попсовых романов и романчиков, где за киллометрами кровавых дорог и дорожек нам подсовывают конфетку -- хеппиЕнд.
Вот.
И, да! Роман мне понравился

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]_granata_
2005-11-23 02:30 pm UTC (link)
Давайте снизим слегка накал страстей, ладно?
Никто двадцатилетних ни в чем не обвиняет. СЕТОВАТЬ на мрачность и пессимизм произведений некоторых авторов - вовсе не значит в чем-то их ОБВИНЯТЬ. Это совершенно разные вещи, и не стоит замечания по поводу конкретного романа сразу же обобщать. Тем более не стоит приписывать собеседнику слов, которых он не говорил.
А причины их пессимизма всем нам понятны. Не думаю, что мы с Лартисом настолько стары, чтобы совсем не понимать молодых. Достаточным доказательством этого служит хотя бы то, что журнал, в котором мы работаем, регулярно публикует того же Данихнова. Я вообще питаю некоторую слабость к его рассказам :)
Кстати говоря, и в хеппи-эндах ничего плохого нет. Приятно, иногда, знаете ли, расслабиться и отвлечься. Чернухи и прессинга, как вы правильно говорите, в нашей жизни навалом.

(Reply to this)(Parent)


[info]lartis
2005-11-23 03:42 pm UTC (link)
Не мир меня оттолкнул, а герой - бездушный, циничный, лишённый сострадания. Он же всех постоянно бросает. А ещё - смакование бесконечных издевательств над людьми и животными... И роботами:))

(Reply to this)(Parent)


[info]vbv
2005-12-08 11:31 am UTC (link)
Случайно натолкнулся на дискуссию и не смог пройти мимо, захотелось вступиться за "Братьев наших меньших" и, если получится, как-то обелить его, потому что с моей точки зрения роман очень позитивный. А позитивен он, если читателю удастся поменять "точку сборки", отталкиваться прежде от формы и лишь потом от содержания. Конечно, роман достаточно чернушен, и вы правы, утверждая, что современные двадцатипятилетние больше склонны к пессимистичности, чем к оптимизму. И тут ничего загадочного нету - во-первых, такова эпоха: открытость и избыточность информации, естественно, на 90% негативного толка, во-вторых, такова вся литературная традиция конца 20-го века - постмодернизм, поструктурализм, концептуализм, провозглашающие смерть автора, смерть романа, смерть слова, смерть смысла. В некотором роде, литература зашла в тупик, и любой современный 25-летний автор, пытающийся пробраться на большую сцену, вынужден барахтаться в этом тупиковом мейнстриме. О каком уж оптимизме тут говорить.
И все же данихновское жизнелюбие проявляется в стиле. Взяв за основу типичный эсхатологический сюжет, Данихнов превращает его в китч, бодрым и зачастую нелепым слогом сбивает пафосное "предчувствие приближающегося апокалипсиса и его всадников". Мне это напоминает "Макбета" Эжена Ионеску, пьесу, целиком основанную на цитировании Шекспира, но перекомпилированную таким образом, что трагедия превратилась в фарс.
Вообще, если будет интересно, то можно посмотреть мою рецензию на "Братьев меньших".

(Reply to this)(Parent)


[info]novakilia
2005-11-23 05:08 pm UTC (link)
Да просто мрачные вещи писать легче.

(Reply to this)(Thread)


[info]lartis
2005-11-23 05:35 pm UTC (link)
Ага, вот и ещё один:))

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]novakilia
2005-11-23 05:58 pm UTC (link)
А кто это говорил? В этих коммах где-то? Сейчас гляну.

(Reply to this)(Parent)


[info]novakilia
2005-11-23 06:00 pm UTC (link)
Но таки да, я утверждаю: излить на читателя мрак (талантливо и интересно) легче, чем реально рассмешить его.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]granata_rf
2005-11-23 06:35 pm UTC (link)
Бедные читатели :))

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]novakilia
2005-11-23 06:57 pm UTC (link)
Ну, это уже читателей проблемы...

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]twincat
2005-11-24 03:07 am UTC (link)
Илья, "Гордость расы" у меня на полке, в течение недели-двух ждите отзыва...

И не дай бог, у меня будут проблемы :))))

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]novakilia
2005-11-24 03:17 am UTC (link)
А зачем она вам нужна? Я б не читал на вашем месте...

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]_granata_
2005-11-24 03:29 am UTC (link)
А для кого ты её писал, если не секрет?

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]novakilia
2005-11-24 03:32 am UTC (link)
Странный кокой вопрос... Ни для кого :) Я ваще ни для кого не пишу. Ну то есть, я рассказываю историю самому себе...

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]_granata_
2005-11-24 12:33 pm UTC (link)
Это такое особое писательское кокетство, не иначе..
Я, мол, историю самому себе рассказываю, а каким образом мои истории оказываются у издателей книг и журналов, для меня - загадка. Так, что ли?

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]novakilia
2005-11-24 12:54 pm UTC (link)
Ни-ни, не так. Когда пишешь - это для самого себя делаешь. Со всей ответственностью заявляю. Когда пытаешься редактировать - это уже для читателей, потому что тебе самому на фига редактура нужна? Да ни на фига она не нужна. А отправляешь куда-то и публикуешься - чтоб деньги заплатили и из тщеславия. Где ж кокетство?

(Reply to this)(Parent)


[info]novakilia
2005-11-24 03:35 am UTC (link)
Тwincat - ладно, уж если купили и деньги потратили, так читайте конечно, но я бы порекомендовал все же первую часть (она короткая, вроде растянутого пролога) пропустить и начинать сразу со второй.

(Reply to this)(Parent)


[info]greymage
2006-02-24 10:58 pm UTC (link)
+1.

Негативные эмоции сильнее задевают. Это давно известно и на этом даже строят рекламные кампании.

(Reply to this)(Parent)


[info]yurij_maximov
2005-11-23 09:19 pm UTC (link)
Прочитал дискуссию. Задумался. Вспомнил свои рассказы. А наверное, они тоже мрачные? Сам-то я так не думал, а теперь, если поразмыслить... люди там страдают, и не всегда всё хорошо кончается.

Однажды у одного близкого мне человека было горе. И я, чтобы как-то поддержать, отвлечь, утешить, искал что-то светлое, сильное, позитивное. Книги, музыку, фильмы. Сложно было искать. И как раз тогда подумал, что по-настоящему светлые вещи, которые человека в горе могут утешить, достойны в большей степени называться искусством. Хотелось бы когда-нибудь написать что-то такое... но до этого мне далеко.

(Reply to this)(Thread)


[info]_granata_
2005-11-24 03:27 am UTC (link)
Вы хотя бы задумались об этом. Большинство наших авторов подобными вопросами не задается. Конкурсный драйв их волнует больше.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]twincat
2005-11-25 12:56 am UTC (link)
Я бы теперешнее положение назвал второй стадией. Первой были бесконечные квазипародии-постебушки достаточно дешевого качества. Сейчас, как видим, столь же массово лепится чернуха - с разной степенью талантливости. Лидер, наверное, Точинов.

(Reply to this)(Parent)


[info]twincat
2005-11-24 03:05 am UTC (link)
Мне роман резко не понравился. И я б его даже разнес, но не до него было. А сейчас поздно, перечитывать книгу ради отзыва не буду. Поставил бы ему, по памяти, балла 3-4, не более.
Для автора персонально - это вторая ваша книга, которую я читаю, и вероятно, последняя. Хотя рассказы вам удаются, не поспоришь.
Подробности спрашивать смысла нет, постарался выкинуть из головы поскорее. В целом согласен с корневым постингом, да.

(Reply to this)


[info]zhopa_kakaja_to
2005-11-25 08:46 am UTC (link)
Чернуха, мне кажется, неслучайна. Ить жеж известно с Аристотеля, что катарсис вызывается через со-страдание. А кругом нынче - в современности: по телевизеру, в газетах, да и на улице - столько беспросветности, что страдание в читателе не так-то легко возбудить, видимо. Или писателю так кажется, или он подсознательно, что ли, стремится окружающий мрак переплюнуть. Вот и нагнетает, нагнетает, собака.

(Reply to this)


[info]vbv
2005-12-08 11:40 am UTC (link)
> И если столько возятся с курами, почему не запрещена охота на кошек?! Куда смотрит милиция!

Это потому что кошки невкусные :) Непонятно другое, почему куры выдаются по талонам один раз в год, а голубей можно поесть в любой шашлычной в любое время суток :)

(Reply to this)(Thread)


[info]_granata_
2005-12-08 11:04 pm UTC (link)
Прочитала я Вашу рецензию, Володя. По-моему, замечательная. Мне она очень понравилась. Я смогла почувствовать нечто похожее лишь в одном месте - когда Полев выбросил из окна курицу и попал в прохожего, а прохожий обрадовался. Но веселье мое быстро угасло.
Я очень долго пыталась что-то написать дальше про роман - и не смогла. Данихнов придумал мир, вывернутый наизнанку, с извращенной моралью - и, тем не менее, этот мир ужасно (именно ужасно) напоминает наш, реальный. Мясной вирус убивает животных - но беречь и охранять их никто и не думает. Даже котов запрещено держать. Вот-вот, голубей полным-полно несмотря на то, что их активно поедают, а куры - по талонам, вместо вакцинации проводят массовые эксперименты на людях, паранормальные способности лишают людей нравственных установок и тормозов, кому-то деньги даются в руки сами, а кто-то землю будет рыть, но не получит ничего. Почему-то, когда я читаю рассказы Данихнова - я проникаюсь их атмосферой легко и без усилий, мне понятны его идеи (или мне это кажется :)) но с романом так не получилось. То, какими он изобразил людей, вызвало во мне протест настолько сильный, что ни о каком понимании даже речи не идет. Жестокость и цинизм Полева меня взбесили, его лучший друг Игорь на самом деле ничуть не лучше Полева, а может, даже и хуже - он чудовищный эгоист, "особенность" его проявилась исключительно от невообразимой жалости к себе, любимому, он использует окружающих, страшно перепугался, когда способность исчезла, потому что уже привык жить в окружении их непрестанной заботы и вновь возвращает себе свою "способность" опять-таки испугавшись за себя, расчетливо организовав этот испуг и блаженно вернувшись в лоно дружеских забот. И этот Игорь - единственный персонаж, хоть как-то претендующий на роль положительного. Ирочка с её абсурдной жаждой "профессионализма", Наташа с искусственным фаллосом... Их не пересчитать. Самый симпатичный персонаж - бомж со свалки. И разумная курица. Так как я человек скучный, я долго и упорно искала цель и смысл всех этих извращений, какую-то сверхидею - и не нашла :((
Возможно - и скорее всего - Вы правы, и не стоит подходить к роману с традиционными мерками. Но чем его "мерять" и как, я не знаю. Моё чувство юмора мне явно не поможет :(


(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]vbv
2005-12-09 07:56 am UTC (link)
Мне, по правде говоря, было трудно отнестись к роману с такой серьезностью, как это сделали Вы. У нас с Вами сложилась прямо противоположная ситуация: Вы не смогли разглядеть в нем юмора, а я не нашел там ни капельки реализма (за исключением детских воспоминаний).

P.S. А сверхидеи там действительно не было.

(Reply to this)(Parent)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…