Home

Previous Entry | Next Entry

Сопротивление насилию

  • Apr. 8th, 2008 at 2:32 PM
тело танец гештальт
Самое главное, что я хочу сказать сейчас – сопротивление не бесполезно.
Каждый раз, когда я писала о том, что меня не устраивает, это имело общественный резонанс, и я счастлива быть услышанной, не говоря уже о том, как радуют мелкие, но значимые перемены в социуме. Каждый раз я добивалась восстановления справделивости, пусть через какое-то время, но все-таки у меня получалось.
И обидчики извинялись, пьяные замолкали, пусть даже с привлечением милиции, ничего страшного.
Зато я точно знаю, что не зря плачу налоги.

Итак, возможные стратегии поведения человека перед лицом насилия:

1) пассивность, малодушие, трусость, капитуляция, словом, непротивление насилию. К сожалению, наиболее распространенная стратегия на данный момент, особенно среди женщин. «Бьет-значит любит» или как советуют люди, смеющие причислять себя к числу психологов: «Ущипнули за задницу – скажи спасибо». Да еще теми словами, которые они продиктуют.
Можно конечно сослаться на генетические корни пассивного поведения ("Домострой" и иже с ним), но все же такая позиция заслуживает безусловной негативной оценки.

К последствиям непротивления насилию можно отнести: выученную беспомощность, саморазрующее поведение (в том числе все зависимости), утрату доверия к себе и миру, диффузную идентичность, полезависимый когнитивный стиль, внешний локус контроля, беспокойство, тревожность, нарушения сна и аппетита, депрессию, агрессивность, уступчивость, угодливость, коммуникативную некомпетентность, низкую самооценку, склонность к уединению, суицидальные наклонности, у детей - задержки физического и психического развития).

2) ответное насилие. Эта линия поведения является в практическом плане более эффективной и в нравственном плане более достойной, чем первая. В ответном насилии уже, по крайней мере, чувствуется «ответственность за цели» (Жан Госс). Это уже вызов насилию, активное его неприятие, борьба с ним. Широко известны слова Ганди о том, что если бы перед человеком был выбор между трусливым смирением или насильственным сопротивлением, то предпочтение, конечно, следовало бы отдать насильственному сопротивлению. Ответное насилие лучше, чем покорность.

3) это активное ненасильственное сопротивление, преодоление ситуации несправедливости принципиально ненасильственными методами . Цивилизованный диалог, конструктивная конфронтация и обмен информацией. Ответное насилие и активное ненасилие — разные ступени, стадии зрелости человеческих усилий, направленных на борьбу за социальную справедливость. Ответное насилие пользуется для этой цели неадекватными средствами и в лучшем случае может рассчитывать на ограниченный и внешний успех, оно не выводит за пределы насилия. Ведь даже если признать, что насилие может вести к справедливости, то это вовсе не значит, будто оно само является справедливым делом. Ненасилие переводит цели и средства борьбы в качественно однородную нравственную плоскость, направлено на устранение не только эмпирических результатов несправедливости, но и их внутренних оснований, оно разрывает цепь насилия, поднимает человеческие отношения на другой уровень.

читать переработанный источник, интересно

Comments

[info]alla2008 wrote:
Apr. 8th, 2008 11:38 am (UTC)
как раз о самообороне говорим
[info]_esina wrote:
Apr. 8th, 2008 01:05 pm (UTC)
где?
[info]hitrjuga wrote:
Apr. 8th, 2008 01:03 pm (UTC)
да, месть приятная штука
а не было бы насилия? - за что бы мстили? - от чего удовольствие получали бы?
задумался, интересная тема
[info]_esina wrote:
Apr. 8th, 2008 01:25 pm (UTC)
месть? приятная? приятно жить в обществе, где твою честь и достоинство уважают, а если уважения нет, то нарушение прав защищает закон.
[info]feline34 wrote:
Apr. 8th, 2008 01:28 pm (UTC)
Можно я перепощу этот текст у себя в сообществе: [info]dont_be_victim ?
Или попрошу Вас его там запостить?
[info]_esina wrote:
Apr. 8th, 2008 01:50 pm (UTC)
отличная идея, перепостите пожалуйста, я как раз думала, в каком сообществе еще можно обсудить возмутительное поведение налетевших на мой пост про насилие пикапера с целью познакомиться.

продолжаю возмущаться по поводу того, что множество людей, в том числе называющих себя психологами, поддерживают насилие!
и мне нужна поддержка общества, я считаю, эту тему нельзя оставлять в таком виде. получается, что практикующие пикаперы пропогандируют насилие, и этот феномен поддерживается множеством мужчин, которые не стесняются говорить, что насилие допустимо, и правовые аспекты их не интересуют напрочь.

а меня интересуют.
и других женщин, надеюсь, тоже.
[info]feline34 wrote:
Apr. 8th, 2008 02:28 pm (UTC)
Спасибо за разрешение!
Обязательно сделаю сегодня же.
[info]feline34 wrote:
Apr. 8th, 2008 07:17 pm (UTC)
Пост я сделала, но мне кажется, что его понимают неправильно. Люди редко ходят дальше первой ссылки. Может быть Вам самой описать ситуацию?
[info]_esina wrote:
Apr. 8th, 2008 08:21 pm (UTC)
вроде все нормально. просто поздно уже, я так думаю.

по крайней мере по сравнению с тем беспределом, что творится в других постах.

что делать с тем, когда виртуальные подонки поливают говном публично? ссылку специально не даю, понимаю, что это вопрос пиара продукта, приносящего большие прибыли.
[info]feline34 wrote:
Apr. 8th, 2008 08:27 pm (UTC)
Я поздно увидела эти посты. У меня больше месяца не было интернета.
Сообщество это молодое, но я надеюсь на его развитие. Сама побывала в шкуре жертвы семейного насилия, поэтому мне это близко, понятно и небезразлично. Надеюсь, что со временем народ в нем раскачается. Пока постят единицы.
А с виртуальными подонками я разделываюсь просто. Либо просто не отвечаю, не трачу свои силы и эмоции, либо просто баню.
[info]_esina wrote:
Apr. 8th, 2008 08:47 pm (UTC)
да, сообщество того заслуживает, уже вступила.
думаю, все сталкивались с насилием - по крайней мере, с психологическим.

а на счет подонков - есть еще такое понятие, как профессинальная честь. мне важно, чтобы люди, поддерживающие насилие, не имели доступа к душам клиентов. как говорил один из комментаторов, после тренинга по пикапу все уходят с дефектом в мозге. и правда, манипулятивные психотехнологии обучают неуважению к женщине и порождают подобных монтров.

получается, что психологами называют себя все подряд - от "колдуднов" до насильников.
[info]maria_gorynceva wrote:
Apr. 28th, 2008 09:30 pm (UTC)
Верно,верно,верно. Подписываюсь под каждым словом.
[info]lady_vi wrote:
Apr. 8th, 2008 08:05 pm (UTC)
не совсем ясно про ненасильственные методы - если агрессивная сторона ни на какие диалоги не идет, тогда что?
[info]_esina wrote:
Apr. 8th, 2008 08:09 pm (UTC)
запугивать милицией (и реализовывать в действие, если необходимо) однозначно.

я сразу хотела об этом написать, что с варварами, к сожалению, невозможно зачастую цивилизованно разговаривать, и единственное, что мы можем - привлечь их к отвественности.
[info]koolamesa wrote:
Apr. 9th, 2008 06:00 am (UTC)
Хочу добавить (не в пику, а именно добавить). В некоторых случаях (не могу назвать процентное соотношение) пассивная позиция, ступор при столкновении с насилием вызывается тем, что человек просто не знает, как себя вести. И замирает, пытаясь найти правильное решение.

Спасибо за заметку.

[info]_esina wrote:
Apr. 9th, 2008 09:10 am (UTC)
пожалуйста.
я понимаю, что не в пику, я знаю, что вы дружелюбный)

ступор чаще всего возникает у людей, перенесших психологическую или иного рода травмы. и этим замешательством могут воспользоваться манипуляторы, для того же самого разнузданного якорения, которое, безусловно, неэтично.
использование любых психотехнологий без запроса - злоупотребление властью, исток неадекватности и дальнейшего беспредела.
[info]lisavetina wrote:
Apr. 9th, 2008 06:56 am (UTC)
Ответное насилие и сопротивление несколько не вписываются в стереотипное поведение. В то, про которое: "он терпел и нам велел", "ударили по одной, подставь другую", "все, что не делается - к лучшему" и т.д.
Но, знаете, как-то я обсуждала одну ситуацию со священником и он мне сказал, что "если то, что происходит, угрожает Вам - Вы просто обязаны сопротивляться"
[info]_esina wrote:
Apr. 9th, 2008 09:08 am (UTC)
спасибо за ссылку на духовный авторитет
если касаться духовности, то самая главная заповедь христианства: Бог есть любовь.
и: возлюби ближнего своего, как самого себя.

потакание насилию - саморазрушение, отказ от жизни, самый стращный смертный грех.
так что если задумываетесь о спасении души насильника, обязательно сопротивляйтесь.

только еще один аспект - безопасность.
нужно исключить возможность физического насилия.
[info]lisavetina wrote:
Apr. 9th, 2008 10:21 am (UTC)
Да, это правда. Только вот физическое с моральным вместе всегда, насколько я понимаю. А это значит, что тот, кто ему подвергается, уже ослаблен.И в этой ситуации только сильный характер и жизненные ценности могут быть в помощь.
[info]_esina wrote:
Apr. 9th, 2008 07:54 pm (UTC)
не обязательно. иногда психологическое насилие без физического существует. а физическое с психологическим обязательно вместе, это так.
[info]lisavetina wrote:
Apr. 10th, 2008 05:51 am (UTC)
Психологическое в чистом виде, на мой взгляд, даже страшнее. В том смысле, что синяки предъявить можно, а вот изранненую душу в качестве доказательства не приложишь.
[info]_esina wrote:
Apr. 10th, 2008 06:16 am (UTC)
хрен редьки не слаще

можно пройти диагностику в центре пограничных состояний (так это называется у нас) или в психоневрологическом диспансере. пройти лечение и потребовать материальное возмещение морального ущерба.
[info]_esina wrote:
Apr. 9th, 2008 09:43 pm (UTC)
а вот на счет сильного характера - дело не в силе воле.
особенно я не стала бы говорить в столь категоричной форме - только сильный характер. такое утверждение добавляет чувства вины в переживания, углубляет воронку травмы.
жертвы насилия нуждаются в помощи, и осознавание собственных потребностей и ценностей (свобода, самореализация, справедливость) действительно могут помочь.
[info]lisavetina wrote:
Apr. 10th, 2008 05:56 am (UTC)
Ну да. Здесь же есть элемент зависимости, правильно?
А что главное, например, для анономных алкоголиков? Первый шаг. Признай, что ты слабее.
[info]_esina wrote:
Apr. 10th, 2008 06:26 am (UTC)
точнее, признай границы могущества. признай, что не все можешь. и да, что болезнь сильнее и "взять себя в руки" невозможно по одной причине - "Я весь не умещаюсь между шляпой и ботинками" (У. Уитмен)
[info]_esina wrote:
Apr. 10th, 2008 06:30 am (UTC)
по поводу психологической зависимости конечно же да, насильник формирует условия для полной зависимости, в том числе часто финансовой. жертвы думают о благополучие насильника больше, чем о своем собственом и готовы жертвовать здоровьем детей для поддерживания разрушительных отношений.
вот ссылка про воронку травмы , прочитайте, чтобы понимать, что я имела в виду.
[info]komendantsha_4e wrote:
Apr. 9th, 2008 11:15 pm (UTC)
Очень согласна, что ответное насилие лучше, чем ненасилие. И при этом оно больно бьет по самому же ответчику, особенно если человек - противник нецивилизованных методов.
Активное же ненасильственное сопротивление, в современных реалиях, это - обращение в соответствующие органы и инстанции, подача жалоб и заявлений. Но если человек, каждый раз, когда его ущемляют, будет связываться с офиц. структурами, он потратит свое личное время на хождение по мукам. а мог бы радоваться жизни! и кто наказан, причем два раза? так недолго и в профессионального кляузника превратиться.

Как же быть, как быть?

[info]_esina wrote:
Apr. 10th, 2008 06:34 am (UTC)
про профессионального кляузника - это точно не про нашу реальность. у нас если это встречается, то в единичном случае.
а основная масса женщин терпит и молчит.

можно и нужно брать поддержку от структур, которым мы как налогоплательщики платим зарплату. и то, что это потребует затрат сил, ничего страшного. какая же борьба без усилий!

то, что вы написали сейчас, это тот самый страх, с помощью которого жертвы насилия останавливают свои действия.
[info]dragon_silvara wrote:
Apr. 29th, 2008 11:53 am (UTC)
Исходя из личного опыта:зачастую угрозы позвать милицию - да и вообще "цивилизованный диалог, конструктивная конфронтация" оказываются бесполезными. куда эффективней с разворота двинуть по яйцам. ублюдки понимают только тогда, когда с ними общаются(и обращаются) на их же уровне. В следующий раз подумает,прежде чем щипать за задницу.

Profile

тело танец гештальт
[info]_esina
Эсина
Website

Latest Month

August 2008
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

<a href=http://ljplus.ru/counter/rating target=_blank><img src=http://ljplus.ru/counter/lj.php?uid=170214&id=4 border=0></a>

Tags