Dark Magus ([info]_darkus_) wrote,
@ 2005-09-30 12:26:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:Книги, Цитаты, Языковедение

Несколько слов о звательном падеже
Друзья, читатели и просто люди иногда спрашивают меня, почему я при обращении не использую обычные слова, а говорю какие-то старые формы, типа: «друже», «княже», «Александре Ярославовичу» и т. д. Некоторые даже спрашивают, а что это за формы такие? Отвечу подробно...

В древнерусском языке, как и во всех прочих древних славянских языках падежная система состояла не из шести падежей, как сейчас, а из семи. Седьмым падежом был так называемый звательный падеж, или «вокатив». Для понимания, что это такое, обратимся к учебнику древнерусского языка:

Седьмой падеж — звательный — служил для выражения грамматического обращения. Он имел особые формы лишь для существительных мужского и женского рóда в единственном числе, а в остальных случаях не отличался от именительного (например, Чему, господине, насильно вѣяши в «Слове о полку Игореве»). Нередко звательный падеж называют не падежом, а звательной формой, так как он не выражал отношений существительного к другим словам в словосочетании. Однако он мог иметь зависимые слова и не может быть исключён из системы склонения, значит, его допустимо считать падежом.
К сожалению, этот падеж пропал в современном русском языке, его полностью заменила форма именительного падежа. Та же участь постигла вокатив в белорусском и словенском языках. И, вроде бы, в болгарском языке также нет вокатива, т. к. я вчера листал учебник болгарского языка и упоминаний звательной формы в нём не нашёл.

Почему же у меня такая страсть к звательному падежу? Всё просто. Как пишет Р. П. Усикова в книге Грамматика македонского литературного языка, вокатив часто используется при доверительном общении, придавая самой фразе оттенок некоторой интимности. Т. е. используя звательный падеж, я показываю своё уважительное отношение к собеседнику. Надо сказать, что при разговоре с оппонентами и просто всяким отребьем, я никогда вокатив не использую.

Как же строить вокативные формы? Для решения этого вопроса необходимо опять обратиться к учебнику древнерусского языка и узнать, как говорили наши далёкие пращуры. А они поступали очень просто. Для слов мужского рода, оканчивающихся на твёрдый согласный, использовалась флексия «-е», для тех же, что оканчивался на мягкий согласный, использовалась флексия «-у». Для слов женского рода использовалась флексия «-о». Конечно, это не совсем корректно, ибо были дополнительные правила, но в целом это было так. Для старославянского языка, кстати, пра́вила были такие же, так что тенденция сия сохранилась для всех славянских языков.

Кроме того, в процессе словоизменения происходило чередование согласных: к – ч (человек – человече), г – ж (бог – боже, друг – друже), x – c (влах – власе), с – ш (не всегда, но часто: бес – беше, но Велес – Велесе), з – ж (князь – княже). Также пропадала беглая гласная (орлёнок – орлёнче).

Таким образом, я ратую за полную реабилитацию звательного падежа в русском языке.


(Post a new comment)


[info]zima_gelanovna
2005-09-30 09:00 am UTC (link)
полностью согласна, друже =)

(Reply to this)


[info]potan
2005-09-30 09:03 am UTC (link)
Еще был локатив, который сейчас превратился в предложный (для большенства слов) или дательный (в лесу).

(Reply to this)(Thread)


[info]_darkus_
2005-09-30 09:21 am UTC (link)
Ну локатив же не пропал, а просто преобразовался. Причём в основном в предложный падеж, т. к. дательный и в древнерусском был.

(Reply to this)(Parent)


[info]29a
2005-09-30 05:51 pm UTC (link)
по-моему, пример "в лесу" не правилен, правильно -- ИЗ лесу. Нет?

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(no subject) - [info]_darkus_, 2005-10-03 04:20 am UTC
(no subject) - [info]29a, 2005-10-03 07:43 am UTC
(no subject) - [info]_darkus_, 2005-10-03 08:03 am UTC
А Вы, друже, вправду филолог? - [info]9_worlds, 2006-11-19 02:35 pm UTC
Re: А Вы, друже, вправду филолог? - [info]_darkus_, 2006-11-19 03:51 pm UTC
(no subject) - [info]potan, 2005-10-03 07:59 am UTC
(no subject) - [info]potan, 2005-10-10 08:19 am UTC

[info]ir_ingr
2005-09-30 09:09 am UTC (link)
Поддерживаю. Сам стараюсь использовать как можно чаще.
Привет из прошлого. Как-то пересекались по теме РО.

(Reply to this)(Thread)


[info]_darkus_
2005-09-30 09:23 am UTC (link)
Как так? Я, кроме как с Арканом, ни с кем, вроде бы не пересекался... :)

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(no subject) - [info]ir_ingr, 2005-09-30 10:11 am UTC
(no subject) - [info]_darkus_, 2005-09-30 10:25 am UTC

[info]iraan
2005-09-30 02:00 pm UTC (link)
Э, мой друже...;)...

(Reply to this)(Thread)


[info]_darkus_
2005-10-03 04:20 am UTC (link)
Ирино, а как у Вас дела с таблицами? Есть подвижки?..

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(no subject) - [info]iraan, 2005-10-03 08:18 am UTC
(no subject) - [info]_darkus_, 2005-12-06 09:13 am UTC
ой, как стыдно-то... - [info]iraan, 2005-12-06 09:58 am UTC
Re: ой, как стыдно-то... - [info]_darkus_, 2005-12-06 10:01 am UTC
Re: ой, как стыдно-то... - [info]iraan, 2005-12-06 12:27 pm UTC

[info]lich_phantom
2005-09-30 04:09 pm UTC (link)
Благодарю за справку. Реабилитацию поддерживаю.

(Reply to this)


[info]slayer_bulia
2005-09-30 04:52 pm UTC (link)
В украинском есть как раз такая форма.

(Reply to this)(Thread)


[info]_darkus_
2005-10-03 04:22 am UTC (link)
Однако же сие мне в совершеннейшем смысле известно, ибо я нарочито не указал украинский язык в списке тех, кои потеряли форму звательного падежа.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(no subject) - [info]slayer_bulia, 2005-10-03 07:44 am UTC

[info]29a
2005-09-30 05:53 pm UTC (link)
Вокатив официально сохранился еще в польском отдельным падежом.

Спасибо за статью. Кстати, по-моему не все поняли правильно, что такое вокатив, судя по самому первому комменту :) Или я ошибаюсь?

(Reply to this)(Thread)


[info]gintaras
2006-07-15 04:22 am UTC (link)
В литовском, кстати, тоже - есть и вокатив, и локатив вместо предложного падежа.

В санскрите тоже, наверное, есть? :)

(Reply to this)(Parent)(Thread)

(no subject) - [info]_darkus_, 2006-08-10 05:33 am UTC
(no subject) - [info]gintaras, 2006-08-12 09:23 pm UTC
(no subject) - [info]_darkus_, 2006-08-20 06:43 pm UTC
(no subject) - [info]gintaras, 2006-08-12 09:33 pm UTC
(no subject) - [info]sasza, 2007-02-25 10:18 pm UTC
(no subject) - [info]_darkus_, 2007-03-01 02:06 pm UTC

[info]qusk
2005-10-02 12:24 pm UTC (link)
Строго поддерживаю!

Кроме добавления некоторой степени интимности, на мой взгляд, ещё и зело красиво для уха славянского человека звучит.

(Reply to this)(Thread)

(no subject) - [info]_darkus_, 2005-10-03 04:24 am UTC

[info]borimir
2006-03-16 09:25 am UTC (link)
А женщин как нежно называли?

(Reply to this)(Thread)

(no subject) - [info]_darkus_, 2006-03-16 09:28 am UTC

[info]qusk
2006-03-22 10:37 am UTC (link)
кстати,

а чередование с буквой "т" не возникало?

Как правильно в звательном падеже "Брат" -- "Брату" ли?

(Reply to this)(Thread)

(no subject) - [info]_darkus_, 2006-03-22 10:40 am UTC
(no subject) - [info]qusk, 2006-03-22 11:09 am UTC
(no subject) - [info]_darkus_, 2006-03-22 11:14 am UTC
(no subject) - [info]qusk, 2006-03-22 11:21 am UTC

[info]man_with_dogs
2006-03-25 08:48 am UTC (link)
В современном русском разговорном есть звательный падеж, но он отличается от старого. Новый образуется редукцией конечного гласного:
Петя - Петь, Коля - Коль, Маша - Маш, Люба - Люб...

А насчёт чередований перед окончаниями - они в русском языке, в северной его части, лет 300 назад выровнялись.

(Reply to this)(Thread)

(no subject) - [info]_darkus_, 2006-03-27 03:33 am UTC
(no subject) - [info]gilmor, 2006-08-29 06:32 pm UTC
(no subject) - [info]_darkus_, 2006-08-29 07:19 pm UTC
(no subject) - [info]gilmor, 2006-08-29 07:20 pm UTC
(no subject) - [info]_darkus_, 2006-08-29 07:22 pm UTC
(no subject) - [info]gilmor, 2006-08-29 07:30 pm UTC
(no subject) - [info]_darkus_, 2006-08-29 07:31 pm UTC
(no subject) - [info]gilmor, 2006-08-29 06:32 pm UTC

[info]y_a_n_k_e_e
2006-04-03 11:24 am UTC (link)
Большое спасибо за разъяснение!
Очень люблю обращение "друже" -- теперь буду знать, откуда у него "растут ноги".

P.S. Btw: IMHO, «О, Боже!» -- это вовсе не устаревшее.
у, или хоть и устаревшее, но все равно -- общеупотребительное.
;-)

(Reply to this)


[info]2d_ufo
2006-05-18 11:44 am UTC (link)
друже, а ведь в укранимком языке "-е" используется как окончание так назвываемого Кличного(звательного) падежа.

(Reply to this)(Thread)

(no subject) - [info]_darkus_, 2006-05-18 11:49 am UTC
(no subject) - [info]2d_ufo, 2006-05-18 11:57 am UTC

[info]validat0r
2006-08-31 01:32 am UTC (link)
необходимо опять обратиться к учебнику древнерусского языка

вот это очень интересно. Где-нибудь в Инете он есть? Можно ссылку?

(Reply to this)(Thread)

(no subject) - [info]_darkus_, 2006-08-31 03:25 am UTC
(no subject) - [info]validat0r, 2006-08-31 04:07 am UTC
(no subject) - [info]_darkus_, 2006-08-31 04:11 am UTC
(no subject) - [info]validat0r, 2006-08-31 04:23 am UTC

[info]velimir
2006-10-27 08:38 am UTC (link)
В сербохорватском надо посмотреть:)

Друже = товарищь:)

(Reply to this)(Thread)

(no subject) - [info]_darkus_, 2006-10-27 08:39 am UTC

[info]favvorit
2007-01-01 10:30 am UTC (link)
А давайте оставим все как есть, русский язык должен идти вперед а не назад. В финно-угорских языках вообще до 16 падежей набирается, но языки эти от этого интереснее не становятся.

(Reply to this)(Thread)

(no subject) - [info]_darkus_, 2007-01-01 03:08 pm UTC

dmitri83
2007-06-26 12:07 pm UTC (link)
"кисо, куку" )))))

(Reply to this)


[info]__av__
2007-07-21 07:18 am UTC (link)

А как строится вокатив, если слово заканчивается на «Й»?

(Reply to this)(Thread)

(no subject) - [info]_darkus_, 2007-07-23 03:01 am UTC
Занудное дополнение
[info]glavzlodei
2007-09-07 10:09 am UTC (link)
В предложный падеж было запихано всё, что не укладывалось в остальные 5 падежей.
По идее слова в одном падеже и одного склонения должны имет одинаковые окончания. Почему же тогда говорим о снеге, но застреваем в снегу? Да потому, что есть местный падеж.
Выпей чаю (какую-то часть) - падеж партиальный.

(Reply to this)(Thread)

Re: Занудное дополнение - [info]_darkus_, 2007-09-07 10:15 am UTC

Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…