Dark Magus ([info]_darkus_) wrote,
@ 2008-03-02 11:20:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:Наука

Рассчитаем вероятности?
А вот, друзья, предлагаю вам для рассмотрения интересную задачу из области теории вероятности и комбинаторики. Задача сама по себе имеет достаточную прикладную важность (но я пока не буду говорить, какую именно и в какой области, но прозорливый читатель может самостоятельно попытаться догадаться). Итак, условия:

Дано n шаров, из которых n' белых и, соответственно, (n - n') чёрных. Из этих n шаров случайным образом отбирают k шаров. Соответственно, среди этих отобранных шаров оказалось k' белых и (k - k') чёрных.

Какова вероятность p выпадения именно полученного соотношения из k' белых и (k - k') чёрных шаров (расположение шаров в выборке не имеет значения) при условии полностью случайного выбора?




(Post a new comment)


[info]belkin14
2008-03-02 08:56 am UTC (link)
Кажется так:


(Reply to this) (Thread)


[info]_darkus_
2008-03-02 09:21 am UTC (link)
Не похоже. С какой стати произведение, показывающее количество возможных выборок, попало в знаменатель?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]belkin14
2008-03-02 09:24 am UTC (link)
Вариант, который нас устраивает всего 1, а количество всех возможных вариантов, это количество выборок.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]_darkus_
2008-03-02 09:30 am UTC (link)
Нет, Вы неправильно поняли условия задачи. Давайте попробую пояснить на более конкретном примере.

Есть 100 шаров, из которых 80 белых и 20 чёрных. Случайным образом выбрали 10 шаров, из которых получились 4 белых и 6 чёрных. Какова вероятность именно такого исхода при равномерной случайной выборке?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]belkin14
2008-03-02 04:22 pm UTC (link)
Да, всё ясно теперь. Я до ответа тоже дошёл, но потом заметил что ниже он уже есть =)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]_darkus_
2008-03-02 04:25 pm UTC (link)
Тогда теперь думайте, какое прикладное значение имеет эта задача...

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]belkin14, 2008-03-02 09:04 pm UTC
(no subject) - [info]_darkus_, 2008-03-05 04:37 pm UTC

[info]mejamir
2008-03-02 09:55 am UTC (link)
2,96 КБ

Это к сегодняшнему дню?

(Reply to this) (Thread)


[info]_darkus_
2008-03-02 10:04 am UTC (link)
Не, совсем не так. Иная формула.

Не к сегодняшнему дню, но практически в тему.

(Reply to this) (Parent)


[info]aschab
2008-03-02 01:04 pm UTC (link)
p = C Ck-k´n-n´ / Ckn




(Reply to this) (Thread)


[info]_darkus_
2008-03-02 01:10 pm UTC (link)
Прекрасно! Оно самое.

Теперь думайте, зачем эта формула нужна...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]aschab
2008-03-02 01:35 pm UTC (link)
какова должна быть выборка k, чтобы соотношение k`/k характеризовало соотношение n´/n максимальным образом

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]_darkus_
2008-03-02 01:39 pm UTC (link)
Ну это не так интересно, ибо научно. Прикладной аспект каков?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]aschab
2008-03-02 01:44 pm UTC (link)
какова должна быть выборка из партии деталей, чтобы определить количество дефектных в ней

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]_darkus_
2008-03-02 01:48 pm UTC (link)
Ну так тоже можно проинтерпретировать :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]aschab, 2008-03-02 01:57 pm UTC
(no subject) - [info]_darkus_, 2008-03-02 02:01 pm UTC
(no subject) - [info]aschab, 2008-03-02 02:28 pm UTC
(no subject) - [info]_darkus_, 2008-03-02 03:39 pm UTC

[info]_darkus_
2008-03-02 01:49 pm UTC (link)
Кстати, по моим расчётам в этом вопросе k = 0.1 n. Достаточно 10 %. Быть может, что и меньше...

(Reply to this) (Parent)


[info]neklyueva
2008-03-02 04:10 pm UTC (link)
Эта децкая задача.
У миня такие задачи 13-и летние школьники ришайут.
Будем таскать шары по одному и пока потребуем, что бы именно первые k' шаров были белыми вероятность для первого n'/n, для второго (n'-1)/(n-1) и так до k'.
Перемножаем.
Теперь потребуем, чтобы следующие (k-k') были черными.
Для первого - (n-n')/(n-k'), для второго - (n-n'-1)/(n-k'-1) и так до конца.
Перемножаем.
И, разумеется, умножаем на то, что было для белых.

Теперь, поскольку порядок выборки нас не интересует, то нужно умножить на k!.

Упрастить можити сами.

(Reply to this) (Thread)


[info]_darkus_
2008-03-02 04:24 pm UTC (link)
Не сомневаюсь, что именно так решают комбинаторные задачи те, кто только учится комбинаторике и теории вероятности. Сам когда-то так начинал.

Впрочем, ежели упростить, то и получится та формула, что привёл [info]aschab чуть выше.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]neklyueva
2008-03-02 04:26 pm UTC (link)
А только так и нужно учить и учиться.
Иначе за формулами теряется смысл:)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]_darkus_
2008-03-02 04:31 pm UTC (link)
Я разве спорю? Сам же когда-то именно так и учился. Просто я о том, что сейчас в голове формула возникает уже на уровне мозжечка.

(Reply to this) (Parent)


[info]neklyueva
2008-03-02 04:31 pm UTC (link)
Я вспомнила другую задачку:
Есть N ящиков, в каждом из которых n шаров и k из них белых.
Ящики пронумерованы.
Случайно берем шар из первого ящика и кладем во второй, потом случайно берем из второго и кладем в третий, и т.д.
Потом из ящика с номером N случайно берем шар, какая вероятность того, что он белый?

Задачка простая, но важно понять "физический смысл", полученого результата.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]_darkus_
2008-03-02 04:34 pm UTC (link)
Да, прекрасная задача. Прочитал и сразу же вспомнил про книгу «50 занимательных вероятностных задач с решениями».

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]neklyueva
2008-03-02 04:39 pm UTC (link)
А разве она там есть?
Мне она попалась в другом "источнике", и там ящиков было три.
Хотя, может, и есть.
Задача просится в хрестоматию.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]_darkus_
2008-03-02 04:41 pm UTC (link)
Не могу помнить, есть или нет, ибо прорешал ту книгу ещё в десятом классе. Просто уж формулировка туда просится :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]neklyueva, 2008-03-02 05:05 pm UTC
(no subject) - [info]_darkus_, 2008-03-02 05:29 pm UTC
(no subject) - [info]neklyueva, 2008-03-02 05:42 pm UTC
(no subject) - [info]_darkus_, 2008-03-02 06:41 pm UTC
(no subject) - [info]neklyueva, 2008-03-02 06:55 pm UTC
(no subject) - [info]_darkus_, 2008-03-02 08:26 pm UTC
(no subject) - [info]neklyueva, 2008-03-02 08:28 pm UTC
(no subject) - [info]_darkus_, 2008-03-02 08:31 pm UTC
(no subject) - [info]neklyueva, 2008-03-02 08:45 pm UTC
(no subject) - [info]_darkus_, 2008-03-05 04:37 pm UTC
(no subject) - [info]neklyueva, 2008-03-05 05:22 pm UTC
(no subject) - [info]_darkus_, 2008-03-05 05:45 pm UTC
(no subject) - [info]neklyueva, 2008-03-05 07:10 pm UTC
(no subject) - [info]_darkus_, 2008-03-05 07:24 pm UTC
(no subject) - [info]_darkus_, 2008-03-05 07:26 pm UTC
(no subject) - [info]neklyueva, 2008-03-05 10:47 pm UTC
(no subject) - [info]_darkus_, 2008-03-06 04:24 am UTC
(no subject) - [info]neklyueva, 2008-03-06 12:36 pm UTC
(no subject) - [info]_darkus_, 2008-03-05 07:29 pm UTC
(no subject) - [info]neklyueva, 2008-03-02 06:56 pm UTC
(no subject) - [info]neklyueva, 2008-03-02 05:06 pm UTC
(no subject) - [info]_darkus_, 2008-03-02 05:19 pm UTC

[info]aschab
2008-03-02 06:11 pm UTC (link)
белые шары можно вынуть C способами, черные - Ck-k´n-n´ способами, естественно их надо перемножить и разделить на общее число исходов Ckn

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]neklyueva
2008-03-02 06:31 pm UTC (link)
То же самое получится.

(Reply to this) (Parent)


Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…