Dark Magus ([info]_darkus_) wrote,
@ 2007-11-19 11:46:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:Суета, Языковедение

Немного о народной этимологии
Мой сын, коему давеча исполнилось три го́да, начинает активно изучать человеческую речь. Впрочем, он уж примерно год как говорит, но сейчас его интересуют слова́, он спрашивает значение слов и почему они так звучат. Но в некоторых словах путает местами слоги, причём для некоторых слов случайно и позже исправляется, а некоторые словеса уж настолько стали для него привычными, что он не обращает даже внимания на то, что я его поправляю, когда он говорит неправильно. Вот, к примеру, давеча случайно сказал вместо «кисель» — «сикель», но тут же исправился, сказав верное слово. Однако слово «говорить» всегда и постоянно воспроизводит как «горовить» на свой манер, не выговаривая звука [р]: «гаявить». Причём когда я спросил его, почему он так говорит, он пояснил, что говорят же головой, которая в его произношении звучит как «гаява». Выглядит весьма логично.

А надо отметить, что слово «кошелёк» мой сын всегда говорит как «шекеёк», то есть опять переставляя слоги. И тут я спросил его в шутку, по какой причине он так говорит, не является ли это слово производным от «шекель», которое в его произношении непременно стало бы «шекей» (звук [л] он пока так же не выговаривает). Сын согласился, что это так (естественно, что он пока не знает, что такое «шекель»).

И вот задумался я. Ведь в лингвистике имеется даже термин для обозначения этого феномена, когда в слове переставляются слоги. И феномен этот не так редок. Вот, к примеру, слово «ладонь», в котором именно переставлены слоги по сравнению с общеславянским «долонь», «длань». К сожалению, забыл термин.

И вот меня заинтересовала этимология сло́ва «кошелёк». Полез в словарь Фасмера. Слово «кошель» Фасмер выводит из сло́ва «кош», то есть «корзина» (ср. «кошёлка» — диалектное обозначение корзинки). Ну а слово «кош» в свою очередь является общеиндоевропейским, так что о каких-либо семитских влияниях здесь говорить сложно. Но пример народной этимологии, тем не менее, интересен...




(Post a new comment)


[info]roman_volkov
2007-11-19 09:30 am UTC (link)
у меня щас с дочкой прикольно - как объяснить ей слово "меня"? она его путает со словом "тебя"

Дочка: подними тебя
Я: да не тебя а меня
Дочка: подними тебя

(Reply to this)(Thread)


[info]_darkus_
2007-11-19 09:34 am UTC (link)
Ну это обычное у детей дело...

(Reply to this)(Parent)


[info]hellbilbo
2007-11-19 09:37 am UTC (link)
Мой сын в три года точно также менял слоги местами, особенно в длинных словах. Особенно ему нравилось говорить "дизонаврик" вместо "динозаврик".

(Reply to this)(Thread)


[info]_darkus_
2007-11-19 09:38 am UTC (link)
Да это обычное дело. Все дети так горовят...

(Reply to this)(Parent)


[info]kladun
2007-11-19 09:56 am UTC (link)
про голову здОрово :)

(Reply to this)(Thread)


[info]_darkus_
2007-11-19 07:19 pm UTC (link)
Да. Я сам весьма порадовался такому объяснению.

(Reply to this)(Parent)


[info]param0n
2007-11-19 12:52 pm UTC (link)
ноги (переставляем) - гоны (гнать, гонит, гон) конь - гонь :)

(Reply to this)(Thread)


[info]_darkus_
2007-11-19 01:08 pm UTC (link)
Это кто так гаявит?

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]param0n
2007-11-19 01:25 pm UTC (link)
Народная этимология.

Это гаявит "сумасшедший" Платон Лукашевич, но он, скорее, учёный. ;)

Я бы на вашем месте почаще записывал изречения сына. Что-то в этом есть. Вы как знаток славянских языков никаких параллелей, схожестей не видите?

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]_darkus_
2007-11-19 05:17 pm UTC (link)
Записываю в силу возможностей.

(Reply to this)(Parent)


[info]erthad
2007-11-19 11:16 pm UTC (link)
Движения, кстати, у детей -- как только они начинают осознанно двигаться и развлекаться этим -- очень интересные. Если их повторять -- тело как бы очищается. Как ползать начинают эти движения проходят.

(Reply to this)(Parent)


[info]bartus
2007-11-19 02:27 pm UTC (link)
В записную книжечку
Украинские слова:
упомянутая "долоня", "моримуха", "ведмедь"

(Reply to this)(Thread)


[info]_darkus_
2007-11-19 05:17 pm UTC (link)
Моримуха — что это?

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]bartus
2007-11-19 05:25 pm UTC (link)
Мухомор

как ни странно

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]_darkus_
2007-11-19 07:19 pm UTC (link)
Не странно.

(Reply to this)(Parent)


[info]param0n
2007-11-19 05:25 pm UTC (link)
Похоже на мухомор :)

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]_darkus_
2007-11-19 07:19 pm UTC (link)
Да. Надо было просто логику включить...

(Reply to this)(Parent)


[info]param0n
2007-11-21 08:55 am UTC (link)
Я вот давеча в автобусе мыслю, если бы не "га" а "го" всё было бы ещё логичнее. Например, гоява - говор являющая, а гоявить - являть говор. Вот так.

(Reply to this)(Thread)


[info]_darkus_
2007-11-21 08:59 am UTC (link)
Так у нас в среднерусском диалекте весьма распространена аканье. На севере-то говорят [голова] (в противовес нашему [гълава]) и [говорить] (в противовес нашему [гъварить]). Так что если бы мы с сыном были в северорусском диалектном поле, то он бы говорил так: [гоява] и [гоявить].

(Reply to this)(Parent)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…