Dark Magus ([info]_darkus_) wrote,
@ 2005-09-09 07:59:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:Колонисты, Философия

КОЛОНИСТЫ: Некоторые размышления
Несмотря на то, что эксперимент закончился, в голове моей всё ещё витают мысли относительно произошедшего и тех уроков, которые должен извлечь всякий экспериментатор из результатов своей работы. А результатов не так уж и мало. Тем более, что одной из целей эксперимента было моделирование общественного поведения на довольно высоком уровне абстракции, на котором не важно, из кого состоит общество — люди ли, муравьи ли...

И вот окончательное разрешение муравьиного вопроса поднимает новые аспекты мировосприятия. Ведь эсхатология многих человеческих религий прямо заявляет о физическом уничтожении мира в конце времён. А то же самое произошло и у нас. Но, поднимаясь над суетой Бытия, можно чётко увидеть интересные особенности, которые вскрывают проведённые исследования. Если бы муравьи обладали бы индивидуальным разумом, то наверняка у них было бы что-то наподобие наших религий. Я не смею сейчас утверждать, что религия есть следствие наличия разума, но положим это утверждение за истинное. Так вот, в случае наличия религиозного мировосприятия у муравьёв, они бы считали, что некто создал их мирок, их самих и всё вокруг.

А кто это? Судя по всему, я. Я не претендую на роль абсолютного бога для муравьёв, но на роль демиурга претендовать могу. В таком случае, абстрагируясь далее от вопроса о том, кто создал демиурга, некоторые муравьи были бы вполне довольны простым объяснением креационистской теории относительно создания их мира. Ведь бутыль нашёл я, песка туда насыпал тоже я. Потом отобрал муравьёв из другого муравейника, а это можно считать актом творения, принимая во внимание то, что в момент переноса из одного мира в другой происходит затмение разума, после которого можно вполне полагать, что произошло новое (и единственное) рождения.

И вот произошёл апокалипсис, конец света. Кто его спровоцировал? Разве я? Нет. Он произошёл помимо моей Воли. Я был лишь сторонним наблюдателем за сим явлением. И вот это и являет собой то, о чём ведётся весь этот разговор. Переносим все роли назад на человеческое общество и получаем интересное понимание запредельных миров, в которых живут боги. Их, богов, там очень много. Но большинство их них и ведать не ведают о нашем существовании. А те, кто знает — лишь наблюдатели, которые могут помочь изредка, по своему разумению. А основную массу своего времени они о нас даже и не вспоминают, т. к. своих забот хватает вполне. И наши молитвы зачастую их просто раздражают, т. к. являются фактором надоедания, особенно когда люди молятся и взывают к богам не от бессилия и безысходности, а от того, что сами не хотят решать свои проблемы. Ну и конец света, если он произойдёт, наверняка не будет зависеть от злой воли кого-либо из богов. Но и это не исключено (в моём случае я же мог самолично разрушить мир муравьёв).

Так ли это?



(Post a new comment)

Как и обещал
[info]ducemollari
2005-09-09 07:13 am UTC (link)
Бумажный "Русский Newsweek" я найти не могу, но зато нашёл аналогичную статью. Даже лучше. Пусть там нет красивых карт нок, как в Русвике, зато материала несколько больше.

http://www.poisknews.ru/_ingz/allstatya.asp?table=ingzPublics&id=162

Мирмекология - это здорово.

(Reply to this)(Thread)

Re: Как и обещал
[info]_darkus_
2005-09-09 07:22 am UTC (link)
Ага, спасибо, друже.

(Reply to this)(Parent)


[info]az_from_belarus
2006-08-04 06:46 pm UTC (link)
А байку про то как пять обезьян охраняли бананы, надеюсь слышали?

(Reply to this)(Thread)


[info]_darkus_
2006-08-06 05:27 pm UTC (link)
Если эта та байка, про которую я думаю (про традицию), то я её ежегодно на лекциях рассказываю студентам. К сожалению, в этом году не получится.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]az_from_belarus
2006-08-06 05:37 pm UTC (link)
Она самая. :-)
Самая богатая байка из всех, которые мне известны.
Мне удалось ее рассказать многократно в качестве вступительной иллюстрации к самым разнообразным утверждениям/мыслям самым разнообразным слушателям.
Как-то объяснял юристам, что такое обычай и институт с точки зрения кибернетики/кибернетика. Благодаря байке, они сочли мое объяснние очень интересным и поучительным. :-)
Другой раз использовал ее объясняя одному полковнику летчику, что такое в моем понимании сетевые методы ведения войны.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]_darkus_
2006-08-06 05:39 pm UTC (link)
:)

Да, байка весьма хорошая. Кто, интересно, её придумал?

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]az_from_belarus
2006-08-06 05:43 pm UTC (link)
Вот уж не знаю и было бы любопытно узнать.
Вроде байка ссылается на некий научный експеримент. Но что-то в содержании и порядке его проведения сразу приводит к убежденности, что эксперимент все же вымышленный.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]_darkus_
2006-08-06 05:50 pm UTC (link)
Да, я тоже не верю, что это был реальный научный эксперимент :)

(Reply to this)(Parent)


[info]aruslan
2006-10-23 12:35 pm UTC (link)
интересно стало, а что за байка про пятерых обезьян?

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Уфф..
[info]az_from_belarus
2006-10-23 01:49 pm UTC (link)
Красочно писать нет времени.
Попробую покороче.

Был проведен эксперимент. Изучалось поведение шимпанзе.
Место эксперимента - просторное помещение. В нем - игрушки перекладины, кормушки и пр. Помещение снабжено люком в потолке и мощной поливальной установкой. Задействовано 10 обезьян.
Ход эксперимента.
В клетку посадили обезьян с номерам 1-5. В люк подвесили лакомство (так чтобы до него можно было по всяким перекладинам добраться). Будем считать, что это бананы. Наблюдают.

Обезьяны занимаются своими делами. В какой-то момент одна из них замечает
бананы и пытается до них добраться. Как только она ухватила банан включили поливальную установку. Все обезьяны принимают несколько минут холодный душ, поникают и не знаю куда от него спрятаться.
Вывешиваются новые бананы. Следующая чья-либо попытка сорвать банан - опять мокнут все.
После некоторого числа повторов, формируется коллективная реакция - стоит одной обезьяне потянутся к бананам - все на нее набрасываются, бьют и всячески препятствуют.
Через некоторое время попытки добраться до бананов прекращаются.

Следующий этап. Обезьяна под номерм 1 выбывает из эксперимента и вместо нее в помещение попадает обезьяна под номером 6. Новичек знакомится с окружением. Через некоторое время увидев бананы пытается до них добраться и оказывается избит. Бананы остаются нетронутыми. После закрепления правильного отношения к бананам у номера 6, производится следующая замена. Номера 2 на номер 7 на тех же условиях. И так до тех пор пока номер 5 не заменится на номер 10.
На самой последней замене имеет место ситуация, когда в помещении находится пять обезьян, которые ничего не знают о причинах по которым нельзя брать вывешенные бананы, но готовы порвать любого новичка, который попытается нарушить это табу. Почему? Так здесь принято. Такова традиция.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]aruslan
2006-10-23 02:05 pm UTC (link)
Спасибо, изумительная притча! :)))))

(Reply to this)(Parent)


[info]karelichus
2007-11-08 11:24 am UTC (link)
Я не смею сейчас утверждать, что религия есть следствие наличия разума, но положим это утверждение за истинное.

Мартин Лютер с Вами не согласился бы:
«Разум есть величайший враг веры. Он не является помощником в делах духовных и часто борется против божественного Слова, встречая всё, исходящее от Господа, с презрением».

(Reply to this)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…