Home
АДЪ своими руками - [entries|archive|friends|userinfo]
Lenoo

[ website | лепра ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Links
[Links:| мое расписание ]

[Июл. 7, 2008|05:11 pm]
Previous Entry в избранное рассказать другу Next Entry

Мнение экономиста о новом мультфильме Pixar: «Уолли», новый совместный фильм студий «Disney» и «Pixar», получил всеобщее одобрение со стороны киноманов. Причём – абсолютно незаслуженно. Фильм является ярчайшим примером антиглобалистической, антикапиталистической, и антитехнологической пропаганды. И это притом, что основной аудиторией фильма являются дети, с их еще не развитым критическим мышлением и неспособностью учесть все аспекты этой проблемы.

Но я не буду здесь обсуждать сценарий картины, саму бредовую идею о том, что наша планета была погребена под грудами мусора… Достаточно просто оглянуться вокруг, чтобы осознать категорическую невозможность этого. Под нашими окнами не громоздятся кучи мусора, а наши свалки организованы безопасно и эффективно. Более того – мы даже используем генерируемый ими природный газ в качестве источника энергии.

Но я хочу обратить ваше внимание на другую ошибку, совершённую создателями фильма. Чудовищную ошибку, которую они совершили, проигнорировав основные законы экономики, природу человеческого поведения, и мотивы этого поведения.

Ошибкой стала сама идея фильма, где показана жизнь на борту «Аксиомы» - межгалактического корабля, созданного корпорацией «BNL» - этаким симбиозом магазина «Wal-Mart» и администрацией Джорджа Буша. Корабль стал убежищем для жителей Земли, после того, как 700 лет назад наша планета стала слишком грязной и непригодной для жизни. Во-первых, фильм использует одно из положений Марксизма, о том, что одна корпорация способна развиться до такой степени, что обретёт власть над целым миром, при этом будет оставаться прибыльной и любимой всеми. Но ещё в 1920 году Людвиг фон Мизес, в своей работе «Экономические Расчёты Социалистических Государств», показал, что при отсутствии в экономике множества производителей товаров, доминирующая корпорация оказывается в той же ситуации, в которой находился советский ГосПлан.

В реальном мире «BNL» не сможет вовремя заметить изменения ситуации на рынке, не будет знать, в чем рынок нуждается в данный момент, и каких ресурсов там не хватает. Эта корпорация не потеряет пульс экономики, и станет принимать произвольные, деспотичные решения. Естественно, многие будут недовольны такой политикой, и такая монополия просто обречена на гибель.

Но самое поразительное, это то, что жизнь на «Аксиоме» крайне однообразна. Все его обитатели страдают от ожирения, все пьют высококалорийные искусственные смеси, никто не ходит пешком, только на автомобилях, люди не общаются друг с другом, никто не ходит в спортзал, все одеваются в соответствии с корпоративным дресс-кодом (когда корпорация заявляет «теперь голубой цвет будет считаться красным», все обитатели корабля сразу же вешают в шкаф свои голубые костюмы и надевают красные). И это однообразие – не временное явление. Все семь столетий, в течение которых корабль бороздит просторы космоса, их жизнь не претерпела никаких изменений. И за всё это время здесь не происходило никакого технического прогресса, ни культурных инноваций, ни спортивных достижений, ни изменения политического строя. Представьте, какой бы была наша жизнь, если бы в ней ничего не менялось с 1308 года.

И люди в «Уолли» изображены вовсе не злыми, они тактичны и сострадательны, но при этом невежественны и апатичны. При этом на корабле достаточно доступной информации о предыдущей жизни на земле, и о её нынешнем состоянии, вот только никто не проявляет ни малейшего интереса к её изучению, до тех пор, пока Капитан внезапно не загорается таким энтузиазмом. Можете себе представить, в каком дефиците там были любопытство и элементарная инициатива, если они проявились только раз в 700 лет?

«Уолли» совершает чудовищную ошибку, намекая на то, что технологические удобства, доступность пищи, транспорт, развлечения и коммуникации, делают всех людей ленивыми, покорными и безынициативными. Конечно, для кого-то это утверждение справедливо. Но в реальном мире даже такие изменения будут носить временный характер. В экономически развитых странах, люди с низким доходом, которым открываются новые возможности, ранее доступные только элите общества, конечно, ещё не имеют навыков жизни по новым стандартам. Эти навыки приходят со временем, точно так же, как они уже стали неотъемлемой частью жизни некоторых семей на протяжении многих поколений.

В США индустрия фаст-фуда уже вступила в свой новый этап развития, предлагая салаты, фрукты и низкокалорийные закуски тем же самым людям, которым она недавно предлагала Биг Маки и Гамбургеры. При этом сам ассортимент здоровой пищи значительно расширился, даже не взирая на то, что некоторые из этих продуктов назвать здоровыми можно только с большой натяжкой.

В то же время миллионы людей постоянно вели здоровый образ жизни, даже не смотря на то, что уже многие десятилетия им настойчиво навязывались товары, которые, по словам антикапиталистов, должны были разрушить их жизнь. Как доступность оружия не превращает миролюбивых людей в кровожадных маньяков, так и доступность разнообразной еды не превращает образованных, ответственных, уважающих себя людей в живущих одним днём гедонистов.



Как только люди удовлетворяют свои первостепенные потребности в еде, жилье, транспорте, они тут же переключаются на удовлетворение других своих потребностей, носивших до этого второстепенный характер. Как сказал Людвиг фон Мизес, люди будут развиваться до тех пор, пока они будут видеть перед собой непознанное, и при этом верить, что они способны изменить ситуацию. И такие условия будут существовать всегда, не зависимо от того, какого уровня богатства и комфорта достигнет человечество. А значит, люди всегда будут стремиться улучшить свою жизнь, и будут бороться за это. Общество, состоящее только из инертных, апатичных, удовлетворённых, покорных людей нереально в принципе.



Да, жизнь на борту «Аксиомы» напоминает утопическую модель экономики, так называемое «статическое равновесие», в котором ничего никогда не меняется – ни производство, ни потребление, ни предпочтения, ни ожидания людей. В то же время, Австрийская школа экономики учит нас, что такие условия никогда не существовали, и существовать не могут. Более того, эта модель мало применима даже в теоретической экономике, она не может объяснить даже отдельно взятые аспекты реальной экономики.

В реальном мире предпочтения бесконечно меняются, информация распространяется без ограничений, ни у кого нет твёрдой уверенности в будущем, а так же всегда есть множество людей, ищущих малейшую возможность удовлетворить какие-то человеческие нужды, даже если сейчас в этом нет особой необходимости. И тот факт, что до того момента, когда Капитана постигло озарение, на борту «Аксиома» не было ни одного предпринимателя в течение 700 лет, и это при том, что вся информация была доступна, ярко демонстрирует абсолютное не понимание создателями фильма простейших экономических законов.

Поэтому решение людей, по возвращении на Землю, изменить свою жизнь, звучит просто смешно. После того, как на «Аксиоме» в их распоряжении была автоматическая система производства пищи, которая бесперебойно работала на протяжении 700 лет, вдруг все, единогласно решили вернуться к традиционной сельскохозяйственной системе. Плюс, несмотря на то, что в их распоряжении находилась куча техники, они всё же решили работать вручную. Вместо того, чтобы посвятить своё свободное время, которое они имели благодаря автоматизированной системе производства пищи, к примеру, для создания предметов искусства, восстановлению небоскрёбов, или созданию более совершенных механизмов, они решили посвятить своё время, копаясь в земле, выращивая себе пищу, тем же изнурительным способом, как это делали их доисторические предки миллионы лет назад.

И, между прочим, этот момент как раз и не был упомянут создателями фильма. Никто из тех, кто сегодня романтизирует «добрые старые дни» традиционной агрокультуры, не имеет ни малейшего представления какой грязной, тяжёлой и короткой была жизнь тех, кто таким образом зарабатывал себе пропитание на протяжении тысячелетий. И как только появились первые заводы и фабрики, несмотря на длинный рабочий день, низкую зарплату и опасное оборудование, люди кинулись туда, потому, что эти условия труда (включая санитарные условия и уровень зарплат) были предпочтительнее, чем изнурительная, бесперспективная работа на ферме до конца своих дней.

Создатели «Уолли», сидя в своих комфортных голливудских студиях, оказывают медвежью услугу цивилизации, которая создала для них эти роскошные условия для их жизни и работы. Они прославляют тот стиль жизни, который, будучи возвращённым, наверняка убил бы их, и ещё огромное количество других людей. Я могу рассказать вам об этих «добрых старых деньках». В детстве я проводил свои летние каникулы, у своих бабушки с дедушкой, в заброшенной белорусской деревне, где мало что изменилось со времён Социалистической Революции 1917 года. Те люди, которые призывают вернуться к традиционному сельскому хозяйству, не упоминают постоянную, тяжёлую ручную работу, антисанитарию, недоступность медицинской помощи, и всеобщий алкоголизм. Всю свою жизнь я старался как можно дальше уйти от того образа жизни, и я изо всех сил буду бороться с теми, кто пытается вернуть всю нашу цивилизацию к жалкому, ветхому укладу прошлой жизни.

Резкая критика «Уолли» в адрес современной цивилизации вызвана глубоким непониманием истории и экономики создателями фильма. Картина бессовестно плюёт на героические усилия тех людей, которые вытащили нашу цивилизацию из первобытного мрака. Его антитехнологический, антикапиталистический призыв будет осуждён всеми мыслящими людьми современности.

(c)Автор: Gennady Stolyarov II
ссылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: [info]dragon999
2008-07-07 03:57 pm none (UTC)

(Link)

Автор текста - идиот, непонимающий реалий и живущий в своём собственном мире розовых снов.Но, думаю, втечение ближайших 4-х лет он сможет осознать свою неправоту...
[User Picture]From: [info]_damn_it_all_
2008-07-08 07:38 am none (UTC)

(Link)

Пральна! всем пахать! нахуй прогресс, нахуй цивилизацию! всех к сохе!
[User Picture]From: [info]dragon999
2008-07-08 07:45 am none (UTC)

(Link)

просто должна быть Культура потребления, а не культ потребления...
[User Picture]From: [info]_damn_it_all_
2008-07-08 07:56 am none (UTC)

(Link)

Потребление вообще к культуре имеет отношение весьма странное. Культурные потребности (и собственно культура) у людей проявляются когда они в достаточной степени сытые, согретые, одетые и в безопасности. Потому что если жопа мерзнет и жрать нечего - тут не до культуры. Речь идет о культуре общества в целом, про вангога рассказывать не надо. Тем более он сумасшедший был.
Иными словами, культура начинается там, где на потребление (обеспечение жизнедеятельности) можно более-менее забить, т.к. на жизнь хватает.
А в этом фильме получается как раз наоборот.
[User Picture]From: [info]metro_rumata
2008-07-08 05:18 pm none (UTC)

(Link)

А вот тут ты нихуя не права.
Очень много художников, музыкантов, врачей, учителей и т.д. с "высшим" потреблением, или же если по русски - увлечённые идеей, жили бедно и иногда в проголодь.
И не надо забывать что в том же совке, многие работали за идею (я ща не оправдываю совок, и не дискутиррую на эту тему - просто пример).
[User Picture]From: [info]_damn_it_all_
2008-07-09 06:42 am none (UTC)

(Link)

Речь идет о культуре общества в целом, про вангога рассказывать не надо.
- тем более что основная часть люде искусства жила все-тки в довольно приемлемых условиях, краски хавал мало кто. Я не говорю про утопание в роскоши, я говорю про обеспечение базовых потребносей.
[User Picture]From: [info]metro_rumata
2008-07-09 09:19 am none (UTC)

(Link)

я понял
мы про разное.
ты про потребление искусства (пойти на концерт, в театр, на выставку, в консерваторию, купить картину скульптуру и тп)
и оно естественно наступает после того как надыбал чё пожрать.
а я про идею, когда человек это самое искусство создаёт. и вот тут всё уже подругому. тут человек в основном живёт идеей.
[User Picture]From: [info]_damn_it_all_
2008-07-09 11:55 am none (UTC)

(Link)

Да, что-то такое. Но. Если в обществе не будет спроса на искусство - не будет и предложения - картину никто не купит, в нотные листы будут заворачивать воблу.
[User Picture]From: [info]alisier
2008-07-07 07:50 pm none (UTC)

humb.op.

(Link)

С третьей попытки текст все-таки осилила, но трудозатраты не окупились. по нескольким, как мне думается, причинам:
первая (но не главная) - я не разделяю экстатического восторга от идей Людвига Фон Мизеса, поэтому его цитирование к месту и не к месту заставляет морщиться.
вторая - если коротко и на пальцах, то претензии автора к создателям валли такие же, какими могли бы быть, например, к создателям "Ну Погоди!": Волки, они же не курят, не носят клеша и вообще волки - санитары леса, не было бы волков - не было бы мировой гармонии. Судя по всему, автор не признает использование каких-либо художественно-выразительных средств и всей душой за суровый реализм.

Как мнение - забавно, хотя, на мой взгляд, автору имеет смысл потренироваться излагать мысли тезисно.

Предпоследний абзац, как будто бы, вскрывает истинные причины столь нежной любви к потребительскому обществу - человек желал вырваться из ненавистной социальной среды и сделал это, и счастлив, и спасибо цивилизации за реализацию мечты.
каждый имеет право отстаивать свою мечту, но при чем тут наука?
[User Picture]From: [info]1536
2008-07-07 08:02 pm none (UTC)

(Link)

ой ой ой, как много букв.
:)

очень здоровский мульт. заряжен позитивом на 110 процентов!
[User Picture]From: [info]_damn_it_all_
2008-07-08 07:58 am none (UTC)

(Link)

а никто не спорит)
[User Picture]From: [info]rikku_grey
2008-07-08 02:41 am none (UTC)

(Link)

автор реально мудак 8( это ж мультфильм и не более того)
[User Picture]From: [info]_damn_it_all_
2008-07-08 07:36 am none (UTC)

(Link)

...основной аудиторией фильма являются дети, с их еще не развитым критическим мышлением и неспособностью учесть все аспекты этой проблемы.
[User Picture]From: [info]rikku_grey
2008-07-08 07:39 am none (UTC)

(Link)

в корне неверное утвержедние. Дети одни в кино ходят, или с родителями? К тому же, процент взрослых на показах мультфильмов всё больше. И чуть ли уже не 50 на 50. Т.ч. в мультфильме затронули темы, которые подходят обеим аудиториям. Дети увидят веселье, любовь и т.д., взрослые проблемы глобализации. Т.ч. направленность на целевую аудиторию очень точная получилась.
[User Picture]From: [info]_damn_it_all_
2008-07-08 07:45 am none (UTC)

(Link)

Много ли родителей объясняет детишкам после просмотра: это всё, сынок, художественный вымысел, на самом деле забросить все дела и заниматься натуральным хозяйством вовсе не так круто.
А в мозгу у чада откладывается: вот, дескать, общество потребления - плохо (т.к. смотрим сами к чему привело), технологический прогресс - плохо, надо молиться поститься слушать радио радонеж быть ближе к природе. Если детю таким голову с младых ногтей забивать постоянно, из него в итоге получится сумасшедший зеленый либо хиппи. Хотя от одного просмотра скорее всего значительно хуже не будет.
[User Picture]From: [info]rikku_grey
2008-07-08 07:47 am none (UTC)

(Link)

как же однобоко ты на всё смотришь 8(
[User Picture]From: [info]_damn_it_all_
2008-07-08 07:58 am none (UTC)

(Link)

Нет, я просто поясняю вам позицию автора текста.
А вы смотрите с другого бока, но тоже однобоко: мультик прикольный, мне понравился, значит никакой критики его я не приму, даже разбираться не стану, насколько она справедлива.
[User Picture]From: [info]rikku_grey
2008-07-08 08:05 am none (UTC)

(Link)

как нистранно, я не ограничился "мультик прикольный, мне понравился, значит никакой критики его я не приму, даже разбираться не стану, насколько она справедлива.", а высказал своё пояснение. что мульт был расчитан на несколько аудиторий сразу.
[User Picture]From: [info]_damn_it_all_
2008-07-08 08:09 am none (UTC)

(Link)

В целом это мало что меняет.
[User Picture]From: [info]_damn_it_all_
2008-07-08 08:12 am none (UTC)

(Link)

Детская аудитория никуда не девается все равно ведь.
[User Picture]From: [info]rikku_grey
2008-07-08 08:14 am none (UTC)

(Link)

если уж аудитория детская, ей и в голову не придёт задумываться о "глобализации" и т.д. короче, давай спор прекратим. Ты даже не пытаешься меня понять.
[User Picture]From: [info]_damn_it_all_
2008-07-08 08:27 am none (UTC)

(Link)

пытаюсь. выше уже пыталась. А ты меня не слышишь.
Слова может быть и не формулируют, но в голове образ плохого технического прогресса и хорошего "возвращения к истокам" через несколько подобных фильмов отложится прочно.
[User Picture]From: [info]malinor
2008-07-09 06:13 pm none (UTC)

(Link)

читать не стала ибо некогда а так вообще беспроигрышный ход - одинокий робот на засранной планете.
даже мой чурбан брат расчувствовался и решил не идти в кино на это душераздирающее зрение ибо просто грустное выражение робота - это одно, а то что он ОДИН на всей планете - это ППЦ =(((
[User Picture]From: [info]_damn_it_all_
2008-07-10 04:01 am none (UTC)

(Link)

ну как один... у него есть друг-таракан)
[User Picture]From: [info]malinor
2008-07-10 07:20 pm none (UTC)

(Link)

не смотрела мульт, но если там все так, как в статье - согласна, у сценаристов мозг отшибло)) или бы не оперировали такими временными горизонтами. плюс возвращение к натуральному хозяйству - полный бред. а технический прогресс тот же самый способствует очищению (или незагрязнению) среды и удовлетворению потребностей бОльшего числа людей (рост числа которых, гадов, надо срочно сокращать).
по поводу "пьющей деревни" претензии считаю глупыми, ибо американцам по-моему не до этого, у них вроде бы оцивильнее это все выглядит
[User Picture]From: [info]jefian
2008-07-17 12:15 pm none (UTC)

Нечто остаётся неизменным.

(Link)

Вообще, интересно - Цезарь Август пару тысяч лет назад тоже призывал всех к возвращению традиционного образа жизни. Заниматься сельским хозяйством - это так романтично(тогда, правда, работали в основном, рабы). А сам под шумок создал империю.
Призывы "давайте вернём всё, как было" возникают тогда, когда общество не знает куда двигаться дальше. Когда люди не видят перспектив, не имеют высших целей. Разочаровались, в конце концов.
Коммунизм победит? Хрен вам, а не коммунизм. Хотя может, и китайский победит.
Капитализм победит? Угу, мир завален китайскими товарами, безработица и тд.

В общем, мультик вполне согласуется с мировыми настроениями. Всех спасёт любовь и возвращение старого времени, когда "уважения к старшим было больше". А кто-то под шумок будет себе клепать империю)

Будьте здоровы, живите богато.
[User Picture]From: [info]_damn_it_all_
2008-07-17 12:28 pm none (UTC)

Re: Нечто остаётся неизменным.

(Link)

Интересное замечание, Спасибо.
[User Picture]From: [info]trueinferno
2008-08-21 09:25 pm none (UTC)

Re: Нечто остаётся неизменным.

(Link)

Август не был цезарем.
он был принцепсом.
и к сельскому хозяйству никого не призывал.
это Диоклетиан выращивал брюкву и укроп и доил корову. живя лет на 200 позднее Августа.
Август же строил новый мир посредством завоеваний земель и козней против сената.