_chiarina_ ([info]_chiarina_) wrote,
@ 2006-05-10 16:11:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Замок на Электрозаводской
**********




Продолжаю рассказ о достопримечательностях, располагающихся возле метро Электрозаводская.

В непосредственной близости от особняка В. Д. Носова, на противоположной стороне нынешней Электрозаводской улицы, расположено примечательное и очень необычное краснокирпичное здание, напоминающее зАмок.



Это одно из красивейших промышленных сооружений Москвы начала XX века, известное сейчас под названием Электрозавод (отсюда современное название улицы) или МЭЛЗ. Предназначалось оно для Товарищества русско-французских заводов резиновых и телеграфных производств. Исходно это предприятие находилось в Риге, однако во время Первой мировой войны его эвакуировали в Москву. Строительство зданий для размещения завода началось в 1914 году по проекту архитектора Г. П. Евланова, ученика Р. И. Клейна. Евланов предполагал выстроить заводской комплекс в едином псевдоготическом стиле. В проекте были предусмотрены высокие кровли с башенками над центральным входом. По замыслу архитектора, они должны были контрастировать с сугубо функциональными фасадами, почти сплошь остекленными. Однако проект Евланова не был полностью осуществлен. В 1917 году строительство прекратилось, а в 1918 году в недостроенное помещение перевели завод “Проводник”, также эвакуированный из Риги. В 1925 году корпуса перешли в распоряжение Государственного электрического треста; было принято решение о достройке здания. Достройку (1925-27 гг) осуществлял архитектор Г. С. Шиханов по проекту, упрощенному в сравнении с евлановским. В числе прочего, не были выполнены и готические башенки. Только выразительный кирпичный портал сооружения, обращенный к улице, сохранил черты первоначального замысла. Однако и такой, “урезанный” и упрощенный, главный корпус Электрозавода запоминается как яркая одухотворенная архитектурная “личность”, овеянная каким-то таинственным романтизмом. Любопытно, что в моем восприятии этому романтизму вовсе не мешает прозаическая или, лучше сказать, обыденная сущность собственно завода.



Еще один интересный факт из биографии Электрозавода. Из-за плотности застройки окружающих кварталов было трудно распланировать проведение подъездных путей к заводу. Решение проблемы было очень хорошим, хотя и не новым, - забрали в трубу речку Хапиловку, приток Яузы, протекавший вблизи от завода, и, частично над Хапиловкой, частично по ее берегам всего за несколько месяцев проложили железнодорожные пути до Окружной дороги. Линия, проложенная Электрическим трестом, стала первой в Москве электрифицированной железнодорожной веткой; специально для нее на Мытищинском заводе был выпущен электровоз. В путеводительной литературе по Москве иногда упоминают о том, что еще в 80-х годах по этой ветке курсировал такой электровоз, самый старый из всех московских. Упомянув Хапиловку, следует сказать и о том, что именно эта речка разделяла современную Электрозаводскую на две улицы – Генеральную и Лаврентьевскую. Лаврентьевская улица шла от Яузы до Хапиловки, Генеральная – от Хапиловки до Преображенской площади.
Заканчивая официальную часть рассказа, задаю неофициальный, в большей степени риторический, вопрос – а как, интересно, к постройке завода отнеслись Носовы-Бахрушины? Ведь получается, что грандиозное строительство было развернуто аккурат перед окнами особняка, выстроенного Кекушевым …



(Post a new comment)


[info]kromashka
2006-05-10 05:48 pm UTC (link)
Да! Знаю-знаю! Здорово! Спасибо за хорошше фото и интересный рассказ! :)

(Reply to this)(Thread)


[info]_chiarina_
2006-05-11 06:36 am UTC (link)
:)))
Cпасибо!
Да, я помню, Вы мне говорили, что где-то рядышком обитаете :)

(Reply to this)(Parent)


[info]enchanted_fox
2008-05-04 02:39 pm UTC (link)
Евлановский проект был целиком неоготическим (псевдоготикой называют архитектуру конца 18-нач. 19 вв, а неоготика это одно из направлений стиля модерн), исключительно красивым по графике и целиком напоминал то ли здание английского парламента, то ли готический замок. Очень элегантным выглядел фасад вдоль Электрозаводской улицы. К сожалению, при реконструкции совки заменили родные евлановские окна с мелкими и вытянутыми пропорциями переплетов стандартными уродами, которые видны на боковом фасаде до сих пор.
Евлановых было три, если я не ошибаюсь брата, и все они занимались архитектурой в Москве. Один из братьев построил доходный дом вдоль Гоголевского бульвара.
Берега речки Хапиловки, где строился Электрозавод, были очень болотистыми и возвести на столь непрочном грунте такое массивное здание было непростой инженерной задачей. Главный архитектор Электрозавода в конце 80-х рассказывал, как он бурил пробные шурфы (не знаю точно, правильное ли это слово), чтобы определить глубину заложения фундамента под опорными колоннами во дворе завода - она превышала 6 метров. Там очень интересный внутренний двор и внутренние корпуса, которые по пространственному строению напоминают средневековый собор - только выше и объемнее.
Предание говорит, что строительство было прекращено из-за революции в тот момент, когда здание по евлановскому проекту было подведено уже под крышу. Кровлю на скорую руку сварганили из бамбука (?!) и в таком виде здание стояло несоклько лет, пока не попалось случайно на глаза проезжавшему мимо Ленину. Тот заинтересовался и дал указание закончить стройку.

(Reply to this)(Thread)


[info]_chiarina_
2008-05-04 03:03 pm UTC (link)
Благодарю Вас за такое обширное и интересное дополнение и поправку))
Да, я видела первоначальный проект здания, - Парламент, точно)))
Мне очень жаль, что нельзя было попасть внутрь, - двор, о котором Вы говорите,
был бы огромным для меня впечатлением

Спасибо

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]enchanted_fox
2008-05-04 03:05 pm UTC (link)
А где вы видели первоначальный проект?
О дворе я только что написала комментарий вот здесь
http://oroboros0.livejournal.com/48544.html?view=477600#t477600

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]_chiarina_
2008-05-04 03:17 pm UTC (link)
Есть такой чудесный человек, denione, Денис Ромодин
http://denione.livejournal.com/profile
с очень серьезными и очень обширными познаниями о Москве, об архитектуре Москвы,
он-то меня в свое время и снабдил ссылкой на какой-то ресурс, где этот проект был выложен.
Имеется в виду, конечно, не все подробности, а внешний вид здания.
Постараюсь найти, если Вам интересно. Это было что-то довольно доступное,
м.б. какой-то журнал из старых.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]enchanted_fox
2008-05-04 03:31 pm UTC (link)
Просто любопытно, может быть, появились какие-то новые находки в этом деле. План, например, я так никогда и не видела. В свое время я нашла чертеж главного фасада, исполненный на просторном полотнище, напоминающем холст, но с бумажным покрытием, по размерам примерно 3.50 Х 1.70 метра. Этот антикварный документ много лет хранился в кабинете у одного из электрозаводских чиновников, а потом был у него выклянчен главным архитектором. И мне его дали для перечерчивания. И мы перекопировали его вручную на метровом подрамнике, тушью. Копировал человек, обладающий исключительно тонкими графическими навыками, и в перекопированном (и уменьшенном) виде чертеж выглядел еще круче чем на оригинальном холсте, где многие линии с годами поистерлись.
Я эти материалы все опубликовала тогда же, кажется в Архитектуре и строительстве Москвы, но точно уже не помню. В большом каком-то журнале. И много лет потом все думала - а вдруг кто-то найдет планы, или внутренние фасады, а я даже не узнаю.
В архиве МГИНТА (строительный архив москвской городской управы) на этот участок никаких материалов по электрозаводу не было.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]enchanted_fox
2008-05-04 03:33 pm UTC (link)
План, я имеля в виду, оригинальный евлановский план. Современные синьки у меня были, но хотелось посмотреть на весь замысел вместе с прилегающей планировкой.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]_chiarina_
2008-05-04 03:39 pm UTC (link)
Нет, конечно,
то, о чем я говорю, вряд ли подойдет для удовлетворения Вашего
серьезного и профессионального интереса. С моей стороны было, конечно же, не совсем верно
(совсем не верно:) называть то, что я видела на сайте, громким словом "первоначальный проект".
Это интересно для таких любителей, как я, а Вы, знаете куда больше))
тем не менее я постараюсь все же найти, вдруг это тот самый чертеж, который Вы копировали?

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]enchanted_fox
2008-05-04 03:49 pm UTC (link)
Чертеж, который Андрей Гундарин копировал, у меня. То есть оригинал там, в Москве, если жив, а у меня здесь негативы и отпечатки, - но даже в таком воспроизведении видно, какой он классный. К Денису обязательно схожу. Спасибо.

(Reply to this)(Parent)


[info]_chiarina_
2008-05-04 03:24 pm UTC (link)
А о каком деревянном доме управляющего идет речь?
я тут писала об особняке Носова,
http://users.livejournal.com/_chiarina_/13621.html#cutid1
не о нем ли случайно речь?

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]enchanted_fox
2008-05-04 03:47 pm UTC (link)
Приблизительно напротив главного углового въезда в Электрозавод, на противоположной стороне улицы, стоял деревянный, очень темный от времени особняк с высокими узкими кровлями и темными стеклами. Видно было, что там сто лет как не живут. Когда я была там первый раз, там даже забора кажется вокруг не было. Дом этот меня заинтриговал страшно, я полезла по архивам, но нигде ничего не находилось. Потом всплыла информация про Кекушева, Носовых и Иванова-Шиц. Кекушев это классно, но это не то! Мне вообще некогда было заниматься этим особняком, я про него подзабыла. А потом как-то в охране памятников кто-то упомянул вскользь, что да, стоял там такой дом, особняк управляющего - и его сожгли. Я ничего этого не проверяла, эта инфа на уровне ОБС, но зрительная память у меня цепкая. Ну не приснился же он мне. Или все же приснился?

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]_chiarina_
2008-05-04 03:56 pm UTC (link)
Ух как интересно!
Много чего сгорело в 90-е, читаешь, например, про подмосковные усадьбы и плакать хочется.
Не вернуть потому что.
А к Денису обязательно наведайтесь, журнал очень хороший
у него и свой сайт по моск. модерну вроде бы есть

А я вот смотрю Ваши фотографии с большим чувством.
Досмотрю - вам отпишу.
Там, на них - Запад такой, которого я не знаю. Настоящий какой-то.
с вольным воздухом.

(Reply to this)(Parent)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…