Слава (_arlekin_) wrote,

"Начнем все сначала" Э.Бейкер в МХТ им. А.Чехова, реж. Адриан Джурджиа

Тот же режиссер того же автора ставил недавно на другой московской сцене - и там пьеса тоже позиционировалась как "чеховская":

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2363999.html

Ей-богу, нет в текстах Энни Бейкер ничего чеховского, а что касается подводных течений и событий, разворачивающихся как бы между делом - так это за сто с лишним лет, прошедших после Чехова стало в драматургии общим местом, и пьесы Бейкер - как раз такое общее место и есть. "Начнем все сначала", правда, позанятнее "Чужаков" благодаря формальному приему. Персонажи - участники театрального кружка и его руководительница Марти, которые еженедельно занимаются в спортивном зале, заполняя перерывы между тренировками юных баскетболистов. До спектаклей дело, понятно, не доходит - они осваивают упражнения, которые студентам театральных училищ задают в первом семестре: пересказывают биографии от лица друг друга, отрабатывают синхронность жестов и речи, выстраивают по цепочке связные предложения, стараются понимать интонации поверх слов... - в общем, обычное дело, но довольно экзотическое на взгляд тех, кто никогда не присутствовал на подобного рода штудиях, так что форма оказывается интереснее содержания, которое до оскомины банально и мелодраматично - естественно, среди членов кружка возникают разного рода отношения, напряжения, в первом действии главная линия связана с недавно покинувшим жену Шульцем и Терезой, которые становятся любовниками и по-быстрому трахаются в туалете при спортзале, но во втором акте их связь распадается, едва завязавшись, зато намечается взаимное влечение между преподавательницей и самым старшим членом кружка Джеймсом, пузаном, вечно одетым в тренировочный костюм.

Подтекста и вопросов, связанных с ним, в самом деле хватает - всплывают обрывочные детали жизни персонажей вне кружка, преподавательница приходит со шрамом на лбу, якобы она упала с кровати во время ночного кошмара, юная Лоран переживает развод родителей, проблемы отца с законом и к тому же Марти никак не может дождаться от матери Лоран чека в уплату за обучение (похоже, так и не дождалась, но почему-то эту тему автор предпочла замолчать). На предпоследнем занятии руководительница предлагает каждому записать на бумажку свою тайну, бумажки перемешивает и дает прочитать как бы от своего лица другим по жребию - кто-то полагает, что в детстве над ней надругался отец, кто-то признается в любви Терезе, кто-то считает себя самым умным - зрителю остается догадываться, кому на самом деле принадлежат признания, но это не сказать чтоб задачка повышенной сложности. А в финале курса разыгрывается воображаемая встреча Лоран и Шульца спустя несколько лет после окончания занятий и они моделируют, как сложатся их судьбы и отношения внутри кружка - ничего страшного, но и не особенно счастливо, Джеймс с Марти не сошлись, Шульц с Терезой окончательно расстались и он женился снова...
Микро-сюжеты и микро-истории, рассказанные в процессе "обучения", увы, не так увлекательны, как сам процесс, а режиссер тем не менее ищет "чеховщины" и не старается раскрыть, обыграть форму пьесы, но углубляется в содержание, хотя некуда особо углубляться, и предпочитает вместо того, чтоб поиронизировать над формальными приемами, выстраивать "жизнь на сцене", помещая ее в максимально достоверную обстановку спортзала, с прыгающими и бросающими мячик перед началом каждого акта бессловесными юными парнями в майках, баскетбольными корзинами, таблом для счета (его заодно используют для обозначения внутренней хронологии - нумерации недель занятий), с вентиляторами под потолком, шкафчиками раздевалки, разметкой пола и т.д вплоть до того, что даже зрительские места переделаны под пластиковые сиденья болельщиков, до жути, между прочим, неудобные. Пьеса могла бы сработать как абсурд-лайт, как психологическая соцдрама она не срабатывает. И еще менее, чем зрителем, материал инетересен, кажется, исполнителям, которые все, - Полина Медведева, Андрей Кузичев и остальные - как профессиональные актеры, через эти или аналогичные тренинги в годы своего обучения мастерству проходили и не уверен, что только и мечтали с тех пор к ним вернуться, не говоря уже про И.Я.Золотовицкого, с недавнего времени возглавляющего Школу-студию МХАТ.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments