___lin___ (___lin___) wrote,

"Широка страна моя родная..."



“Ширь русской земли...; наш простор служит переходу к простору небесного пространства, этого нового поприща для великого подвига”.
Николай Федорович Федоров.

Завершился пресс-тур организованный войсками воздушно-космической обороны (ВКО).
Мне удалось присутствовать при постановке на опытно-боевое дежурство новой радиолокационной станции “Воронеж-М” в районе города Усолье-Сибирское Иркутской области,
а также увидеть восточный командный пункт системы предупреждения о ракетном нападении рядом с Комсомольском-на-Амуре.
Огромное спасибо командующему ВКО генерал-лейтенанту Олегу Николаевичу Остапенко и представителю управления пресс-службы Алексею Золотухину.
… А Россия действительно большая. Кажется, среди этих бесконечных пространств тоски и надежды, спят силы, готовые перевернуть весь мир.
Военные аэродромы, с которых каждые несколько минут взлетают самолеты, backfire`ы с подвешенными ракетами, боевые вертолеты отрабатывающие удары по поверхности.
И разбросанные тут и там военные части и базы. Суровая страна, совсем не похожая на Москву.
Все столичные заботы кажутся такими мелкими, ничтожными среди этих просторов.

Мы вылетели из Чкаловского утром, сразу как в месте первой посадки “дали погоду”.
Ту-134 командующего летел в Усолье-Сибирское с двумя посадками – в Кольцово (Екатеринбург) и Толмачево (Новосибирск). Сам Олег Остапенко вылетел другим бортом, поэтому командирское купе было свободно, чем мы и воспользовались.









Летели с комфортом – диванчик, стол как в поезде (нет, традиционную курицу не доставали – только бутерброды), удобные кресла.
Увы – на посадках меня сильно укачивало. Чем меньше самолет – тем хуже я переношу перелеты на нём. Впрочем, похоже, тренировать вестибулярный аппарат можно – к концу путешествия мне было немного легче.
В Толмачево, по просьбе одного из журналистов, к самолету привезли пакет с выпивкой и закуской :)
Там же нам удалось увидеть полеты боевых вертолетов – похоже, среди прочего они отрабатывали и удары по наземным целям. В основном летали Ми-8, но были и Ми-24.
На авиабазе Белая (Усолье-Сибирское) мы приземлились ночью - путь из Москвы занял более 8 часов. Контуры самолета были не видны, и лишь свет из иллюминаторов отвоевывал небольшой кусочек пространства у тьмы. Представлялось, что это челнок, доставивший нас на Марс, или “Тантра” на планете железной звезды.
До места ночевки мы ехали через лес по грунтовой дороге. Пожалуй, не каждый легкий автострадный танк пройдет по такой. Когда на несколько минут тучи разошлись, в просветах между деревьями удалось увидеть яркие звезды.
Нас привезли на турбазу… что могу сказать – по сравнению с походными условиями, конечно, жить можно. Но отдыхать – не знаю.
Пятиместная комната! Для кого? Разве что представить пребывание в ней в компании четырех девушек :)
Душа нет, дверь в туалет перекошена и не закрывается. Среди ночи к нам постучались – оказалось, у соседей туалета нет вообще.
Но воздух! Виды из окна. Всё выше всяких похвал. Природа великолепна.
Запомнился ужин, которым нас накормили перед сном. Настоящий – сибирский.
Сало (вкуснее я не пробовал), соленья, омуль, вареная картошечка и конечно водка.











Наш домик.



Вид из окна.



Комната.

Утром мы быстро позавтракали (а в Москве в это время – 3 часа ночи) и в дорогу.
Проезжаем через деревню – возникает чувство, что я маленькая фигурка на макете России, который недавно видел в Санкт-Петербурге. Интересно – во многих деревенских домах пластиковые окна.
…Антенна “Воронежа-М” заметна издалека. Станция высокой заводской готовности была построена всего за один год. Это в пять раз быстрее, чем потребовалось бы для строительства “Днепра”. Кстати, и энергопотребление новой станции в три раза меньше, и людей для обслуживания требуется немного. А рядом уже заложен фундамент под второе антенное поле! Возможности станции будут наращиваться.
До включения РЛС журналистам дали время для фотографирования. После включения находиться перед “Воронежем”, мягко говоря, опасно.
Словно в фантастическом кино завыла сирена, и люди спешно покинули опасную зону.
Дальше было праздничное построение перед корпусами, из которых ведется управление. Обращение к личному составу главного конструктора станции и командующего ВКО.
Мы прошли в зал управления – современные компьютеры, на экране виден сектор обзора новой станции. “Воронеж” способен обнаружить боевые блоки ракет на расстоянии до 6000 км! Более того, станция способна выдавать целеуказание противоракетным стрельбовым комплексам, как подмосковный “Дон-2М”
Интересно, что станция “Воронеж-М” разработана и изготовлена частной компанией - ОАО “Радиотехнический институт имени А.Л. Минца”. К вопросу о частниках! *впрочем, как мне подсказывают в комментариях, весьма вероятно, что большую часть работы институт проделал ещё не будучи частным*






















Наш автобус :)



Рядом с новой РЛС старенький “Днепр” – его пока не выключают, он будет дублировать новую станцию.
После столь насыщенной программы обед в военном городке неподалеку пришелся весьма кстати. Хочу отметить – пока мы ездили от объекта к объекту – везде наблюдали засеянные поля, а не брошенные как в Подмосковье!
Рядом с дорогой красивые фиолетовые цветы на небольших кустиках – Вереск?
















…И снова поездка на аэродром и долгий перелет к следующей нашей цели.
Пожалуй, самое яркое впечатление в пути - полет над Байкалом. Красивое озеро, в обрамлении гор. Как же “бродяга Байкал переехал” на рыбацкой лодке, если даже перелет на самолете происходит далеко не мгновенно?







В Комсомольск-на-Амуре мы прибыли ночью. Разница местного времени с московским – безумные семь часов! А расстояние от Москвы 6100 км (чуть-чуть не хватило, чтобы побить мой Шри-Ланкийский рекорд 6500 км).
Город начинается как-то внезапно – пригородов практически нет. Сразу после въезда по автобусу пронесся вздох – наконец-то цивилизация :) Журналисты увидели рекламу знакомых московских марок и огни торговых центров.
Нас поселили в гостиницу “Восход” – рекомендую! Хоть мы и жили в трехместных номерах, придраться практически не к чему. Очень удобные номера – туалет и душ в разных помещениях, шампунь, мыло, зубные щетки. И очень вкусный завтрак – в общем, в эту гостиницу я бы вернулся. По цене что-то около 1600 рублей за человека. Терпимо.
С каким же удовольствием я принял душ – после многочасового перелета и ночи на турбазе подобная роскошь показалась раем!









Из гостиницы на осмотр командного пункта мы выезжали рано утром – в Москве была ещё глубока ночь. Тяжело переносятся такие переводы часов – ночью просыпаешься каждые два часа, а днем ходишь сонный.
При свете дня мы смогли оценить красоту местной природы – тайга, сопки (говорят – покрытые снегом, но в тумане его видно не было) и конечно Амур. Река впечатляет. Кажется, что это море, а другой берег не берег вовсе, а просто остров. Кстати, мост рядом с городом хорошо охраняется. Цвет воды в реке желтоватый, видимо из-за поднятой взвеси.
А ещё по дороге я увидел множество удивительно белых берез. Наконец-то стало понятно, почему “Белая береза Под моим окном”.









Первое что бросается в глаза при въезде на территорию КП – семь двадцати пяти метровых антенн под радиопрозрачными обтекателями. Впрочем, с дороги все семь не видны – для этого нужно отъехать подальше. И тогда можно увидеть белые шары над зеленым морем.
Внутри эти купола напоминают римский пантеон – даже оконце напоминающее “окулус” есть.
Пантеон, посредством которого техно-оракулы Бога-Машины разговаривают с Оком орбитальным :)
Специально для журналистов продемонстрировали поворот антенны под куполом.
300 тонная конструкция (150 – сама антенна и 150 противовесы) довольно быстро развернулась на глазах изумленной публики :)
Водили нас и в сам командный пункт – он работает, ведется связь с “Космосом-2479”.
На одном из мониторов удалось заметить интересную картинку – кусочек нашей планеты в ИК диапазоне.











Око небесное следит за тобой ;)


Cобака-базу охраняка :)












После интересной экскурсии мы поехали обедать. На этот раз окормляли в солдатской столовой в воинской части неподалеку – не сказал бы, что подают разносолы, но бойцы с голоду явно не умрут. Мне лично больше всего понравились компот и бутерброды :)
Кстати, вид на купола антенн от столовой открывался просто великолепный – шесть шаров (седьмой не виден) над лесом.





Заканчивалась наша поездка, впереди был долгий четырнадцатичасовой путь в Москву.
Кстати, перед вылетом на аэродроме мы снова увидели взлетающие самолеты. Су-24 уходили в полет один за другим. Как сказал наш сопровождающий – регулярные полеты по 12 часов в сутки начались в крайние два года. Также примерно в эти годы на дальнем востоке восстановили дороги – теперь они лучше, чем в Подмосковье.
Путь в Москву с тремя посадками прошел в полусне, даже не верится, что я всё это так просто перенес :)


Снова полет над Байкалом.






Похоже, это Екатеринбург.




P.S. Рассказ получился не столько об объектах, которые мы видели, сколько о самой поездке.
А о “Воронеже-М” и восточном КП я расскажу подробнее в статье для НК.
Tags: Прогулки, космос
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments