Момент нам не нужен
_spock_
Мы ждём этого момента всю свою жизнь. Мы накапливаем массивы случайных непринуждённых фраз, ироничных улыбок, фотогеничных изображений лиц, фасадов, далеко идущих путей... Мы копим в себе галлоны здорового эгоизма, чтобы затем умело прятать в нём неуместный цинизм. Мы тащим при себе плуг с накапливающейся самовлюблённостью, чтобы аккуратно маскировать в этой куче невыдержанную влюблённость к другим. Мы в итоге занимаемся форменным нарциссизмом. Слушаем гигабайты правильной музыки, читаем тонны правильной литературы, интересуемся сайентологией и лингвистикой, астрофизикой и генной инженерией... Мы ждём лишь момента, который изменит всю нашу жизнь.
Этот замечательный кусочек весны в конце самого поганого месяца апреля рано или поздно появляется. Рушатся стереотипы. То, что твёрдо лежало, теперь плывёт. То, что текло - парит в облаках. Старый зимний снег в лесу, слегка прикрытый снегом свежим, майским, вдруг капля за каплей оказывается на лобовом стекле и сметается стеклоочистителем прочь, стекает по чьему-то капюшону, по чьим-то длинным волосам или по ошибке прикасается к разноцветному джазу, изливающемуся из наушника в приоткрытую щель. И уже потом, бродя по освежевшему городу или по лесу, наступая на редкие подснежники, мы понимаем, что вот он, Момент. С радостью и лёгкостью направляемся мы к лесной речке за двадцать километров, чтобы просто её увидеть. Мерно шагаем навстречу фасадам, лицам, далеко идущим путям, влюбляемся в первое попавшееся на пути милое создание. Молча и со знанием дела идём. Потому что вот он, Момент.
А дальше?
А дальше наступает вечер и закат. Утрамбованное с ужасной силой тщательно скапливаемыми массивами настроение осталось где-то в пожелтевшем прошедшем времени. Сверху ждут-недождутся незаслуженно забытые безразличие и быт. Момент прошёл, поздравляем. Ждите следующего. Как, вам он больше не нужен? Пожалуйста, вот вам верёвка и подсолнечное масло, а деревьев в округе много, целый бор.

# Драйв с ехидной ироничной улыбкой
_spock_
Cro Magnon 'Zapp!' (1992)

Как справедливо заметили на gepr.net, это своеобразная встреча музыки Miriodor и музыки Art Zoyd. Да, тут есть та самая узнаваемая, трогающая разом все струны души, фольклористая мелодичность. Ещё бы, ведь в арсенале группы - две скрипки, два саксофона (альт и баритон), синтезаторы и гитара. Сходство с квебекскими супермелодистами налицо. Бас-гитара тоже пристутствует, рисуя угловатые, резковатые, повторяющиеся темы. Ещё бы, ведь это же Бельгия, родина Univers Zero. В довершение - почти полное отсутствие ударных. Лишь изредка доносятся синтезированнные ритмичные постукивания. Вот вам и "электронно-аналоговая" эклектика, свойственная Art Zoyd. При этом, музыка нисколько не мрачная и уж тем более не грозящая закопать заживо.
Чего определённо недостаёт поздним Art Zoyd, и что есть в избытке у кроманьонцев из Бельгии - так это драйв. Драйва в изобилии, как впрочем и у всех известных мне центральноевропейских авант-рок-групп. Драйв без тяжести, с упором на впечатляющий мелодизм, чётко выдержанный ритмический рисунок, упомянутую выше угловатую линию бас-гитары. И никаких барабанов, и никакого вокала.

# Бурные воспоминания о Лучших Временах
_spock_
Radiohead 'Hail To The Thief' (2003)

Уже давно прошли те времена, когда я считал альбом "OK Computer" лучшим произведением группы (а может даже и лучшим альбомом вообще). С первого же прослушивания на пиратской кассете зацепивший и не отпускающий до сих пор шедевр "Hail To The Thief" сегодня по крайней мере встал вровень с выше упомянутым, чуть-чуть даже опередив его, заняв свою замкнутую нишу.
С музыкальной точки зрения здесь по-прежнему узнаваемый хэдовский немного параноидальный стиль, неизменный голос Тома Йорка. Эксперименты с электроникой стали сдержаннее, к месту; более свободным стало живое звучание инструментов. Что также радует - часто и опять же к месту использовались "неправильные" размеры.
Но это здесь, как ни странно, не главное. Эмоциональная составляющая приобрела просто необыкновенный размах. Голос Йорка, которого я до сих пор считаю одним из лучших вокалистов в музыке (если не лучшим вообще), пробуждает какие-то детские потаённые чувства сильнее и яростнее, чем на предыдущих записях. Да, это одна из очень немногих групп, которых я слушаю в значительной мере из-за вокала. Мелодизм вокала просто насмерть поражает моё детское воображение. Я ощущаю себя сентиментальным, инфантильным, даже жалким подростком, столь ранимым к малейшему отклонению этого голоса более чем на пол-октавы. Каждая новая композиция рождает новую бурю эмоций либо продолжает где-то оборвавшуюся нитку угнетённого настроения, тотальной безнадёги, вырождаясь апогеем в крошечную и тихую запись I Will, когда в уголках глаз появляются слезинки, непонятно по какой причине взявшиеся. Конечно, там есть и лебединая Scatterbrain, и нервная переходновозрастная 2+2=5, и практически из детских мечт взявшиеся Sail To The Moon, Where I End And You Begin, There There, и безнадёжно драйвовые Go To Sleep и Myxomatosis, где голос временами заглушают бешеные инструменты, и... и... и...
Можно попытаться провести некоторые параллели с "Epilog" Anglagard и "The Hours" Филиппа Гласса. Но... Это всё-таки что-то другое, исходящее откуда-то из более глубоких пластов детства. Это - другие эмоции, не такие беспощадные, как в упомянутом Эпилоге, не наделённые некоторой "рациональностью" и "взрослостью", как у Гласса. Здесь не нужна сложность, виртуозность, изобретательность музыкантов. Здесь нужен голос и... Я не могу объяснить, что ещё здесь нужно. Ощущение после прослушивания только одно - опустошение. Желание оставаться в полной тишине, не слушая больше никаких звуков.
Хорошо, что это временно...

# Катком по телу - 2
_spock_
The Hosemobile 'What Can & Can't Go On' (1999)

Квартет из Тенесси и их пока единственный полноценный альбом. Тяжёлый гитарный прог, близкий даже где-то к прог-металлу. Но нет здесь особенного солирования, в "металлическом" значении этого слова. Есть здесь повторяющиеся гипнотизирующие риффы, практически осязаемая атмосфера. И нельзя здесь отделить ритм-секцию от "не-ритм-секции". Фактически, музыка из мощного пост-рока то перерождается в некое подобие позднекримзоидного металла (где, повторюсь, нет никаких гитарных соло за исключением, пожалуй, одного трека), то ещё больше тяжелеет, не теряя той притягательной пост-роковой атмосферы (где можно найти сравнение с Mogwai), то остаётся где-то на неуловимой грани между музыкой Mogwai и Cynic, то взрывается неожиданным дэт-металлом и гроулом, то неожиданно замолкает, а то и вовсе становится сложноразмерным гитарным прогрессивным роком а-ля "King Crimson 80-х", но опять же со своим колоритом. Это нельзя описать как-то компактнее. Конечно, при желании можно обозвать всё это каким-нибудь синтетическим термином типа "пост-прог" или "пост-металл", или "прог-металл с человеческим лицом", или ещё как-то, но это всё равно ни о чём не скажет.
Сказать точно можно одно: музыка очень, буквально предельно интенсивная, несмотря на всю эту репититивность. Рекомендуется как любителям отстранённого пост-рока, так и матёрым дэт-металлистам, а также просто любителям прогрессивной тяжёлой музыки. А Dream Theater теперь для меня идёт лесом. ;)

# Грохот катка на собственном теле.
_spock_
Happy Family 'Happy Family' (1995)

Для кого-то это яросная смесь King Crimson, Magma и Univers Zero. Для кого-то - нечто неописуемое и вообще неподдающееся каким-либо сравнениям. Я себя, скорее, отнесу к первой категории, хотя и исчерпывающе описывать это безумие также врядли смогу.
Музыка мрачноватая, безвокальная и предельно тяжёлая. Тяжело здесь всё: давящие, в основном минорные клавишные; дробящие на молекулы ударные; режущая и колющая по живому гитара (тут же всплывают в памяти Триго и Фрипп); буквально вбивающий в землю, раскатывающий по ней бас (тут всплывает в памяти группа Magma). Сравнения есть. Неописуемой тревоги и лёгкого страха - море. В результате - первый студийный альбом самобытной японской авант-прог-zeuhl-группы Happy Family. В результате - мощный приток адреналина и просто банальный кайф от этой звуковой супергравитации.

А пока остаются сутки да шампанское терпеливо стынет на окне...
_spock_
Копался я, копался в каталоге своей коллекции (а без каталога тут просто никак), вспоминал этот музыкальный год, вспоминал (чтоб было чего вспомнить и через -дцать лет)...
И вот чего удалось навспоминать:
То, от чего просто получалось искреннее удовольствие в этом году. От простой симпатии до бешенного восторга.Collapse )
Вот такой вот всеядный год собаки. Впрочем, и год 2007, наверное, будет таким же.
С Говым Нодом, друзья!

"Джаз-лихорадка" в Перми, 28.11 - 30.11.2006
_spock_
Трёхдневный международный джаз-фестиваль, названный так в честь известной джазовой мелодии известного пермского (и первого в советском союзе) джазмена Генриха Терпиловского. Примерно так глаголили многие местные средства массовой информации в эти последние дни осени. Что ж, молодцы, что глаголили, а так бы мог и не обратить внимания. А наши власти (включая всякий там лукойл) - ещё больше будут молодцы, если действительно сдержат обещания и сделают этот фестивал ежегодным. Давно пора. А то, что фестиваль проходил в Органном зале, не очень приспособленном для громкой музыки - это уже мелочи.
И я, конечно, пошёл. Грех было не пойти с учётом того, что билет стоил всего 100 рублей за день. Впрочем, вопреки всему, в конце фестиваля я не раз пожалел, что были такие дешёвые билеты. В процессе повествования будет понятно, почему. Посетил я два из трёх дней, первый и последний. Теперь я мысленно бью себя по глупой башке за то, что не пошёл в силу незначительных обстоятельств в день второй. А там, говорят, было на что посмотреть.
Список участников, их фотки и другую краткую информацию можно глянуть где-то здесь.
Далее идут в основном положительные эмоции и впечатления, хотя и не без некоторых, подпортивших их моментовCollapse )
Ну а теперь просьба к немногочисленным пермским френдам, кто был на втором дне фестиваля. Поделитесь, чтоли, впечатлениями, а?.. Комменты открыты.

#
_spock_
Shylock 'Gialorgues' (1977)

Первая пьеса первого альбома этой замечательной французской команды - это прямо какое-то дежавю. Я будто бы слушаю 'Hybris' небезызвестных скандинавов. ;) То есть, конечно, должно быть наоборот. Дежавю должно было возникнуть в процессе прослушивания альбома 1992 года группы Anglagard, а не этого альбома 1977 года. Но раз так случилось, что Англагард я услышал гораздо раньше, значит так тому и быть. В общем целом, отличнейший инструментальный симфо-прог с очень душевной, даже запредельно душещипательной мелодией, каковые даже в прогрессивном роке встречаются не так часто, как хотелось бы.
Ну а дальше - понеслась. До конца альбома - совершенно своя интерпретация музыки King Crimson средних 70-х, с бОльшим упором на клавишные и, надо сказать, большим мелодизмом. Правда, и без фрипповской гитарной техники не обошлось, и в третьем треке слушны до боли знакомы риффы, но это не плагиат и не заимствование. Это бережная эксплуатация идей группы Роберта Фриппа. Не надо думать, что гитара там везде играет по-фрипповски нечётко. Есть вполне себе чёткие и вполне себе приятные акустические гитарные переборы. Музыка то минималистически "топчется" на одном месте, то взрывается скоростными гитарой и ударными со шквалом клавишных, чтобы затем трансформироваться в чудную мелодию, а затем вновь ускориться и взлететь вверх. По крайней мере, первые три пьесы, Le Quatrieme, Le Sixieme и Le Cinquieme, я для себя могу с полной уверенностью назвать шедеврами. Остальные же составляющие музыки - типичные для тогдашнего французского прога. Общая мрачноватость, симфоничность и так далее. Ну и музыка, конечно же, посложнее будет, чем, скажем, у их соотечествинников, ровесников и коллег по арт-рок-цеху, группы Atoll, которые вообще фактически поп-музыку играли в итоге.
Вот. А эта группа после второго альбома к сожалению распалась. Это судьба у таких групп, наверное, такая, после второго альбома распадаться...

# Музыка из бесконечного кинофильма
_spock_
Banco Del Mutuo Soccorso 'Di Terra' (1978)

И вот очередное "доставание из долгого пыльного ящика"... Как же чертовски здорово переслушивать что-то напрочь забытое, когда-то нравившееся, но тем не менее отложенное до лучших времён! Оно как в первый раз. Просто сидишь и удивляешься этому мощному и обильному потоку симфонического прогрессив-рока. Все сорок две минуты пролетают на одном дыхании. Плавное перетекание классических оркестровок в звучание рок-группы и обратно, минималистичные вставки посреди всего этого многоголосья (а кое-где слышны даже отголоски музыки Univers Zero и Present), полное отсутствие вокала, почти такое же ощущение отсутствия "дифференцированности" альбома на отдельные треки - всё это похоже на кинофильм. Саундтреком это назвать как-то язык не поворачивается.
При общей моей нелюбви к "поющему" итальянскому прогу этот альбом вызывает только положительные эмоции. Но несмотря на это, к сожалению, у меня нет пока желания слушать остальные записи этих чудо-итальянцев. Прослушивал я как-то давно отрывками их другой альбом (более раннний или более поздний - не помню). Так вот, там уже совсем не та музыка. Даже группа как будто бы и не та. Может быть, когда-нибудь кто-нибудь сможет меня в этом переубедить.

# Мягкие уютные щупальца какого-то восточного животного...
_spock_
Ozric Tentacles 'Hidden Step' (2000)

Вообще, писать про какой-то отдельный альбом Озриков (а их уже более 20) невероятно сложно. Все их студийники - это один сплошной космический полёт, красочный и полный волшебных звуков и инопланетных отголосков. Своеобразный психоделический мост между 70-ми и 90-ми, скреплённый изощрённым фьюжном с восточным оттенком.
Тем не менее, данный альбом всё-таки некоторым образом из всей массы выделяется. Это, по-моему, самый "восточный" студийник, таинственный, относительно спокойный, без обилия бешенных ритмов и скоростных гитарных риффов. Гитара Эда Винна предпочитает оставаться чуть в стороне, оставляя свободное пространство дивным электронным звукам и синтезаторам, мягкой ритм-секции. Вовсю разгуливается она только, пожалуй, на первом треке. Последняя вещь отдана в распоряжение флейты, создающей чарующий азиатский рисунок. На протяжении всего этого великолепия слышны то отзвуки восточного базара, то блеянье стада овец, пасущихся где-то в предгорье... И, как всегда, никакого вокала нет и быть не может. Слова здесь бессмысленны и губительны.

?

Log in