?

Log in

Надя Плунгян
05 January 2016 @ 07:40 pm
2015 год был быстрым и утомительным, наверное, общая тема - резкие шаги вперед и такие же сбои, между ними почти не было перерыва. Подведу свои собственные итоги

Наука. Главная тема года - уже не лабораторные, а открытые обсуждения темы советского модернизма в его довоенной версии. В Центре Авангарда провели на эту тему круглый стол, приуроченный к презентации книги Маши Силиной о монументально-декоративном рельефе 20-30-х. К той же теме: участвовала в дискуссии в Гараже по поводу выхода книги "Искусство с 1900 года", сдала большую, на 10 листов, работу в ГИИ, провела финальный круглый стол в ЦА о перспективах исследования соцреализма.

Событие года - выставка Паскина и Фужиты в ГМИИ (куратор - Алексей Петухов) с экспозиционной "ремаркой" к ним в виде работ Мавриной и справки о "13", +написала статью в каталог. Из хороших новостей - вышел сборник кузминской конференции 2012 года, куда я писала о Гильдебрандт и Лорансен

Кураторские проекты и искусство. Мы с Ломаско открыли выставку в Берлине - "Постсоветские Кассандры" (Шифра Каждан, Анатолий Белов, Марина Напрушкина, Gandhi и мы обе), где я показала свою печатную графику и работы с тканью. Сейчас эти вещи вместе с линогравюрой путешествуют на другой выставке - RE:BELLION // RE:LIGION // RE:FORM в Лейпциге. Читала стихи и дискутировала с Оксаной Васякиной в галерее на Шаболовке. Сложилась серия вышивок, сделанных в самолете

Лекции. Впервые (и дважды за год) побывала в Англии, где делала доклад в Кембридже и работала в университетской библиотеке. Во второй раз ездила в Бишкек на конференцию в Штабе. Читала лекцию о Мавриной в ГМИИ. Приняла участие в проекте Глеба Напреенко и Саши Новоженовой для V-A-C с лекцией о советской графике военных лет, где умудрилась вступить в заочный конфликт с Осмоловским (еще при том, что не пришла на собственный доклад...)

Статьи. Из того, над чем было интереснее всего работать: написала в "Неприкосн. запас" про Клода Каона и на АртГид про правый поворот в российском феминистском искусстве

Политика. Убийство Немцова, расстрел Шарли Эбдо, ИГ, теракты по всему миру. Стремительная милитаризация российского общества на фоне войн в Украине и Сирии, конфликт с Турцией, санкции. Про внутреннюю политику писать не хочется. Из другого - окончательно разрушены фрески Василия Маслова в останках дома Стройбюро. Шуховская башня, наоборот, на реставрации. Последний большой митинг в марте, когда толпа подошла почти вплотную к Кремлю. Пожар в ИНИОНе, смерть Гениевой, Эверлинг и Плисецкой
 
 
Надя Плунгян
Оригинал взят у grimnir74 в Восстание в Освенциме и его героини




7-го октября 1944 года в три часа пополудни в концентрационном лагере Аушвиц-Биркенау на глазах у изумленной публики взлетел на воздух один из четырех крематориев, а в другом крематории на глазах у не менее изумленной публики в горящую печь живьем отправили двух немцев, убили еще несколько подвернувшихся под руку эсэсовцев, всё подожгли, после чего несколько сотен человек, поломав забор с колючей проволокой, бросились из лагеря. Всё это произошло за несколько минут. Под вой сирены немцы ворвались в оба крематория (то, что от них осталось) и расстреляли там всё живое. Убежавших (сумевших даже переплыть Вислу) всех нашли (и при помощи местного населения в том числе) всех вернули в лагерь, всех казнили. Потом это назовут восстанием двенадцатой зондеркоманды. И даже снимут об этом кино. А тогда всех интересовал один вопрос – откуда столько взрывчатки у заключенных?



Read more...Collapse )


 
 
Надя Плунгян
Поучаствовала в круглом столе в Гараже по поводу выхода книги «Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм» (в рамках совместной программы музея и «Ad Marginem»).
В дискуссии, помимо модератора Марии Кравцовой, еще участвовали Александра Данилова (ГМИИ), Елена Шарнова (ВШЭ), директор издательства «Ad Marginem» Александр Иванов и культуролог Юлия Лидерман.
По ссылке можно прочесть целиком, а тут приведу фрагмент моей реплики, который я сама считаю пока наиболее важным:

"Выступающие до меня говорили об определенной ангажированности авторов «Искусства с 1900 года», но я бы добавила, что сегодня мы имеем дело не только с этой школой, но и с некоторой общей теоретической картиной, центрированной вокруг теории, которая сформировалась в 1970-х годах.

Можно провести параллель с недавно вышедшей «Энциклопедией русского авангарда», потому что в какой-то степени в ней содержится российский ответ или диалог с «Искусством с 1900 года», фрагменты которой появились в интернете еще в середине 2000-х. «Энциклопедия русского авангарда» также предлагает нам взгляд, основанный на ситуации 1970-х годов и сосредоточенный вокруг теории, в которой центральными понятиями являются авангард и соцреализм. Литература, на которую опираются преподаватели советского искусства в вузах, выглядит точно так же. Вышло четырехтомное издание, которое эту тему как-то разрабатывает, но на самом деле с его изданием тема авангарда уходит в прошлое. Уходит в прошлое ситуация, в которой представление о советском искусстве осталось на уровне оппозиций.

Авторы «Искусства с 1900 года» базируются, например, на текстах Голомштока. Это хорошо, что Голомшток к нам возвращается через эту книгу: возможно, в результате он даже будет переиздан в России. Но этого мало, так как вся фрагментрированная картина советского искусства, достаточно идеологизированная и, скажем так, неполная, должна быть пересмотрена. «Искусство с 1900 года» нам предлагает сделать шаг в эту сторону. Имеет смысл вспомнить, что есть такие художники, как, например, Александр Арефьев. Как быть с ним? Как быть с филоновскими последователями? С учениками Павла Кондратьева? С ленинградской пейзажной школой? Все эти явления должны занять свои места в общей картине советского искусства, которая преподается в российских вузах".

 
 
Надя Плунгян
26 November 2015 @ 02:48 pm
2015  
Tags:
 
 
Надя Плунгян
23 November 2015 @ 12:04 pm
Интересный и подробный пост о венгерском художнике Эле Казовском, чья выставка сейчас идет в Национальном музее Будапешта.

Оригинал взят у mila_hunguide в Тень оставшегося в живых
«Тень оставшегося в живых» (A túlélő árnyéka) - это новая выставка Музея изобразительных искусств, посвящённая творчеству выдающегося художника Эля Казовского.
Можно было бы важно надуть щёки: знаем, знаем, мол. Замечательный был художник!
Или можно было бы воскликнуть : «Как, вы ничего не слышали о работах одного из самых известных современных художников Венгрии?»
Эль Казовский: Золотое равновесие (Aranyegyensúly)
Read more...Collapse )

 
 
 
Надя Плунгян
Оригинал взят у kroshka_mue в Архив журнала «Ёж». 1928. Тримаг, 2015
Так как 5 томов «Архива журнала Мурзилка» стали очень успешными и востребованными, Тримаг продолжает развивать тему детских журналов и копает вглубь! Поэтому сейчас в работе книги по журналам «Чиж», «Ёж», «Новый Робинзон» и «Воробей». К выставке Нонфикшн выйдет первый том по «Ежу», за 1928 год, жёлтый, красивый и толстый ;) Первый том «Чижа» тоже скоро будет.
«Ёж» — это журнал для детей младшего школьного возраста, лет до 12, для пионеров. С предложениями, чем заняться, во что играть, как помочь родителям. «Чиж» — для дошкольников — журнал-картинка, даже для тех, кто не умеет еще читать.

Ezh-cover

Я с таким удовольствием зачитывалась этими журналами. Это очень практичный, талантливый и самозабвенный подход к детям, очень взрослое к ним отношение. Требование ответственности и осознанности жизни от них. Попытка развить любовь к труду, природе, своей новой стране. Тогда от 5-7 летних детей ждали гораздо большего, чем сейчас. В каждом номере есть схемы как сделать что-то своими руками, например скворечник, или корабль, или лук. И детям самим предлагают взять пилу, рубанок, гвозди и все сделать самим. Сейчас нам кажется, что дети даже в 10 с таким не справятся.
Меня удивило, что есть много очень грустных рассказов, о жизни и смерти животных например. Как кого-то спасали и не спасли.
По материалам очень хорошо видно, чем жили люди после революции. Как воспитывали детей, чтобы потом они закрывали пятилетки в 3 года и жаждали трудовых побед. Но здесь действительно видно, что многого не хватало и это надо было сделать своими руками. И все это настолько искренне подается, что не возможно не верить в эту правду. Хотя сейчас знаешь, что существовала и другая сторона жизни, с теми же колхозами например.
Есть много о жизни в других странах. Здесь идеологии конечно больше. Сейчас достаточно смешно читать о том, как мучились дети в разных капиталистических странах, в то время как у нас «всё уже было хорошо».
Очень много о природе, и о труде на земле. И это так хорошо. Сейчас совершенно обесценился труд на земле, своими руками. Городские дети часто даже не знают, как растет картошка.

Я думаю, что сейчас очень не хватает хорошего детского журнала, талантливого и с хорошим наполнением. Он может быть государственным, он даже может быть с идеологией, но он должен быть практичным и о реальной жизни. Может переиздание архивов старых журналов подтолкнет к созданию нового!

Тогда собрался очень талантливый коллектив. В журналах работали все известные писатели и художники, которых мы любим до сих пор. Писатели: Маршак, Шварц, Хармс, Олейников, Чуковские, Шкловский, Пришвин, Чарушин, Бианки; художники: Лебедев, Конашевич, Тырса, Сафонова, Чарушин, Стерлигов, Ермолаева и многие другие.

В книге есть много рассказов для детей, всяких ребусов, загадок, стихов. Но для взрослых она будет еще более интересна. Это история в чистом виде. В книгу вошло практически 100% материалов (за редкими исключениями, связанными с правами на публикацию). История становится живой, не то, что сухие факты в учебнике.

>>>> разворотыCollapse )

 
 
Надя Плунгян
Последнее время в сми (помимо прочей эскалации агрессии) появляется много информации о групповых изнасилованиях среди подростков и студентов. Это началось еще с дела Анны Шатовой (Новосибирск, 2014), а вот теперь завертелся новый процесс о насилии над студенткой на вечеринке посвящения студентов в МАДИ. Интересно, что всех случаях подробную информацию о преступлении выложили в сеть сами виновники. Дело не в том, что таких преступлений стало статистически больше, скорее, эта проблема приобрела видимость в России. О насилии на посвящениях я слышала и в начале 2000х.
Дело студентов МАДИ приобрело огромную медийную огласку благодаря феминистской группе Femband, которые вели информационную кампанию, стояли в пикетах рядом с вузом и составили петицию о привлечении виновных к ответственности. О ситуации высказались многие СМИ, статью в довольно жестких выражениях написал даже Космополитен. В результате работы активисток в МАДИ в руководстве ВУЗа прошли сокращения, студенты-зачинщики были отчислены, дальнейшие обстоятельства выясняются, возбуждено уголовное дело (http://www.newsru.com/crime/12oct2015/madi.html). Этот действительно быстрый ход дела, беспрецедентный резонанс, который затронул все российские вузы и стал причиной самых широких дискуссий на тему правомерности обвинения жертвы, я считаю огромной личной победой Татьяны Болотиной shagirt.

Ссылка на подробное описание акции: http://shagirt.livejournal.com/161179.html

Петиция
 
 
Надя Плунгян
Оригинал взят у en_abled в Навигация для слабовидящих в России: основные ошибки
Навигация, или информационное сопровождение - очень непростая тема. Если вы решите поискать  по теме на английском - сходу найдёте нормативы, огромное количество научных исследований, учебников для проектировщиков. Вбейте в поисковик ключевые слова на кириллице - максимум, что вы сможете отыскать, это ущербный норматив ГОСТ Р 52875-2007 "Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению" и записи блоггеров о том, как всё плохо делается (с фото).

Я попытаюсь популярно рассказать о том, какие основные ошибки совершаются в России, когда пытаются проложить цветотактильные дорожки (на самом деле, навигация для слабовидящих включает и другие элементы, но они у нас используются очень редко). Буду основываться на материалах из Самары (главным образом), Казани, Сочи и Москвы. Почему-то считается, что в Сочи и Казани всё сделано образцово (к олимпиаде и универсиаде, соответственно), а в Москве проблема замечательно решается просто засчёт серьёзного финансирования. На самом деле, ничего подобного. Если и есть разница с простым губернским городом - то разве что в объёмах производимого брака. В Самаре, впрочем, горожане тоже уже начинают привыкать к виду ярко-жёлтых рельефных полос на тротуаре: идёт подготовка к ЧМ по футболу.

Почему я берусь высказываться по этой специфической теме? Я проектировщик, специализируюсь на проектировании безбарьерной (доступной) среды (есть и более широкое понятие - "универсальный дизайн"). Много лет этим занимаюсь, работал и с маленькими, и с очень большими объектами.

В общем, поехали. Посмотрим, что и как у нас делается. Фото в тексте, как правило, небольшого размера, если хотите что-то поближе рассмотреть - кликайте.
Read more...Collapse )

 
 
Надя Плунгян
Оригинал взят у sahalin_fotoart в Затерянные во времени. Ирис и Джанет Лэнг. 1910-1914
Оригинал взят у sahalin_fotoart в Затерянные во времени. Ирис и Джанет Лэнг. 1910-1914

Etheldreda Janet Laing, autuchrome

1914  Ирис и Джанет Лэнг / Iris and Janet Laing

Две девушки в саду.

Многие наверняка видели в интернете фотографию этих двух девушек, которую часто размещают во всякого рода блогах и сайтах посвященных фотографии. Глядя на фотографии сделанные сто и более лет назад, понимаешь что этих людей уже давно нет и что имена многих людей запечатленных на старинных фотографиях, затерялись во времени и уже не представляется возможным узнать как их звали, кем они были и что они делали. Но бывают и редкие исключения, вот и я часто встречая эту фотографию в интернете, думал что вряд ли смогу узнать кто автор этих фотографий и что за девушки изображены на этих снимках. Но, недавно, совершенно случайно узнал что, оказывается сохранились имена этих девушек и во многом благодаря их матери, которая и сделала эти снимки. Итак знакомьтесь, девушек зовут Джанет и Ирис Лэнг / Janet and Iris Laing.

Эфельдриде Лэнг / Etheldreda Laing было 38 лет когда она в 1910 году сфотографировала своих дочерей используя недавно появившийся в продаже цветной процесс автохрома, братьев Люмьер. Старшей дочери Джанет было 12 лет, а младшей дочери Ирис 7 лет. Эти фотографии сделаны в саду их дома в Оксфорде. Эфельдрида родилась в 1872 году, она была дочерью Ричарда Винкфилда, руководителя королевской школы искусств. После изучения рисования в Кембридже, она вышла замуж за присяжного поверенного Чарльза Лэнга в 1895 году, после чего пара жила в Оксфорде. В 1898 году родилась Джанет, а в 1903 году Ирис. В 1899 году они переехали в дом Бери Ноул в Оксфордском районе Хедингтона. Эфельдрида увлеклась фотографией в конце 1890-х годов и для неё была построена собственная фотолабаратория в доме. После появления цветного процесса автохрома она много фотографировала своих дочерей в саду возле их дома. В зрелом возрасте она начала рисовать миниатюры и вскоре стала членом Королевского общества миниатюры.

Джанет Лэнг в 1930 году вышла замуж за Говарда Сальского, она умерла в 1985 году в возрасте 87 лет. Ирис вышла замуж за сэра Джона Рэндолфа Лесли в 1953 году в возрасте 55 лет и стала баронессой Шейн Лесли. Её мать Эфельдрида умерла в 1960 году в возрасте 88 лет. А сама Ирис прожила 92 года и умерла в 1995 году. Как видим они прожили долгую и насыщенную жизнь, пережив две мировых войны, а Ирис можно сказать была нашей современницей. Вот такие истории появляются когда начинаешь искать информацию о людях изображенных на фотографиях.

Далее представляю подборку из 19 фотографий сделанных Эфельдридой Джанет Лэнг / Etheldreda Janet Laing на которых запечатлен кусочек жизни её дочерей Джанет и Ирис. Может эти фотографии и не являются высоко профессиональными, но тем не менее благодаря этим снимкам Джанет и Ирис вошли в историю. Мы видим с какой душевной теплотой и любовью мать фотографировала своих дочерей.Мы видим их молодых и по детски наивных и такими они останутся в нашей памяти, такими они будут в вечности.

Read more...Collapse )

 
 
Надя Плунгян
26 August 2015 @ 10:10 pm
Надо вообще перебираться опять в жж, устаю от небезопасного и очень плотного - а в то же время и бессодержательного - пространства на фейсбуке. Кроме того, я уже сама не успеваю следить за тем, что делала последнее время. Надо как-то замедлиться.
Tags:
 
 
 
Надя Плунгян
Неожиданно нашла заинтересованную рецензию на свою лекцию в Музеоне позапрошлого года. Вспомнить ее приятно. Многое с того времени изменилось, начались какие-то новые проекты. Я жалела, что ее выложили в сеть без слайдов, но кому-то, оказалось, удалось ее послушать как аудио.

Самый курьез в том, что в комментариях люди начинают обсуждать мой собственный гендер, называя меня нимфой (ссылка ведет на статью какого-то мужика, полную штампов и мизогиничного бреда: он пишет о "дурочках" из "академической среды", которые его дескать привлекают, но жить он с ними не хочет).

Значения этому придавать я бы и не стала, если бы сама тема "нимфы" не была бы, по исторической иронии, формой гендерного диссидентства в 30х и не содержала в себе оппозицию сталинской норме женственности. Об этом я только что написала статью для сборника памяти Михаила Кузмина, анализирующую смысл параллели, которую современники проводили между художницами Мари Лорансен и Ольгой Гильдебрандт. Стратегия "нимфы" имела в советском обществе четкое политическое измерение: она означала избегание нормативных контрактов, демонстрировала амбивалентность, флюидность - вместо нужной обществу лояльности в образе "советской женщины".

Тема "дурочки", которую в связи с этим многие форсят, очевидно связана с представлениями о непонимании социальных правил и демонстрацией этого непонимания. В сталинском СССР демонстрация нелояльности, в том числе и в гендерном выражении, не расценивалась как милая причуда и вела только к маргинализации, а не к социальному повышению. Об этом можно прочесть у Кобринского в книге о Хармсе, но о женщинах такого написано мало.

Так что теперь мне захотелось прочесть лекцию уже о вариантах "отпадения" от "титульного" женского гендера в 1930-50 е. Надеюсь сделать это в наступающем году - спасибо rikki_t_tavi.


Оригинал взят у rikki_t_tavi в Год назад и сегодня: гендерная тема в искусстве и Надежда Плунгян
К идее заканчивания прошлогодних дел. Я начала с первого июля прошлого года. Тогда я смотрела школу злословия с Надеждой Плунгян и обсуждала, отчего ведущие рванулись бить ногами феминизм, когда собеседница их антрополог, а не социальный активист. В коментах мне дали там ссылку на лекцию Плунгян на ютубе "Советский гендерный порядок 1930-50х гг и его отражения в изобразительном искусстве" (Часть первая и часть вторая).

Там она рассказывает, как менялась презентация женского и мужского образа в изобразительном искусстве после революции. Жалко только, что камера показывает все время ее, а не экран, на котором иллюстрации. Но я слушаю на телефоне и хожу с ним, а потом присела к большому компьютеру и нашла в интернете практически все картины, которые она упоминает. Очень интересно про то как общество, государство давит в сторону корректировки женского образа. Кажется, что художники просто изображают то, что есть, что универсально - а вот нет!

читать дальшеCollapse )
 
 
Надя Плунгян
На переломах всегда находятся люди, которые ведут доброжелательные разговоры о некоей "объективной" невозможности делать гражданскую работу, хотя известно, что другие ее делают. Не могла понять смысл этих реплик, пока не догадалась, что термин "объективность" служит здесь чем-то вроде кулисы для обозначения конъюнктуры. Например, высказывания о том, что в девяностых была "возможность" создавать НКО, а сейчас ее "объективно нет" меня удивляли, т.к. НКО вокруг нас работают - но сейчас я поняла, что они означают: "НКО больше не является социальной нормой, сейчас социальная норма другая, очнитесь, вы этого просто не понимаете". "Вы просто не понимаете - ИНИОН объективно исчерпал свои функции"; "вы просто не понимаете - в зданиях начала века объективно ветхие перекрытия"; "вы просто не понимаете - научные институты объективно неэффективны"; "вы просто не понимаете - работать с подростками в колониях объективно никто не может", "вы просто не понимаете - аутисты объективно не могут учиться в аспирантуре"и другое. Все реплики реальны, регулярно встречаю их в ленте.


Понятно, что постмодернистские рассуждения всегда маскируют пустоту. Но вот что интересует меня. В потоке подобных реплик звучит четкое требование: самостоятельной инициативы не существует и не должно существовать. И если какое-то действие производится без указания сверху, то нужно убедить других, что это недоразумение, системная ошибка, а люди чего-то недопоняли. Но возможность принимать собственные, произвольные - а значит, творческие - решения сверху никогда спущена быть не может. Для нее могут быть созданы условия, дальше люди действуют сами, или не действуют. Идея "объективной невозможности" накладывает запрет на инициативу и лакирует ее выдуманным общественным мнением.
 
 
Надя Плунгян
16 February 2015 @ 01:26 pm
старый пост Дмитрия Хмельницкого:

Оригинал взят у dmitrij_sergeev в О термине «советский авангард»
Есть большие сомнения относительно осмысленности его использования в искусствоведении. moreCollapse )



Рецензия на Энциклопедию Р.А: http://www.theartnewspaper.ru/posts/1229/

Интересно, что Хмельницкий при этом упоминает термин "модернизм" среди запрещенных к употреблению
впрочем, whatever
позднее попробую закинуть и свои сообр.я, но если кратко, считаю авангард таким же пустотным и чисто политическим понятием, как "актуальное искусство", которое потому всегда и пишу в кавычках - в статьях итд
 
 
Надя Плунгян
27 October 2014 @ 08:37 pm
Сегодня днем не стало Г.Г. Поспелова. Не могу передать, сколько он для меня сделал, как много значила его человеческая и профессиональная поддержка, его внимание к моим научным интересам. Он был деликатным и тонким руководителем, я рада, что работала в его секторе столько лет.
Грустно, что приходится нам сейчас жить в каком-то вакууме, наблюдая угасание старой искусствоведческой школы, что у нас почти нет пространств для создания собственной платформы.
Гражданская панихида пройдет в среду 29, в Институте искусствознания, в 11 утра.

 
 
Надя Плунгян
26 September 2014 @ 05:16 pm
Идут недели и месяцы, а я все ловлю себя на мысли, что упускаю ситуацию, что нужно было попасть в этом году на Венецианскую Биеннале. Сейчас, в эти последние дни, заканчивается там выставка Михаила Рогинского – одна из крупнейших ретроспектив, на которой, по-хорошему, надо бы несколько дней подряд побывать, как в музее, на которую имело бы смысл привести студентов, устраивать семинары, дискуссии – что для художников, что для искусствоведов. Особенную ценность для меня представляет периодизация: экспонирование работ отдельными корпусами-периодами (размеченными хотя бы в первом приближении).

Читала критику кураторского подхода (http://www.colta.ru/articles/art/3631), в какой-то части согласна с ней, но видимо, такие серьезные задачи никогда не могут быть решены однократно. Рогинский описал советскую и постсоветскую реальность одновременно в нескольких регистрах, и чтобы найти для этого адекватные слова, нужно прожить какое-то время с этим ощущением изоляции, почувствовать соединение монументальности и невесомости в его работе с пространством, понять высокую роль условности в его вещах, которые и до сих пор часто понимаются буквально.

Для меня Рогинский в живописи второй половины века был и остается центральной фигурой с тех пор, как я увидела его вещи в начале 2000-х. Он повернул все мое восприятие живописи, заставил осознать непрерывность живописной традиции довоенного и послевоенного времени, в конечном итоге именно его вещи мотивировали интерес к тридцатым годам. К его оптике мысль возвращается ежедневно в разговорах на кухне, в научной деятельности, в искусстве.Те координаты, которые он задал, еще не осознаны до конца, тот взгляд на предметный мир поздних сороковых-семидесятых, который он предложил, все еще остается остро значимым и в какой-то мере непонятым. Рогинский почти единственный в своем кругу настаивал на уходе от плоской социальности, видел политическое через пластическое, пластическое всегда было на первом месте. Нет, это не Хоппер, не Раушенберг, это энциклопедия нашего сознания, с которым мы и сами до сих пор не знаем, как поступить.

работы и другая информация https://www.facebook.com/MikhailRoginsky
http://roginskiy.org/


Фото Ю. Пальмин, archi.ru
 
 
 
Надя Плунгян
В последнее время с близкими друзьями и коллегами пошел какой-то второй виток обсуждения темы российского художественного образования – главным образом в том, что касается восприятия искусства XX века в массовом сознании. Один из собеседников, с которым тема возникает постоянно - петербургский график и писатель Рюрик Попов, с которым я познакомилась во время работы над книгой об Ольге Гильдебрандт-Арбениной и перезваниваюсь уже около десяти лет.
Сейчас ему 86: начиная с семидесятых, параллельно своей занятости на Ленфильме он работал в русле кондратьевцев, был частью группы Владимира Волкова, на протяжении многих лет входил в близкий круг Герты Неменовой. Рюрик Попов – один из тех людей, кто хорошо понимает, насколько важно учитывать абстракцию, уметь понять ее, уметь увидеть происходящее в сороковых, пятидесятых, семидесятых не только как «авангард, остановленный на бегу» и разворот к соцреализму, а как результат глубокого переосмысления проблемы «подражания природе» после опытов ГИНХУКа. В его работах - это тонкие подробные рисунки, сделанные карандашом - предметы сияют изнутри, развоплощаясь и снова собираясь на бумаге. Реализм в них рождается из абстракции, и никак иначе.

К сожалению, в художественном образовании слишком многое стоит на месте. В школе и вузах почти не обсуждаются такие вещи, как изобразительная поверхность, увязанность предметов с фоном, да и вообще в широком смысле - сами категории пространства и формы. А ведь в конце концов именно эти вещи указывают на степень погруженности в проблему, на степень нашего осознания происходящего в истории искусства - и в нашей собственной исторической памяти. Когда шутка про то, что "черный квадрат может нарисовать каждый" тиражируется на государственном уровне - она перестает быть шуткой, а становится образом мысли и действия, построенным на самоцензуре.И очень дорогого стоят такие просветительские инициативы, которые ставят себе задачу сделать логику и смысл беспредметного искусства понятными широкому зрителю, предложить студентам обновленные «очки» вместо привычного натуралистичного копирования, вместе с тем поддерживая в них тягу к работе с натурой. Именно такой инициативой я считаю экспериментальную педагогическую работу, которую Вика Ломаско ведет в российских колониях.
Я оглядываюсь на Вику и в своих собственных текстах по истории советского искусства, которые пишу для школьных учителей, в любых лекциях, которые готовлю, и стараюсь всегда рекомендовать ее пособия, написанные очень ясным, открытым слогом.

Я убеждена, что никакой художественный процесс не может быть построен «на всем готовом», на готовых заимствованных концепциях, на эксплуатации наследия без его понимания. Но такие художники, как Ломаско, которые мыслят, анализируют и снова и снова смотрят исторический контекст, применяя его для сегодняшнего дня – такие художники изменят и заставят работать современные образовательные системы.

Вот методичка Вики Ломаско по работе с цветом и формой - по материалам урока, проведенного в Новооскольской девичьей колонии
 
 
Надя Плунгян
07 September 2014 @ 08:47 am
Say, its only a paper moon
Sailing over a cardboard sea
But it wouldn't be make-believe
If you believed in me

Yes, it's only a canvas sky
Hanging over a muslin tree
But it wouldn't be make-believe
If you believed in me

Without your love
It's a honky-tonk parade
Without your love
It's a melody played in a penny arcade

It's a Barnum and Bailey world
Just as phony as it can be
But it wouldn't be make-believe
If you believed in me
Tags:
 
 
Надя Плунгян
Оригинал взят у bukharov в post

 
 
 
Надя Плунгян
01 August 2014 @ 02:28 pm
И в те когда-то мною
Обжитые края
Заглядывает, воя, огромная змея.

Центр Авангарда тоже всего год продержался
 
 
 
Надя Плунгян
Оригинал взят у _palka в Феминистский материал в "Афише"
В новом номере "Афиши", посвященном конфликту противоположных взглядов среди москвичей, вышло несколько разворотов о феминизме. Участница МФГ и преподавательница истории в ВШЭ Ира Ролдугина беседует с основательницей мастерской семейных отношений и женой предпринимателя Яной Агаруновой. Похоже, это самое длинное интервью в номере: тема самоощущения женщины в городе снова незаметно выходит на первый план.
Комментарии к статье на сайте оставляют пока довольно хорошее впечатление. Тупой брани как-то меньше, больше трезвых оценок и симпатии к феминистским идеям.

Ролдугина: Еще одна проблема — вопрос возраста, который тесно связан с гендерным. Пока женщина молода, чувствует себя привлекательной, она может найти свое место в обществе, работать, развлекаться. Но в 50–60 она не может вести тот образ жизни, который вела раньше. Ее социализация меняется кардинально. У нас даже объявления о работе обычно звучат так: «На должность бухгалтера требуется женщина не старше 55 лет». Например, в Англии запрещено вписывать возраст в объявление. А тут если у тебя морщины появились — сиди дома с внуками и не высовывайся.

Агарунова: Мне опять-таки кажется, что это решение женщины. Например, нашему врачу-терапевту, к которому я вожу детей, за 60. Она недавно научилась водить машину, ездит отдыхать, активно работает, прекрасно выглядит — но это ее выбор. Я также знаю многих других женщин, которые в 55 объявили себя бабушками. Но это не то что над ними общество довлеет…

Ролдугина: Я думаю, что общественный дискурс, безусловно, влияет. Это связано и с государственной гендерной политикой, и с нашими представлениями о норме. В России естественна идея, что женщина после 50 должна заниматься внуками, а не ходить на танцы и плавание. Роль бабушки уважаемая. А если ты будешь ездить на рыбалку и ходить на шейпинг в 60, ты будешь чудачкой, фриком.



 
 
Надя Плунгян
15 July 2014 @ 06:16 pm
57  
Листала новости про метро и вдруг наткнулась на странный и жутковатый ребрендинг школы, в которой я провела 11 лет, и ей-богу, ни разу не слышала, даже в порядке анекдота, что "в свое время здесь учились дети Сталина, Куйбышева, Семашко, Фрунзе, Литвинова, Лазо и других партийных и советских деятелей".

Релиз триумфально завершается: "Сегодня для того, чтобы учиться в школе №57, недостаточно быть сыном или дочерью крупного руководителя".

 
 
Надя Плунгян
Оригинал взят у shagirt в Кукольные домики для убийств
Необычное женское творчество
Оригинал взят у vsegda_tvoj в Кукольные домики для убийств
Жуткие «домики» собирала Фрэнсис Глесснер Ли (на фото) в 1940–е и 1950–е годы. Представляли они собой реконструкции реальных мест преступлений в миниатюре. Все детали были близки к настоящим: двери и окна открывались и закрывались, светильники включались и выключались, крошечные журналы, календари и лекарственные этикетки были прекрасно отпечатаны, а пули и оружие выполнялись с потрясающей точностью. Используя две булавки для галстуков и швейные нитки, Ли любовно вязала одежду для каждой жертвы.

Puppet_house_02

Read more...Collapse )





 
 
Надя Плунгян
Оригинал взят у shagirt в Арестована феминистка Татьяна Сухарева
Татьяна принимала участие в большинстве феминистских мероприятий последних 1,5 лет, часто готовила выступления. Те, кто присутствовали на акциях, наверняка её помнят. На фото в центре

Сухарева

Недавно она зарегистрировалась в качестве кандидатки на выборы в Мосгордуму, которые состоятся в сентябре. И должна была уже получить удостоверение кандидатки, как вдруг, за день до этого...
"10 июля 2014 года в 6 утра домой к кандидату в депутаты Московской городской думы от Справедливой России Татьяне Сухаревой и ее сотрудникам ворвалась полиция. Провели у нее обыск дома. После этого их привезли по месту нахождения фирмы, которую она возглавляет, и в помещениях которой Татьяна Сухарева намеревалась устроить штаб по выборам в Московскую городскую думу. Обыск проходит с 9 часов утра.Read more...Collapse )

 
 
Надя Плунгян
03 July 2014 @ 11:33 pm
Оригинал взят у daana в из жизни нормальных
Вечер. Холодное, но все же лето. Традиционный магазин возле дома.

Рядом с кассой отирается юноша, уже хорошо датый, но только что открывший новую бутылку пива. Вид у юноши простой, нехипстерский, речь невнятная, настроение хорошее.

- Давай я на тебе женюсь, - объясняет он молоденькой кассирше. - Ты симпатичная. Готовить умеешь?
- Отойдите, - монотонно повторяет кассирша, попискивая сканером над продуктами. - Отойдите, гражданин, я работаю.
- А я жениться хочу, - настаивает юноша, - мне и мать говорит: женись! А ты мне понравилась. Че такого-то?
Диалог повторяется раза три практически без изменений, как это обычно и бывает с пьяными общительными людьми. Сканер пищит, кассирша нервничает, но самообладания не теряет.
От соседней кассы, отвлекаясь от болтовни со второй, более взрослой кассиршей, по совместительству его женой, поворачивается владелец магазина, иногда исполняющий функции охранника. Его зовут Донат, но на пончик он не похож; он высокий, плечистый и, в общем, ничо такой.

- Слышь, - лениво говорит Донат настойчивому жениху, - давай лучше я на тебе женюсь.
- Че это?.. - не понимает юноша.
- Ты мне понравился, - говорит Донат так же лениво. - Ты симпатичный. Что такого-то?

Вообще это был, наверное, первый раз в жизни, когда я увидела, как человек мгновенно впадает в предельную, лишающую здравомыслия панику без всякой внешней причины.

- Тыыы, - говорит юноша, бледнея, отступая и загораживаясь бутылкой пива. - Ты что?!.. Ты что, ебнулся?! Ты что?!
Он, кажется, даже трезвеет.
- А я жениться хочу, - дружелюбно говорит Донат, делая шаг к нему от кассы. - Ты готовить умеешь?
- А мнэ... я... эээ, - говорит уже почти трезвый жених, и вдруг отчетливым, ясным голосом сообщает: - Это ненормально! Она мне понравилась - нормально! А я тебе - ненормально!
- Да ладно тебе, - успокаивающе говорит Донат, - ученые доказали, что все нормально.
И делает еще шаг.
Жених пятится, пятится - и вдруг боком, на всякий случай не поворачиваясь спиной, выбегает из магазина.

Обе кассирши смеются, ухмыляется довольный Донат, посмеиваюсь я.
Еще одна покупательница, пожилая женщина, вдруг разворачивается к Донату и тоном комсомольского секретаря говорит:
- Молодой человек! И вам что, совсем не стыдно таким быть?..
Донат успевает непонимающе переглянуться с кассиршами, и по ним видно, что они все думают, будто их укоряют за издевательства над пьяным.
Но покупательница добавляет:
- Это ведь и правда ненормально!..

 
 
 
Надя Плунгян
01 July 2014 @ 02:19 pm
Оригинал взят у ledagarina в Женщина для себя
Группа LEFT-FEM представляет фото-проект «Женщина для себя».

Он возник как протест против объективации женщин в окружающей культуре. Жаловаться на неё мало. Мы считаем необходимым создавать альтернативный контент. И показывать женщину такой, какая она есть, вместо того, чтобы подгонять её под бесконечные фантазии художников, порнографов и модельеров.

Потому что женщина – это не объект, который должен кому-то нравиться. Это - человек, который мыслит, трудится, сочиняет, изобретает, творит.


Дальше - ИраCollapse )

НастяCollapse )

СветаCollapse )

ЛедаCollapse )

НадяCollapse )СашаCollapse )

АняCollapse )

 
 
Надя Плунгян
01 July 2014 @ 02:05 pm


Так выглядит хранение знаменитых помпейских тел - гипсовые отливки, полученные из естественных отпечатков. Археологи XIX века простукивали затвердевшие остатки пепла и пемзы, чтобы найти пустые зоны, которые оставили в лаве разложившиеся тела жителей города, а потом заливали эти лакуны гипсом. Во время извержения, судя по всему, люди погибли моментально, и пластичный пепел, смешанный с грязью, сохранил лица, одежду, мимику древних людей. Теперь они вот так покоятся на импровизированных музейных нарах, как будто прилегли заснуть в перерыве. Странная историческая путаница
 
 
Надя Плунгян
13 June 2014 @ 12:52 am
Чайка" Чехова. В финале спектакля, как известно, должен прозвучать выстрел. Потом на сцену должен выйти доктор Дорн и сказать: "Дело в том, что Константин Гаврилович застрелился". Но сегодня пауза затянулась.
И выстрела нет. Доктор Дорн, видимо, понимает, что что-то произошло, и нужно спасать положение. Тогда он выходит, долго стоит, все-таки ожидая, что сейчас будет выстрел, но поскольку выстрела по-прежнему нет, он говорит:
- Дело в том, что Константин Гаврилович повесился.
И тут раздается выстрел. Тогда он, еще подумав, произносит:
- И застрелился.

Рассказал Коля Кириллов
 
 
Надя Плунгян
Вчера в Еврейском музее прошло открытие выставки "Авангард и авиация", который я считаю одним из наиболее ярких проектов Александры Селивановой. Сложно представить, что после десяти лет обсуждения этой темы ей наконец удалось собрать в едином - и так изящно решенном - пространстве всю эфемеру советского авиационного мифа двадцатых, от игрушек до плакатов до летных шлемов, от деревянных моделей ранних самолетов до чертежей Циолковского и черновиков Федорова.
Вообще выставка выполнена на замечательном музейном уровне и будет интересна широкому кругу людей именно в силу наглядности и познавательности. Очень понравилось "воздушное" монтажное решение с подвешенными в воздухе белыми досками, на которых помещена живопись и знаковые фотоснимки. Гвоздь экспозиции - полотно Купцова из музея Вооруженных сил, не перестаю удивляться, насколько светлыми выглядят краски в жизни, никакие воспроизведения этого не передают. Есть отличный редкий плакат Марии Бри-Брейн о женщинах в авиации и отдельная стена о летчицах. Каждая тема очень детально разобрана в нескольких плоскостях: документальной, художественной, социальной.
Для меня было большой честью не только принять участие в каталоге в качестве автора, но и предоставить для экспозиции часть дедушкиной авиабиблиотеки. Когда-то эти книги принадлежали его дяде, пролетарскому поэту и авиатору Ивану Рахилло. Очень приятно, что моя статья соседствует с текстом коллеги по "Новой Москве", замечательного исследователя Рамиза Алиева.

Рекомендую всем, кому интересна история раннесоветской повседневности, кто любит авиацию и живопись тридцатых годов, а еще тем, у кого есть дети))))



 
 
Надя Плунгян
11 June 2014 @ 03:16 am


Весна 2010 г. Как стояли, так и высохли. Вот бы и с людьми было так же.

Пересмотрела "Теорему", в голове вертится какая-то новая интерпретация фильма, например, связанная с требованиями\соц. ожиданиями от людей со стигмой со стороны благополучного "общества" -
вы должны тащить наш воз, вы должны непрерывно разрешать наше томление, нашу скуку, наше нежелание жить, наше нежелание искать собственные пути - в противном случае мы вас убьем и проч. Герой среднее между подавальщицей и святым отцом, что тоже все комически заостряет. Фильм все равно утешил, конечно.

Любое пристальное внимание плохо, положительно оно или отрицательное. Меж тем нашла хорошие точки с китайской едой, вот их хорошо бы не закрыли.

Зачем-то читаю Маркузе. Чем холоднее лето и дождливее, тем приятнее работать в живописи.
 
 
 
Надя Плунгян
Вчера стало известно, что с Московского Книжного Фестиваля по требованию Минкульта снимается программа Колты:

«По имеющейся информации, в пьесе "Душа подушки" могут быть усмотрены признаки пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних. Пьеса "Травоядные" содержит нецензурную брань», — говорится в письме за подписью первого заместителя министра Владимира Аристархова. «Содержание обеих пьес противоречит принятым в российской культуре традиционным нравственным ценностям», — пишет замминистра культуры. «В случае оставления данных мероприятий в программе фестиваля» Аристархов обещал отозвать согласие Минкульта стать официальным патроном фестиваля.


Сахаровский Центр, а за ним и Мемориал, оперативно отменили свои программы на ММОКФ.
Хорошее заявление сделали и основатели ММОКФ - Институт Книги

Поддерживаю это решение. Хотя немного жаль, тк в пространстве Мемориала на ММОКФ должна была быть выставка "Рисуем Суд", которую я там вчера смонтировала, и дискуссия с моей модерацией - о проблеме "личного измерения" государственных репрессий на разном историческом материале.
Думаю, такое мероприятие в расширенной форме удастся провести осенью или зимой.
 
 
Надя Плунгян
Это перепост, дальше текст transurfer, у которой я его взяла. Так что синим не я подчеркивала. Но могу к этим подчеркиваниям присоединиться.


Оригинал взят у transurfer в Работая с зависимостью: доктор Габор Мате объясняет почему доборота и любовь эффективнее наказания"
Это один из немногих текстов, который бы я рекомендовала прочитать всем травматикам и всем зависимым (не важно, от веществ, людей или занятий). Синеньким я выделила то, что лично мне показалось очень важным.

Автор: Майа Славиц

Доктор Габор Мате (Gabor Mate) известен в Канаде работой с людьми с очень сильными зависимостями. Он работает в Ванкувере, в скандальном центре Insite, где наркозависимым предлагаются чистые иглы и шприцы, оказывается медицинская помощь и предоставляется безопасное пространство для употребления наркотиков.

Канадское правительство пыталось закрыть клинику, но Верховный Суд Канады в прошлом году постановил, что эта попытка противоречит правам человека, так как программа показала высокий результат спасения человеческих жизней. В своей книге, канадском бестселлере «Среди голодных привидений: Близкие встречи контакты с зависимостью» (In the Realm of Hungry Ghosts: Close Encounters with Addiction), Мате выступает за отношение к зависимым, основанное на сострадании. При этом, число сторонников такой позиции в мире растет. Майя Салавиц из секции журнала Time о здоровье Time Healthland поговорила с Мате о причинах и последствиях зависимости и способах отношения к ней.




Как вы определяете зависимость?

— Зависимость – это поведение, от которого человек не может отказаться, связанное с пристрастием к чему-либо и временным облегчением вследствие получения этого, а также с долговременными отрицательными последствиями для организма такой практики. Заметьте, я ничего не сказал о веществах – потому что зависимостью считается абсолютно любое поведение, основанное на страстном влечении, с негативными последствиями, которое человек не может контролировать. Зависеть можно от чего угодно. В любом поступке или поведении – сексе, азартных играх, шоппинге, работе или употреблении веществ задействованы одни и те же схемы работы мозга, система поощрения, психологическая динамика и духовная пустота. Люди просто переключаются с одного на другое. Для меня вопрос стоит не так – употребляете ли вы что-нибудь. А вот есть ли у вас пристрастие к этому? Нужна ли вам доза для облегчения? Имеет ли это негативные последствия для организма? Ответы на эти вопросы определяют зависимость.

Верите ли вы, что в основе любой зависимости лежит травма?

Я считаю, что детская травма или эмоциональная недостаточность создает универсальный паттерн для зависимости. Также это зависит от определения травмы. Если определять травму как некое сильное трагическое переживание, то смерть родителей, насилие в семье, надругательство или другие виды травмы в привычном понимании пережил не каждый зависимый. Но есть и другое определение травмы. Д. Винникот (D.W. Winnicott), детский психолог из Британии, считает, что есть два типа событий в детстве, которые оказывают на ребенка неизгладимое впечатление: когда происходит что-то, что не должно было произовйти (это травма в классическом понимании), и когда не происходит чего-то, что должно было случиться. Дети одинаково травмированы обоими видами этих переживаний. Например, когда между родителями и детьми нет так необходимого эмоционального контакта, никто не назовет это травмой – но по сути, на ребенка это оказывает действие, аналогичное травме. Или послеродовая депрессия матери, которую в общем-то травмой не назовешь, может привести к отсутствию так необходимого ребенку в этот момент внимания, и соответственно повлиять на его эмоциональное и интеллектуальное развитие.

Read more...Collapse )
 
 
Надя Плунгян
Оригинал взят у mi3ch в если вам не с кем поговорить
gandhi_statue

Когда Кастурба, жена Махатмы Ганди с которой он прожил вместе 62 года, заболела бронхиальной пневмонией, ее сначала пытались лечить традиционной аюрведической медициной. Врачи давали ей воду из священной реки Ганг. Один из сыновей настаивал на пенициллине, но Ганди, не доверявший западной медицине, отказался, мотивируя это тем, что все в руках Господа и нельзя противиться его воле. Кастурба умерла и Ганди сказал, что так Господь испытывает его веру.

Через шесть недель после смерти жены Ганди заболел малярией. Три недели он безуспешно лечился водяной диетой, а потом, по совету западных врачей, принял хинин и выздоровел.

via

</div>
 
 
Надя Плунгян
Оригинал взят у see_dreams в А что бы вы взяли с собой в психиатрическое учреждение, понимая, что уже не сможете вернуться?
На этих интересных фотографиях — заброшенные чемоданы, принадлежавшие душевнобольным психиатрической клиники Уиллард с 1910 по 1960-е годы. Учреждение хранило вещи пациентов пока оно не закрылось в 1995 году. Кто-то из персонала наткнулся на забытые чемоданы и передал их в музей штата Нью-Йорк.

Read more...Collapse )
</div>
 
 
Надя Плунгян
Оригинал взят у _palka в «Единственный способ что-то изменить — это больше работать»: итоги "Феминистского Карандаша-2"

На Рабкоре вышла наше с Викторией Ломаско итоговое интервью о проекте "Феминистский карандаш". Мы рассказали о результатах проекта, о его целях и перспективах, об иерархиях в активизме и работе с институциями. Спасибо всем, кто был с нами все это время.
Вся статья целиком - здесь
Цитирую маленький фрагмент, где речь идет о главном внутреннем конфликте.

Виктория Ломаско: Против зала на Artplay высказывались многие участницы, потому что они считали, что большой зал небезопасен для феминисток. Речь шла о том, чтобы сделать сепаратистское мероприятие — полностью сепаратистское, с закрытым входом, например.
Надя Плунгян: В результате такие требования уйти с большой площадки, высказанные нам прямо или завуалированно некоторыми участницами, привели к внутреннему конфликту в феминистской среде. Результат оказался немного необычным. Именно те участницы, которые всячески ратовали за сепаратистский вход и инициировали раскол, перестав с нами контактировать, пока что имеют наибольшую известность в феминистском активизме, опираясь при этом на результаты «ФК».
Я убеждена, что раскол — это хорошо, потому что инициатив должно быть много. Но мне хотелось бы прояснить, почему мы не согласились на «полуподвальный» формат. Видите ли, сейчас закрытая феминистская выставка была бы сродни разговору о насилии за закрытыми дверями.
Художницы, занимающиеся феминистским искусством, уже миновали этап первоначального страха выйти на публику. Уже был первый «Феминистский карандаш», который был не очень магистральным мероприятием, уже сложилось осознание, что мы работаем не в вакууме. Мы уже нуждаемся в институциях, и эта выставка и была пробным шаром, пробной институцией. Все сработало, стратегия оправдала себя. Мы получили серьезный резонанс. Феминистское искусство в России есть, и никто не может его отрицать.
Парадоксальным образом, многие феминистские активистки оказались не готовы к институционализации их идей. Не готовы к тому, что доступ к серьезным позициям получат и другие женщины, не только самые известные уже феминистские художницы или те, кому особо помощь и не нужна, но и те, кто находится в полном вакууме в своем городе. Феминистское искусство должно быть платформой, а не личной территорией ряда отдельных женщин. Смысл — оздоровить общество, заставить его думать, а не создать новую элитистскую шайку-лейку.


Обсуждение выставки. Фото Татьяны Сушенковой


 
 
 
Надя Плунгян
22 May 2014 @ 07:19 pm
Интервью с автором кинетических береговых зверей, которых все, наверное, видели в движении (ролик есть и внутри статьи). Очень жаль, что в эти дни я буду не в москве.
Мне нравится, что он идет по стопам Тэнгли, но как-то облегчает его материалы, нравится тиражность конструкции из-за использования 3D принтера.



Мои животные, конечно, не воспроизводят музыку, но они издают определенные звуки. И да, в какой-то мере архитектура — это музыка, но в моем случае не застывшая, а постоянно двигающаяся. Обычно для видео я выбираю классическую музыку — мне нравится этот контраст между печальными аккордами и смешными животными на пляже.
 
 
Надя Плунгян
Хороший пост о проблеме переноса и других вещах, связанных с рисками взаимной поддержки.

Оригинал взят у fischdottir в На свою голову (о поиске адекватного специалиста)
Обнаружила, что текст ни в какие ворота не лезет, потому, что его слишком много и он разрастается в тему, паралельную тому, про что я вообще. Так что буду по частям класть, иначе мне самой многобукв, а читать-то не мне, я уже смену в этом цеху отработала :)
дальшеCollapse )

 
 
Надя Плунгян
Мы с Викой Ломаско смонтировали и повесили "Феминистский карандаш" в галерее 69 в Осло. Она будет идти там до конца недели в рамках конференции First Supper Symposium. Это тоже сокращенный вариант московской выставки в Москве, называется "Героиня нашего времени". Она начинается с огромного трафарета на стене галереи с изображением амазонки, который я вырезала по рисунку Вики, составив из множества листов а4. На выставке два зала - политический и повседневный. В политическом работа Zoa Art о Таисии Осиповой, инсталляция Яны Сметаниной о погибших правозащитницах, серия Ломаско о суде над Pussy Riot. В "повседневном" - Умная Маша о том, почему гомофобный закон касается российских женщин, Хагра о женщинах и спорте, Ильмира Болотян о жизни в женском монастыре, плакаты Анны Репиной, стикер Zoa Art о насилии и созависимости, Gandhi - трафарет о "невидимых женщинах", и огромный раскрашенный от руки стикер Манной Каши "Феминистское знамя". Привезли еще хоругвь против домашнего рабства, на улице поместили трафарет группы "феминистская инициатива" о женских коммунах.

Вчера виделась с Джудит Батлер и немного поговорила с ней о феминизме и лгбт-правозащите в России, подарила ей историческую брошюру к 20-летию отмены ст. 121, которую мы написали с Ирой Ролдугиной. Они вместе с Рози Брайдотти смотрели выставку, мы провели что-то вроде экскурсии, как делали в Москве. Когда Вика рассказывала о своей документальной серии о проституции в Нижнем Новгороде, выяснилось, что Батлер знает слово mamochka (перевод Thomas Campbell). Выставка им понравилась, задавали вопросы etc.
И Батлер, и Брайдотти спрашивали про российских левых и их реакцию на ФК2, которая их, как я понимаю, не слишком удивила. Переглянулись и сказали, что мир двигается назад в шестидесятые, что в какой-то степени верно, учитывая поступок Александры Галкиной и положительное отношение к вандализму на выставке в арт-изданиях, который был расценен как храбрый "постфеминистский анализ". К этой манипуляции они обе отнеслись с большим отвращением.
Потом, уже вечером, Батлер рассказывала довольно интересно про свой визит в Африку и то, как там устроена самоорганизация женщин, которые ведут борьбу против коррекционных изнасилований. На встречу с ней там пришло человек двести активисток. Довольно впечатляюще, если сравнивать с отношением к изнасилованию в России. То есть, в Африке при полном отсутствии правового поля женщины как-то находят силы для консолидации, сопровождают потерпевшую на суды и требуют мед. освидетельствования. Может быть, и у нас когда-то найдутся для этого силы. А сейчас даже не уверена, найдется ли двести человек протестовать.



еще немного фотоCollapse )

 
 
Надя Плунгян
02 May 2014 @ 07:19 pm
Три часа. Проснулся, когда не надо.
Хоть бромом себя усыпить заставь.
Не гудит рассветною канонадой
Из парка трамвайный снаряд от застав.

Что кухарку обуглил взорвавшийся примус,
Как мотор авиатора, ― разве я
Виноват, ― и что мыши прогрызли плинтус,
Что повесилась рядом в квартире швея?

Мне нет дела до них. Но мучительно слуху
Цедить у висков непрерывный звон,
Как будто подвешен к самому уху
Ночью включенный в сеть телефон.

Так кричи же "алло" ― не получишь ответа,
В трубку черную с ветром вдвоем говоря.
Скорой помощи автомобиль-карету
За тобою не вышлет к подъезду заря.

Оттого-то и день так сереет сиро,
Что швеей той не кончен срочный заказ,
Что и солнце ― как взломщик, и у кассира
Ночи ― ключи несгораемых касс.

И я жду не дождусь, что он будет взломан,
Что, швырнув битюгам гололедиц раскат,
Громыхнет тысячепудовым ломом
По Мясницкой – металлосиндикат.

Михаил Зенкевич, 1927
Tags: ,
 
 
Надя Плунгян
28 April 2014 @ 11:08 am
Вышел мой эфир со Школы Злословия. Передача сейчас идет примерно 35 минут, а запись заняла час двадцать и, конечно, была перемонтирована.
Немного жаль, что некоторые темы не вошли. Например, хороший кусок о том, как связаны политика традиционной семьи, атаки на абстрактное искусство и криминализация гомосексуальности. Ностальгия Толстой по Бродскому, который выдыхал дым в лицо американским феминисткам. Воспоминание о кошмарах жизни на загнивающем западе. О том, как устроена в постсоветском обществе память о репрессиях в наших семьях и почему отрицание репрессий - это феминистская проблема. Перечисление причин, почему анализ чужого текста и атаки на личность автора - разные вещи.

К сожалению, мне пока сложно судить со стороны, насколько все эти остатки разговора удалось сложить в единое высказывание. Буду рада обратной связи.

 
 
 
Надя Плунгян


Фотографий и людей было больше, но сил нет выкладывать
 
 
Надя Плунгян
24 April 2014 @ 10:35 am
work  
Первая фаза работы подошла к концу, к сожалению, впереди еще более длинный текст. печатаю в темных очках, глаза болят от экрана. в один из дней взяла рекорд - около 12 страниц связного текста со сносками за один прием, правда, после примерно года чтения материалов. иногда я не понимаю, зачем я это делаю

 
 
Надя Плунгян
16 April 2014 @ 11:38 am
Джордж Тукер. Зал ожидания II, 1982.
George Tooker. Waiting room II, 1982
Одна из моих любимых картин. Про этого художника я думала написать в Арт-Хронику, когда она еще функционировала. Может, еще будет случай

 
 
Надя Плунгян
This photo was taken in Washington, D.C. in 1916 at the “Convention of Former Slaves."

Pictured from left to right: Annie Parram, age 104; Anna Angales, age 105; Elizabeth Berkeley, 125; Sadie Thompson, 110.
 
 
Надя Плунгян
Я хочу жить в мире, в котором все аутисты, в том числе и мои близкие, и те, с которыми я когда-то дружила или была знакома, и те, которые остаются невидимыми из-за отсутствия социальных условий, могли бы "выйти из шкафа" и быть открытыми в разговоре о своих ограничениях, не опасаясь агрессии и косых взглядов.
Я хочу, чтобы аутистов перестали обвинять в том, что они недостаточно стараются, чтобы быть более заметными, или в том, что они плохо справляются со своими проблемами. Я хочу, чтобы информация о диагнозе вызывала понимание, а не насмешки и недоверие.
Я хочу жить в мире, где никому не нужно будет добиваться сверх-результатов, чтобы получить право на социальную / государственную поддержку и человеческое отношение.


Раздел: Телепроекты
Каким видят мир аутисты

Каким видят мир аутисты

02.04.2014

Во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма в крупных городах мира некоторые здания будут освещены синим цветом. Это делается для... Подробнее »

 
 
 
Надя Плунгян
Оригинал взят у pas_tushki в Вопрос
Ситуация:

Коля украл у Вани три рубля. Ваня заметил кражу и уличил Колю. За это Коля назвал Ваню предателем. Действительно, Ваня предал интересы Коли, ведь в интересах Коли считаться честным человеком, а не вором.

Вопрос: что делать предателю Ване?

1. Сказать самому себе: «да, я предатель, быть предателем не стыдно».
2. Сказать самому себе: «никакой я не предатель, это все риторика».

Понятно, что второй вариант кажется более убедительным. Однако, если Ване не доставляет удовольствия быть жертвой, то за жизнь его сотни раз назовут предателем. Каждый раз он будет терзаться сомнениями и страдать от неправой обиды. Соблазнительный же первый вариант закрывает вопрос раз и навсегда.

 
 
 
Надя Плунгян
26 March 2014 @ 11:41 pm
1933  
Оригинал взят у ninababyor в Как идеологический маразм проник и в мою жизнь
Дорогие друзья! Вчера, 24 марта 2014, мне довелось пережить то, о чём я до сих пор только в книжках о 1937 годе читала. Не думала, что это может случиться так скоро. Прошу вас дочитать, потому что это касается каждого – всех, как принято говорить, «обычных» людей. Если совсем лень, просто пробегитесь глазами и прочитайте отдельные моменты, но, пожалуйста, прочитайте.

Меня пригласили на собеседование в РУДН (Российский университет дружбы народов). Я должна была преподавать немецкий для студентов-медиков и студентов аграрного факультета. Руководитель секции немецкого языка, стильная женщина в возрасте, очень радовалась тому, что нашла меня, потому как преподавать некому, большая часть нагрузки – на ней, а молодой преподаватель со степенью – это вообще редкость (мне 27). Вероятность, что меня возьмут >100%. Больше всего она боялась, что зав.кафедрой меня переманит на английский, но я её заверила, что хочу преподавать именно немецкий и на английский не соглашусь. Пообщавшись, мы отправились к заведующей кафедрой иностранных языков.
Пришлось ждать около получаса, т.к. она была на совещании. Затем она пригласила нас к себе в кабинет.

Дальше постараюсь кратко описать наш разговор.

Действующие лица и обстановка: я сижу на стуле у стены, справа от меня по диагонали – стол заведующей. Назовем её Елена Александровна. Слева рядом со мной – небольшой столик её заместителя (или помощницы?) Ирины Александровны. Да-да, они сёстры. У этого столика все 20-30 минут, что шёл разговор, стоит уже упомянутая руководитель секции немецкого языка.

furthurCollapse )
 
 
Надя Плунгян
С Ириной Вакар и Глебом Напреенко на дискуссии у башни Татлина в ГТГ. за кадром Андрей Великанов и Александр Кремер
Встреча на Эльбе, так сказать (если иметь в виду встречу четырех концепций раннесоветского искусства). Великанов вслед за Ерофеевым озвучивал идею тождества насилия в искусстве и в жизни, и обвинял меня в том, что я считаю Петра Павленского "плохим" (внезапно), хотя я даже о нем не заговаривала
Как странно работает этот перенос ответственности сталинского насилия на авангард, не перестаю удивляться



 
 
Надя Плунгян
"Когда Шухов что-либо делал, он всегда предусматривал возможность обслуживания. И вот пару недель назад я осматривал здание Почтамта. Должен сказать, что красота там необыкновенная. В помещении прямо под куполом я обнаружил одну любопытную штуку. Там стоит какой-то старый стол, лежат стекла, установлены очень интересные регулируемые лампы. Выяснилось, что это было рабочее место стекольщика, который постоянно следил за состоянием купола. И когда что-то приходило в негодность, он ползал между двумя покатыми слоями крыши, менял стекла, все чинил и приводил в порядок".

Познавательная и здорово собранная коллективная статья про шуховские стеклянные проекты: упоминается и перекрытие здания быв. Высших женских курсов, и крыша ГМИИ им. Пушкина :-)
Рекомендую к чтению и перепосту!