?

Log in

если конь говорит вам, что вы сошли с ума, значит, скорее всего, так и есть [entries|friends|calendar]
имя, прозвище, кличка или что-то в этом роде.

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ calendar | livejournal calendar ]

даже не знаю [26 May 2017|02:33pm]
что меня пугает больше: что rsokolov уверен, что я его троллю, или что geish_a "более-менее" со мной согласна.

This entry was originally posted at http://glav.dreamwidth.org/618931.html. Please comment there using OpenID.

приглашение - 3 [25 May 2017|01:44pm]
С этими вашими басурманскими диалектами и социальными контекстами ([1] [2]) регулярно запутываюсь. Пора бы уже привыкнуть, за столько-то лет вне дома, ан-нет, не отпускает.

Обратил внимание на "странную" реакцию коллеги, с которым уже давно знаком, так что не особо стараюсь контролировать своё поведение на предмет соответствия формальным условностям. Так, когда мне казалось уместным, я его прямо спрашивал "do you want to go for a coffee?", на что получал удивлённое или даже испуганное "do you really want coffee?". Со своей стороны я интересовался ровно тем, что спрашивал - имеет ли он желание сейчас пройтись за кофе (а в процессе обсудить что-то). В то время как он воспринимал это как выражение моего желания и, соответственно, приглашение. Но поскольку он или уже пил кофе сегодня, или ему надо было что-то срочно сделать, то от этой идеи он был не в восторге, а сказать "нет" ему не позволяла пресловутая вежливость.

This entry was originally posted at http://glav.dreamwidth.org/618582.html. Please comment there using OpenID.

пубертатный возраст [24 May 2017|05:12pm]


А я всё в эти ваши жэжэшечки играюсь..
7 comments|post comment

Об осмысленных вопросах [18 May 2017|04:04pm]
Я фантастикой не увлекаюсь, но вокруг меня периодически проносятся фантастичские фильмы и книги, о том, как это – быть во всяких необычных природных окружениях: внутри чёрной дыры, на поверхности солнца, во время телепортации, при движении со световой скоростью итп.

С другой стороны, более «приземлённые» человеческие активности – путешествия по миру – тоже имеют одной из целью посмотреть «а как оно там». Такой вполне здоровый интерес, любопытство окружающим миром.
Но важно понимать, что вопрос «а как оно там» предполагает наличие того, который будет испытвать некоторые ощущения – в частности, нас самих. Иначе, этот вопрос не очень осмысленен: мы ведь интересуемся не какими-то бездушными харатеристиками типа температуры и давления, а нашими собственными чувствами.

При этом, жизнь как таковая возможна в очень узких рамках физических параметров – примерно таких, которые сложились на Земле. Условия для существования человека ещё уже – атмосферное давление плюс-минус и температуры в пределах от -40 до +40. Вне этих границ существование человека невозможно, а потому некому будет отвечать на вопрос «а как оно там».

Ситуация практически аналогична вопросу о чувствах мертвеца, который якобы страдает от факта своей смерти. Поскольку мертвец – не живой, то и чувстовать он ничего не может, а страдать могут лишь окружающие его люди от потери возможности взаимодействовать с ним.

Т.е. простой вопрос, призванный удовлетворить «невинное» любопытство, является бессмысленным в очень широком диапазоне природных условий. У нас нет возможности ни осознать, ни прочувствовать ничего, что находится вне рамок «естественных» условий.

С другой стороны, интересно, что если бы так мыслили все фантасты и инженеры, у нас бы не было ни самолётов, ни подводных лодок, ни интернета. Все достижения науки и техники расширяют «естественные» возможности человека, и дают ему ощущение полёта в воздухе, плавания под водой, коммуникации на расстоянии.

This entry was originally posted at http://glav.dreamwidth.org/618278.html. Please comment there using OpenID.

генеральный план ост [18 May 2017|03:03pm]
Я помню в детстве слышал, что одним из основополагающих документов Гитлера в войне был Генеральный план Ост (ГПО), и согласно ему немцы хотели одну часть славянского населения СССР уничтожить, а из другой части сделать рабов. С тех пор я не особо припомню, чтобы этому плану уделялось большое внимание, но последние годы обратил внимание, что некоторые ватные товарищи используют тему ГПО на 9 мая как один из основополагающих символов. Недавно один коллега написал у себя в фейсбуке:
According to the Nazi’s “Generalplan Ost”, most of Slavic population were to be exterminated, some removed from Europe, and only the remaining 10-20% allowed to stay; as slaves. Implementation of the plan started during the War, resulting in 16 million Soviet civilians being killed.
и меня заинтересовала эта формулировка. Я полез в википедию (не самый надёжный источник информации, особенно на историко-политические темы) и к labas, который вроде бы занимался этими вопросами очень интенсивно (хотя он вроде и не историк).

Прежде всего, интересно отметить, что
План был рассчитан на 30 лет. К его реализации предполагалось приступить после победы рейха в войне против СССР[2]. Но уже в 1943 году его разработка была окончательно прекращена[3]
т.е. то, что немцы творили во время войны, к самому ГПО не относится. Как я понял, часть документов ГПО утеряна, и выводы о полном содержании делаются по оставшейся части и реконструкции на основе последующих служебных документов.
О том, как авторы плана представляли себе будущее «народов Востока», можно судить на основе сохранившихся «Замечаний и предложений по Генеральному плану Ост», составленных виде служебной записки для министра Розенберга 27 апреля 1942 года заведующим расово-политическим отделом министерства оккупированных восточных территорий д-ром Э. Ветцелем[11].
По восточных славян википедия пишет:
В [третьем] разделе чиновник останавливается на будущей судьбе украинцев и белорусов. Он отмечает, что в соответствии с планом около 65 % украинцев будут переселены в Сибирь. То же самое планируется сделать и с белорусами, но переселены будут 75 %, а 25 % «подлежат онемечиванию». Что касается чехов, то 50 % подлежит выселению, а 50 % онемечиванию.

Последний раздел посвящён «русскому вопросу». Автор заметок придает ему важное значение в контексте «всей восточной проблемы». Он приводит точку зрения доктора антропологических наук Вольфганга Абеля, предлагавшего или полностью уничтожить русских, или онемечить определенную их часть, имеющую «явные нордические признаки». По этому поводу Ветцель пишет: «Предложенный Абелем путь ликвидации русских как народа, не говоря уже о том, что его осуществление едва ли было бы возможно, не подходит для нас также по политическим и экономическим соображениям»
Т.е., согласно википедии, ГПО предполагал во-первых, массовое переселение народов, во-вторых, "онемечивание". Что конкретно подразумевается под онемечиванием, неясно, но ясно, что среди этих планов нет уничтожения. Не то, чтобы это как-то оправдывало ГПО, но депортация это уже не истребление.

С другой стороны, про переселение и онемечивание labas говорит примерно то же, но относительно истребления русских он приводит такое утверждение Гитлера:
В русские города мы не пойдем, они должны полностью вымереть.
которое наиболее близко по смыслу к "физическому уничтожению". Я так понимаю, тут можно трактовать и так и эдак, в зависимости от интенций и контекста. Но кажется, никто не говорит о том, что в ГПО имелись прямые утверждения о физическом уничтожении русских.

Интересно, что в английской википедии о восточных славянах говорится гораздо меньше. Там же приводится утверждение про истребление 50%-60% русских, но без ссылки.


Кстати, по повду депортации. Согласно плану, ей подлежали десятки миллионов человек - в случае восточных славян (без русских) labas приводит оценку в 30 млн (и ещё порядка 60 миллионов других национальностей), которые составляют, как отмечалось выше, от половины до трёх четвертей населения определённых национальностей. Интересно сравнить с реальной депортацией, проведённой Сталиным. Согласно той же википедии, часть народов подвергласть 100% депортации, а часть - неполной.
По мнению историка Павла Поляна, в СССР тотальной депортации были подвергнуты десять народов: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Из них семь — немцы, карачаевцы, калмыки, ингуши, чеченцы, балкарцы и крымские татары — лишились при этом и своих национальных автономий
Английская википедия говорит, что всего было переселено 6 миллионов человек и 1 млн погибло в результате депортаций. Т.е. цифры на порядок меньше того, что предполагалось согласно ГПО, но зато уже осуществлённые, а не планируемые, и за меньшие сроки. Так, порядка 2 млн было депортировано во время "раскулачивания" (в р-не 1930), порядка 1.5 млн во время советской агрессии (1939-1941), порядка 2 млн за коллаборационизм (1943-1944), остальные - по национальному признаку в течение 1930-х.

This entry was originally posted at http://glav.dreamwidth.org/618032.html. Please comment there using OpenID.

Свобода это рабство [17 May 2017|02:32pm]
Отличный текст "Почему мусульманки на самом деле настоящие феминистки" (via [personal profile] ygam):
[by wearing the hijab], [muslim women] liberate themselves from these everyday pressures. They actually have the courage to say hey, I am not an object of pleasure, I am a woman that commands only respect for who I am and not how I look.
Это, похоже, не The Onion, тем показательнее, насколько можно жонглировать словами. Ну и респекты двадцатитрёхлетней девочке за такую красивую демагогию.

Но если серьёзно, ведь какой-нибудь житель Северной Кореи или, чего уж там далеко ходить, Советского Союза, тоже может совершенно искренне считать что-то типа
Отдавая обязанность заботиться о своей жизни государству, рабочие освобождают себя от ежедневного давления капитализма. Они на самом деле имеют мужество сказать "я не биологическая машина по удовлетворению желаний работодателя, я человек, который заслуживает уважения за то, какой я есть, а не за то, насколько эффективно я работаю
Но если ещё серьёзней, то многие аргументы в её речи заслуживают ответа, - именно в силу того, что её риторика по форме не отличается от той риторики, которой она возражает. И это хорошо, что есть люди, которые способны сформулировать эти аргументы в такой форме. Clearly, феминисткам есть что обсудить между собой :)

This entry was originally posted at http://glav.dreamwidth.org/617798.html. Please comment there using OpenID.

формулировки [15 May 2017|02:05pm]
Внезапно наткнулся на старые чужие дискуссии и увидел там замечательные формулировки. Скопирую сюда, а то мало ли, что с журналами происходит. Кажется, через 7 лет я смотрю на них немного по-другому.

http://a-shen.livejournal.com/10038.html?thread=475702#t475702
Обсуждая важные для них вопросы математики часто увлекаются самим предметом обсуждения и нередко забывают, что их собеседник -- живой человек, который может принять четкие формулировки за резкости в свой адрес. Иногда они по инерции пользуются этой манерой и при обсуждении нематематических тем, в том числе и при переходе на личности, не всегда учитывая то, насколько глубоко это слова могут ранить, особенно человека, незнакомого с такими привычками. Вам тут наговорили много обидного и просто оскорбительного, но я все же надеюсь, что Вы сможете понять, что многое из сказанного не было вызвано желанием Вас унизить или оскорбить, и что Вы сможете найти в себе достаточно широты, чтобы увидеть, где кончается несогласие с Вами и начинается профессиональная деформация, и достаточно великодушия, чтобы отнестись к этому снисходительно.

http://ivanov-petrov.livejournal.com/1247915.html?thread=61455787#t61455787
Проблема не в том, что с точки зрения неспециалиста нет языка, на котором описывается вопрос. Проблема в том, что самого вопроса нет, для неспециалиста. Вопрос о месте математики в существующем знании я мог бы попробовать обсудить с образованным нематематиком. Вопрос о месте алгебры в математике -- с человеком, имеющим о математике какое-то представление, как минимум. Вопрос о месте гомологической алгебры в алгебре и математике -- с алгебраистом, топологом или геометром. Вопрос о месте кошулевой двойственности (моя узкая специальность) в гомологической алгебре, алгебре вообще, топологии и геометрии -- с человеком, разбирающимся в гомологической алгебре. Примерно так.
(...)
Взамен амбициозной идее "системы" я предложил бы метафору, которая близка лично мне как человеку, любящему (хотя плохо умеющему) во-первых, ходить по горам, и во-вторых, смотреть глазами. Имеется горная страна, бескрайняя, бесконечная, неизведанная. Человек идет по ней, поднимается на вершину, на которой мало кто из людей бывал, и видит с нее ряд новых вершин, более высоких, на которых не бывал еще никто. Он выбирает из них ту, которую находит самой прекрасной, и отправляется ее покорять. Поднявшись на нее, публикует отчет с указаниями, как туда надо подниматься. Другой человек, следуя этим указаниям, поднимается на уже покоренную вершину и видит с нее ряд новых вершин.

С путешественником по телефону связывается обыватель (журналист, философ, систематизатор, другой путешественник с другого края страны, выступающий в роли обывателя, и т.п.) и спрашивает, что там такого интересного ему видно. На этот вопрос есть только один ответ -- приходи туда, где я стою, увидишь то, что я вижу. Словами эти виды не опишешь, на пленку не снимешь, по связи не передашь.


This entry was originally posted at http://glav.dreamwidth.org/617554.html. Please comment there using OpenID.

Об успехах и неудачах [11 May 2017|11:46am]
В разных контекстах регулярно слышу, что каждому большому успеху предшестовали сотни неудач. Но человек был упорен в своих попытках, и в итоге добился успеха.

Отличный способ мотивировать для движения вперёд, тем более что во многих случаях всё именно так и работает: в неудачах ты приобретаешь опыт, а целеустремлённость позволяет не сдаваться. Но никто не говорит о другой стороне вопроса. А именно:

На каждого Илона Маска найдутся сотни Илонов Шмасков, Тудасков и Сюдасков, которые не добились успеха.

Просто потому, что все не могут быть победителями, успех "нерезиновый". В той же Кремниевой Долине, как я слышал, что-то около 10% (если не меньше) стартапов "выстреливает". И ладно бы это были 10% проектов от каждого пытающегося, так что у каждого "что-то" получится. Так ведь наверняка, "что-то" получается лишь у 10% пытающихся - остальным приходится искать другие роли. Или космонавты. В детстве "все" мальчишки хотели полететь в космос, "как Гагарин". Но космонавтов в СССР было всего 70 челвоек, а мальчишек, желающих стать космонавтами - миллионы. Но кто-то по здоровью не прошёл, кого-то не взяли в авиационное училище, кто-то просто передумал.

This entry was originally posted at http://glav.dreamwidth.org/617466.html. Please comment there using OpenID.

что мы оставим потомкам -2 [11 May 2017|10:02am]
Я за американскими событиями наблюдаю только по своей ленте, не делая специальных усилий, чтобы разобраться кто есть кто и что есть что. В основном, потому что это не моё дело, и потому что это отнимает уйму времени без какой-либо практической пользы.

Сейчас на фоне очередного скандала в связи с увольнением Трампом директора ФБР я обратил внимание на такую особенность. Из записей в ЖЖ и ФБ я могу понять, что произошло что-то неожиданное: все эти записи полны ехидства, подмигиваний или просто каких-то цитат. Но вот что всё это значит, почему у людей такая реакция, я понять не могу.

Самое интересное, что это вполне естественно. Те, кто пишут что-то по этому поводу, постоянно находятся в контексте и знают все связи между событиями, их таймлайн и действующих лиц. Поэтому им нет необходимости это озвучивать каждый раз, они это держат в голове. А во внешний мир, в записи в ЖЖ и ФБ попадают лишь их реакции, по сути - эмоции на все эти события. Для стороннего наблюдателя вне контекста все эти эмоции как бы "висят в воздухе" - не опираются на внутренний контекст. А поэтому выглядят попросту белибердой. В крайнем случае, сторонний наблюдатель может сделать вывод "Трамп плохой" или "Трамп показал кузькину мать".

Это всё вроде банальные наблюдения, но я попробую совершить акт рефлексии. А именно, то же самое, видимо, можно сказать и про российско-украинские отношения. Причём "сторонними наблюдателями" являются многие россияне. Украинцы не могут быть сторонними последние три года в силу объективных причин, и давно уже изучили все возможные аргументы и заняли соответствующие позиции. А вот для множества русскоязычных людей этот конфликт является таким же внешним, как для меня - внутриамериканская политика. И всё, что они слышат - это такая же эмоциональная реакция в виде ехидства и подмигиваний с обеих сторон, которая "подвешена в воздухе". Всё многообразие смыслов для них по сути сводится к "за Россию" и "против России". А если ещё со всех сторон (по российскому ТВ, например) они слышат, что в Украине пришли к власти нацисты, то "против России" у них автоматически ассоциируется с нацизмом.

В этом смысле очень важными, кажется, были простыни текстов в самом начале Майдана, в которых обычные люди, - не журналисты, не политики, - объясняли, в первую очередь своим российским друзьям, зачем стоит Майдан, и вообще своё мировоззрение. Наверное, их голос был слишком слаб на фоне массированной атаки с противоположной стороны, а последующие события так вообще перечеркнули все усилия.

Т.е. с одной стороны мы имеем вроде бы вполне объективную ситуацию, когда некоторые события для многих людей не являются важными, поэтому они не вникают в детали. С другой стороны, в силу глобализации итп мы так или иначе стакиваемся с реакцией окружающих людей на эти события (для которых они являются важными), и наблюдаем полную белиберду. С третьей стороны, грамотно поставленная пропаганда даже эту белиберду может обратить в свою выгоду.

This entry was originally posted at http://glav.dreamwidth.org/616879.html. Please comment there using OpenID.

мифы о Нюрнбергском Трибунале и маршах эсэсовцев [10 May 2017|01:12pm]
Интересный обзор нашёл. Я не юрист и не историк, но то, что там написано, выглядит разумным. Интересно, что это всё было написано в 2010 году, задолго до Крымнаша и Жидобандовской хунты.

http://trim-c.livejournal.com/8013.html
http://trim-c.livejournal.com/8425.html
http://trim-c.livejournal.com/8786.html
http://trim-c.livejournal.com/9010.html

Читать имеет смысл всё, но вкратце смысл вот в чём. Нюрнбергский трибунал был организован странами с западной системой права, которой чужд принцип коллективной ответствености. Поэтому несмотря на то, что новосформированные законы содержали правовые нормы относительно преступных организаций, и даже обвинения выдвигались в отношении конкретных организаций, в окончательном приговоре формальные организации не фигурируют. Вместо этого преступными признаются группы лиц, которые обладают некоторыми перечисленными признаками, которые Нюрнбергский Трибунал и установил. Таким образом, формальное членство человека в организации, которую мы привыкли называть преступной, не делает его преступником - согласно Нюрнбергскому Трибуналу - преступником его делает обладание конкретными перечисленными характеристиками, так что виновность каждого конкретного человека необходимо доказывать отдельно.

Поэтому и в "маршах эсэсовцев", которые происходят в Прибалтике и на Западной Украине, не участвуют ни эсэсовцы, ни нацисты, ни военные преступники.

This entry was originally posted at http://glav.dreamwidth.org/616659.html. Please comment there using OpenID.

френдлента [08 May 2017|06:15pm]
А вот я тут в DW подписался на всю свою френдленту из ЖЖ. В DW профиле это у меня отражается в "Other Subscriptions". А вот в DW френдленте http://glav.dreamwidth.org/read у меня подгружаются посты только DW-френдов - и никого из "Other Subscriptions" (т.е. из ЖЖ).

Это что, ЖЖ заблокировал внешние подписки? Или я слоупок?

This entry was originally posted at http://glav.dreamwidth.org/616391.html. Please comment there using OpenID.

fact and strory [07 May 2017|02:38pm]
Ещё одна интересная цитата из популярной культуры, которая отражает не столько взгляды автора, сколько то, что по мнению автора волнует общество. В очередном эпизоде сериала Quantico S02E20 про спецслужбы один из главных "злодеев" говорит одному из главных "добродеев":
You think that the truth matters to anyone, but this is a post-truth world. Nobody wants a boring fact. They want a good story. And the better the story, the more faith they have in the person who tells it.


This entry was originally posted at http://glav.dreamwidth.org/616171.html. Please comment there using OpenID.

о фенимизме и сексизме [07 May 2017|01:42pm]
Прочитал у avva о скандале с британским нобелевским лауреатом Тимом Хантом, который вынужден был подать в отставку с поста почётного профессора из-за якобы сексисткой шутки.

Я про этот случай не слышал, погуглил - и таки удивился. Согласно википедии, на одной из "социальных" конференций для журналистов на ланче посвящённом женщинам в науке и журналистике он сказал примерно следующее (перевод тоже википедийный):
Странно, что такое шовинистическое чудовище как я попросили выступить перед женщинами-учёными. У меня есть три проблемы с девушками в лаборатории: ты влюбляешься в них, они влюбляются в тебя, и когда их критикуешь, они плачут. Возможно, нам следует делать раздельные лаборатории для мальчиков и девочек?

Теперь серьёзно. Я впечатлён экономическим развитием Кореи. И женщины-учёные бесспорно сыграли в нём важную роль. Науке нужны женщины, и вы должны заниматься наукой несмотря ни на какие препятствия, несмотря на чудовищ вроде меня.
После этого его стали травить, обвиняя в сексизме, и в итоге вынудили уйти из университета.

Интересно, что даже BBC в своей заметке повыдёргивал цитаты из контекста, из-за чего складывается совершенно иное впечатление о том, что именно он сказал:
...Нобелевский лауреат Тим Хант, заявивший, что женщины в научных лабораториях мешают мужчинам работать...

...ученый-биохимик извинился за прозвучавшие из его уст во вторник утверждения о том, что женщины на рабочем месте приводят к отвлекающим от работы служебным романам, а тот факт, что у них "глаза на мокром месте", лишь усугубляет ситуацию...

...Женщинам следует работать с женщинами, сказал Хант...

..."Я действительно так считаю, с девушками все непросто. Это очень вредит науке", - сказал Тим Хант...
Совершенно непонятно, где сексизм в исходном утверждении, зато в том, как его представила пресса, он лезет изо всех дыр. Telegraph туда же. Причём началось всё с твита какой-то журналистки
Nobel scientist Tim Hunt says at Korean women lunch “I’m a chauvinist and keep ‘girls’ single lab
и ещё кучи перевираний слов Нобелевского лауреата с её стороны.

Интересно, можно ли назвать сексизмом то, что эта журналистка намеренно перевирает слова мужчины, с целью раздуть скандал и обвинить его в сексизме?

Или, если она искренне "так видит", не является ли это наглядным подтверждением словам профессора "когда их критикуешь, они плачут"?

Кстати, регулярно в моей ФБ ленте мои друзья женского пола лайкают или шарят посты примерно такого содержания:
Ничего с женщинами не сложно. Обнял, сказал что красивая, умная. Если ничего в голову не лезет, спросил: Я не понял, ты похудела что ли?

Вот если даже девочки видят себя или других девочек как домашних животных, которых можно только ласкать и ублажать, то при чём тут сексизм и мужские шовинистические свиньи?

This entry was originally posted at http://glav.dreamwidth.org/615869.html. Please comment there using OpenID.

приглашение -2 [07 May 2017|01:25pm]
Вдогонку к предыдущему посту про австралийское приглашение сейчас усышал и вспомнил ещё одну форму, использующую слово want.

Когда они хотят сказать "тебе нужно что-то сделать", они не используют слово "need", "should", "must" - они используют слово "want". Так, проходя по улице, я услышал, как один рабочий говорил другому по рации "you want to take the left lane" (чтобы заехать на площадь). А на лекции препод говорил студентам "you want to take this expression and integrate it".

Поначалу мне это казалось интересным, т.к. такая форма как бы избегает указания ("should", "must") другому человеку, что именно ему надо делать. Т.е. такое вежливое избегание вмешательства в чужую индивидуальность. Использование "want" как бы подразумевает, что если человек хочет достичь какого-то результата (заехать на площадь, решить задачу), он будет хотеть что-то сделать для этого. Так что "советующий" как бы помогает понять, что именно должен захотеть "пытающийся", чтобы достичь результата.

Но чем больше я это слышу, тем менее естественным мне кажется такое словоупотребление. Откуда "советующий" может знать, что именно я хочу или хотел бы? Может я не хочу заезжать на площадь, а хочу покататься вокруг - но мне надо это сделать, потому что такова задача. Т.е. использование слов need или should в таких ситуациях было бы гораздо более естественным.

This entry was originally posted at http://glav.dreamwidth.org/615592.html. Please comment there using OpenID.

Границы [03 May 2017|07:01pm]
Как бы отвечая на мой пост про нелогичные ближневосточные границы, кто-то предложил карту Западной Европы, на которой границы проведены в таком же стиле:

По-моему, абсурд ситуации очень нагляден.

This entry was originally posted at http://glav.dreamwidth.org/615220.html. Please comment there using OpenID.

Авраам и нравственность [30 Apr 2017|05:04pm]
Про великого князя Владимира, который изнасиловал будущую мать Ярослава Мудрого на глазах её родителей, а потом убил всю её семью, а также вытребовал себе в жёны сестру византийских императоров, угрожая в противном случае пойти на Константинополь, мы вроде уже все знаем. И про Авраама, который чуть не убил своего сына для какого-то бога, тоже. А вот про следующий эпизод Авраамовской биографии я не знал:
11 Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом;
12 и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых;
13 скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя.
14 И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая;
15 увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов.
16 И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды.
Как говорит Википедия, oбраз патриарха Авраама служит прототипом наивысшего благочестия и праведности, как в Ветхом, так и в Новом Завете...

This entry was originally posted at http://glav.dreamwidth.org/614803.html. Please comment there using OpenID.

самоубийства и религия [30 Apr 2017|03:07pm]
Судя по тому, что считалось образцом нравственности в библейские времена, времена эти были не очень вегетарианскими. В этих условиях рожать детей было сродни производству корма для дракона. С одной стороны, можно сказать, что эти два явления не особо противоречат друг другу: людоеды в одном - людоеды и в другом. Но в то же время существовал религиозный запрет на аборт и самоубийство, который означает, что было немалое число желающих эти аборты и самоубийства осуществлять. И вот тут мне кажется, что такой запрет очень органично вписывается в религию как таковую, которая помогает выжить "собществу", но игнорирует индивидуальную жизнь.

Во-первых, запрет на аборты и самоубийства - это способ снабжать общество регулярным рабочим материалом. Как в качестве рабов, так и в качестве воинов. Никакой глубокой нравственности, философии и, тем более, заботы о чувствах: чем больше людей нарожают, тем больше возможностей использовать их. Ну, как коров на ферме: человек - раб божий, а корова - раб крестьянский. Какой бы крестьянин хотел, чтобы его корова, зная что всё-равно пойдёт на мясо, от безысходности прыгала в овраг или забивала своих телят?

Во-вторых, чтобы этот just business не казался слишком людоедским, должна существовать некая глубокая идея, его оправдывающая. Концепция вечной жизни - идеально подходит на роль такой идеи. Если люди будут верить, что все текущие страдания - временны, и за достойное их преодоление они будут "награждаться" вечной жизнью, то можно и пострадать. И ребёнка своего заколоть, и жену обменять на ослов и верблюдов, ну и самому потерпеть, если накроет безысходность.

Всё это имеет смысл, если мы рассматриваем в качестве единицы организма - некое сообщество. Вот у муравьёв или пчёл примерно такое же происходит: там есть одна матка и куча "безымянных" муравьёв-солдат, которыми можно пожертвовать, если что. Цель - сохранить даже не матку, а свой род. И если у рабочих муравьёв проснётся "сознание", и они начнут задумыватсья о чём-то, то целому роду может не поздоровиться. А так - производи материал и не думай.

Если же единицей организма является индивидуальный человек, то религия, как некое вечное откровение, теряет смысл. Да, индивидумы по-прежнему должны как-то функционировать в обществе, поэтому важно иметь некий набор общественных правил, предотвращающих войну всех против всех. И эти правила даже могут быть во многом похожи на религиозные. Но при этом важно, что если "главным" является человек, то никакие правила не могут быть догмами, ибо "общество для человека, а не человек для общества". При этом, у каждого человека может быть свой бог внутри, со своими правилами и жизненным опытом, - всего семь миллиардов богов, и каждый из этих семи миллиардов одинаково ценен - если мы ставим во главу угла человека, а не общество. И почему бы среди этих семи миллиардов богов не существовать таким, которые не считают аборт (из своего собственного тела) и самоубийство (себя самого) чем-то греховным или постыдным?

This entry was originally posted at http://glav.dreamwidth.org/614974.html. Please comment there using OpenID.

Папа и дети [29 Apr 2017|05:04pm]
Стою на подземной автобусной платформе. Подъезжает автобус, собирает почти всех людей. На остановке остаются папа с двумя маленькими детьми (2 и 4 года на глаз) в ожидании следующего автобуса и большой полиэтиленовый пакет кулёк с картонной коробкой внутри высотой примерно по колено по типу из-под сапог. Ну и я - тоже жду следующего автобуса. Предыдущая очередь рассосалась быстро, а папа с детьми настолько уверенно направился к месту посадки, что кулёк с коробкой остался стоять в стороне.

Буквально накануне подруга из Киева написала в ФБ про забытый одинокий пакет в поезде метро, который заставил её перешугаться. Плюс недавно несколько террактов в Европе произошло - мало ли, Брисбен тоже "европейский" город. Плюс остановка, на которой я стоял, была под землёй - пространство закрытое, если что случиться - не так много возможностей для эвакуации. Огляделся по сторонам - ни одной урны, так что если бы я хотел устроить терракт, "забыть" вот так кулёк перед посадкой в автобус было бы моей первой идеей.

Это всё пронеслось в голове почти мгновенно, и по идее самым разумным действием было бы спросить папу с детьми, не его ли это кулёк. Но я с незнакомцами разговаривать не люблю, да и логически подумал, куда ему ещё такой огромный кулёк - при наличии двух детей, коляски, рюкзака и пары кулёчков поменьше. Ещё мгновение на раздумия, и здравый смысл победил - я спросил папашу, не его ли это кулёк.

Папаша выглядел глубоко погружённым в детей, одновременно рассказывая им про приходящий автобус, следя, чтобы они не разбежались врассыпную и чтобы ненароком что-то не сломали. Когда он увидел кулёк, на который я ему показал, его лицо мгновенно преобразилось, он как бы вернулся в этот мир. Оказывается, этот кулёк таки его, а в нём коробка с какой-то большой детской игрушкой, которую они купили на день рожденья другому ребёнку, к которому, видимо, и собирались. Он тут же рассыпался в тысяче благодарностей, сетуя на то, как же он мог забыть такой важный подарок. Тут же обратил внимание старшей дочери, что они забыли подарок, а добрый дядя нам показал - надо сказать спасибо дяде.

Тут подъехал автобус, и пока отец разруливал логистику, в какую руку положить внезапно образовавшийся лишний элемент "гардероба", я зашёл вовнутрь раньше. Когда в автобус зашёл папаня с детьми, он снова разразился в тысяче балгодарностей мне. Более того, когда они выходили на своей остановке, он уже через окно автобуса снова стал губами говорить мне спасибо и руками показывать, как он это ценит.

Вопщем, это всё выглядело невероятно мимимило. Сразу нарисовалась в голове картина, что всю логистику в семье разруливает мама, которая в этот день то ли работала, то ли ещё что. В обычном режиме папа не имеет возможности этим заниматься, так что, когда он с этим сталкивается, технически у него не очень получается. Но в то же время видно, что детей своих он любит и пытается разруливать всё для их комфорта.

This entry was originally posted at http://glav.dreamwidth.org/614486.html. Please comment there using OpenID.

Азиаты [28 Apr 2017|05:28pm]
Только что наблюдал, как студент-японец "жаловался" студенту-китайцу, что в их группе по лабораторному практикуму из шести человек всего один "австралиец": "остальные азиаты", - сказал он.

Вообще, интересную особенность восприятия я заметил. Тут в Австралии таки очень много "азиатов": китайцев, малайцев, индонезицев, вьетнамцев, японцев итд, - много по сравнению с Европой. Но при этом они "вписываются" достаточно естественным образом, как мне кажется. Несмотря на это, кажется, что при оценке "на глаз" легко переоценить их количество.

Так, зайдя в класс из сотни студетов, мне сразу показалось, что "китайцев" там где-то три четверти, так что "европейцев" не больше четверти. Решил для проверки пересчитать, - и оказалось, что "европейцев" там была примерно половина. Получается, что несмотря на то, что я вроде бы уже привык к азиатскому окружению, всё равно подсознательно я их "замечаю" больше, чем схожих со мной "европейцев".

This entry was originally posted at http://glav.dreamwidth.org/614198.html. Please comment there using OpenID.

Про детские травмы [26 Apr 2017|08:18pm]
Последнее время в Сети всё чаще поднимаются вопросы детского насилия, при этом по умолчанию подразумевается, что речь идёт о сексуальном насилии над девочками. Не умаляя эту "врождённую" категорию риска, кажется важным обращать внимание также на формы насилия, не связанные с биологическими особенностями участников. В Австралии я регулярно замечаю социальную рекламу против bullying "слабых" детей, будь-то толстяки, очкарики или просто менее способные в математике. А вот тут наткнулся на статью, описывающую другой аспект такого детского насилия: насилия заботой.

На первый взгляд это кажется оксюмороном, абсрудом: как забота может быть насилием. И, вероятно, в самом детстве это насилием даже и не воспринимается. Родители много чего делают, что нам неприятно, но что мы воспринимаем как данность, а позже с балгодарностью: мороженым не дают объедаться, уроки заставляют делать, шапку и шарфик постоянно надевают. Но чрезмерная забота со стороны родителей может атрофировать это чувство в самом ребёнке, так что в будущем он будет стремиться избегать не просто принимать заботу от окружающих, но и проявлять её по отношению к окружающим, потеряв способность испывать положительные чувства от неё. А если такой расклад даже не осознаётся, то это может ударить во взрослой жизни в самый неожиданный момент.
А как остановить? Ведь этот близкий и мегазаботливый человек уверен, что причиняет добро. Наносит непоправимую пользу. И эта уверенность стократ увеличивает его силу, снимает налет стыда, который сопутствует акту насилия у здоровых людей. Тогда и сил на защиту своих границ тоже нужно больше. А форму надо как-то избрать такую чудесную, чтобы «благодетеля» не обидеть. Изощренная форма агрессии эта забота, скажу я вам. Гораздо тоньше и хитрее устроена, гораздо глубже проникает и ранит, чем прямая агрессия.

Вот и вырастают дети, которые на всякий случай отказываются от подарков. От помощи. От заботы и нежности. Потому что небезопасно. Сначала надо тридцать восемь раз проверить человека, а не насильник ли ты, мил человек… И все равно до конца не поверить никогда. И готовиться отпрыгнуть, чуть тень опасности промелькнет.

Часто приходится во взрослом возрасте заново учиться рисковать допускать кого-то ближе, любить, приближаться самому. На это надо много мужества и сил. Потому что прошлый опыт никуда не деть, он навсегда с нами. Как тот холодец, от которого отказываешься-отказываешься, а он снова там, на дне души.


This entry was originally posted at http://glav.dreamwidth.org/614006.html. Please comment there using OpenID.

navigation
[ viewing | most recent entries ]
[ go | earlier ]