?

Log in

Вт, 25 авг, 2037, 15:44 Верхняя запись
Для тех, кто в этом блоге впервые.

Привет! Если Вы случайно забрели в этот блог и хотели бы понять, кому он принадлежит и зачем нужен, то в кратце ситуация такова:

Меня зовут Ольга и я психолог-психотерапевт. Этот блог начинался давным-давно просто как сборник цитат из классиков терапии и других интересных товарищей, однако последнее время мне больше интересно записывать сюда мысли и соображения, которые возникают у меня в процессе работы.


Если совершенно случайно Вы сейчас находитесь в поиске психолога, и думаете о том, подходящий ли я для Вас человек,то вам сюдаСвернуть )

Пт, 17 фев, 2017, 12:24
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ОДНОГО ДНЯ.

Друзья, такое дело.
Как многие из вас знают, некоторое время назад мне случилось поработать на телефоне доверия. Опыт телефонного консультирования оказался для меня очень вдохновляющим с профессиональной точки зрения - несмотря на то, что сама ситуация закончилась уже довольно давно, интерес к этому формату у меня все еще остается самый что ни на есть живой. Поэтому я подумала, и решила запустить свой собственный, личный проект бесплатной психологической помощи по телефону - ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ОДНОГО ДНЯ.
Я искренне верю в то, что психологическая помощь в разных ее форматах должна быть доступна как можно большему числу людей, а возможность ходить на терапию по разным причинам есть не у всех. Более того, не всем она необходима в полном объеме - иногда бывает достаточно и одной консультации, чтобы текущая проблема решилась. Мне кажется, что этот проект может быть очень полезен как раз для таких случаев.

Формат и правила таковы:
Мой телефон доверия будет работать один раз в два-три месяца. Я буду заранее каждый раз объявлять день работы отдельным постом, например, за день, чтобы желающие могли подготовиться, настроиться и решиться.

Воспользоваться этой возможностью смогут все, с кем мы лично не знакомы и кому больше 19 лет.

Время консультации - не дольше одного часа.

Один человек может получить только одну консультацию в этом формате.

Это бесплатно (клиент платит только своему оператору за мобильную связь).

Консультировать буду я:)

Тема, запрос или вопрос могут быть любыми. Например:
• Вы переживаете тяжелые времена и вам просто нужна поддержка/с кем-то поговорить.
• У вас есть личная тема, которую хотелось бы просто обсудить с психологом.
• У вас есть вопрос, по которому вам бы хотелось проконсультироваться с психологом (проблемы и вопросы по детям тоже сюда).
• И т.д.
Короче, если кому-то нужен психолог на одну консультацию - вот возможность.


Итак,
ПЕРВЫЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ОДНОГО ДНЯ объявляется завтра,
в субботу 18 февраля.
Я буду принимать звонки с 14:00 до 21:00 по телефону
8(925)184-18-92 (Ольга).

Лайки, репосты на сегодня-завтра и прочие варианты распространения этой информации очень приветствуются.

Пн, 22 авг, 2016, 12:28
Психика в картинках-1. Некоторые коммуникативные аспекты суицидальных намерени


Недавно я с удивлением узнала, что тонущие люди чаще всего не барахтаются, не кричат и не зовут на помощь, как это всегда показывают в фильмах, а просто тихо уходят под воду. С точки зрения внешнего наблюдателя это может выглядеть совершенно непримечательно, будто человек просто плывет и только опытный глаз может распознать знаки смертельной опасности. Этот феномен кажется мне отличной метафорой того, о чем дальше пойдет речь.
Тема суицидальных намерений последнее время активно витает в окружающем пространстве, разбирается и обсуждается, поэтому я тоже решила обобщить свои соображения на этот счет в небольшой заметке. В результате появилась эта картинка и комментарии к ней.
Ясно, что получившееся обобщение, как впрочем и любое другое - это просто обобщение, не больше и не меньше. Ни одна схема и обобщение не способны в полной мере описать хотя бы один индивидуальный случай, не говоря уже о том, что они, безусловно, не универсальны и не подходят абсолютно для всех случаев. Однако я уверенна, что какие-то общие черты некоторых коммуникативных аспектов суицидальных намерений представить мне удалось.

Итак, смотрим на картинку, следуем за стрелочками и читаем комментарии:)


1. Коммуникативное ядро суицидальных намерений – это ненависть к себе, обычно отражающаяся во фразе «Я себя ненавижу!» Откуда может браться?:
1) Детский опыт психического и/или физического насилия, реальное переживание ненависти значимого Другого по отношению к себе. Основной посыл, как он распознается ребенком: «Я тебя ненавижу!» интериоризируется как «Я себя ненавижу!» со всеми вытекающими .
И/ИЛИ
2) Детский опыт (1,5-3,5 года) переживания пренебрежения (намеренного или невольного) психологическими нуждами ребенка в моменты затруднений и проблем. В частности, часто почти отсутствуют воспоминания о позитивном опыте совместной деятельности, в ходе которой ребенок обучается чему-то новому или преодолевает какое-то препятствие/ затруднение с адекватной ситуации и возможностям ребенка помощью родителя. Основные коммуникативные посылы, как они распознаются ребенком: «Не беспокой меня своими трудностями!» «И без тебя все плохо, справляйся сам!» «У меня нет времени и сил заниматься еще и твоими проблемами!» «Я люблю тебя только тогда, когда у тебя нет проблем!» «Вот, возьми эту конфетку/игрушку/одежку, а свои глупые детские трудности оставь при себе!» и т.д. Возможное принятое решение: «Лучше молчать о трудностях, а то хуже будет…»

2. Как следствие, отсутствие способов и/или внутренний запрет на открытые просьбы о помощи и выражение тяжелых переживаний и отрицательных эмоций, прежде всего ГНЕВА и ЗЛОБЫ. Специалисты во всех видах т.н. пассивной агрессии. Слабая дифференциация эмоций и состояний - под словами «Мне очень плохо» может скрываться весь спектр негативных переживаний: отчаяние, вина, обида, стыд, ощущение одиночества и изоляции, ощущение безвыходности ситуации, тоска и т.д.

3. Отношения с другими людьми определяются ранним опытом (см п.1) и повторяют ранний опыт, т.е. на протяжении жизни они как бы сами себя ретравматизируют за счет:
1) неспособности обретать и поддерживать отношения ни с кем, кроме "Агрессоров" или "Спасателей" (см. треугольник Карпмана). Локус контроля - внешний. Проблема всегда в окружающих людях и в безвыходной ситуации, а не во мне. Идея "внутреннего хода" как варианта изменения внутренних переживаний и, как следствие, внешней ситуации, кажется как минимум сомнительной.
2) особой оценки окружающих: «Люди опасны», «Если я открываюсь, мне плюют в душу», «Никто не способен меня понять и мне помочь» т.д. (Очевидно, что эта оценка постоянно подтверждается, в том числе и за счет мнительности - оценки нейтральных и положительных явлений в контакте с другими как отнесенных личностно и угрожающих ).

4. Особенности мышления:
1) Самообвинение, самокритика и самоуничижение: «Ненавижу себя», «Я бездарность», «Я ни на что не способен», «Я мерзкий», «Я глупый» и т.д.
2) Перенос оценки действия на оценку личности. Например, вместо «Я совершил ошибку, надо ее исправить» «Я тупица и неудачник, ни на что не способен, теперь все пропало!»
3) Мышление без полутонов - «Я ВСЕГДА И ВСЕ порчу», «Я ВО ВСЕМ виноват», «Я НИКОГДА не смогу это сделать», «ВСЕ пропало», «НЕВОЗМОЖНО это исправить», «Я НИ НА ЧТО не способен», «Я НИКОМУ не нужен», «ВСЕ люди опасны» и т.д.
4) Особая избирательность внимания - в себе, окружающих и ситуации выделяются, оцениваются и преувеличиваются только негативные моменты. Позитивные моменты, собственные и чужие положительные ресурсные качества недооцениваются или игнорируются.

5. Способы справляться с задачами и трудностями (как внутренними, психологическими, так и внешними) основаны на избыточной самокритике и неуверенность в собственных силах.

1) Перфекционизм – «Или идеально или никак!», «Если я не могу это сделать безошибочно, лучше вообще не буду делать!» В отдельных случаях как будто совсем отсутствует представление о том, что почти любую ошибку можно исправить и что можно делать несколько попыток и проб - все должно получаться сразу и идеально. Очевидно, что очень тяжело с такой установкой учиться чему-то новому.
2) Избегание (апофеоз этой тактики - самоубийство как способ избежать всего и сразу, просто выключить неудобную реальность) и откладывание дел и решений (используются все возможные способы, в том числе виртуозные манипуляции окружающими в попытке переложить ответственность за выполнение на них)
3) Прямые манипуляции окружающими «Или ты сделаешь так, как нужно мне, или я покончу с собой!», сюда же т.н. демонстративные суицидальные попытки с внутренним посылом «Посмотри, что ты делаешь со мной!» «Это все твоя вина!» «Посмотри, до чего ты меня довел!» и т.д.
4) Внутренние проблемы вытесняются, а те, которые так или иначе просочились в сознание и которые просто нельзя не замечать, особым образом «эстетизируются» (что очень понятно, ведь «Если я с чем-то не справляюсь или у меня что-то не так, значит, я плохой и достоин только ненависти и порицания» см. п. 1 и 2.). Примеры: «Моя душевная боль - свидетельство моей неповторимой индивидуальности», «Только такой уникальный и тонкий человек как я, может понимать всю тщетность бытия и примитивность этой серой толпы вокруг» и т.д. Тяжелые внутренние переживания в результате становятся тем единственным, в чем человек чувствует свою уникальность. Это, в свою очередь, создает хороший фундамент для объединения в знаменитые подростковые группы для таких же «неординарных» и «неформальных» личностей, но, в то же время, является существенным препятствием для реального решения внутренних проблем (ведь никто в здравом уме и твердой памяти по своей воле не откажется от того единственного, что в себе можно любить и ценить).

6. Активизируется и проявляется во всей красе в тяжелых жизненных ситуациях, например, в моменты необходимости принятия важных решений, в моменты, когда необходимо справится с трудностями (внешними или внутренними), в сильных стрессовых ситуациях и т.д. Очевидно также, что без своевременной помощи со временем суицидальные намерения имеют тенденцию возрастать и укрепляться.

Это если вкратце и очень схематично.
Какова, спросите вы, мораль сей басни и что с ней делать?
Предложение следующее: давайте попробуем быть немножко внимательней к близким, не забывать, что психологические страдания и нужды в большинстве случаев важнее всех остальных (что бы там Маслоу не писал) и помнить, что психологическая помощь всех возможных видов и ценовых категорий в наше прекрасное время доступна как никогда раньше и нет никакого смысла ею пренебрегать.

Как-то так.

ПС: кто дочитал - герой:))

Пн, 27 июн, 2016, 14:31
Междуделом-6. Per aspera ad astra.


Вроде бы уже вполне достаточно на эту тему сказано, однако поклонников у легкого и простого способа выхода из любой ситуации не убывает, поэтому положу в общую копилку мыслей на этот счет и свои пять копеек - разумного, доброго и вечного много не бывает:))
Так вот. Как-то внезапно подумалось, что некоторые всем известные авторы, утверждая, что цель терапии или "духовной" практики это ВОЗВРАТ к некой изначальной целостности и спонтанности, присущей человеку в раннем детстве, но потом потерянной в ходе социализации, сильно ошибаются. Корень этой ошибки, на мой взгляд, состоит в том, что они, похоже, не видят разницы между целостностью и спонтанностью маленького ребенка и целостностью и спонтанностью взрослого ( NB: кстати, не трудно понять, почему;).
Целостность взрослого, по моему скромному мнению, это такое же новообразование, возникающее в процессе РАЗВИТИЯ, как, скажем, новообразования кризисов 3-х (первое ощущение появление собственного "Я", способного достигать результата) и 7 лет (произвольность и опосредованность психической жизни с потребностью быть частью какой-то большей человеческой общности, чем семья), в результате появления которых, к слову, ребенок как раз ТЕРЯЕТ детскую непосредственность и детскую целостность, взамен получая СВОБОДУ от наличной происходящей ситуации, зачатки ВОЛИ и ОСОЗНАННОСТИ.
Неудивительно, что выше обозначенные авторы и их последователи, как правило, считают личность (с неразрывно прилагающимися к ней способностями рационального мышления, адекватного социального функционирования и т.д.) корнем всех зол, и частенько ратуют за ее, по сути, разрушение. С соответствующими, кстати, результатами у "адептов".
Что же касается взрослой целостности и спонтанности, то она, на мой взгляд, вырастает и, если можно так сказать, "новообразуется", не в ходе возврата к умозрительному инфантильному идеалу, а в ходе поступательного (долгого и тяжелого, как и любое развитие, да) движения вперед, через углубление осознанности и развитие полноты присутствия и переживания, чему, очевидно, личность с имплицитной ей способностью управлять собой никак не мешает, а наоборот, очевидно, сильно способствует.
Поэтому описание процесса внутренней работы в парадигме гипотетического возврата из невротического и несовершенного настоящего в светлое прошлое к изначальной целостности, кажется мне, в лучшем случае, бесполезным для реального развития, а в худшем - вредной для психики манипуляцией. За примерами далеко ходить не надо.
К чему это я? Друзья! Практикуйте, читайте классиков отечественной психологии (они реально круты!) и не забывайте думать СВОЕЙ головой!:)

Пн, 15 фев, 2016, 17:18
Вестник мракобесия, №1.


Гениальные миланцы одним из условий работы с семьей с идентифицированным пациентом полагали отказ от причинно-следственной парадигмы в изучении природы психического расстройства и переход к системной, циркулярной модели понимания происходящего в семье. Согласно этой модели каждый член семейной системы исполняет определенную, значимую для всей системы роль в одной общей для всех игре. Именно эту игру, а не отдельных игроков, миланцы определили как своего "противника", ставя перед собой цель разгадать КАК ИМЕННО семья играет, считая при этом поведение отдельных членов семьи всего лишь ходами в игре. Что же нужно, для того, чтобы стать участником подобной игры? Прежде всего, согласно взглядам миланцев, каждый из игроков должен отказаться от того, чтобы БЫТЬ, а также отказать в этом всем остальным членам системы, оставляя тем самым себе и им только право КАЗАТЬСЯ (например, шизофреником, аутистом, алкоголиком, анорексиком и т.д. ) и ДЕМОНСТРИРОВАТЬ соответствующее поведение. С этой точки зрения совершенно не удивителен "провал" гуманистической терапии в лечении серьезных психических расстройств - ведь для того, чтобы работать с Клиентом в гуманистической парадигме, этот самый Клиент должен БЫТЬ, и у него должны БЫТЬ его чувства, в то время как в данном случае мы имеем дело лишь с КАЖУЩЕЙСЯ, демонстрируемой реальностью, не имеющей под собой никакой бытийной основы и представляющей собой только один из кусочков большого пазла. Только увидев этот пазл целиком, поняв функции каждого кусочка, можно вступать в терапевтическое взаимодействие с этой целостностью, общаясь с ней на особом, парадоксальном мета-языке.
Таким образом, игра, а не игроки, приобретает статус реально существующей. Доводя эту мысль до логического предела, можно было бы сказать, что игра как бы становится самостоятельной сущностью, завладевшей членами семейной системы и заставляющей их совершать нужные ей ходы и маневры для поддержания собственного существования. Сами же члены семьи становятся чем-то вроде пустых оболочек, кукол-рукавиц, лишенных какого бы то ни было реального, бытийного наполнения, свободы воли, собственных чувств, мыслей, мотивов, а потому только кажущихся людьми, таковыми, по сути, не являясь.
(Вот в этом месте верования представителей традиционных, т.н. "примитивных", культур в то, что психозы это одежимость демонами, злыми духами и т.д. неожиданно перестают казаться такими уж примитивными и далекими от реальности и начинают выглядеть как довольно точное описание сути явления, не правда ли?)
Возникает вопрос - куда же пропадают и чем заняты истинные хозяева покинутых и "одержимых демоном"" физических оболочек"?

Об этом читайте в следующем номере нашего журнала "Вестник мракобесия" :))

Сб, 16 янв, 2016, 16:00
Терапия искусством

Друзья, кто еще не был на Серове в Третьяковке, спешите успеть, осталось совсем мало времени.

Очень тонкое чувство света - внутреннего, душевного и внешнего, живописного, - в каждой картине. А еще тонкое чувство времени (почти совсем модерн ближе к 00-м и совсем модерн в конце) и столь же тонкое чувство юмора (сперва не заметно, а потом доходит).

Для представителей помогающих профессий это профилактика выгорания и восстановление душевных сил.

Для мизантропов всех видов и мастей - способ за час-полтора получить опыт того, как можно искренне любить людей без ущерба для собственной психики и потери энергии. А также ответ на вопрос - за что, собственно, их, людей, вообще можно любить.

Для всех остальных - заряд хорошего настроения и эстетическое наслаждение гарантированы.

ПС: лучше выбирать утренние часы в рабочее время или приходить к 20-ти в те дни, когда выставка работает до 22-х. Ну, или закажите билеты по интернету, оденьтесь как можно теплее, возьмите с собой термос и бутерброды и запаситесь терпением:))

Пн, 19 окт, 2015, 19:02
Психотерапевтическоэ-7. Гипотеза о личностных расстройствах по мотивам мысленного эксперимента


...Похоже, что они занимаются спасением своих родителей (в основном мам) от острых кризисных состояний. Если очень-очень упрощенно, то последовательность и логика этого процесса представляется мне следующим образом: родитель, находясь на краю экзистенциального кризиса переживает ужас и ощущение погружения в небытие, в смерть. Ребенок не может этого допустить, ведь от существования родителя зависит его собственное существование и буквально закрывает появляющуюся перед родителем перспективу самим собой, входя при этом в контакт с измерением, содержание которого переварить не может по определению. И чем большее самоотречение требуется от ребенка для спасения родителя, тем хуже будет его состояние для внешних наблюдателей. Т.о. психопаты жертвуют своей жизнью и личностью, психотики - ощущением существования себя, собственным я. С этой точки зрения становится более понятным сопротивление лечению и психотерапии как со стороны самих пациентов, так и со стороны их родных. Все дело, как обычно, в любви. Такие дела.

Чт, 16 июл, 2015, 18:17
Междуделом-4.

Психотерапевт - это орудие в руках Судьбы клиента. В остальном же он совершенно свободен:)))

Чт, 16 июл, 2015, 16:18
Междуделом-3.

Психотерапия - просто способ поудобнее устроиться в наваждении, которое принято считать реальностью. Почему бы и нет?

Сб, 13 июн, 2015, 16:25
Междуделом-2


Есть два слова, сочетанием которых можно очень точно описать природу человеческой психики. Это слово "тайна" и слово "ошибка".

10 most recent