?

Log in

Wed, Nov. 19th, 2008, 12:37 pm
Печальные новости из Третьяковской галереи

Ну, вот – можно считать, что давнишний самосвал выехал мне навстречу во всей своей красе. И поскольку проснуться никак не удастся, придется мне, наконец, обвязаться гранатами и выйти на тропу войны.
В принципе, я мог сделать это уже давно, поскольку давно уже был в курсе того, какой именно самосвал на нас надвигается. Удерживали меня от того, чтобы уйти в полный штопор, всего лишь несколько предрассудков, из которых главным была так называемая корпоративная этика – предполагающая, в частности, поддержку своих коллег, сопряженную с некоторым смирением, уважение к чужому мнению (предполагающее, что у всех у нас одна цель, к которой можно идти разными путями), терпимость, сдержанность и всяческое «невынесение сора из избы». Но после того, как в понедельник моё высокое начальство в лице директора и главного хранителя обломало эту этику об колено и попыталось манипулировать (без всякого, впрочем, успеха) группой людей, в десятки раз умнее, достойнее и благороднее него, я считаю себя свободным от всяких корпоративных обязательств – по крайней мере, перед Третьяковской галереей. И выхожу, как я уже сказал, на тропу войны.
Итак, речь идет о том, чтобы икона «Троица» преподобного Андрея Рублева была на три дня «отпущена» на праздничное богослужение на место своей прежней «прописки» - в Троице-Сергиеву лавру. Никаких официальных распоряжений (вроде приказа министра культуры) на этот счет пока не поступало, и в настоящее время мы имеем лишь кроткое письмо от Патриарха с трогательной просьбой уважить чувства верующих и с прибавлением какого-то невнятного лепета об ожидающих нас испытаниях, от которых сие мероприятие вроде бы должно нас оградить (это он про кризис, что ли?). При этом совершенно очевидно, что опытный функционер такого ранга никаких писем никому писать не стал бы, если бы не имел мощной поддержки «за спиной» и полной уверенности в успехе всего предприятия.
Про мощную поддержку начальство Третьяковской галереи, по-видимому, знало с самого начала – и, обливаясь холодным потом, кинулось, с одной стороны, заказывать супер-ящики для перевозки и хранения иконы, а, с другой – орать побелевшими от ужаса губами на всех, кто хотел на это что-то возразить. Главный и единственный аргумент галерейского начальства – «если вы сейчас будете рыпаться, то у вас её заберут навсегда и без всякого ящика» (от себя могу прибавить, что про «заберут навсегда» - это еще бабушка надвое сказала, а вот в том, что при малейшей попытке сопротивления это самое начальство мгновенно уволят – сомневаться не приходится).
Для тех, кто не понимает, о чем именно идет речь, – поясню. Речь идет о произведении со сложной исторической судьбой и сложным состоянием сохранности. О произведении, которое уже пережило несколько варварских поновлений и реставраций. О расходящихся досках, которые невозможно окончательно скрепить, не вызвав еще более серьезных разрушений. О разновременных красочных слоях, которые будут по-разному реагировать на изменения температуры и влажности – и, соответственно, раздирать то, что более или менее скрепилось друг с другом. О произведении, сохранить которое на более или менее длительное время можно только одним способом – НЕ ТРОГАТЬ и ДУТЬ ТЕПЛЫМ ВОЗДУХОМ СОХРАНЯТЬ ПОСТОЯННУЮ ТЕМПЕРАТУРУ И ВЛАЖНОСТЬ.
Которое при этом – так уж исторически сложилось – является самым знаменитым памятником русского искусства и самым употребительным символом русской духовной культуры.
И если мы, беспрекословно повинуясь чьему-то идиотскому капризу, повезем эту икону за семьдесят километров туда и обратно, поместим в тесном соборе, где горят сотни свечей и где толпы благочестивых паломников кинутся к ней «прикладываться», гарантий ее сохранности никто дать не сможет. Никаких. В чем предполагаемый создатель «чудо-ящика» признался честно и нелицемерно всей потрясенной научной общественности.
К этому можно прибавить ещё одно немаловажное обстоятельство. Ставшее традиционным противостояние музеев и церкви в этой ситуации почти не при чем. Думаю, что большинство представителей РПЦ, понимают, что «Троицу» надо сохранить – хотя бы для следующего поколения (за исключением особо бессовестных и отвязных «идеологов», которые любят повторять, что она «сохранит себя сама»). И даже представители Лавры, которые присутствовали на нашем реставрационном совете, в конце концов, произнесли нечто вроде «ну, раз уж совсем невозможно, тогда, наверное, не надо...» (правда, в кулуарах, а не с трибуны).
Речь – повторяю! – о бессмысленном капризе того, кто мнит себя поборником благочестия и восстановителем «исторической справедливости». И имеет неограниченные возможности для удовлетворения своих капризов. А еще – о трусливом и преступном галерейском начальстве, которое не готово защитить то сокровище, которое, волею судеб, оказалось в его распоряжении.
Чего я хочу от вас в связи с этим, друзья мои?
Во-первых, я хочу, чтобы вы об этом знали.
Во-вторых, я хочу, чтоб об это знало как можно большее количество людей – чтобы если это преступление и будет совершено, его бы не совершили «тихо» и «незаметно». Поэтому я вас очень прошу дать на этот текст как можно больше ссылок – от троллей я отобьюсь – не в первый раз, в конце концов.
И, наконец, я обращаюсь к не трусливым и не ангажированным представителям средств массовой информации (такие ведь у нас ещё остались, правда?). Я готов ответить на ЛЮБЫЕ ваши вопросы и дать любые интервью любым изданиям, которые в них заинтересованы.
Старший научный сотрудник Отдела древнерусского искусства ГТГ
Левон Нерсесян
(Deleted comment)

Wed, Nov. 19th, 2008 11:58 am (UTC)
byzantina

Такое место вполне себе существует при ГТГ.
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)

Wed, Nov. 19th, 2008 11:57 am (UTC)
filiffjonka

Поддерживаю Вас, спасибо за честность. Сейчас дам ссылку у себя. Надо бы поднять на защиту СМИ, вдруг сработает

Wed, Nov. 19th, 2008 11:59 am (UTC)
_corso_

Постараемся. Надеюсь, мы будем не одни такие.

Wed, Nov. 19th, 2008 12:05 pm (UTC)
fuma_fumarse

Читаю Вас и не верится, что это не дурной сон, а реальность...
Будем надеятся, что эта катастрофа не произойдет!

Wed, Nov. 19th, 2008 12:10 pm (UTC)
_corso_

Пока надежды мало, но постараемся сделать хоть что-нибудь!

Wed, Nov. 19th, 2008 12:13 pm (UTC)
felicia_felicia

Сейчас дам ссылки.

Wed, Nov. 19th, 2008 12:18 pm (UTC)
_corso_

Спасибо!

Wed, Nov. 19th, 2008 12:22 pm (UTC)
ekaterinne

Ужас какой0то! А других способов избавить Россию от кризиса нет? В голове не укладывается. Дам ссылку обязательно.

Wed, Nov. 19th, 2008 12:23 pm (UTC)
filiffjonka

а знакомых журналистов и выходов на публичные обсуждения у Вас нет?

Wed, Nov. 19th, 2008 12:30 pm (UTC)
iskatel

Очень жаль, что мракобесы и негодяи почти добились своего.

С Вашего позволения, я размещу у себя ссылку на Вас и этот текст.

Wed, Nov. 19th, 2008 12:32 pm (UTC)
_corso_

Конечно! Огромное спасибо!

Wed, Nov. 19th, 2008 12:30 pm (UTC)
ex_bishopdio424

в топку Яндекса, даешь!

Wed, Nov. 19th, 2008 12:33 pm (UTC)
_corso_

чего-то он пока не регистрирует новые ссылки... может, ЖЖ ещё не окончательно отвис?

Wed, Nov. 19th, 2008 12:35 pm (UTC)
gerro

держим кулаки.

Wed, Nov. 19th, 2008 12:36 pm (UTC)
julpan

прочитала и вспомнилась старушка-смотрительница в херсонском краеведческом музее. показывая нам самую старую икону в музее она сказала:
-я каждый день прихожу к ней еще до открытия музея. и молюсь. для меня это не экспонат. и никто мне не запретит это делать, т.к. я чувствую тепло, идущее от нее ко мне.
ведь бред полный вот так безрассудно поступать, увозя и подвергая угрозе ценую вещь...

Wed, Nov. 19th, 2008 12:41 pm (UTC)
byzantina

У нас (Музей им. Рублёва), как ни странно, бабушки-смотрительницы вполне разумно разрешили задачу с Владимирской-Волоколамской иконой, которая тоже почитается чудотворной и к которой в те периоды, когда она выставлена в экспозиции, большое количество желающих приложиться. Я была свидетелем, они говорили - не надо прикладываться, если каждый так будет делать, то икона перестанет существовать. А если вы хотите выразить своё благоговение и почтение образу - приносите цветы. И я потом всегда обращала внимание, что около Владимрской-Волоколамской свежие цветы в вазочке почти всегда.

Wed, Nov. 19th, 2008 12:39 pm (UTC)
lemur_

Возможно, я наивна, а вопрос кощунственный.
Неужели нельзя было как-то организоваться, благословясь, допустим, с голографией или копированием?
Почему нужно по такой погоде и дорогам таскать ее туда-сюда?
Тем более при музее есть храм.

Wed, Nov. 19th, 2008 12:42 pm (UTC)
_corso_

Таскать собираются летом, что не лучше:-(
Тут вмешались "государственные интересы":-((( С ними договориться невозможно...
(Deleted comment)

Wed, Nov. 19th, 2008 12:42 pm (UTC)
arandilme

Это уже совсем ни в какие ворота...

Перепостила у себя.

Wed, Nov. 19th, 2008 12:42 pm (UTC)
scottishkot

Прокачаю у себя. Будем посмотреть, как отреагируют. Если что - дам знать. Ссылку дам чуть позже. За нашу и вашу удачу.

От себя добавлю, что попы давно не перечитывали профильные абзацы из "Интеллигенции и революции" Блока.

Wed, Nov. 19th, 2008 12:43 pm (UTC)
kitowras

Почтенный Левон.
Позвольте задать Вам несколько вопросов от лица обычного православного обывателя (по совместительству имеющего отношение к СМИ, пусть и электронному). Вопросы мои могут позаться Вам глупыми, но их разъяснение как представляется может немного прояснить проблему.


1. Икона прожила в "тесном соборе" (в котором однако есть какая-никакая система поддержания температуры и влажности) несколько столетий, прежде чем попасть в музей. Что случилось с ней такого в музее, отчего она стала столь хрупкой?

2. Пребывание иконы в музее для православного человека всегда будет являться ненормальным. Обещали, что она пребывать в домовом храме третьяковки (вместе с Владимирской) но с Ваших слов следует что сие не так. Можете ли Вы коротко но просто объяснить простодушным обывателям - в чем смысл пребывания иконы в музее, где нет возможности перед ней помолиться или совершить богослужение? Вы пишите, что речь не идет о "противостоянии музеев и Церкви", но все-таки как Вы полагаете - должны ли кионы оставаться в музеях или вернуться в Церковь?

3. Есть ли техническая возможность обеспечить нормальное состояние иконы в соборе. Разумеется в случае ее постоянного нахождения в нем?

4. Среди обывателей ходят упорные слухи, что экспонаты музеев (в том числе и третьяковки) периодически за черную денежку путешествуют по частным выставкам и коллекциям. Говорят и что и Троица на такие "гастроли" отправлялась. Как в этих случаях обеспечивается сохраность икон?

Прошу прощение за обывательскую глупость вопросов, но Вы сами хотите привлечь к проблеме внимание СМИ, без ответа на них многие читатели могут и не понять Вашу позицию.
С уважением
А.

Wed, Nov. 19th, 2008 12:53 pm (UTC)
_corso_

1. Именно её историческая жизнь в "тесном соборе" (включая варварские реставрации, являвшиеся для этой эпохи обычным делом) и довели её до того состояния. До 1904 года 1) находилась под записью 2) не повергалась обследованиям, которые позволили бы оценить её состояние. Как только это обследование было произведено - были сделано соответствующие выводы. С той поры состояние иконы не ухудшалось.
2) Изъятие из богослужебной жизни особо ценных, но "ветхих" предметов - нормальная практика не только для Нового времени, но и для позднего средневековья. Православным обывателям рекомендуется быть менее невежественными простодушными. Я полагаю, что иконы должны оставаться в тех местах, где можно обеспечить их сохранность. В церковь святителя Николая в Толмачах икону переносят раз в год на праздничное богослужение.
3. Конкретно эту икону лучше вообще не трогать.
4. Я даже догадываюсь, кто распространяет эти слухи. С 1929 года икона "Троица" покидала ГТГ один раз - во время эвакуации во вторую мировую войну.
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)

Wed, Nov. 19th, 2008 12:44 pm (UTC)
savanda

Левон, не хотите ли написать про это колонку в Грани.Ру?
В смысле, я связалась с бывшими колегами и они хотят опубликовать.

Edited at 2008-11-19 12:50 pm (UTC)

Thu, Nov. 20th, 2008 12:16 am (UTC)
_corso_

Аня, я готов писать про это, где угодно! Я только не знаю - может быть, им достаточно этого текста? Пусть, если не трудно, свяжутся со мной (телефон можно взять у Тани)

Wed, Nov. 19th, 2008 12:47 pm (UTC)
jacopone_da

Дала ссылку. Ругаюсь нецензурно. Как приснопамятный Варнава)))

Thu, Nov. 20th, 2008 09:44 am (UTC)
maria_gorynceva

А я-то каким матом крою! Сейчас перепощу у себя.

Wed, Nov. 19th, 2008 12:57 pm (UTC)
wotanhotter

кроспоснул

Wed, Nov. 19th, 2008 01:04 pm (UTC)
hgr

скоро будет на Портале Кредо.

Wed, Nov. 19th, 2008 01:07 pm (UTC)
adunai

Забавно. Люди готовы костьми лечь, лишь бы не допустить, чтобы "самый употребительный символ русской духовной культуры" был употреблен по своему прямому назначению.
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)

Wed, Nov. 19th, 2008 01:12 pm (UTC)
tapirr

---Я готов ответить на ЛЮБЫЕ ваши вопросы----

Скажите, как и в каком году икона попала в собственность государства?

Wed, Nov. 19th, 2008 01:20 pm (UTC)
_corso_

Я точно не помню года синодальной реформы. С момента, как церковь стала частью государства, всё её имущество автоматически стало государственным. В любом случае, это произошло задолго до 1918 года.
(Deleted comment)
(Deleted comment)

Wed, Nov. 19th, 2008 01:23 pm (UTC)
pilgrimminstrel

рекомендую вам поместить себяв формальдегидный раствор,чтобы не дай Бог вы не испортились,чтобы ваш труп сохранился для потомков

Wed, Nov. 19th, 2008 01:26 pm (UTC)
filiffjonka

не умно

Wed, Nov. 19th, 2008 01:25 pm (UTC)
tankredy

Все равно есть в этом много неоднозначного - как если бы моих прадеда и прабабку убили и отобрали портреты предков, а теперь поместили их в музей и не отдают, говоря, что им лучше в музее. По той же логике и храмам "лучше", чтобы туда не ходили навязчивые верующие, а лучше проложить ковровые дорожечки, посадить бабушек, создать микроклимат.. Эта логика изначально ущербна.
Несомненно, украденное убийцами должно быть возвращено Церкви. Конечно, под особой охраной государства. Конечно, на особых условиях содержания. В особой, оборудованной крипте. Под наблюдением специалистов.Но, извините, ссылка на вынос раз в год в храм при галерее - не решает проблемы.
При этом то,что хотят сделать - несомненно плохо и образу может повредить, и в Вашем возмущении Вас можно поддержать, но не в Вашем подходе к вопросу, конечно.

Wed, Nov. 19th, 2008 02:09 pm (UTC)
adunai

+1. Если повод для возмущения представляет собой объективную правду, а не синкретическую.