Химера (_chimera_) wrote,
Химера
_chimera_

Якудза времен Бакумацу

Хороший человек Аня shmyrina нагуглила информацию о Курокоме-но Кацудзо. Увы, ничего омакасэшного в ней нету, да и сам Курокома тот еще типчик, но не с нашим безрыбьем придираться.

По ссылке текст в гугль-буках (на английском):
books.google.ru/books

Под катом мой вольный перевод. Если где накосячила - прошу прощения.

Несколько исторических примеров легенды об якудза.

Истории про якудза весьма популярны в Японии, это что-то вроде наших вестернов с "хорошими " и "плохими" парнями. Рассказы об их легендарных похождениях можно найти в любых формах фольклора. Например, музыкальные баллады (нанива буси) в бесконечных стихах излагают истории о вымышленных подвигах этих людей, да и в современном японском кинематографе якудза весьма популярны. В качестве иллюстрации нам послужит история Симидзу-но-Дзиротё (Дзиротё из Симидзу), типичного босса мафии конца эпохи Токугава. Об этом человеке ходит немало фантастических историй, и ниже мы кратко изложим содержание недавно вышедшего фильма о нем.

Первая сцена – в доме местного лидера якудза по кличке «Дракон», он играет [как мне нравится эта неопределенность, так и хочется добавить - в ассоциации, мака-мака фусиги] с «Черным жеребенком» [в тексте Horse, но мы-то с вами знаем...](Курокома-но-Кацудзо), на тот момент – крупным боссом преступного мира в трех областях. Курокома чрезвычайно хитер, контролирует свою территорию с помощью коварства и личной силы; он поддерживает строгий порядок и уверен, что никто не в силах оспорить его авторитет. Дракон – один из его подручных, отвечающий за часть территории. Многие непосредственные подчиненные Дракона сидят вокруг и наблюдают за игрой двух боссов. Тут входит Дзиротё, главарь мелкой банды, и учтиво сообщает Дракону, что
один из его, Дзиротё, подчиненных был убит ронином, которого, по слухам, от мести группы Дзиротё защищает Дракон. Защищать от справедливой мести – это против кодекса якудза. Если Дракон намерен проигнорировать его жалобу, Дзиротё будет крайне недоволен и даже готов обнажить вой меч против Дракона. Все подчиненные Дракона тут же вскакивают, чтобы убить Дзиротё. Курокома, считая себя неоспоримым авторитетом, останавливает драку и предлагает личную дуэль между ронином, убившим подчиненного Дзиротё, и кем-нибудь из людей Дзиротё. Соглашение достигнуто, бой состоялся, ронин был убит. Однако, правительство строго карает за неразрешенные поединки, и теперь Дзиротё в розыске за убийство и вынужден скрываться от полиции. По фильму, это все это спланировал Курокома, чтобы избавиться от Дзиротё.

Будучи в бегах, Дзиротё останавливается в доме отца одного из своих бывших подчиненных. Этот человек, нынче исправившийся и тяжким трудом торговца зарабатывающий на жизнь, влюблен в молодую женщину, к которой также сватается правительственный чиновник. Девушка и ее мать отказывают чиновнику, но он вынуждает их дать согласие, угрожая в противном случае обвинить отца девушки в криминальном прошлом. Отец решает убить чиновника на церемонии бракосочетания. Дракон, антагонист Дзиротё и друг этого чиновника, присутствует на бракосочетании. (Таким образом показан тайный сговор между гос.чиновниками и деятелями преступного мира).

Дзиротё, узнав о происходящем, отправляется на церемонию в сопровождении двух своих подчиненных. Происходит бой между группой Дзиротё и сторонниками Дракона, Дракона убивают. Правительственный чиновник, чувствуя, что сила на стороне Дзиротё, тут же отменяет свадьбу и пытается помириться с Дзиротё. Поскольку чиновник напуган, а народ его ненавидит, статус Дзиротё растёт, он становится сильной фигурой в преступном мире. Босс Курокома, видя в Дзиротё будущего конкурента в борьбе за власть, провоцирует его, организовывая игорный притон на территории, контролируемой Дзиротё. Но люди Дзиротё обнаруживают людей Курокомы: те прятались в крестьянском доме, там их люди Дзиротё и убивают. В ходи битвы люди Дзиротё поджигают дом. Это вызывает особый гнев Дзиротё, ибо нарушает код якудза – не причинять вреда простым людям. Он отдает приказ оплатить причиненный ущерб из его собственных средств, а виновных отправить под домашний арест. (Отметьте романтические представления о том, что якудза защищают бедных и применяют силу только против врагов). Когда виновные прибыли на место отбывания ареста, то обнаружили, что одна из групп Курокомы мошенническим образом отобрала имущество у одного из их друзей. Дабы искупить вину, сторонники Дзиротё нападают на эту группу и убивают ряд людей Курокомы. Тогда Курокома пытается в лоб атаковать Дзиротё и его людей, история заканчивается тем, что Дзиротё убивает Курокому и становится главой якудза.

Этот кинофильм иллюстрирует ряд представлений о якудза: во-первых, геройский и гордый характер якудза, во-вторых, силу кодекса «чести» и гнев, пробуждающийся, если кодекс был нарушен, в третьих, важность территориальных зон и сражения за территорию, похожие на гангстерские разборки в Америке времен Сухого Закона, в четвертых, всевозможный подкуп правительственных чиновниках незаконными группами показывает, насколько велик их статус в обществе, часто сила преступников намного больше, чем представителей правительства. В фильме сделан акцент на героическом характере Дзиротё, но насколько нам известно, реальность сильно отличалась от выдумки.

Реальный Дзиротё родился в 1820 году и дожил до 74 лет. Его отец, человек вспыльчивый, был владельцем парома. О матери его записей не осталось. Дзиротё был усыновлен соседом-лавочником, ребенком он был непослушным, не раз нарушавшим правила. Когда ему было 15, он попросил у отчима позволения отправиться в Эдо, а получив отказ, украл у того деньги и сбежал. После смерти отчима, мачеха ушла к другому мужчине, а потому Дзиротё вернулся домой и начал карьеру якудза. Когда человек, у которого он много взял в долг, попросил его заплатить, Дзиротё, по слухам, убил его и бросил тело в реку. Предположительно, это преступление и стало настоящей причиной побега, описанного в кинофильме, и это не единственный раз, когда его разыскивала полиция.

Одно из задокументированных событий напоминает инцидент, показанный в фильме. Дзиротё вернулся из своего первого побега и был обвинен в нескольких убийствах. «Дракон» (в фильме – собирательный образ нескольких реально существовавших конкурентов Дзиротё), бывший другом продажного правительственного чиновника, попытался помочь правительству с поимкой Дзиротё, поскольку тот и в самом деле мог убить его и потом сбежать. Нет исторических записей о борьбе Дзиротё с несправедливыми чиновниками. Настоящий Курокома был местным якудза, постоянно ссорившимся с Дзиротё, и согласно официальным записям он был убит не Дзиротё, как это показано в фильме, а полицией.

Правительство активно добивалось помощи Дзиротё, и он играл важную роль в гражданской войне, которой закончился период правления Токугава и в результате которой произошла реставрация императорской власти. Как революционная армия, так и армия правительства Токугава пытались получить помощь у якудза, поскольку у тех были хорошо организованные военные силы. Дзиротё поддерживал силы революционеров, и все его предыдущие преступления и убийства были прощены. В 1868 году, году образования правительства Мэйдзи, более 3000 солдат армии Токугава приплыли на корабле из Токио в Симидзу, где были уничтожены объединенными силами Дзиротё и революционной армии. Множество трупов осталось на побережьи, и Дзиротё, решивший, что это неправильно, похоронил их; легенды о человечности Дзиротё во многом основаны на этом факте. Он умер в преклонном возрасте в своем доме, будучи уважаемым членом общества.

Другой известный якудза, Тюдзи Кунисада, нашел иной конец; он был обезглавлен и его голова была выставлена на всеобщее обозрение. Его жизнь также стала источником многих легенд. Тюдзи жил несколько ранее Дзиротё, и по легенде спас многих людей в самых различных сложных ситуациях. Считается, что он весьма способствовал внедрению лучшей системы разведения риса в этой области, и был в ответе за убийства правительственных чиновников, эксплуатировавших простой народ.

Насколько возможно отследить карьеру реального Тюдзи, она дает мало оснований для приписываемого ему романтического характера. Он был сыном богатого крестьянина и стал якудза еще до того, как ему исполнилось 19 лет, поскольку видел в этом способ заработать легкие деньги. Он пользовался тем, что из богатой семьи, чтобы привлечь последователей и использовать их связи с продажными чиновниками, дабы расширить деятельность и взять под контроль весь преступный мир на этой территории. Тюдзи был недоволен местом своей деятельности, слишком удаленным от крупных трактов, где можно было бы получить куда больше выгоды; он стремился расширить свои владения за счет других якудза. Согласно кодексу якудза, нужно послать предупреждение прежде, чем начать войну против другого клана, но поскольку группа Тюдзи уступала в численности, он считал более целесообразными атаковать без предупреждения, так он мог уничтожить больше сильных фигур и укрепить свои позиции на одном из важнейших трактов. В качестве еще одного примера характера Тюдзи - похоже, он убил человека, заставшего его ведущим деятельность вне своей территории и позволившего ему уйти. Тюдзи заработал репутацию нарушителя кодекса якудза за кражи и воровство в добавок к игорному бизнесу, другие якудза его ненавидели, поскольку из-за него сложности с правительством были и у них. Чтобы объяснить, почему Тюдзи стал легендарным героем не смотря на все эти факты, следует рассмотреть другие особенности его характера.

Согласно Митамуре (автор книги World of Police, 1959г.), тщательно изучившим эту тему, в образе действий Тюдзи было несколько характерных моментов. Хотя он совершал жестокие преступления и разбой на других территориях, он строго препятствовал подобному на своей территории. Он был известен тем, что раздавал деньги, одежду и еду соседским беднякам, и он советовал богатеньким юношам, приходившим к нему, бросить азартные игры и не разрушать собственное будущее. Власть Тюдзи над своими территориями была настолько полной, что он мог предотвращать почти все мелкие ограбления и другие преступления, и простой народ был ему благодарен. И позже, в тяжелые времена Тюдзи использовал собственные деньги, чтобы помочь в различных чрезвычайных ситуациях.

Личная жизнь Тюдзи окутана аурой таинственности. Например, говорят, каждый вечер он в одиночку покидал свой дом, и никто не знает, куда он ходил. Один любопытный товарищ попытался выследить его, но позже был найден убитым. Причины ночных прогулок Тюдзи не известны до сих пор.

Тамура также исследовал жизнь Тюдзи, но отнесся к нему не столь мягко. Согласно Тамуре, большая часть предполагаемой доброты Тюдзи была прямым следствием его предусмотрительности и помогала расположить к себе окружающих, что служило расширению его преступной деятельности. То, как легенда о гуманизме увязывается с якудза, можно проиллюстрировать весьма трогательной сценой, в которой Тюдзи, когда был убит дядя одного из его слуг, берет на себя заботу о его малолетнем ребенке, демонстрируя тем самым великую родительскую любовь (этот случай стал темой весьма популярной баллады, прочувствованно исполняющейся на попойках под рюмочку сакэ - «Колыбельная Тюдзи» или «Колыбельная гор Акаги («территория» Тюдзи):

Ты не плачь, ты спать ложись.
Если даже ворон каркает в горах,
Ты должен спать, а не плакать.
Если заплачешь, он станет каркать еще больше.)

Истина в том, что этот самый человек был убит по прямому приказу Тюдзи, считавшего, что он может выдать его полиции.

Сами якудза, в отличие от других людей, не видят свою деятельность в героическом свете. Им приписывают самоуничижительные заявления, в роде «я плохой, никчемный человек, не лучше насекомого», но они оправдывает себя тем, что «я делал неправильные вещи, но я никогда не причинял вреда простым людям».

Конец главы.
Tags: бакумацу
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 42 comments