Химера (_chimera_) wrote,
Химера
_chimera_

Мечник, сраженный болезнью: Туберкулез и Окита Содзиро.

Статью (форумский пост?) прислали по почте, оригинал в сети не нашла, автора(-ов) не знаю, ни на что не претендую, за битые ссылки и внезапные скачки мысли не отвечаю. Цитаты из Манна - по имеющемуся в сети переводу.
И вообще, мопед не мой.

Для Лили, которой почему-то кажется, что я умею пользоваться гугль-переводчиком лучше, чем она сама.

Это был кашель, и, очевидно, кашлял человек… кашлял без всякого вкуса и удовольствия, не отчетливыми и равномерными толчками, а, казалось, он бессильно барахтается в гуще каких-то выделений своего организма.
Томас Манн.


Нижеизложенное – краткое обсуждение туберкулеза, его влияния на исторического Окиту, и то, как болезнь способствовала развитию вымышленного персонажа. Конечно, физическое состояние не полностью «определяет» человеческое существование, так что, пожалуйста, не считайте это исследование попыткой упростить Окиту только до туберкулезного больного, когда очевидно, что он был чем-то большим.

Чтобы понять биологию туберкулеза (ТБ) не полагайтесь, пожалуйста, только на вебсайты, они часто упрощают картину. Попробуйте найти медицинские тексты или журнальные статьи, написанные людьми из медицинских кругов, и сравнить то, что известно нам сейчас, с информацией, имевшейся в 19 веке, чтобы понять, как Окита справлялся с болезнью. Я не микробиолог и не врач, потому лишь немного затрону научный аспект.

До открытия Робертом Кохом туберкулезной палочки, причины туберкулеза считались страшной тайной, и вызывали суеверия и сильный страх. Есть 6 различных видов болезнетворных микобактерий. Тип «А» был разновидностью, обосновавшейся в Японии с доисторических времен. До 1880 годов некоторые ученые предполагали, что туберкулезные бациллы распространяются по воздуху и заражают людей. Эта теория была очень близка к научным фактам, но была отвергнута большинством представителей научного сообщества того времени, поскольку мало кто верил в существование бактерий.

.Переносимые по воздуху частицы (туберкулезные палочки) формируются за счет испарений мельчайших респираторных капелек, могущих содержать несколько бацилл. Такие простые дыхательные функции как кашель, чихание, плевание и пение создают такие частицы… в закрытом помещении они распространяются, как табачный дым.
Джонстон.
.

Само воздействие туберкулезной палочки не приводит к заболеванию. Возможное начало болезни может определяться такими факторами, как окружающая среда, возраст (пубертатный период и старость уменьшают способность организма противостоять инфекции), пол, пища, условия труда (истощение может инициировать активную форму туберкулеза или усугубить состояние), а также сильный эмоциональный стресс (последний фактор наблюдался современными врачами, но широких экспериментов не проводилось).

Пик японского опыта «белой чумы» приходится на 1890-1950 годы, и даже отчеты тех лет, возможно, не точны из-за частых ошибочных диагнозов, порою поставленных ошибочно специально, чтобы защитить репутацию и врача, и пациента. Часто в документах безобидные сложные фразы вроде казеозной пневмонии или катарального бронхита стоят вместо зловещего «туберкулез». Почему туберкулез становился клеймом, будет рассмотрено ниже.

Эдо Эра.

Многие иностранные врачи и приезжие, прибывшие в Японию на кануне Реставрации, отмечали распространенность туберкулеза.
(В этом разделе – о том, во что верили и что практиковали люди тогда, и что сейчас считается ненаучным)

Я часто читал, что Окита стал жертвой туберкулеза, так что же это означало в его жизни?


Легочный туберкулез «переводится на японский как «хайбё» или «болезнь легких»» (Джонстон, 418) или современным медицинским термином «хаи кеккаку». Еще более распространенным термином был «росаи» (по-китайски lao ji) (Джонстон, 43), он употреблялся в японских текстах многими столетиями. «Ро» означает «чахнуть», а «саи» - «проводить погребальный обряд», поскольку жертвы страдали от истощения, лихорадки, потоотделения по ночам, сильного кашля и даже появляющихся туберкул (мед.: бугорков), а потом умирали.

Как лечился Окита?

Скорее всего, его лечение шло под влиянием методов, предписанных Манасэ Досаном (1507-1574). Манасэ использовал китайские медицинские теории, и Токугава санкционировали такой медицинский подход. Помимо популяризации термина «росаи», Манасэ станданртизировал четырехступенчатую (резюме Джонстона, 44) диагностику:

1. Визуальный осмотр, отмечающий цвет кожи, вес, слабость, состояние волос, слюны, мочи и кала
2. Выслушивание шумов в груди
3. Расспросы, чтобы получить от пациента информацию об аппетите, выделениях, ощущениях и том, какие факторы могли вызвать начало болезни
4. Диагностика по пульсу, сложное искусство «анализирующее силу, скорость, местоположение и другие аспекты сердечного ритма, что способствовало идентификазии заболевания» (Джонстон, 44)

Общее лечение включало прижигания («метод прижигания определенных точек тела согласно тем же принципам, что и в акупунктуре») (Джонстон, 44), рекомендовалась диета, изобилующая яйцами и курятиной (обратите внимание, что все это белок) и проживание в сельской местности (западные врачи тоже рекомендовали воздействие чистого сухого воздуха). Одним из поведенческих паттернов, замеченных врачами того времени, было то, что алкоголь и половые сношения предшествовали заболеванию, так что пациентам часто предписывали воздерживаться и от того, и от другого. Интересно, что были слухи, что Окита «чистое дитя», девственник. В «Синсэнгуми-логии» сказано, что Хидзиката давал капитану первого отряда лекарство, которое когда-то продавал, Исида Саньяку (я не уверен в написании).

Как правило, рассматривали каждый симптом, поскольку причины не были определены. Наиболее увлекательным и всеобщим лекарством был опиум в чае (возможно, это азиатская разновидность чая из маковых головок или что-то аналогичное), считалось, что он укрепляет пищеварительную систему и предотвращает диарею (туберкулез затрагивает многие органы, включая кишечник). Обратите внимание, что при Токугава были строгие законы против опиума, поскольку бакуфу хорошо знало и чем закончилось использование этого препарата в Китае, и про Опиумные войны.

«Не было никаких конкретных лекарств от туберкулеза, пневмонии или бронхита, опиум помогал облегчить симптомы, ослабляя кашель, выделение мокроты и боль, хотя и не мог затронуть настоящие причины болезни. Также с выделениями всех видов справлялись при помощи наркотика. Использование его при кровотечениях было хорошо известно - о всех замечательных воздействиях… оказываемых опиумом, благодаря которым он поддерживает жизненные силы… останавливает кровотечение, что особенно замечательно, - комментировал медицинский журнал в 1846г.» (Berridge 67 originally from 'Review of Dr Griffin's Medical and Physiological Problems, British and Foreign Medical Review, 221 (1846) pp. 105-107). Хотя пример из западной медицины, подобные же убеждения обнаруживались и на Востоке. Не забывайте, британцы получали опиум из Азии и изучали его разнообразное использование в этой части мира.

Мацумото Рёдзюн, врач Токугава Ёсинобу, был близок с Кондо Исами, и вполне вероятно, он знал о болезнях членов Синсэнгуми вроде Окиты. После Реставрации Мацумото стал важной фигурой в создании системы медицинского образования. Если у вас есть информация, позволяющая установить взаимосвязь между этим врачом и Окитой, пожалуйста свяжитесь с shinsengumihq(a)yahoo.com.

Как уже упоминалось, опиум часто использовался при лечении туберкулеза. Согласно этому вебсайту (http://www.bakusin.com/ryoujyun.html) «анекдотическая история о его неортодоксальных методах – он успешно лечил Токугаву Ёсинобу от стрессов принятием опиума (несмотря на правительственные запреты) и дневным сном». (Переведено Хиротадой Токугавой)

Связь Мацумото с Синсэнгуми следует из того факта, что Кондо Исами встречался с врачом. Мацумото также оставил запись о встрече с главой Синсэнгуми ( см. Хиллсборо «Синсэнгуми», 104-105). Кроме того, когда Кондо подстрелили выжившие члены группы Ито, он искал помощи Мацумото в Осаке (Хиллсборо, «Синсэнгуми», 140). Последний для Мацумото контакт с Синсэнгуми: он участвовал в написании текста для памятника Кондо и Хидзикате в Хино (Хиллсборо, «Синсэнгуми» 174, 181-182).

«Согласно старой пословице, лучшее лекарство от туберкулеза это опиум и ложь.» (Розенберг II)

Как относилось общество к больным вроде Окиты?


Вполне вероятно, что состояние Окиты держали в секрете как можно дольше по практическим соображениям. Синсэнгуми жили и работали как единое целое, как сообщество, и эта болезнь повлияла бы на их боевой дух.

Туберкулез относился к категории «фути но ямаи» или неизлечимых, смертельных болезней. Одним из симптомов туберкулеза является кровохарканье или кашель с кровью, что относится к недомоганиям «красной нечистоты», как менструация, рождение ребенка и т.д. Заметьте, кровь была одной из многих жидкостей, выделяемых организмом больного, обычно они также выкашливают разлагающуюся, похожую на сыр мокроту, скапливающуюся в легких.

Более печальный термин «гобё» или «кармические болезни», это означает, что причина болезни в плохой карме, и это неизбежно как следствие прошлых деяний. Карма не всегда означает «негативные» действия. Смысл этого термина в том, что никуда не сбежать и не скрыться от неизбежного.

Брак был бы практически невозможен. Как у мужчин, так и у женщин-пациентов туберкулез мог передаваться по наследству или «кеккаку кетто». Существуют многочисленные свидетельства о том, что с женщинами разводились из-за болезни, опасаясь, что через материнское молоко болезнь перейдет и на детей. Мужчины, не способные к продолжению рода, как и женщины, не могущие выйти замуж и рожать детей, относились к маргинальным кругам.

Жертв болезни хоронили, как правило, за пределами сельских кладбищ или вне семейных гробниц, чтобы не запятнать свою линию крови «нечистотой» вроде «ямаи» или нездоровой наследственности. Вера в то, что болезнь передается по наследству, сохраняется и в 20 веке.

Литература.
Почему Окита все время улыбается и ведет себя ребячливо или как девочка?

Не все, но многие литературные портреты рисуют его как веселого и оптимистичного, поскольку поддержание позитивного отношения считалось полезным. Следующие цитаты взяты из медицинских текстов, хотя некоторые могли уже устареть.

Опять же, писатели и художники могли работать с этими обобщениями, чтобы встроить характер Окиты, что означает, что это не есть точное отражение исторического лица.

«Мнение, что есть специфическая «туберкулезная личность», характеризующаяся неуместной веселостью (Spes Phthisica)… и отмеченная интеллектуальной продуктивностью получило широкую поддержку.» (Calden 275)

«Туберкулезные больные ведут себя как дети без присмотра.» (Dunbar 226)

Поскольку, во время болезни пациенты зависят от других, исследователи выбрали репрезентативную группу из 570 человек. Кто-то сказал «Я снова чувствую себя ребенком.»(Calden 288)

«Предположим, что пациенты прошли неизбежный период привыкания и примирились с тем, что они больны, и больны туберкулезом. Как следствие могут иметь место различные ментальные изменения, раз за разом озадачивающие наблюдателей. Было сказано, что туберкулезные больные преимущественно чувствительные, невротические, депрессивные, оптимистичные, в приподнятом настроении, в эйфории, легко внушаемы, непредсказуемые, РЕБЯЧЛИВЫЕ, эгоистичные, эгоцентричные, капризные… Большинство больных туберкулезом находятся в состоянии легкой открытой или скрытой депрессии и тревожности, что является нормально и адекватной реакцией на коварное заболевание. Результат такой реакции и защита от неё – сопротивление, УЛЬТРА-ЖИЗНЕРАДОСНОСТЬ». (Wittkower 164)

Многое было написано по поводу туберкулеза и одаренности… (список гениев). Истина, похоже, в том, что туберкулез болезнь общая, и, следовательно, бывает и у мужчин, и у женщин – гениев… туберкулез по ряду причин способствует развитию воображения… а страшно короткая продолжительность жизни стимулирует продуктивность.» (Wittkower 155-6)

Как на Западе, так и в Японии существовал целый литературный жанр, посвященный туберкулезу.
Обычно болезнь ассоциируется с юной, хрупкой и прекрасной женщиной. Интересно, что многие девушки после их первой менструации имеют вероятность получить ТБ, особенно если они потребляли мало протеина (заметим, что диета многих японцев в то время состояла из овощей и рыбы).
Мы знаем, что Синсэнгуми были темой фольклора и даже романа Накадзато Каидзана «Даибосацу-тогэ» (фильм «Меч судьбы») (хотя Окита там не выглядит похожим на ребенка или женоподобным), легко заметить, как обреченный мечник с туберкулезом внезапно приобретает женские качества, что делает его в беллетристике фигурой бесконечно трагической.
Большинство пациентов вне зависимости от пола испытывало истощение, и таким образом мужественный фехтовальщик постоянно слабел, становясь все более и более похожим на представителя пола, ассоциирующегося с физической слабостью.

Жизнь - это когда, несмотря на обмен веществ, форма сохраняется. (Томас Манн 262)

Библиография.

Berridge, Virginia and Griffith Edwards. Opium and the People : opiate use and drug control policy in nineteenth and early twentieth century England . New York : Free Association Books, 1999. 1853434132 (hbk) 1853434140 (pbk)
Ellison, David L. Healing Tuberculosis in the Woods: Medicine and Science at the End of the Nineteenth Century. Connecticut: Greenwood Press, 1994.
(Я очень рекомендую эту книгу)
Eds. Green, Gareth M., Thomas M. Daniel, Wilmot C. Ball, Jr. Koch Centennial Memorial 100th Anniversary: Announcement of the Discovery of the Tubercle Bacillus by Robert Koch March 24, 1882 New York: American Lung Association 1982.
Hillsborough, Romulus. Shinsengumi: The Shogun's Last Samurai Corps Tuttle Publishing ISBN: 0804836272
Johnston, William. The Modern Epidemic: A history of tuberculosis in Japan Cambridge, Mass., Harvard University
Press, 1995. ISBN 0-674-57912-7
Mann, Thomas. The Magic Mountain New York: Alfred A. Knopf, 1995,
Rosenberg, Charles E. "The Therapeautic Revolution," in Morris J. Vogel and Charles E. Rosenberg, eds., The Therapeutic Revolution. Philadelphia, University of Pennsylvania Press, 1979.

Sparer M.D., Phineas J. PERSONALITY STRESS AND TUBERCULOSIS
New York: International Universities Press, Inc 1956.

Calden PhD, Lewis M.D., Thurston PhD "The Patient Looks at
Tuberculosis" (275-299)
Dunbar M.D. Med.Sc.D., Ph.D, Flanders. "Anxiety, Stress and
Respiratory Diseases Especially Tuberculosis" (208-232)
Wittkower M.D., Eric D. "Psychological Aspects" pages 153-174
Wittkower Associate Prof of Psychiatry McGill University, Montreal CA

Информация об Оките Содзи была взята из различных книг и веб-сайтов на японском языке. Каждый раз, когда это было возможно, источник информации указан. Мы стараемся быть исторически точными, насколько это возможно. Если вы нашли ошибку на этой странице, пожалуйста, напишите на shinsengumihq () yahoo.com, укажите адрес страницы и пришлите нам правильную информацию, вместе информацией о книжных/журнальных статьях. Мы также заинтересованы в выявление несоответствий. Если у вас текст с иной информацией – пожалуйста, сообщите нам.

Имя: Окита Содзи Фудзивара но Канэёси
Год рождения: 13 год Тэнпо (1842) или 15 год Тэнпо (1844)
Место рождения: Эдо (в настоящее время – Токио), он родился в имении Сиракава-хана
Стиль: Тэннен-Рисин Рю
Имя (анализ):
Его полное имя при рождении Окита Содзиро Фудзивара но Харумаса. Он сменил имя на Окита Содзи Фудзивара но Канэёси незадолго до отбытия в Киото в 1863 году. Помимо полного имени его могли называть Окита Содзи, Окита Содзи Канэёси или Фудзивара но Канэёси. Что касается имени, данного при рождение, к нему могли обращаться Окита Содзиро, Фудзивара но Харумаса или Окита Содзиро Харумаса (но никогда - Окита Харумаса Содзиро)
Фамилия: Окита
Имя/его эквивалент: Содзиро/Содзи
Название клана: Фудзивара
Формальное имя/его эквивалент: Харумаса/Канэёси
Меч: Кикуитимондзи Норимунэ (что маловероятно, так как эти мечи – национальное сокровище) и Кага Киёмицу (пара мечей)

Хоть это и маловероятно, ходили слухи, что он владел известной катаной, называемой Кикуитимондзи. Тем не менее, он несомненно обладал парой мечей Кага Киёмицу (катана и вакидзаши), а вместо так называемого «Кикуитимондзи Норимунэ», вероятно, был Ямасиро Куникиё (Одзи 96).

Комментария анонима о мече Окиты Содзи:
Кто-то уже говорил, что Кикуитимондзи рассматривался как бесценное сокровище даже в период Бакумацу. Так что Окита, владеющий Кикуитимондзи – миф, в первую очередь он просто не мог бы себе это позволить.
Я уже говорил, что Кикуитимондзи был откован во времена императога Го-Тоба (см. http://en.wikipedia.org/wiki/Kikuichi-monji) Я мог бы написать о нем и больше. Однако, хотя Окита и не мог себе позволить такой меч, он мог получить его в наследство (я не смог найти никаких доказательств ошибочности этой теории, так что считаю это слухами, а не мифом).

Комментарий о мече Окиты от Хиротада Токугава (Симадзу Масаёси)
Кикуитимондзи Норимунэ имеет репутацию меча Окиты Содзи. Однако, это очень маловероятно, в основном потому, что Кикуитимондзи или герб-хризантема – это герб Императора, и у мечей Норимунэ, бывших в ходу при императоре Го-Тоба, было клеймо на клинке (на той его части, что под рукоятью) в виде императорского герба. Таким образом этот меч даже в период раннего Мэйдзи имел статус национального сокровища. Так что маловероятно, чтобы Окита, бывший сыном низкорангового асигару (асигару – пехотинцы, по мнению некоторых, не имевшие полного самурайского ранга), мог иметь такой меч.
Тем не менее, на сайте http://www.toshizo.com/nozoku/index.html
В списке наиболее вероятных кандитаов на роль любимого меча Окиты – Кага Киёмицу. Вы можете увидеть то, чо я полагаю репликой этого меча, тут:
http://www2.taiyo-planet.co.jp/konc/konc-shohin/japan/kit/img/kit-027a-ko.jpg
и его можно купить тут:
http://www2.taiyo-planet.co.jp/konc/konc-shohin/japan/kit/kit-027a.htm
Говорят даже, что он использовал его в Икэдае.

Характерные черты.
Исторически достоверно, что Окита любил детей. Во время пребывания в Киото его часто видели играющим с детьми, и он присматривал за сыновьями Яги в Мибу. (Одзи, 100)
Он не особо любил выпить, но это выдумки, что он любил сладости. Он был помешан на чистоте. (Одзи 130)
Боже мой, какого черта я должен говорить об этом парне? Он и так известен и любим многими (особенно девушками). Многие источники говорят, что он был чертовски красив, но исследования доказали, что это не так (лично я считаю, что внешность – понятие относительное, и все зависит от наших вкусов и сексуальных предпочтений, дэсу нэ? Может, из-за того, что Окита по характеру был добрым, мягким и с хорошим чувством юмора, он всегда выглядел милым и веселым. Названный при рождении Содзиро Харумаса, сын Окиты Ринтаро, самурая низкого ранга из действительно бедной семьи. После смерти родителей Окиту воспитывала его единственная сестра, Мицу. Из-за финансовых затруднений, в возрасте 9 лет он был отправлен учиться в Сиэйкан (додзё кэндзюцу в районе Тама, Эдо), принадлежащее Кондо Сюскэ, и прошел обучение Тэннен Рисин Рю у 4 мастера, Кондо Исами Масанобу. 3 года спустя он победил мастера меча в своем родном городе, Сиракава. В кендзюцу Окита был вундеркиндом, он одинаково хорошо владел синаем (бамбуковый меч), боккеном (деревянный меч) и катаной (круто!). Примерно в июле 1862 года (в возрасте 18 лет) Окита преподавал кендзюцу в нескольких додзё в Эдо.
Он был известен как суровый и нетерпеливый учитель, ученики боялись его больше, чем Кодо Исами (божежмой! Он может быть и страшным) . В том году он перенес свое первую нехорошую болезнь, корь, бывшую настоящей чумой в те времена. По некоторым источникам, он был сильнейшим из Синсэнгуми, но это по любому спорный вопрос (специально для поклонников Сайто: говорят, Сайто был сильнее). По другим рассказам, в фехтовании он превосходил даже мастеров других школ, не только своих товарищей. Он был известен своей Сандансдуки, серией из трех ударов, быстро наносимых в шею, левое плечо и потом в правое плечо. Эта техника легла в основу Хирацуки, созданной Хидзикатой Тосидзо. После основания Синсэнгуми Окита понял, что страдает туберкулезом, неизлечимой в то время болезнью (что трагично). Он часто кашлял кровью после тяжелых боев, но старался не допустить, чтобы его товарищи узнали об этом. Тем не менее, это было шоком, когда Окита потерял сознания во время Икэдая Дзикэн. Многие источники утверждают, что он кашлял кровью и раньше, но не известно, что стало причиной обморока. Возможно, холодная ночь и тяжелый бой (никто точно не знает, был бы он жив – спросили бы у него). Этот инцидент принес немало горя Хидзикате и Кондо Исами, которые относились к Оките как к младшему брату (еще с тех пор, как все они были вместе в Сиэйкане). В конце концов они сошлись на том, что о болезни Окиты не должно стать широко известно ради боевого духа других членов отряда.
Хотя он и был страшен своим фехтовальным мастерством и рангом в Синсэнгуми, Окита был хорошим парнем, часто играл с детьми (может, хотел наверстать свое утраченное детство, проведенное в додзё). Говорят, что он любил шутить, смеяться и вести себя как ребенок, а не с серьезной мордой. Но, конечно, он умел быть серьезным в бою. Но раз он знал о неизлечимой болезни, его улыбка никогда не была искренней (конечно, кто может быть счастлив, зная, что смерть рядом). Во время известной войны Босин Окита был отправлен в туберкулезную больницу в Эдо. Трудно поверить, что он все еще смеялся и шутил, хотя от него остались кожа да кости. Будучи в больнице, он все время расспрашивал о Кондо Исами. Но когда известие о смерти Кондо достигло Эдо, никто не сказал Оките об этом. Эта таргедия завершилась 30 мая 1 года Мэйдзи (1868), когда он скончался. Перед смертью он погнался за черной кошкой и попытался убить её (… он явно утратил надежду к тому времени). Прах Окиты похоронен в храме Сэнсёдзи, Роппонги. Там можно только через забор посмотреть.


«Утидэси» означает «внутренний студент», тот, кто хочет наблюдать за инструктором вблизи. Это традиционный метод профессиональной подготовки в Японии. Он наиболее распространен в профессиях, связанных с физическим опытом, таких как изобразительное искусство, ремесла и боевое мастерство. Но даже в мире бизнеса стажеры, собирающиеся занять высокие посты исполнительной власти, должны потратить определенное время, работая на более низких уровнях. Термин похож на западное «ученик». Хотя система учеников и подмастерья в западных странах в значительно степени исчезли, за исключением программ некоторых профсоюзов, «утидэси»-программы все еще распространены в Японии.
В некоторых областях вроде искусств, ремесел и боевого мастерства «утидэси» могли действительно окружать учителя и жить в его доме или додзё. В течении 3-х лет я был «утидэси» в Ити Дзю Каи Дзен и Мисоги додзё, и еще во Всемирной штаб-квартире Айкидо. Значительная часть инструкторов айкидо высокого ранга были в то или иное время «утидэси» в Японии.
Мало что может сравниться с подготовкой «утидэси» в плане глубокого понимания и быстрого прогресса в мастерстве. «Утидэси» вовлечены во все аспекты жизни додзё, как на татами, так и вне его. Их контакты с инструкторами, как правило, куда ближе, чем это возможно для других студентов. Я считаю этот тип обучения – хотя очевидно, и не для всех – достаточно важным, чтобы предложить его в додзё штаб-квартиры ААА (Aikido Association of America). С 1974 года порядка 25 человек приняли участие в нашей программе. Большинство из них не жили по месту обучения так долго, как это принято в Японии, лишь немногие в Америке могут посвящать боевым искусствам много времени. Тем не менее, подготовка в додзё, даже и в течение относительно небольшого времени, может быть полезна как для тех, кто стремится стать профессиональным инструктором, так и для тех, кто просто хочет повысить свой уровень киаи для дальнейшего роста в практически любой области.
http://www.shinsengumihq.com/tbandokita.html

Tags: бакумацу
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 146 comments