Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Завтрак на Плутоне" реж. Нил Джордан

Всегда фильмы Нила Джордона приходилось смотреть в каких-то нестандартных обстоятельствах, начиная с "Интервью с вампиром" - в чужой квартире вместе с однокурсниками, в те времена, когда видеомагнитофоны не были повсеместными, а про ди-ви-дви слыхом не слыхали. Сегодня пришлось встать в девять утра, переругаться для начала с редакторами по телефону, чтобы к 11.00 приехать на пресс-показ в "Люксор". Но это ведь не просто так. Но и не ради Джордана, конечно. А ради него...



Он уже был янки-мародером времен гражданской войны в США; влюбленным средневековым мясником из мира полотен Вермеера; подростком-психопатом; и психопатом-взрослым, фантасмагорическим ученым, сумасшедшим гением; и рассчетливым киллером; и обычным "нормальным" парнем, уцелевшим в глобальной эпидемии - но и там у него был взгляд маньяка. Теперь он трансвестит...

Хотя как раз по отношению к "Завтраку на Плутоне" крайне неверно было бы сказать: фильм про трансвестита. Совсем про другое. "Завтрак на Плутоне" - не из одного ряда с "Присциллой, королевой пустыни" и фильмами Альмадовара (это если брать лучшее из того ряда, про ковбоев-пидарасов даю зарок больше не вспоминать), хотя некоторое сходство в мелочах бросается в глаза. Но по сути он гораздо ближе к "Пурпурной розе Каира", "Волшебной стране", фильмам Бартона и в особенности Гиллиама. "Завтрак на Плутоне" не поражает воображение новизной - это, в общем-то, достаточно традиционный фильм о герое, который вместо того, чтобы бороться за переделку мира, который ему не нравится, создает собственный и чувствует там себя вполне комфортно. Главное отличие от других подобных историй - между "реальностью" и "вымыслом" нет жесткого конфликта. Отвергнутый мир время от времени дает о себе знать, врываясь в вымышленный взрывами ирландских террористов (действие происходит в Ирландии, а затем в Лондоне в 70-е), пожарами, актами насилия, пытками и убийствами - но они как короткие кошмары, проходят - и как будто их не было. Вообще в тому мире, куда в поисках матери отправился брошенный сын священника и уборщицы, с детства любивший наряжаться в женскую одежду, примерять парики и красить губы, без умолку болтают сплетницы-птицы и розы вырастают из кофейных чашек, звучат "Мельницы моего сердца" Мишеля Леграна, в нем живут певцы и фокусники, а где-то в недосягаемой неизвестности - Леди Фантом.

А еще в этом двухчасовом фильме нет ни одной сексуальной сцены. Но и те несколько поцелуев в щечку, в нежности которых почти нет эротизма, делают его естественным и легким настолько, насколько возможно - как легко дыхание спящего красивого человека. В некоторые моменты меня попросту, что называется, "накрыло". Когда отец-священник приходит на пип-шоу, где его в женском образе работает его сын, и сидя по другую сторону непроницаемого экрана, "исповедуется" ему ("ей"), сообщая адрес его матери - первый раз мне по-настоящему понравился Лайам Нисон. Или когда сама ("сам") Пат под видом сотрудницы телефонной компании приходит к матери и сводным братьям, которые не подозревают о его существовании - и не раскрываетсебя. Или в роддоме, откуда он забирает свою чернокожую "сестру" по приемной семье и снова встречает родную мать, опять беременную. В этом вся прелесть фильма - его героям никто не может помешать жить и быть счастливыми, потому что они очень хотят ими быть. А епископ, который в ответ на жалобы, что "подведомственный" ему священник ведет себя предосудительно, сожалеет, что не стал акушером.

Ну и конечно: Силлиан Мерфи - мой герой. Не с этого фильма, давно уже. Но теперь еще больше, чем раньше.

А ногти у меня, когда я ходил в школу, были, между прочим, длиннее, чем у Пат. И красил я их в розовый.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments