Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Иваново: музей ситца, музей промышленности и искусства, художественный музей, музей Цветаевых

С трудом переношу групповые экскурсии, для меня в них больше минусов, но плюсы тоже есть: доставка на место, встреча с почетом, сопровождение с комментариями. Все это особенно пригодилось в Музее ивановского ситца, который, конечно, небезынтересен и сам по себе, но только с экскурсоводом становится понятно, что к чему. Располагается музей в особняке фабриканта Бурылина - открылся тридцать лет назад, до этого в нем размещался военкомат, но как ни странно, внутренняя планировка и часть декора интерьеров, а также лестница, плафоны и много чего еще сохранилось подлинное с 1904 года, когда дом в стиле модерн был построен. Экспозиция начинается аж с отпечатков тканей в глиняных осколках, датированных 5-м тысячелетием до н.э.; старейшие образцы собственно тканей "помоложе" - 5-й век до н.э., коптская работа, причем привозил их из Египта еще самолично Бурылин, путешественник и коллекционер. В здешних краях выращивали с 9-го века лен, который шел даже на паруса, хотя с какого-то момента стали завозить более качественные импортные ткани, а местные мастера занимались в основном "набивкой", и в экспозиции много резных досок для нанесение рисунка на полотно (кстати, я не знал, что ситец - словно индийского происхождения). Производствами владели крестьяне, изначально крепостные - хотя в музее сохранилась цитата из ПСС Ленина: "Богатства русской буржуазии созданы обнищанием и разорением русских рабочих". На потолке цокольного этажа сохранились подлинные росписи с портретом членов семьи Бурылиных, а на втором этаже в парадных залах, кое-где с оставшейся лепниной в "неоготическом" стиле, развернута выставка моделей Вячеслава Зайцева, что эффектно, но не слишком занимательно, а также коллекция "агитационного текстиля" 1920-х-30-х годов, и вот это самое интересное. Вместо восточных огурцов, розочек и ананасов (уж откуда ивановские мастера в 19-м веке знали про ананасы - отдельный вопрос) на тканях появляются серп-и-молот, дирижабли, символы индустриализации (шестеренки, трубы, все то в конструктивистских композициях) и коллективизации (трактора), спорта (мотогонщики), особенно хорош орнамент из "лампочек Ильича"; среди картинок иного стиля, но тоже пропагандистской направленности - счастливый колхозник на тракторе в декоративной пышной рамке из цветов и фруктов; один из выдающихся примеров идеологического креатива - ткань "В едином строю", с изображением разных родов Красной Армии и флота - моряков в бескозырках, кавалеристов в буденновках, по дизайном вольно или невольно отсылающая к известному полотну Климента Редько. Экскурсию венчает включение электрического "глобуса" с аппликациями из ситцевых тканей.

Судьба Бурылина характерна - в 1919 году его "уплотнили", а в 1923 выселили из национализированного дома и через год он умер на квартире у своего родственника. Но до этого в 1914 году Бурылин за свой счет и на основе своей коллекции открыл напротив своего дома первый городской музей, куда поместил собранные им раритеты. Если жилой особняк эклектично сочетает в себе приметы необарокко и неоготики, то музейное здание больше неоклассическое. Именно в нем после революции было объявлено о создании Ивановской губернии - до этого город не был губернским, да и города-то почти не было, он к концу 19 века лишь возник на месте села. Помещение, которое изначально строилось как музей, никогда ничем кроме музея не служило - редчайший в российских условиях пример. Сейчас официально он называется Музей промышленности и искусства. В нем восстановлен "мемориальный музей Бурылина", но гвоздь коллекции располагается на втором этаже - "универсальные астрономические часы", сделанные во второй половине 19-го века по заказу герцога Альбы, после разорения владельца отправившиеся на выставочные "гастроли", в поездках сломавшиеся и выкупленные Бурылиным в 1911 году - теперь работает только центральный их циферблат. Кроме того Бурылин коллекционировал курительные трубки, монеты, веера, картины на ткани, фарфор, старинные, музыкальные инструменты - широких интересов и взглядов человек был. Сами интерьеры тоже примечательные, а если подняться на галерею второго этажа - там еще мемориальная библиотека и составленная Бурылиным подборка документов и артефактов, посвященная Льву Толстому, которым фабрикант восторгался.

Приоритетным для меня, конечно, оставалось посещение Ивановского художественного музея, тем более, что после ремонта в нем на втором этаже развернулась постоянная экспозиция "Монтаж", посвященная авангарду начала 20-го века. Век 19-й в собрании тоже имеется, но по большей части остается в фондах, из убранного на время ремонта вернулось в постоянную экспозицию и задвинуто в дальний угол всего несколько вещей, среди них главная - "Вдовушка" (1851) с некоторых пор обожаемого мной Федотова, ну и еще, пожалуй, "Портрет директора почтового департамента Прянишникова" кисти Брюллова (1849). Ну и две комнатки отданы под "древний мир" - под коллекцию опять-таки Бурылинскую, очень для областного центра (а тем более для уездного городка, каким Иваново было 100 лет назад) солидную, включая якобы первую в России египетскую мумию - но все-таки странно было бы на египетских древностях концентрироваться в их ивановском варианте. Зато 20-й век впечатляет без оговорок. Достойно для областного музея представлены мирискусники, символисты и их современники - есть Борисов-Мусатов, Врубель, Судейкин, Сарьян, Жуковский, Яковлев, скромный, но неплохой пейзаж раннего Крымова (1907), "Осень" Петровичева, симпатичная "Осенняя аллея" Соколова, "Послеобеденный сон" Грабаря, "В келье" С.Виноградова, парочка непритязательных вещиц Сомова ("Облачный день", 1900; "Спящая молодая женщина", 1903), "Стилизованный пейзаж" Григорьева. Большое, пусть и не самое выдающееся панно Нестерова "Лето". Очень высокого качества вещи авторов может и не первого ряда, но замечательных: Оссовского, Пахрова, неизвестный мне, но очень интересного художника Пырина, в ивановском музее сразу несколько его картин (городских видов). Из мэтров - Кустодиев, ранний Дейнека ("Собрание работниц Трехгорки", "Цистерны и аэропланы"), великолепные "Женский портрет" Анненкова, "Натюрморт. Фрукты" Шевченко, потрясающая "Щука" Штеренберга. А еще "Натюрморт. Тарелка" Стржеминского - того самого художника, которому посвящен последний фильм Вайды. Очень интересующий меня с недавних пор Синезубов - отличный "Пейзаж. Улица" (1919) с утекающей за угол мужской фигурой и валяющейся на дороге (убитой? проституткой?) женской. Неплохие натюрморты Рождественского, Машкова и Куприна (лучше всех Куприн), пейзажи Фалька и Кончаловского. Достаточно стандартный, но представительный набор абстракционистов и конструктивистов - Малевич, Родченко, Степанова, Экстер. Совершенно роскошные произведения Ольги Розановой - изумительные "Этюд к автопортрету" и "Трефовый валет". Узнаваемая "Зима" Льва Бруни (1918), которую только что можно было видеть в московском Еврейском музее на выставке "До востребования-2" (туда из Иванова привозили два предмета, но второй, средненький пейзаж Фалька, по возвращении отправился в запасники и не экспонируется):

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3562488.html

По решению большинства группы (я, как обычно, оказался в числе угнетенных меньшинств) заехали за текстилем... Но раз уж все равно тратить время - пошел и я по лабазам глянуть, может, штанишки льняные прикупить - куды там. На огромный, необозримый торговый комплекс - всего два магазинчика льняных изделий, в одном лен белорусский, в другом вологодский, своего ивановского нету. Я потом спросил у шофера - не производят? Говорит - производят в Приволжске (это ближе к Плесу, но мы туда в прошлом году не доезжали, а сейчас и подавно), оттуда в Иваново не завозят, потому что хотят завод обанкротить и продать, уж не знаю, правда это или нет, но остался я без штанов.

Иваново как город, поскольку пешком я ходил только от гостиницы до кинотеатра через реку, да и то не каждый раз, иногда на машине возили, для меня остался терра инкогнита. Разве что из окна микроавтобуса дорогой от музея к музею что-то занятное удалось увидеть - а все же есть что, например, жилые конструктивистские комплексы рубежа 1920-30х, "дом-подкову" (на улице Громобоя, названной в честь прозвища одного из бескомпромиссных борцов революции), а есть еще где-то "дом-корабль" и другие: архитекторы-конструктивисты приезжали строить в Иваново, когда свежеообразованный губернский город чуть было не стал еще и столицей РСФСР - по праву первородства Советов, ведь здесь в результате Иваново-Вознесенской стачки возник первый в истории совет рабочих депутатов (1905 год), "мифологический первопредок" всей Советской власти. Кстати, музей Стачек, или Первого совета, до сих пор существует и работает, но как на грех, в единственный мой свободный на фестивале день, воскресенье, почему-то оказался закрыт, что для музея ненормально, и тем не менее. У меня нет иллюзий насчет масштаба и увлекательности экспозиции, здание тоже, уверяют, не историческое, но построено уже в глубоко "советское" время (когда от идеи реальных Советов осталось одно название), однако это не помешало мне огорчиться.

А дальше мы поехали в Ново-Талицы ради музея Цветаевых, который я, как ни странно, никогда прежде не бывая в Иваново, посетил год назад по дороге (на самом деле совсем не по дороге) в Ярославль:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3343891.html

Экскурсию гостям "Зеркала" проводила другая девушка, но наша прошлогодняя тоже присутствовала и меня сразу узнала - приятно и тревожно. Музей, впрочем, примечательный и заслуживал того, чтоб вернуться, к тому же в цветаевском дворе организовали чаепитие с яблочными пирогами. Учитывая предыдущий завтрак и последующие обед с фуршетом фестивального закрытия для меня это означало переход на четырехразовое питание. Еще один день в подобном режиме - и я был кончился от объедания, но проблема решалась просто с неизбежным отъездом в Москву тем же вечером.





Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments