Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"До востребования-2": авангард 1920-х в Еврейском музее

До сих пор ни разу не воспользовался "бесплатным понедельником" в Еврейском музее - как-то и случае не было, и не интересовался особо, а тут собрался - погода подвела, но уж доехал кое-как. Постоянную экспозицию видел раньше и снова даже заходить не стал, фотовыставку Филиппа Хальсмана "Прыжок" проглядел краем глаза, мимо нее все равно не пройдешь, но большую ретроспективу Хальсмана, где "Прыжкология" была лишь одним из разделов, я прошлым летом застал в Барселоне:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3402160.html

Сосредоточился на проекте "До востребования-2" - первая часть была посвящена номинально дореволюционному периоду т.н. "русского авангарда" (русский он постольку, поскольку именно в Еврейском музее смотрится лучше всего), а вторая, нынешняя - послереволюционным 1920-м, хотя хронология более чем условная (присутствуют работы и 1910-х, и 1930-х годов), как и предпринятое кураторами деление по стилистическим направлениям (где Кандинский, например, оказывается представителем "школы Матюшина"). С одной стороны, экспозиция очень насыщенная, работ множество, в основном живопись, иногда графика, чуть-чуть скульптуры; предметы свезены из провинциальных музеев, и некоторые вещи я видел там (особенно что касается Ярославского художественного, где побывал менее года назад, также Костромского и Архангельского), но в основном, конечно, для Москвы это все эксклюзив, хотя по качеству и не перворазрядный, понятно. С другой, плотность развески такая, что сосредоточиться на отдельных работах затруднительно - но, может, так тоже задумывалось, потому что произведения представлены в основном художников не самых выдающихся, зачастую малоизвестных или вовсе забытых, но важных как часть чего-то более масштабного и универсального (эпохи, течения, подхода к той или иной теме, жанру). Зато по всему периметру экспозиции расставлены лавочки, и почти всю выставку можно обозревать сидя - для меня это большое облегчение.

Разделы по количеству и качеству вещей тоже неравноценны. Открывающий выставку "Конструктивизм" собран "с бору по сосенке", хотя и тут можно что-то выловить занятное - например, "Лошадок" Г.Стенберга (1920), где в геометрическую абстракцию вписанные "наивные" белые лошадиные фигурки. Как и в "Витебской школе Казимира Малевича", следующем разделе - графический "Звенящий будильник" М.Векслера (1922), где звук буквально "слышен" в карандашном рисунке. "Школа Михаила Матюшина" обширнее, но еще менее увлекательна набором произведений, композиции "грандов" абстракции - Родченко, Поповой, Клюна, Веснина, Певзнера, даже Кандинского (из Ярославля, кстати, так что этот листок я уже видел недавно там) - мало чем качественно выделяются среди прочих, включая собственно матюшинские "Лахту" (1920) и "Свободное движение" (скульптурная композиция из дерева). Скорее уж привлекает внимание "Конструкция с граммофонными пластинками" Д.Загоскина (1921-22) или "Женский портрет" некой О.Ваулинй (из Кировского музея). Скромный раздел "пуризм" - имена сплошь не на слуху, от многих авторов осталась по одной или паре работ вообще - схематизированные пейзажи и натюрморты (Леблан, Лебедев и др.).

Совсем другое дело - слишком широко обобщенный раздел "Примитивизм, экспрессионизм, сюрреализм", где под одной шапкой собраны совершенно разные вещи и художники, включая Чекрыгина, Филонова, Лабаса. Что касается Лабаса - его полотно "В метро" тоже из Ярославля, и сразу узнаваема и картина, и тем более индивидуальный стиль; как и оттуда же приехавший замечательный "Синий день" ("Красный дом") Синезубова (1920). Поэтому я сконцентрировался на других: Е.Давидович "Автопортрет с трубкой" (1929-30), "Дагестан. Внутренний двор" Р.Барто (1932), где женская фигура посреди пустого двора чем-то напоминает сюрреалистические композиции Дельво; К.Чеботарев "Тревожно" (1933) - скорее забавный "натюрморт" с противогазом на подоконнике; графическая "Сцена с ребенком" ("Жанровая сцена с автопортретом в центре") В.Чекрыгина; графический лист Филонова "Всадники" (1919е) с дежурным для этого автора апокалиптическим настроем приехал из Краснодара; остроумная по композиции "Сидящая фигура" В.Бубновой (1919). Одна из самых запоминающихся вещей - "Пейзаж" ("Воскресный день") Н.Голощапова (1920), динамика ветра передана превосходно (картина из Екатеринбургского музея - в городе был, в музей не сходил, непростительно). Ранний Юрий Пименов - "Италия" из цикла "Завод" (1929-32) - более знакомая (Архангельский музей). Узнаваемые Древин ("Пейзаж с лошадью. Алтай") и Удальцова ("Встреча", 1931). Пожалуй, единственное для меня какое-никакое "открытие" выставки - Юстицкий, встречающийся в разных разделах, и абстрактных, и сюжетных, но здесь, среди "экспрессионистов", его "Молочница" (1923) смотрится очень выигрышно. Хотя самая крупное и яркое полотно на выставке - "Полдень в Шахимардане" А.Волкова (1933). Хороши "Три фигуры" А.Гончарова (1922). Тогда как "Семья середняка" В.Пальмова (1929) - явное и не слишком ловкое подражание Петрову-Водкину. Еще один "ранний" из будущих признанных советских мэтров соцреализма - Самохвалов - представлен "Работницей" (1924), где уже будущая его манера заложена, но еще со следами кубизма и без присущего совгражданам оптимизма, героиня сурова и живопись подстать ей строга, холодна. "Дом в разрезе" Глебовой и Норет я тоже видел в Ярославле, как и разведенный с ним по разделам "Натюрморт с фарфоровыми фигурками" Машкова, здесь он вынесен в "поздний сезаннизм", а в Ярославском художественном они рядом висят:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3343891.html

В "позднем сезаннизме" самые знакомые, общеизвестные имена - помимо Машкова это Кончаловский, Лентулов, Шевченко, Кузнецов. Но произведения по большей части не впечатляют. Уж на что Шевченко оригинальнейший живописец, но его "Натюрморт" (1918) едва ли тянет на шедевр. "Портрет Бебутовой" (1918) Кузнецова опять-таки из Ярославля - вот музей так музей! а там и 19-й век богатый! - к тому же недавно показывался на персональной ретроспективе Кузнецова в Третьяковке. Неплохой, яркий пейзаж Лентулова (из Самары), малоинтересные "Балаклавские рыбаки" Кончаловского. Фальк, Осмеркин, Ульянов, Куприн, Рождественский - тоже все проходные работы, за исключением разве что "Оркестра" Н.Ульянова. Зато очень занятный "Натюрморт с зеркалом" Н.Мамонтова. "Водокачка" Бебутовой (нач. 1920-х) любопытна лишь тем, что Бебутова связана с Фальком, а пейзаж "Улица Воровского в Москве" В.Эйгеса - возможностью увидеть Москву 1927 года.

Ну и куцый, из девяти небольших картин, раздел "поздний кубофутуризм" - Бруни, опять-таки Осмеркин и Лабас, Пуни. Хотя "Натюрморт с бутылкой" Пуни (1922) и "Пейзаж. Зима" Бруни (1918) ничего себе. Такая выставка - вроде много всего, но ничего сверхъестественного; выстроена и организована - но как будто и бестолково; с комфортом - а неудобно. В бесплатный день, впрочем, посмотреть можно.

Д.Е.Загоскин "Конструкция с граммофонными пластинками" (1921-22), Саратовский художественный музей


Н.В.Синезубов. "Синий день" ("Красный дом") (1920), Ярославский художественный музей


В.М.Юстицкий "Молочница" (1923), Саратовский художественный музей


А.Н.Самохвалов "Работница" (1924), Краснодарский художественный музей


Н.А.Мамонтов "Натюрморт с зеркалом" (1920), Омский художественный музей


Н.П.Ульянов "Оркестр" (1921), Тульский художественный музей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments