Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Военные письма" В.Гаврилина в БЗК: БСО, капелла Юрлова, дир. Владимир Федосеев, сол. Агунда Кулаева

Оставалось перетечь из МЗК в БЗК - камерный концерт закончился рано, а первое отделение у Федосеева, похоже, затянулось: ничего не знаю про композитора Сойникова - сперва даже перепутал с Дойниковым! - вернее не знал до сих пор (потом посмотрел и творческая биография впечатляет: преподавал по районам, сочинял кантаты на стихи рабочих поэтов и С.Маршака, разные там "славянские игрища"; позже, как водится, переквалифицировался на духовность), но его "Роза мира", надо думать - опус масштабный, судя по обрывкам записи в телерепортаже - графомания дружит с гигантоманией. Так что к моменту, когда Рудин и Фаворин завершили свое выступление вместе с бисом, БСО еще не вернулся с антракта, что нам оказалось кстати и на руку.

Четыре года назад "Военные письма" Гаврилина исполнял Гергиев со своим оркестром, хором академии Свешникова и Ларисой Дядьковой, тогда только идейная подоплека гергиевского православно-милитаристского феста помогала уяснить сам факт возвращения к полузабытому произведению середины 1970-х:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/2561151.html

У Федосеева вышло (а может мне показалось в силу отсутствия каких-либо ожиданий, я ведь на БСО попал случайно, спонтанно) куда убедительнее. Во многом благодаря великолепной Агунде Кулаевой - одна из лучших меццо, она особенно хороша и "достоверна" во всевозможного рода бабских страданиях, будь то томления героинь Римского-Корсакова или вот собирательный образ вдовы-солдатки середины 20-го века. И несмотря на всю фальшь интеллигентской стилизации под народные причитания в текстах Альбины Шульгиной (ленинградская поэтесса, хоть и вятских корней), Кулаевой удалось нечто живое в своей развернутой и достаточно разноплановой партии открыть. Ее партнером выступил Владимир Автономов, скорее тенор, чем баритон, и довольно скромных вокальных возможностей певец, но для этого случая терпимый - их с Кулаевой дуэты удались лучше всего. Впрочем, хоровые номера тоже прозвучали на уровне. Оркестр - с арфами, челестой, роялем, всяческими ударными - у Гаврилина заведомо "врет" еще сильнее, чем поэтессины интеллигентские вирши про "дружка" и "комариков", но уж какая ни есть партитура, а Федосеев от души, с полной отдачей ее реализовал. И отдельные моменты (например, "Рябины...") получились против всех предубеждений по-настоящему проникновенными.

Что все-таки важно в "Военных письмах", что, помимо определенного качества собственно музыки, выделяет их выгодно из огромного вала тогдашних и теперешних сочинений аналогичной тематики, к примеру, чуть ранее написанного "Реквиема" Кабалевского, с которого недавно тоже безуспешно пытались стряхнуть нафталин (я не ходил на концерт, но послушал целиком в записи) -

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3510792.html

- это сугубо трагическое преломление мотива. От победного, торжественного пафоса, от фанфар и ритуальных заклинаний по разнарядке гаврилинский цикл, как ни парадоксально, полностью свободен, и даже просветленный "майский" финал доверен хору, лирическая героиня умолкает раньше, как бы оставаясь наедине со своей невосполнимой утратой, пусть даже на всей земле (якобы) наступает весна и мир.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment