Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Прокофьев в МЗК: Никита Мндоянц, Юрий Фаворин, Наиль Мавлюдов, Сергей Кузнецов, Сергей Редькин

Несколько лет назад "класс Элисо Вирсаладзе" представлял почти полный цикл фортепианных сонат Прокофьева за один вечер - вот это было незабываемо, и между прочим многие из тогдашних студентов-аспирантов за считанные годы уже выбились в звезды:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/2220315.html

Нынешний консерваторский абонемент разбит, к сожалению, на два концерта, и первый мне пришлось пропустить, но уж на второй я шел как на праздник: пять сонат Прокофьева в исполнении пяти молодых, но уже известных и состоявшихся музыкантов, хороших и разных!

Сонатой № 4 до минор открывал вечер Никита Мндоянц, чей недавний и, говорят, очень хороший сольник мне тоже пришлось, увы, пропустить. Но я слышал Мндоянца раньше, и его участие в концерте мое внимание привлекло не в последнюю очередь. К сожалению, в его версии Четвертая соната порадовала тем меньше, что почему-то именно ее последнее время все повально бросились играть и много с чем можно сравнивать, она постоянно на слуху. У Мндоянца Четвертая соната вышла слишком громкой, с неуместной размашисто-рахманиновской "сентиментальностью", хотя и технически убедительной на свой лад, но совсем не такой, каким лично я "слышу" Прокофьева... Разве что финал, пусть с перебором, искрился фирменной прокофьевской игровой театральностью.

Соната № 6 Ля мажор, моя любимая на сегодняшний момент из прокофьевских сонат для фортепиано соло, досталась Юрию Фаворину, который сыграл ее мощно и напористо, но в первой части явно слишком грубо, остроты и изящества, того самого "театрального", "игрового", "масочного" начала (присущего Прокофьеву и в инструментальной музыке) сперва не хватало. Оставшиеся три части удались намного лучше, близко к идеалу.

Сонату № 7 исполнял Наиль Мавлюдов, которого мне доводилось слышать раньше, кажется, лишь однажды, и его Бетховен меня прям-таки оттолкнул, а тут - Седьмая соната Прокофьева, я заранее настроен был скептически... Оказалось - едва ли не лучше всех Мавлюдов выступил (несмотря на пару киксов). Уж на что Седьмая соната предполагает экспрессию, но Мавлюдову удалось показать ее не через сомнительную эксцентрику, а через внутреннюю, сдержанную силу, особенно в первых двух частях, через напряжение до поры скрытое, но потом, разумеется, прорвавшееся - и захлестнувшее. Первая часть у Мавлюдова была как прозрачный и твердый кристалл, переливающийся бесчисленными тонкими гранями, мелкими деталями - а к коде финала этот кристалл расплавился, превратился в сгусток энергии, просто ослепил.

Сонату № 8 Си бемоль мажор в начале второго отделения сыграл Сергей Кузнецов. Совсем недавно в своем сольнике в БЗК ее исполнял Борис Березовский, и показал, что это вообще не его материал -

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3514923.html

- вариант Кузнецова был намного интереснее, по крайней мере блестящим по форме, хотя и осмысленным, продуманным, может, где-то несколько легковесным. Не хватило мне здесь как раз "театральности", при том что в музыке именно Восьмой сонаты масса перекличек, в том числе и в чисто тематическом плане, с операми и балетами Прокофьева конца 1930-начала 1940-х, а также есть прямые параллели с его киномузыкой того периода.

Завершал вечер Сергей Редькин, в какой-то момент заменивший на афише Алексея Чернова, который изначально должен был играть Девятую сонату. Я бы и Чернова послушал, но Чернов все-таки постоянно выступает, а Редькин в Москву наезжает спорадически, и играет, как правило, с оркестром - сольников не припоминаю или просто не попадал. Девятую сонату Редькин исполнил отлично, выявив все ее важные подтексты - не просто как внешне незамысловатую интимно-лиричную "штучку", но (и это позднейшим камерным вещам Прокофьева свойственно в высшей степени) как последний вздох усталого гения: да подавитесь вашим До мажором! При сохранении всей чистоты и внятности музыкальной фактуры, при всей возможной - при таких условиях - искренности. Редькин - пианист великолепный, умный, с отточенной техникой, я бы на его сольное выступление пошел с любой программой, а тут он еще и Прокофьева играл - такая удача.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments